Урок по теме личные местоимения. Личные местоимения

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Конспект урока по русскому языку

на тему:

«Личные местоимения»

Подготовила студентка 3 курса

факультета дошкольного и начального образования

Мирошниченко Алина Андреевна

Армавир, 2017

Тема : «Личные местоимения (общее представление)»

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Цель урока : познакомить с новым языковым понятием - местоимение

Задачи урока :

Ознакомление учащихся с новой частью речи - местоимение.

Формирование представления о роли местоимений в речи.

Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи - имени существительном.

Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

Ожидаемые результаты :

Предметные:

Распознавать местоимения среди других слов в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные:

Познавательные : обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией в учебнике;

работать с моделями;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные : обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные :

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

формирование положительного отношения к предмету - русский язык.

Основные понятия : местоимение, имя существительное.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс Л.Ф. Климанова, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну тайн попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Тайну нашу отгадай.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой.

Каким бы вы хотели видеть этот урок?

Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними!

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

Слайд 1 .

Формирование понятия с опорой на ранее изученное

Цель : познакомить учащихся с новым понятием и его признаками

1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового ЯП

1.1. Ребята, посмотрите на доску.

Перед вами словарные слова, вставьте пропущенную букву и выделите орфограммы. Определите часть речи.

Громный, г..зета, ..сина, г..лубой, в..лшебный, р..исун..к, ..рех, д..рога

Теперь возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его.

Хорошо, молодцы! Среди словарных слов спряталось новое слово, узнать вы его сможете, соединив первые буквы имен существительных.

Какое получилось слово?

Запишем его с комментированием.

Подумайте над лексическим значением этого слова.

Давайте назовем грамматические признаки слова город

Что такое имя существительное?

Как вы определили род слова город?

Молодцы!

Давным-давно существовал город, где люди забыли свои имена, имена детей и родителей. И от этого очень страдали. Но однажды в этот город попал добрый мудрец. Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе.

Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам другие слова, вместо названий и имен, которые вы забыли. Каждый из вас о себе будет говорить - .. ; если вас много, скажите .. .., а к взрослому человеку- .. . .. или...; если их много - ... А пока прощайте!

- Вам понравился рассказ?

записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму, определяют часть речи.

Проверяют друг друга.

Получилось слово город.

Записывают слово и комментируют.

- Город - населенный пункт, место жительства людей.

- Город (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч., И.п.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Чтобы определить род, нужно использовать слова помощники: он мой, она моя, оно мое.

В данном случае мы подставляли он мой - город м.р.

Слушают рассказ

Нет, было не понятно, какие имена дал мудрец людям.

Слайд 2

1.2. Коллективное решение поставленной УЗ путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков

1.2 . - Давайте прочитаем еще раз, ту часть, где мудрец раздавал имена и отредактируем.

Что получилось?

Скажите, теперь вам нравится рассказ?

Какие слова дал людям мудрец?

Что это за слова?

Давайте начертим схему-правило.

Ребята, скажите, что объединяет, все новые слова?

Догадались, как они называются?

Хорошо, впишите название в схему.

А что за особенность у них?

Запишите под первой стрелкой.

Если они указывают на лицо, которое участвует в речи, то как можно назвать такие местоимения?

Скажите, они указывают только на людей, которые участвуют в речи?

А если я укажу на цветок и скажу: «Он очень красивый»

Какой признак мы должны записать?

Хорошо, запишите его.

Читают отрывок

Каждый из вас о себе будет говорить - Я ; если вас много, скажите МЫ . Обращаясь к своему товарищу, говорите ТЫ, а к взрослому человеку - ВЫ . Рассказывая о своем друге или подруге, говорите ОН или ОНА; если их много - ОНИ. А пока прощайте!

Да, теперь понятно

Я, мы, ты, вы, она, она, они.

Мы не знаем/ мы не знаем

Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного

Местоимение

Они указывают на людей, которые участвуют в речи, но не называют их имени.

Личные местоимения

Еще они указывают на предметы.

Слайд 3

К доске выходит ученик и рисует модель нового языкового понятия: поясняя, что прямоугольник - это новое неизвестное понятие, а стрелочки-признаки.

Заполняется схема

Местоимение

Слова,которые

указывают на

лицо или предмет,

не называя его

1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания

1.3. Давайте обратимся к нашей схеме и составим правило.

Кто сможет его составить?

Все согласны с определением?

Кто еще хочет рассказать его?

А теперь, давайте все вместе проговорим определение.

