Рао федотов свежие. Федотов сергей сергеевич

Предлагается полностью отказаться от бездоговорного коллективного управления правами. На данный момент общества по коллективному управлению правами собирают отчисления в пользу всех авторов, даже если эти авторы не подозревают о существовании таких обществ. Минкомсвязи предлагает сделать так, чтобы эти общества работали только по прямому договору с авторами и владельцами прав.

Эксперты отмечают, что Владимир Ростиславович отсеивает частные интересы Никиты Михалкова, который совместно с президентом авторского совета РАО Сергеем Федотовым контролирует авторские сборы.

Итак, Министерство культуры считает, что внедрение идеи реформирования скажется на правообладателях: они перестанут получать причитающееся им вознаграждение, поскольку не смогут самостоятельно проконтролировать использование своих произведений в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и др.). В частности, говорится о вознаграждениях для руководства РАО и РСП.

Напомним, по данным отчета РАО, с 2008 по 2013 годы сборы организации увеличились в два раза - с 2,2 млрд до 4,4 млрд рублей. В 2013 году Федотов с удержал целевые отчисления на покрытие собственных расходов 1 млрд рублей! На оплату труда сотрудников организация направила 320 млн рублей, на хозяйственные расходы - 67 млн, на юридические услуги - 37 млн, на прочие расходы (не раскрываются) - 15 млн рублей! Что это за прочие расходы? Покупки элитных автомобилей или вечеринки в ресторанах?

В другом отчете – РСП, где главенствуют на пару Федотов с Михалковым, указано, что с 2010 по 2013 годы организация значительно увеличила авторские сборы. 15% собранных денег РСП удерживает на покрытие собственных расходов. В 2010 году собранное вознаграждение составило 38 млн рублей, в 2011-м - 683 млн, в 2012 достигло 1,1 млрд! В 2013 году организация собрала рекордную сумму - 3,4 млрд рублей, а выплатила 1,7 млрд рублей! Получается, организация удержала суму в 1,7 млрд!

Якобы 6-8% этих денег уходит на разработку и поддержку программного обеспечения, 5-7% расходов составляют затраты на проведение исследований и получение статистических данных и более 10% уходят на судебные издержки. Остальное - зарплата штату из 50 человек, аренда помещения, отчисления в бюджет и прочее. Если 5% - на программное обеспечение от 38 млн в 2010 году, можно понять, то 5-7% от 1,7 млрд – невозможно. Также непонятно, почему в 2013 году было удержано 50%!

Конечно, реформирование ударит по обогащению руководства. Федотову и Михалкову придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций (сейчас заключаются договоры с двумя организациями: по авторским правам и по смежным правам), при этом каждая организация будет диктовать свои условия и размеры вознаграждения. В общем, отчисления будут распределяться не между руководством, а среди авторов.

Отметим, что некоторые авторы недовольны работой обществ по коллективному управлению правами. Например, в 2014 году поэт-песенник Илья Резник за год получил от РАО за свои песни всего 12 руб. А Игорь Матвиенко получил всего 72 руб. за трансляцию своих произведений на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи.

Напомним, что Мединский вместе с Федотовым и Михалковым планируют объединение всех авторских обществ с целью монополизации сектора.

В июле разгорелся скандал вокруг объединения совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Российского авторского общества (РАО) и Российского союза правообладателей (РСП).

Тогда экс-министр культуры, ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского и член совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Александр Соколов не был допущен на внеочередную совместную конференцию Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП) и ВОИС, на которой было принято решение об объединении трех этих организаций в единую структуру с названием «Профсоюз деятелей культуры, российское авторское общество (ПДК РАО)».

Организаторы мероприятия отказались пропустить Соколова в зал. Оказалось, многие ведущие представители организаций тоже не смогли попасть на заседание. 12 из 28 членов совета ВОИС не имеют никакой информации о конференции, хотя среди них многие являются руководителями крупных творческих коллективов, заинтересованных в демократичной форме обсуждения своих прав.

Среди творческой элиты ходили слухи, что стараниями министра культуры рынок по сбору отчислений в пользу авторов может быть полностью отдан под контроль Никиты Михалкова на территории всего ЕЭП. Сбор авторских вознаграждений является одним из самых выгодных областей «рынка интеллектуальной собственности».

Интересно, почему господин Мединский против? Не потому ли, что Никита Сергеевич его большой друг? Владимир Ростиславович, наверное, забыл, что он не бизнесмен и не меценат «для своих», а чиновник.

1 февраля глава российской компании RDS Records Дмитрий Серёгин выложил у себя в Facebook скан уведомления от РАО со следующим текстом:
"Настоящим Общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество" ...(далее - "РАО") уведомляет Вас о том, что "23" января 2018 года на должность Генерального директора РАО назначен Сухотин Александр Леонидович. Основание Лист записи ЕГРЮЛ №2187700048501 от 23.01.2018 г.
Остальные реквизиты организации остались без изменений".

Прежний гендиректор организации, Максим Дмитриев "понижен" до роли Председателя Правления, то есть стал заместителем Александра Сухотина . Ранее всё было наоборот - Сухотин значился в качестве замгендиректора.

Рокировка произошла сугубо кулуарным порядком: PR-служба РАО, готовая иной раз присылать по 5 пресс-релизов в день по поводу одного и того же события, в этот раз предпочла сделать вид, что ничего существенного не произошло - ну что с того, что сменился официальный глава организации? - Это не повод для пресс-релизов. Тем более, что это стало происходить так часто, что уже выглядит рядовым явлением: предыдущий гендир только что вышел из тюрьмы, промежуточный инициировал большую проверку, которая ничем не закончилась и денег музыкантам не вернула, а новый пока широкой публике известен мало. Представим вам фигуранта, который все это время оставался в тени, хотя на протяжении многих лет был близок РАО и принимал многие решения, повлиявшие на его развитие.

Кто такой Александр Сухотин

Сухотин известен как заместитель генерального директора РАО (с 2010 года), член Правления Российского музыкального союза (РМС) и генеральный директор "УПРАВИС" - Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства. Портал "За честный бизнес", между тем, указывает, что Сухотин является также генеральным директором АО "Редакция газеты "Культура" (зарегистрировано в 1997 году) и ООО "Редакция газеты "Культура" (зарегистрировано в 2012 году), держит 40% долю в АО "Национальное агентство по теле- и радиовещанию", имеет крошечную 0,1% долю в ЧОП "Хранитель", а также некогда состоял соучредителем в ЗАО "Группа компаний "Центр", открытом в 2003 году и ликвидированном в 2007. Руководителем этого ЗАО был хорошо знаомый читателям "Звуков" Андрей Кричевский . Но об этом - чуть позже.

Пока же сосредоточимся на том, что Сухотин - стародавний член правления РАО и руководитель УПРАВИС.

ОКУП-4 и перекрёстное опыление

С 2008 года УПРАВИС является организацией, аккредитованной государством в сфере управления правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений. В 2013 году Минкульт выдал организации "ярлык на княжение" в своей сфере сроком на 10 лет.