Местоимение - это слова,которые указывают на

лицо или предмет, не называя его

Да

(говорят все вместе)

1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети

1.4. Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 47 и прочитаем определение.

Кто прочитаем его?

Сравните его с нашим определение.

Давайте добавим это к нашей схеме.

Составьте, опираясь на схему определение.

Кто еще может рассказать?

Какие вы молодцы!

Сейчас мы проверим, как вы усвоили это правило. Я приготовила небольшой тест. Откройте свои блокноты и записывайте ответы. Внимание на доску.

1.С какой частью речи мы познакомились?

2. Перечислите местоимения

3. .Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

А) вместо глаголов

В) вместо имён прилагательных

4. На что указывают местоимения?

А) на падеж

Б) на род

В) на предмет или лицо

5. Что не является местоимением?

А) они Б) мы В) от

6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода?

А) она Б) оно В) он

Ответы:

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки - не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Читают определение:

Слова я, ты, вы, он, она, они называются местоимениями. Эти слова указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение - самостоятельная часть речи.

Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще говорится что « Местоимение - самостоятельная часть речи».

(Учащиеся рассказывают правило)

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Работа в учебнике на стр.47 (чтение правила)

Слайд 4

Слайд 5-7

На слайдах викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов.

II .Первичное закрепление

Цель : проверка усвоения полученных знаний

2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике

Физминутка:

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклоны в стороны.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

2.1. Выпишите из стихотворения местоимения.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-Давайте проверим.
2. Запишите предложения, употребляя местоимения в скобках в нужном падеже.
1)Я приготовил подарки для (ты, вы, он,она,они).
2)Мы собрались в гости к (ты, вы, он,она,они).
3)Мы учимся с (ты, вы, он,она,они).
4)Я побежал за (ты, вы, он,она,они).
5)Мы заботимся о (тебе,вас, он,она,они).

3. Добавьте недостающие местоимения.

1 вариант. Сделаем вместе, а второй сделаете сами.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Обменяйтесь с соседом по партии и проверьте.

4. И последнее задание, вам нужно разделиться на группы и составить рассказ по картинке. Используя вместо существительных местоимения.

Давайте проверим, что получилось?

Выполняют физкультминутку

Читают стихотворение и выписывают местоимения.

Я, ты, он, я, мы, я, ты, мы

Я приготовил подарки для (кого?) тебя, вас, него, нее, них

Мы собирались в гости к (Кому?) тебе, вам, ней, нему, ним

И т.д. (по очереди проверяем)

1 Вариант

Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?

Проверяют друг друга.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

2.2. Подведение итогов и рефлексия

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями. За урок вы стали мудрее и ответите на вопросы.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Почему эта часть речи получила такое название?

Посмотрите на слайд и оцените свою работу по плану.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями.

Домашнее задание будет на страничке 48, упр.85. Дан текст, вы должны его прочитать, найти недостатки и изменить.

А так же взять какую-нибудь небольшую сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку.

Вам понятно домашнее задание?

Тогда наш урок подошел к концу. я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ!

Знакомились с понятием - местоимение.

Потому что она заменяет существительное и становится на его место.

Записывают домашнее задание

Да.

Слайд 13

Слайд 14

>>Русский язык: Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

Теория А

МЕСТОИМЕНИЕ -- самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте: существительные, прилагательные или числительные.

Разряды местоимений

Практика А

Местоимения помогают объединять простые предложения в сложные, соединять предложения в связный текст, избегать нежелательных повторов.

1. Определите, какие слова в тексте «замещают» выделенные местоимения. Какова роль местоимений в тексте (в речи)?

Похитив огонь с неба, легендарный герой Прометей принёс его людям. Затем он научил их счету, чтению, письму, ремёслам и искусствам ... Так утверждают древнегреческие мифы и легенды.

2. Ребята, вы, конечно же, отметили интересную закономерность: все предыдущие части речи, изученные вами, длиннее местоимений. Представьте, как длинна была бы наша речь, если бы не было местоимений. Перед вами текст с недочётами. Устраните их.

Ваня любит, когда шумят деревья. Ваня идёт и слушает, как деревья переговариваются. Разговор деревьев понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся. Это значит - будет погожий день. А в другой раз деревья как загудят, заволнуются - жди ненастья. Деревьям сверху видней, что на небе делается.

3. Определите, какую часть речи могут заменить данные местоимения. Свою мысль обоснуйте.