Итак, УПРАВИС - это ещё одно общество по коллективному управлению правами на интеллектуальную собственность (ОКУП), аналогичное по своим функциям РАО, Всероссийскому обществу по интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российскому союзу правообладателей (РСП). То, что для всех этих организаций характерно "перекрёстное опыление" - одни и те же люди заседали в руководстве всех четырёх организаций и все так или иначе связаны с Никитой Сергеевичем Михалковым - "Звуки" уже неоднократно писали .

Немало было написано и о том, как в конце лета 2016 года в РАО сменилась власть, и что этому предшествовало - а именно, попытка продавить через Минкульт и законодательные органы законопроект о так называемой "глобальной лицензии" , закончившаяся провалом.

Очень кстати всплыли сведения о покупке тогдашним гендиректором РАО Сергеем Федотовым небольшого замка в Шотландии, и немало ходило разговоров о том, что Федотов считает себя не менее чем "новой знатью". Новоявленным "помещиком" занялись следственные органы.

На рынке ходили упорные разговоры о том, что неприятности замковладельца Федотова связаны с тем, что он выпал из фавора у Михалкова и поссорился со своим прежним соратником Андреем Кричевским.

Кричевский читателям "Звуков" хорошо знаком. Руководитель ВОИС и (в прошлом) член правления РАО и РСП, а также руководитель ФГУП "Фирма Мелодия", - гиперактивный бизнесмен со своеобразной репутацией. О деятельности господина Кричевского "Звуки" , и не один раз .

После фиаско с "глобальной лицензией" Кричевский решил замкнуть управление всеми российскими ОКУПами на себя.

Все прошло как по маслу. Федотов загремел в тюрьму (освободился по УДО в начале декабря 2017 года). Прежний Авторский совет РАО, пытавшийся взять ситуацию под свой контроль, был разогнан на "внеочередной конференции РАО" 31 августа 2016 года. Новым генеральным директором РАО стал глава "Первого музыкального издательства" Максим Дмитриев - креатура Андрея Кричевского.

Злые языки утверждают, что никакой конференции в реальности и не проводилось. Во всяком случае, обстоятельства её проведения чрезвычайно туманны и для таких мероприятий нетипичны.

Зато совершенно реальным был вердикт Басманного суда, отклонившего иск о признании этой конференции недействительной. Тем самым суд легитимизировал её и всё, что на ней происходило, включая состав нового Авторского совета и статус Дмитриева в качестве гендиректора. Этого, по-видимому, и добивались организаторы процесса.

Заместителем Дмитриева был назначен Александр Сухотин, - как уже сказано, прежний заместитель Кричевского по ВОИС и его деловой партнёр ещё с первой половины 2000-х.

Многоходовочка

Каким же образом получается, что Дмитриев был формально избран, а Сухотин - назначен, да ещё и втихую?

Как выясняется, за год руководства Дмитриева устав РАО был существенным образом изменён. Вот, что пишет издание Copycollect:
"Максим Дмитриев был избран генеральным директором на конференции, которая, строго говоря, была созвана с нарушением предусмотренной процедуры.

По уставу в действовавшей на тот момент редакции конференция должна была созываться Авторским советом. Но Авторский совет ничего не созывал, все делала инициативная группа, то есть процедура созыва соблюдена не была. Однако Басманный суд при рассмотрении дела о признании решений конференции незаконными не счел нарушение существенным, сославшись на то, что бездействие Авторского совета не должно препятствовать членам организации собраться..."

Далее в материале указывается, что новые хозяева РАО быстро смекнули: если прежнее руководство и Авторский совет смогла спихнуть "инициативная группа" (членов которой, кстати, к 31 августа успели из РАО исключить), то что помешает другой - такоей же инициативной - группе указать на дверь и Дмитриеву, а то и самому Кричевскому? Так дело не пойдёт.

Поэтому в конце апреля 2017 года РАО проводит ещё одну внеочередную конференцию, на которой, помимо объявления результатов аудита , была принята новая редакция устава.

В нём, как отмечается в материале Copycollect, прямо предусмотрена возможность созыва конференции по инициативе не менее половины членов организации (около 14 000 человек). Но есть одно "но": созыв возможен только после одобрения этой инициативы Правлением. А Правление имеет право отказать в созыве конференции.

"Члены РАО вправе самостоятельно осуществить созыв Конференции в случае отсутствия мотивированного письменного отказа Правления в ее созыве в течение одного месяца со дня получения соответствующего требования" , - говорится в новой версии Устава .

Там же говорится, что генеральный директор организации теперь избирается Правлением.

Правление является "постоянно действующим руководящим органом Организации, избираемым Конференцией Организации сроком на 6 лет и ей подотчетным" . Помимо избрания генерального директора оно может и прекращать его полномочия.

Ранее Устав предполагал, что Генерального директора избирает общее собрание - то есть, Конференция.

"Остальные реквизиты остались без изменения"

Финальная фраза из уведомления РАО о смене гендиректора, конечно, вызывает улыбку, или, по модному в Сети выражению, "доставляет": из неё вполне можно сделать вывод, что генеральный директор - это теперь "реквизит". И по факту так и есть. Реальный контроль над РАО и остальными ОКУПами сегодня находится в руках Андрея Кричевского.

Почему Дмитриев был "понижен" до роли Председателя Правления? - Это на данный момент не ясно. Copycollect высказывает предположение, что это "реализация договоренности с Андреем Кричевским о постепенном выходе из управления РАО после завершения операции по перехвату корпоративного контроля над обществом". Председатель Правления - это "свадебный генерал" с очень незначительными, по сравнению с Гендиректором, полномочиями.

В целом же, ситуация в РАО, взаимоотношения общества со своими рядовыми членами и окружающим миром удивительно напоминает отношения государства российского со своими гражданами. Зачем соблюдать условности, если везде расставлены нужные люди?

Рядовые члены имеют право созывать внеочередную конференцию, если желающих - более 50% от общего числа. Но Правление может отказать в этой инициативе. Совершенно как, например, со свободой собраний в РФ: статья 31 Конституции формально действует, но федеральные законы написаны так, что только от доброй воли чиновников зависит, будет ли митинг "разрешённым" или его разгонят силой как противозаконный.
Точно также люди могут избрать, например, муниципального депутата из оппозиции, но его полномочия могут быть прекращены остальными депутатами под предлогом того, что его сердце "не бьется в такт" с их собственными.

Могут ли граждане с этим что-то сделать? Как-то оспорить? Имеют право попытаться.
И, как показывает практика, большинство населения страны подобное положение вещей вполне устраивает.

Устраивает ли рядовых членов РАО "режим междусобойчика", который установили Кричевский и Ко, заполучив контроль над Обществом и его денежными потоками?
Вопрос, вероятно, риторический.

Гендиректор Российского союза правообладателе (общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество").

Фото: http://pravo.ru/news/view/28977/

Биография Сергея Федотова

Российский государственный гуманитарный университет, факультет "Экономический".

В сфере охраны интеллектуальных прав работает с 1997 года.

С 1999 по 2003 годы занимал должность Генерального директора музыкального издательства при Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (РАО), с ноября 2003 года – первый заместитель председателя Правления РАО, с ноября 2004 года – председатель Правления РАО.

В настоящее время занимает пост Генерального директора РАО, а также является Ответственным секретарем Авторского Совета РАО.

С декабря 2007 года - председатель Совета директоров - Генеральный директор Российского Авторского Общества.

В ноябре 2009 года совместно с Союзом кинематографистов России Сергей Федотов выступил инициатором создания Общероссийской общественной организации « » (РСП), был избран членом Совета и Правления РСП.

С февраля 2011 года – Генеральный директор Российского Союза Правообладателей.

Высокая работоспособность Сергея Федотова, его профессиональная компетентность позволили РАО и РСП получить в 2008 и 2010 годах государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе. На сегодняшний день возглавляемые Сергеем Федотовым РАО и РСП признаны мировым сообществом базовыми организациями, способствующими внедрению мировых стандартов охраны интеллектуальных прав на территории бывшего СССР, сохранению единого гуманитарного пространства и предотвращению правонарушений в сфере авторского и смежных прав.

С.С.Федотов является также членом Совета и Правления Общероссийской общественной организации «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС), в создании которой принимал активное участие.

В 2011 году Сергей Федотов вместе с Н.С.Михалковым стал инициатором издания российской версии журнала «Голливуд Репортер». Российский «Голливуд Репортер» является первым лицензионным изданием знаменитого журнала за пределами Америки.

В январе 2012 года при непосредственном участии Сергея Федотова и Н.С.Михалкова возобновило свою деятельность одно из старейших печатных изданий в России – газета «Культура». Благодаря усилиям инвесторов газета не только возобновила свою деятельность, но и предстала перед своими читателями в более интересном и современном формате.

Достижения Сергея Федотова

Сергей Федотов внес большой личный вклад в дело охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Ему присущ творческий подход к решению сложных задач, умение находить компромиссное решение в сложных ситуациях, способность брать на себя ответственность в принятии решений по жизненно важным вопросам.

Сергей Федотов входит в состав Экспертного совета по авторскому праву и смежным правам Министерства культуры Российской Федерации, представляет Российскую Федерацию в Почетном комитете каннского Международного музыкального фестиваля МИДЕМ.

Член Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации. Член Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности.

Почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга. Автор публикаций по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в периодических и специализированных изданиях.

Свободно владеет английским языком.

Награды, почетные звания Сергея Федотова

  • 2003 год – Медаль Святого Благоверного Князя Даниила Московского;
  • 2004 год– Орден Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского;
  • 2004 год – Орден «Слава России»;
  • 2005 год – Благодарственная грамота Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
  • 2005 год – Почетный диплом и медаль ЮНЕСКО «За большой личный вклад в сотрудничество Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры»;
  • 2006 год – Орден Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского;
  • 2006 год – Благодарственная грамота Руководителя Службы Коменданта Московского Кремля ФСО России;
  • 2006 год – Благодарственная грамота Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
  • 2007 год – Почетный диплом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • 2007 год – Орден Святого Князя Александра Невского «За заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление государства российского»;
  • 2008 год – Диплом Почетного члена Филармонического общества Санкт-Петербурга;
  • 2008 год – Благодарность «За активное участие в организации и проведении выборов Президента Российской Федерации»;
  • 2008 год – Диплом «За плодотворную деятельность в подготовке специалистов в области интеллектуальной собственности и неоценимый вклад в развитие юридического факультета Российского Государственного Института Интеллектуальной Собственности (РГИИС)»;
  • 2009 год– Диплом Кафедры ЮНЕСКО Государственного университета «Высшая школа экономики» «За личный вклад в развитие теории и практики коллективного управления авторскими и смежными правами»;
  • 2009 год – Почетный диплом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
  • 2010 год – Благодарность Министра культуры Российской Федерации «За активное содействие развитию и охране интеллектуальной собственности»;
  • 2010 год – Присвоена степень Почетного профессора Российского Государственного Института Интеллектуальной Собственности (РГИИС);
  • 2010 год – Присвоено звание «Почетный адвокат России»;
  • 2010 год – Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» за активную работу с ветеранами, участие в патриотическом воспитании граждан и большой вклад в подготовку и проведение юбилея Победы;
  • 2012 год – Золотая медаль и диплом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) «За выдающиеся достижения в сфере интеллектуальной собственности»;
  • 2012 год – Благодарственное письмо Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «За большой вклад в развитие и становление института коллективного управления авторскими правами в Российской Федерации».

Сергей Федотов, генеральный директор Российского авторского общества, очень любит говорить о том, как тяжело живется артистам, однако, сам почему-то не торопится им помогать. А ведь роскошная жизнь этого человека позволяет направить кое-какие средства на помощь деятелям искусства.

Совершенно поразительная история. Помните российское авторское сообщество, ну то, которое грудью встало на защиту прав обиженных артистов? Кошмарит кинотеатры за воспроизведение музыки в фильмах, облагает оброком кафешки и клянчит процент у импортеров техники. У него, разумеется, есть директор. Сергей Федотов.

А вот у самого Сергея Федотова есть..
Давайте порадуемся за Сергея, похоже, есть крутая яхта. Фотки из твиттера.

Пьет чаек за здоровье российских исполнителей

А вот сама яхта. Мон плезир.

Наверно у Сергея монплезир Федотова в РАО очень неплохо идут дела, раз он может позволить себе такую яхту.

Если генеральный директор РАО рассекает на такой яхте, то артисты то наверно еще больше получают? Остается только за них порадоваться

Это тот самый Сергей монплезир Федотов, который купил замок в Шотландии за 1 млн. фунтов.

Это тот самый Сергей монплезир Федотов, чья жена купила кучу недвиги в Подмосковье, конечно же еще дороже чем в Шотландии.

Из отчета РАО можно узнать, что только с импортеров техники в 2013 году было собрано 3.4 млрд рублей, из которых 1.2 млрд РАО оставило себе на "ведение деятельности".
РАО по уставу имеет право направлять на покрытие своих расходов до 35% выручки. За пять лет РАО направило на собственные нужды 15 миллиардов рублей.
Выводы делайте сами;)

Вечером 16 марта стены столичного концертного зала Event Hall Даниловский сотрясались от аплодисментов — ​сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД отмечали 80-летие со дня образования своего легендарного прародителя — ​отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС) СССР. Популярные артисты эстрады заводили военно-патриотические песни, актеры театра и кино выступали с панегириками мужественным парням в красивых мундирах, а политики и чиновники зачитывали со сцены дежурные благодарности за верность Родине и отвагу на службе.

Но настоящим откровением для многочисленных офицеров, порядком подуставших от заученных казенных поздравлений, стал визит на торжество кинорежиссера Никиты Михалкова. Мэтр отечественного кинематографа, пожалуй, оказался единственным человеком, чью речь завороженно слушали все без исключения.

«Есть такая печальная поговорочка: «Скажи мне, где ты работаешь, и я скажу тебе, где ты воруешь». К сожалению, сложилась определенная печальная традиция. И вам изо дня в день с этой традицией приходится сталкиваться. Сегодня же выявлять противника сложнее. Это не бандит в зипуне с обрезом под полою. Сегодня это совсем другие персонажи: все при галстуках, все в белых рубашках, в хороших машинах, с округлой неспешной речью и дорогими телефонами. И вот как опознать среди белых воротничков того, кто ради наживы готов поступиться всем, в том числе и самым главным — ​именем своим и честью?! Ведь подчас это может быть не просто рядовой чиновник в галстуке. Он может быть и человеком на виду, и начальником, и депутатом, и сенатором, и работать в правительстве. Как преодолеть этот психологический барьер? Какие силы должны быть внутренние для того, чтобы превозмочь такие социальные условности. Не говоря уже о том, что это еще и серьезная режиссура — ​отличить того, кто говорит правду, от того, кто говорит неправду!» — ​с придыханием завершив выступление, Михалков уверенно направился к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву, губернатору Ярославской области (и бывшему начальнику ГУЭБиПК МВД) Дмитрию Миронову и депутату Госдумы Владимиру Васильеву.

Андрей Кричевский. Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Рядом с Михалковым в первом ряду расположился его верный заместитель в Российском союзе правообладателей, генеральный директор Всероссийской организации интеллектуальной собственности Андрей Кричевский. Видеть его на фотографии рядом с Никитой Михалковым непривычно даже некоторым его подчиненным: долгие годы возле кинорежиссера восседал другой человек — ​директор Российского авторского общества Сергей Федотов, летом прошлого года арестованный по подозрению в особо крупном мошенничестве юбилярами из ГУЭБиПК МВД.

«Мы про это немного пошутили даже, но не более», — ​рассказывал один из многих сотрудников ГУЭБиПК МВД, поднимавший тосты за здоровье Никиты Михалкова во время праздничного банкета. «Но вообще об уголовных делах не говорили. Праздник же», — ​добавляет оперативник.

Многие именитые гости едва ли знали, что накануне столичные полицейские начали расследование крупных хищений в Мострансбанке, где с использованием счетов организаций по управлению авторскими и смежными правами было похищено около 1,8 млрд рублей.


Петр Саруханов / «Новая»

Аристократ нового века


Сергей Федотов. Фото: РИА Новости

Российское авторское общество (РАО), последние четверть века занимавшее доминирующее положение на рынке сборов авторских вознаграждений за использование текстов, аудио- и видеофонограмм, в своем нынешнем виде было фактически создано заново в 2005 году. Тогда молодой менеджер Сергей Федотов, без доли юмора причислявший себя к аристократам нового века, был избран председателем правления РАО. Несуразно отвешивая реверансы с трибуны, он произносил речь не как чиновник, которому предстоит взвалить на себя ответственность за десятки тысяч деятелей культуры, а скорее как их многолетний большой начальник.

Из зала на него любовалась мама, Вера Федотова, когда-то трудившаяся бухгалтером во Всесоюзном агентстве по авторским правам и доросшая до главного бухгалтера РАО. На сына она смотрела скорее как на ученика — ​потому и убедила почтенных членов РАО отдать Сергею Федотову свои голоса, а затем ввела его в окружение председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова.

Сергей Федотов обещал с трибуны добиться изменения в законодательстве, регулирующем деятельность организаций по управлению авторскими и смежными правами, и значительно увеличить объем сборов. Тогда РАО уже взимало средства с радио и телевидения за использование фонограмм и текстов авторов, но Федотов всерьез планировал охватить новый сегмент — ​бесчисленные рестораны, в которых круглые сутки звучали музыка и песни. А ведь за это тоже надо платить.

Авторы, поверившие в высокие цели молодого амбициозного деятеля, тут же ринулись заключать с РАО договоры. Правда, эти соглашения уже тогда носили символический характер — ​устав общества предусматривал сбор денежных средств за использование фонограмм даже при отсутствии договора с автором, за исключением случая письменного обращения последнего «об изъятии каталога произведений из управления».

Первый год работы Сергея Федотова оказался по-настоящему урожайным: благодаря выстроенной вертикали уполномоченных агентов (от имени общества они отслеживали использование произведений и собирали деньги) удалось получить около 1 млрд рублей, которые, за вычетом небольших процентов, были распределены между артистами пропорционально их популярности и частоте звучания в эфире.

«Никто тогда даже не заморачивался насчет методики распределения денег, которую разрабатывал Федотов. Деньги заплатили — ​и замечательно!» — ​вспоминает известный московский композитор.

Но, не успев вкусить славу реформатора, Федотов вступил в свой первый конфликт: в офис РАО на Большой Бронной заявились агенты, собиравшие средства на Северном Кавказе, с которыми новый директор планировал пересмотреть договорные условия. Возглавлял северо-кавказскую делегацию авторитетный предприниматель Ахмед Тагибов.

В поисках защиты Федотов обратился к своему знакомому и соседу по работе — ​совладельцу компании с характерным названием «АНТИ» Алексею Клевцову. «Это было в районе Патриарших прудов. Клевцов познакомил меня со своим коллегой Андреем Кричевским», — ​вспоминал Сергей Федотов.

Вскоре Тагибов был задержан столичной полицией по подозрению в хранении наркотиков, а Андрей Кричевский отправился работать к Сергею Федотову. «Кричевский произвел впечатление хорошего специалиста в области экономики, такие люди были необходимы для развития РАО. Я предложил ему работу. Он согласился», — ​рассказывал Федотов.

С собой в РАО Андрей Кричевский прихватил ведущих сотрудников «АНТИ» — ​Александра Сухотина, Алексея Карелова и Веру Чумаченко.

В течение всего следующего года новая команда молодых менеджеров работала над поправками в четвертую часть Гражданского кодекса, главной новеллой которого должно было стать внедрение государственной аккредитации на право осуществлять сбор и распределение авторских вознаграждений (что позволяло занять монопольное положение на рынке).

Благодаря усилиям тогдашнего министра культуры Александра Соколова право на выдачу аккредитаций получил Минкульт. Сергею Федотову и Андрею Кричевскому же удалось добиться создания организации по управлению смежными правами (которая, в отличие от РАО, защищала бы исполнителей произведений) и включения в перечень пользователей авторских и смежных прав кафе и ресторанов.

Руководителем новоявленного общества — ​защитника исполнителей: Всероссийской организация интеллектуальной собственности (ВОИС), — ​был избран Андрей Кричевский. Федотов стал его заместителем. Впрочем, формальные должности никак не меняли иерархию: глава РАО по-прежнему считался в этом тандеме номером один, в то время как руководителя ВОИС воспринимали как личного адъютанта Федотова. Такое положение вещей сам Федотов воспринимал как нечто естественное, хотя правообладатели (от скромных авторов-одиночек до крупных рекорд-лейблов) объясняли доминирующую роль директора РАО его близкими отношениями с Никитой Михалковым.

Сам Сергей Федотов не скрывал, что был близким товарищем кинорежиссера и даже признался, что благодаря именно его помощи РАО и ВОИС удалось получить аккредитации в Минкульте. Впрочем, своего подчиненного Федотов тоже представил Михалкову, о чем впоследствии пожалел, оказавшись в камере «Матросской Тишины».

Доступ к Михалкову

Практически одновременно с созданием ВОИС Андрей Кричевский и Сергей Федотов добились учреждения Российского союза правообладателей (РСП), который благодаря поправкам в законодательство и очередной аккредитации Минкульта получил эксклюзивное право взимать 1% от таможенной стоимости ввозимой на территорию страны бытовой электроники, способной записывать и проигрывать фонограммы (эта законодательная инициатива больше известна, как «налог на болванки»).

Президентом совета РСП был избран Никита Михалков, пост главы правления занял его сын, режиссер Артем Михалков, а генеральным директором стал Андрей Кричевский.

Получив доступ к Никите Михалкову, Андрей Кричевский тем не менее продолжал работать в интересах Сергея Федотова. «Кричевский занимался всей финансовой деятельностью, в том числе в РАО», — ​вспоминает Федотов.

Работоспособность и исполнительность Кричевского, по словам большинства правообладателей и исполнителей, были его визитной карточкой. «Андрей в то время был не человек — ​машина! Ни одну проблему не оставлял без решения, ни один вопрос Сергея Сергеевича [Федотова] и Никиты Сергеевича [Михалкова] — ​без внимания», — ​рассказывает продюсер, входивший в авторский совет РАО.

В 2011 году Андрей Кричевский возглавил старейшую государственную фирму звукозаписи «Мелодия» и с тех пор постепенно превращался из закулисного менеджера в публичное лицо.

На протяжении последующих четырех лет Андрей Кричевский и Сергей Федотов довели общий объем сборов аккредитованных организаций до 10 млрд рублей в год.

Однако не все авторы и исполнители ощутили увеличение своих доходов. Все чаще правообладатели жаловались (правда, избегая публичных дебатов), что на рынке стали плодиться неизвестные до того компании, регулярно получающие крупные суммы от РАО, ВОИС и РСП. Информацию о миллионных переводах на счета фирм-помоек в печать передавали сами сотрудники аккредитованных организаций, рассказывает один из них: «Просто стало доходить до абсурда — ​например, выдающийся поэт-песенник Александр Шаганов, чьи тексты давно признаны хитами, получает 15 тысяч рублей в год, а какая-то непонятная фирма с неизвестным каталогом зарабатывает 50 млн».

Вмешательство государства

Катализатором возмущения право-обладателей стала свадьба Сергея Федотова, отмеченная с невероятным лоском в дорогом ресторане в Барвихе. «У меня было ощущение, что я на свадьбе у какого-то директора «Черкизона» нахожусь», — ​рассказывает известный московский композитор, отмечая, как «оду любви» молодоженам пел Никита Михалков: «Прогрессивный менеджер, умница, красавец! Как только Никита Сергеевич Федотова не называл, поднимая бокал за их супружество. Его, похоже, единственного из нашей среды вся эта кричащая роскошь не смущала».

Еще до свадьбы Федотов перемещался по городу в дорогих автомобилях бизнес-класса с вооруженной охраной, что тоже не могло не вызывать вопросов у членов РАО. Впрочем, они еще не знали, что Сергей Федотов к тому моменту приобрел замок в Шотландии, а также три дома в британском курортном Брайтоне.


Замок Федотова в Шотландии

Пик негативных выступлений ряда правообладателей пришелся на весну прошлого года: группа артистов потребовала от власти проведение реформы аккредитованных организаций, частью которой должно было стать детальное обнародование сведений о суммах поступлений от пользователей авторских и смежных прав.

Подготовкой проекта указа президента и распоряжения правительства занялся первый вице-премьер Игорь Шувалов, поручивший проработать вопрос о создании общероссийской общественно-государственной организации в сфере коллективного управления правами Минкульту, Роспатенту, Минюсту и Минэкономразвитию совместно с РАО, ВОИС и РСП.

Стороны не могут прийти к единому мнению до сих пор: Минэкономразвития обращает внимание на бессистемность работы нынешних регуляторов и предлагает создать мегарегулятор авторских и смежных прав с аккредитацией в Роспатенте, Минкультуры не против отказаться от аккредитации, но не видит перспектив в создании организации с государственным участием, а РАО, ВОИС и РСП предсказуемо не хотят терять контроль над финансовым потоком.

По словам сотрудника РАО, руководители аккредитованных организаций предвидели вероятность инициативы по созданию единого мегарегулятора еще в начале 2015 года и потому решили сыграть на опережение: «У Кричевского возникла идея внедрения так называемой глобальной лицензии, которая позволяла бы создать на базе РАО мощного управляющего авторскими и смежными правами, собирающего деньги у всех, в том числе у пользователей интернета». Для этого Андрей Кричевский, по словам собеседника, придумал провести совместную конференцию РАО, ВОИС и РСП, на которой объединить организации.

В этот момент между Кричевским и Федотовым, со слов работников РАО и ВОИС, возник серьезный конфликт. «Так получилось, что в новой организации Сергей уже не предполагался руководителем. Ему дали список людей, которых планировалось номинировать в руководящий совет, — ​там почти все места были закреплены за людьми Кричевского, которых одобрил Михалков», — ​говорит сотрудник ВОИС.

Это подтверждает и менеджер РАО, знакомый Федотова: «Сережа тогда тысячу раз пожалел, что когда-то взял на работу Кричевского и познакомил его с Михалковым. Получилось, что Андрей из оркестровой ямы выскочил на сцену. Федотов понимал, что вдвоем им под Никитой Сергеевичем не ужиться — ​этот Боливар точно двоих не вывезет. Но у Федотова почему-то не было сомнений, что останется он».

Бегство на Альбион

В мае 2015 года Сергею Федотову поступила служебная записка, в которой подробно описывалась совершенная по его распоряжению сделка по отчуждению имущества РАО в 2012 году. К служебной записке прилагалось юридическое заключение, свидетельствующее о наличии в действиях Федотова признаков, образующих состав мошенничества.

На следующий день Сергей Федотов вместе с женой и детьми улетел в Брайтон, оставив руководить РАО свою маму, занимавшую должность заместителя директора.

В сентябре в отсутствие Федотова РАО, РСП и ВОИС провели запланированную совместную конференцию, на которой был поднят вопрос об объединении организаций по управлению авторскими и смежными правами и достигнуты декларативные договоренности о начале процесса консолидации. Одновременно с этим большинством голосов членов РАО в устав общества были внесены поправки, в соответствии с которыми Андрей Кричевский был избран первым заместителем директора РАО с правом второй первой подписи. Незадолго до подачи документов в Минюст для регистрации изменений на Кричевского было совершено нападение, в результате которого пострадал его охранник. Кричевский обвинил в этом «силы, которые хотят помешать регистрации поправок», а Федотов из-за океана назвал произошедшее инсценировкой, обратив внимание на то, что сам Кричевский избежал каких-либо травм.

В ноябре 2015 года Сергей Федотов вернулся в Москву. Как он сам пояснял, гарантии безопасности ему в телефонном разговоре предоставил Никита Михалков. Именно Михалков, по словам сотрудника РАО, выступил медиатором в споре Федотова и Кричевского: «Он в тот момент находился над схваткой. Тогда в РАО и ВОИС ерничали: мол, барин еще не определился. На самом деле он все-таки отдавал предпочтения Андрею. Сережа это внутренне понимал и хотел вернуть утраченную монополию на Михалкова. Но это было нереально — ​Кричевский слишком глубоко проник под кожу. Это может показаться смешным, но проблема Федотова в его самоидентификации — ​он считал себя великим человеком. А тут какой-то парень из Белоруссии, которого он подобрал на улице… Ну кого, дескать, Никита Сергеевич должен выбрать? Он даже не понимал, что ответ очевиден».

В апреле 2016 года в РАО состоялась внеочередная конференция, на которой Андрей Кричевский был снят с должности первого заместителя директора (его место заняла Вера Федотова). Вслед за ним общество покинули его люди. Сергей Федотов, в свою очередь, вышел из руководящих органов ВОИС и РСП. Как впоследствии признался сам Федотов, таковыми были условия понятийного мирового соглашения, предложенного сторонам Никитой Михалковым.

Тем не менее сохранять статус-кво Сергей Федотов не собирался: в мае он поручил своим заместителям подготовить материалы нарушений в АО «Мелодия», которые планировал передать в право-охранительные органы.

Но спустя месяц сам оказался за решеткой.

Дело Федотова

Уголовное дело по факту крупных хищений имущества РАО было возбуждено Следственным управлением УВД по ЦАО по Москве 17 июня на основании материалов проверки ГУЭБиПК МВД. Поводом для регистрации сообщения о преступлении стал рапорт оперуполномоченного 25-го отдела Управления «Б» Астимира Шакманова на имя своего начальника — ​майора Евгения Якубова, родного брата Семена Якубова — ​бывшего заместителя прокурора ЦАО (в конце прошлой недели назначенного приказом генпрокурора Юрия Чайки заместителем прокурора Подмосковья).

Шакманов приобщил к материалам интервью Юрия Антонова, которое тот дал в ноябре 2015 года газете «Комсомольская правда», — ​композитор, входивший в авторский совет РАО, возмущался отчуждением имущества в пользу третьих лиц.

Все эти, казалось бы, несерьезные материалы — ​от анонимных агентурных донесений до интервью в газетах — ​вскоре превратились в доказательства по уголовному делу, которое возбудил своим постановлением молодой следователь СУ УВД по ЦАО Марк Ерофеев. Следственное постановление напоминает текст служебной записки, полученной главой РАО в начале 2015 года: в ней указано, что в апреле 2012 года Сергей Федотов ввел в заблуждение членов авторского совета общества, внеся в повестку собрания вопрос о создании ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК) и передаче на его баланс имущества — ​13 автотранспортных средств и четырех помещений в центре Москвы.

На основании следственного поручения группа оперативников ГУЭБиПК МВД совместно со спецназом СОБР провела обыски в трех домах семьи Сергея Федотова на Николиной Горе, офисе РАО и квартире на Малой Бронной.

На первом же допросе в УВД по ЦАО Федотов заявил, что уголовное дело заказано Андреем Кричевским, и назвал его основным организатором хищения имущества РАО. По окончании следственных действий Федотова доставили в ИВС на Петровке, а на следующий день решением Таганского районного суда Москвы поместили в «Матросскую Тишину».

Судебный процесс по избранию меры пресечения освещался всеми федеральными телеканалами: в эфире то и дело показывали фотографии западных особняков Федотова и его автопарк. За этими новостями незамеченным осталось даже представленное суду поручительство, которое подписал Никита Михалков. Напомним, что о реакции сотрудников ФСБ на этот документ мы уже писали.

Сразу после ареста Федотова инициативная группа авторов РАО объявила о созыве внеочередной конференции, на которой планировалось вынести вопрос о смене генерального директора. Вера Федотова, обладавшая правом второй первой подписи в обществе, заявила о незаконности конференции.

Тем не менее в конце августа конференция все-таки состоялась: большинством голосов новым генеральным директором был избран продюсер и соратник Андрея Кричевского Максим Дмитриев. Сам Кричевский вернулся в РАО в качестве члена совета директоров.

Впрочем, борьба за кресло главы общества была далека от завершения: некоторые авторы начали стихийно подавать иски в районные суды Москвы по месту своего жительства, требуя признать итоги конференции недействительными. И перед рассмотрением дел по существу суды удовлетворяли ходатайства истцов о наложении обеспечительных мер в виде запрета Минюсту на регистрацию изменений.

Одновременно с этим в РАО и его дочерних предприятиях началась ревизия договоров с компаниями, которые в своих показаниях Сергей Федотов к тому моменту уже назвал «подконтрольными Андрею Кричевскому».

Так, осенью Вере Федотовой поступила служебная записка, в которой описывались договорные отношения старейшего рекорд-лейбла России «Студия Союз» (в 2012 году был приобретен РАО и передан в СЭК) с двумя столичными ООО — ​«СТС Менеджмент» и «Асид Джаз Рекордз». Из записки следует, что в 2013 году студия заключила с этими компаниями лицензионные договоры, в соответствии с которыми до 31 декабря 2017 года фактически безвозмездно передала в управление свой каталог музыкальных произведений.

С тех пор «СТС Менеджмент» и «Асид Джаз Рекордз», как следует из служебной записки, получили от РАО в течение трех лет около 90 млн рублей в качестве авторских вознаграждений (от ВОИС обе компании, следует из записки сотрудника РАО, «только в 2015 году могли получить около 10 млн рублей»).

В графике расчетов РАО с лицензиатами, представленном Вере Федотовой, обращает на себя внимание резкое снижение перечислений в 2016 году — ​«СТС Менеджмент» получило чуть больше 600 тысяч рублей, а «Асид Джаз Рекордз» вовсе осталось без вознаграждений. Сотрудник РАО объясняет эту метаморфозу периодом противостояния Сергея Федотова и Андрея Кричевского, в ходе которого «оба перекрывали друг другу потоки».

Впрочем, противостояние внутри РАО все-таки завершилось победой сторонников Андрея Кричевского и Максима Дмитриева в конце декабря 2016 года, когда соратники Веры Федотовой отозвали свои иски.

Досудебное соглашение

12 августа 2016 года, когда в РАО готовились к конференции с целью смены власти, Сергей Федотов заключил досудебное соглашение с прокуратурой ЦАО, в рамках которого согласился изобличить всех участников преступления и предоставить следствию «иную информацию в отношении хищения денежных средств в РАО, не охваченную эпизодами уголовного дела».

На начальном этапе расследования уголовного дела в оперативное сопровождение УВД по ЦАО был прикомандирован сотрудник 6-й службы Управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ, длительное время считавшейся передовым подразделением силового блока и участвовавшей в расследовании наиболее резонансных преступлений.

По данным источника в ФСБ, особисты Лубянки включились в это дело благодаря оперативникам ГУЭБиПК МВД, находившимся на агентурной связи с «шестеркой»: «Полицейские просто решили использовать имя и влияние 6-й службы, хотя на самом деле их сильно подставили. В то время не было уверенности, что начальник службы Иван Ткачев останется в ФСБ. Если «шестерка» заходит в дело, она не наносит удары избирательно, а у оперов ГУЭБиПК МВД была своя задача».

В рамках сделки со следствием Сергей Федотов полностью признал свою вину и подробно рассказал, как в начале 2012 года принял активное участие в выводе активов из РАО: «Для этого я решил создать дочернюю организацию [СЭК]. Членам авторского совета я сообщил, что она нужна для эксплуатации автотранспортных средств и операционной деятельности с имуществом. Посвящать их в истинные цели и мотивы создания дочерней компании я не собирался».

В своих показаниях Федотов делает существенную оговорку — ​что реализовывал преступный план совместно с Андреем Кричевским «и подконтрольными ему лицами». «Вопросами регистрации СЭК занимался Кричевский, который, в свою очередь, поручил техническую работу Буданову. Ревизором СЭК был назначен Александр Сухотин, занимавший одновременно должность заместителя генерального директора РАО», — ​следует из его показаний.

Главной же причиной хищения имущества РАО на допросе Федотов назвал вовсе не корыстный умысел, а намерение погасить фиктивные кредиты перед Мострансбанком, которые некоторое время являлись основным источником обогащения топ-менеджмента РАО, ВОИС и РСП.

Пожалуй, эта часть откровений Сергея Федотова меньше всего устраивала людей, организовавших его уголовное преследование.

«С 2010 года Кричевский предложил мне реализовывать следующую кредитно-депозитную схему. РАО, ВОИС и РСП размещали на счетах Мострансбанка, банка «Транспортный» и Регионального банка развития свободные денежные средства. Эти банки, со слов Кричевского, были ему подконтрольны. Впоследствии данные денежные средства выдавались в виде кредитов юридическим лицам, которые были подконтрольны Кричевскому. Организацией работы фирм, которые получали так называемые беспроцентные кредиты, занимался Сухотин, а общее руководство осуществлял Кричевский. Эта информация стала мне известна со слов Кричевского, который разъяснил мне роль каждого участника схемы, а также лично передал мне наличные средства, происхождение которых связано с деятельностью данных фирм».

Правление и кредитный комитет Мострансбанка, продолжает Федотов, пошли на выдачу крупных сумм техническим компаниям без залогов, так как «фактическим обеспечением возврата кредитов были средства РАО, ВОИС и РСП», а полученные деньги «использовались на наличные доплаты различным лицам, а также на иные личные нужды, учет которых вел Кричевский».

Кредитно-депозитная схема, по словам экс-главы РАО, работала бесперебойно в течение двух лет, пока не стали возникать первые кассовые разрывы: «В начале 2012 года Кричевский представил мне таблицу, из которой следовало, что вышеуказанная схема привела к значительному кассовому разрыву, который необходимо компенсировать. Единственным возможным источником погашения я и Кричевский увидели реализацию объектов недвижимости РАО. Для этого и было принято решение о передаче на баланс СЭК нежилых помещений и автомобилей РАО. Кричевский предложил произвести возмещение кредитов через цепочку подконтрольных ему фирм, включая офшорные компании, за счет продажи объектов недвижимости, находящихся на балансе СЭК. По нашим расчетам, вырученных от реализации средств должно было хватить как на погашение задолженности, так и на личные нужды».

Федотов неоднократно подчеркивает, что «абсолютно доверял Кричевскому в финансовых вопросах, поскольку он давно этим занимался» и лишь однажды высказал опасение — ​«по поводу включения в предложенную схему офшорных компаний».

«Я слышал от своих знакомых, что попавшие на офшор средства пропадали, и потом их невозможно было вернуть. Но Кричевский сказал, что в нашем случае это невозможно, поскольку офшоры подконтрольны Александру Сухотину. Для каждого объекта была создана специальная компания в форме ЗАО, куда здания передавались в качестве взноса в уставной капитал. Продавцами зданий должны были выступать эти вновь созданные ЗАО. Со слов Кричевского, техническими исполнителями были Сухотин и Чумаченко. На Чумаченко была возложена функция по регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости. Меня, кстати, заинтересовало, почему все компании создаются в форме ЗАО. Кричевский объяснил, что у него есть «свой» регистратор — ​ЗАО «Паритет», который обеспечивает ведение реестра акционеров и может, в отличие от налоговой инспекции, быстро проводить любые необходимые операции. При этом оперировать акциями ЗАО, по мнению Кричевского, было безопаснее, поскольку вносимое в уставной капитал имущество фактически менялось на акции по номинальной стоимости.

В результате в 2013 году в течение одного дня СЭК передала четыре объекта недвижимости вновь созданным ЗАО — ​«Медиа Менеджмент», «УК Медиа М» и «УК Музыкальный Олимп». Далее СЭК продала контрольные пакеты этих «дочек» кипрской Moslita Holdings Limited, которая, в свою очередь, заключила с СЭК договоры на продажи долей и акций в своих российских дочерних компаниях — ​ООО «ИА ИнтерМедиа» и АО «Фэлсин» .

Поскольку договорная цена продажи помещений и долей в «дочках» Moslita была одинаковой, встречные однородные обязательства стороны закрыли зачетом. Так структура РАО рассталась с имуществом стоимостью более полумиллиарда рублей, а взамен получила доли в компаниях, реальная стоимость которых едва превышала 1 млн рублей.

Полученные затем от продажи зданий деньги, по словам Федотова, были распределены между всеми участниками схемы: «Вообще, денежные средства расходовались следующим образом: часть средств пошла на вознаграждение некоторым лицам за оказанные услуги, часть — ​Кричевскому и его людям. Также были переведены деньги на содержание фирм, за деятельность которых отвечал Сухотин. Часть ушла на погашение кассового разрыва. Точные суммы я назвать не могу, так как всеми финансовыми вопросами занимался Кричевский. Денежные средства поступали на счета, подконтрольные Сухотину, и распределялись на погашение ранее возникшей задолженности и текущие нужды по моим распоряжениям, которые я отдавал Кричевскому и, видимо, по его непосредственным распоряжениям. В результате я получил личную выгоду в размере примерно 50 млн рублей, за счет которых мной были погашены долги перед банками».

Участвовавшая в схеме кипрская Moslita оказалась не чужой для РАО: по данным ЕГРЮЛ, в 2014 году она владела долями в компаниях, связанных с уже упомянутой студией «Союз». При этом в сделке по продаже долей ООО «ИА ИнтерМедиа» представителем Moslita по доверенности выступал шурин Андрея Кричевского Голенков.

Обстоятельные показания Сергея Федотова, по данным источника в ФСБ, в течение недели оказались в распоряжении 6-й службы УСБ ФСБ: «Тогда Иван Иванович [Ткачев] понял, в каком грязном деле его замазал подчиненный».

В течение месяца после допроса Федотова это уголовное дело было изъято из производства окружной полиции и передано для дальнейшего расследования в ГСУ СКР по Москве.

С тех пор в деле не только не появились новые обвиняемые, но и не было произведено ни одной очной ставки. Более того, в материалах дела отсутствуют даже протоколы допросов Александра Сухотина и Андрея Кричевского, которых бывший глава РАО открыто назвал своими подельниками.

В пресс-службе СКР от комментариев воздержались.

По данным источника в ФСБ, процессуально преступление было оконченным в момент внесения имущества на баланс СЭК, поэтому его дальнейшее отчуждение «посчитали выходящим за рамки предъявленного обвинения»: «Такова позиция руководства СКР. У них в этом деле есть черта оседлости — ​привлекать людей не планируют».


Материалы уголовного дела, расследуемого СКР в отношении Федотова

Кредитно-депозитная схема

14 марта в СУ УВД по ЮВАО по Москве было возбуждено уголовное дело, расследование которого может снова привести к РАО, ВОИС и РСП.

Поводом для начала следствия стало обращение в Следственный департамент (СД) МВД руководства Агентства по страхованию вкладов (АСВ), выявившего в Мострансбанке канал вывода денег через уже упомянутую Сергеем Федотовым схему.

Как установили сотрудники АСВ, в период 2014-2015 годов банк из средств вкладчиков регулярно предоставлял заведомо невозвратные займы ряду технических компаний. При этом в конце каждого календарного месяца, накануне подачи обязательной отчетности в Центробанк, на счета этих заемщиков перечислялись средства со счетов РАО, ВОИС и РСП. По окончании проверки отчетности в ЦБ деньги со счетов технических компаний возвращались обратно. По подсчетам АСВ, в результате реализации кредитно-депозитной схемы с использованием счетов РАО, ВОИС и РСП в банке образовалась дыра в размере 1,8 млрд рублей .

В рамках уголовного дела пока изучается только один эпизод, связанный с переводами на счета ООО «Проммо».

Руководитель судебно-правового департамента РАО Анна Павлова в интервью газете «КоммерсантЪ» заявляла, что «ООО «Проммо» никогда не было контрагентом РАО» и что само общество неоднократно обращалось в Мострансбанк с требованием объяснить изменения остатков на счетах организации, «так как РАО не давало поручений на списание средств».

Впрочем, как установили проверяющие из АСВ, кредитно-депозитная схема могла быть не единственным источником обогащения неустановленных работников аккредитованных организаций.

Согласно имеющейся выписке движения средств по счетам, только в период 2013-2016 годов РАО, ВОИС и РСП перечислили по договорам авторских вознаграждений более 2 млрд рублей нескольким десяткам связанных компаний, имеющих признаки фиктивности . Среди получателей этих денег оказались малоизвестные на рынке правообладатели: «Музыкальная Лаборатория», «Три Дэ», «НМИ», «Теле 2», «Аэроклуб» и др.

Большинство компаний, получавших деньги от сборов за использование их музыкальных каталогов, кажутся родственными как минимум по двум причинам — ​в качестве их учредителей выступают граждане Киргизии, а их регистратором является то самое ЗАО «Паритет», которое Сергей Федотов связывал с Андреем Кричевским.

Как показывают результаты проверки АСВ, получая деньги в Мострансбанке, правообладатели сразу же перечисляли их в банк «Транспортный», «Интеркоммерц» и Региональный банк развития, где средства обналичивались.

Примечательно, что у всех банков — участников этой транзитной схемы в прошлом году были отозваны лицензии. Сразу после отзыва лицензии у Мострансбанка предправления Сергей Захариков был задержан сотрудниками ФСБ по подозрению в незаконной банковской деятельности. По версии следствия, Захариков вместе с неустановленными лицами занимался обналичиванием денежных средств. Через адвоката он отказался комментировать связь своего банка с топ-менеджментом аккредитованных организаций.

Однако установить связь Мострансбанка с сотрудниками РАО, ВОИС и РСП позволяют данные ЕГРЮЛ и специальная отчетность — ​«список лиц, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка».

В период 2014-2015 годов в числе акционеров Мастербанка значилось ООО «Трансинвест», которое контролировалось заместителем директора РАО Александром Сухотиным через ООО «ЧОП «Хранитель». Кроме того, летом 2015 года первым заместителем председателя правления банка была назначена Екатерина Андриянкина, ранее занимавшая должность главного бухгалтера АО «Мелодия» под руководством Андрея Кричевского. Помимо этого миноритарным акционером Мострансбанка (с пакетом в размере 8,2%) вплоть до отзыва лицензии значился гражданин Киргизии Жарыкбек Белеков, который одновременно с этим владел крупной долей в ООО «Музыкальная Лаборатория» — ​право-обладателе, получившем от РАО, ВОИС и РСП в период 2013-2016 годов 89,5 млн рублей в качестве авторского вознаграждения.

В конце прошлого года топ-менеджеры РАО, ВОИС и РСП нашли новую банковскую площадку для своих организаций — ​ООО КБ «Новый век». 12% долей в этом банке, по данным ЕГРЮЛ, принадлежат композитору, другу Никиты Михалкова и члену попечительского совета хоккейного клуба «Динамо» Виктору Дробышу. Еще 9,2% долей владеет АО «Аэроклуб» — ​правообладатель, получивший от аккредитованных организаций в период 2013-2016 годов около 71 млн рублей.

РАО, ВОИС и РСП, хоть и не работая с бюджетными средствами, по сути, наделены полномочиями фискальных органов: каждый год благодаря аккредитации федерального министерства им удается собирать до 10 млрд рублей. Не надо быть специалистом в области искусства, чтобы без экспертизы увидеть сомнительность некоторых операций. Для примера: АО «Аэроклуб» получало миллионы в качестве авторского вознаграждения за использование каталога, в который входят инструментальные композиции Евгения Ильина и Владимира Резунова. Обнаружить эти композиции в открытом доступе нам не удалось.

P.S.

По данным источника в ФСБ, в настоящее время материалы проверки банков, участвовавших в кредитно-депозитной схеме и сомнительных выплатах авторских вознаграждений, находятся в Управлении «К» СЭБ ФСБ, которое осенью прошлого года возглавил бывший начальник 6-й службы УСБ ФСБ полковник Иван Ткачев.