A. Он, что, кто, некто, ничто.
Б. Мой, твой, сам, весь, любой, никакой, некий.
B. Столько, сколько?

Теория Б

ЛИЧНЫЕ местоимения указывают на лица, которые участвуют в речи: я, мы - местоимения первого лица, указывают на говорящего; ты, вы - второго лица, указывают на собеседника; он, она, оно, они - третьего лица, указывают на того, о ком или о чём говорят. Личные местоимения изменяются по падежам и числам. Местоимение он , кроме того, изменяется по родам.

Обратите внимание!

При официальном, вежливом обращении к старшему или малознакомому человеку вместо местоимения ты используют местоимение вы (Вы): Сообщите, пожалуйста, когда я могу с Вами встретиться .

Склонение личных местоимений

Практика Б

4. Найдите в тексте личные местоимения. Свой выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы.
На что указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?

Береста защищает берёзу от множества невзгод. Её верхний белый слой отражает в знойные дни палящие лучи солнца, не позволяя перегреваться стволу. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от проникновения в него влаги и микробов, а в зимнюю пору - от лютых морозов. Летом стволу необходим для дыхания кислород. Как же он проникнет через прочную, казалось бы, непроницаемую бересту? Обратите внимание на узкие чёрточки, идущие поперёк ствола. Это так называемые чечевички - своеобразные форточки, через которые дышит ствол. Летом форточки открыты, и через рыхлую ткань свободно проходит кислород. На зиму они закрываются - рыхлая ткань чечевичек заполняется особым веществом, делающим их непроницаемыми. Поэтому более прочной береста бывает в весеннюю пору, когда её чечевички ещё закрыты.
(Г. Федотов )

5. Поставьте местоимения в нужной падежной форме.

Это (я, ты, он) - Андрей.
У (я, ты, он) есть разные виды кактусов.
Оля подарила (я, ты, он) новый вид кактуса.
Дима ждёт (я, ты, он) в парке.
Дима гуляет с(о) (я, ты, он) по лесу.
Петя вспоминает о(бо) (я, ты, он).

6. Ответьте на вопросы, употребляя личные местоимения в заданной форме.

Для кого ты купил эту книгу? За кем он идёт? К кому мы идём? С кем ты занимаешься? О ком они говорят? Есть ли у Вас документы? Кого ты благодаришь за подарок?

Теория В

ВОЗВРАТНОЕ местоимение себя указывает на отношение к действующему лицу (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение получило название возвратное ).

Обратите внимание на склонение возвратного местоимения.
И. - В. себя
Р. себя Т. собой (-ою)
Д. себе П. (о) себе

Практика В

7. Вместо пропусков вставьте возвратное местоимение в нужной падежной форме.

Эгоист всегда думает о... . Он работает у... дома. Он снял с... пальто. Я покупаю... тетради. Мы выбираем... ж место для отдыха. Я чувствую... хорошо. Сегодня они довольны.... Возьмите нас с... . Он часто рассказывал о... .

8. Прочитайте фразеологизмы с местоимением себя . Придумайте с ними предложения.

Себе на уме, ничего себе, само собой, не в себе, про себя.

9. Переведите на русский язык.

Bін завжди впевнений у coбi. Мати купила coбi туфлі. Він поставив валізу біля себе. Ми купуємо coбi телевізор. Як ви себе почуваєте? Оля поклала книгу перед собою. Вони взяли дітей із собою. Мати часто забуває про себе.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Книги, учебники, конспекты на помощь учителю и ученику, русский язык тесты , календарно-тематическое планирование, сборник сочинений по русскому языку, всё для подготовки к открытомы уроку, домашняя работа, вопросы и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

2.Написать слова по началу: 1.Гал Ку Гос Кон Нац


3.Угадать слово по данному концу тория кация станция дром граф.



Закрепление. Прочитать стихотворение. 1.Вставить пропущенные буквы. 2.Найти местоимения 2 лица,указать падеж. И в самом обычном наряде Мила ты,Отчизна, до слё-. К лицу тебе русые пряди Твоих ненаглядных берё-. К лицу тебе сне- твой алмазный, Твой каждый р-машковый лог. А как м-л-дит тебя красный Октябрьского знамени шёлк. (Л. Татьяничева).





























Вопросы и задания: Какие два местоимения мешают движению на дорогах? Какие два местоимения мешают движению на дорогах? Сколько личных местоимений в слове семья? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог. - Чем отличаются местоимения от существительных? - Чем отличаются местоимения от существительных? - Почему называются личными? - Почему называются личными?


Ответы: Ямы Ямы Семь Семь Тыква Тыква ящик ящик (не называют предмет, а только указывают на него). (не называют предмет, а только указывают на него). (потому что указывают на лица, которые участвуют в речи). (потому что указывают на лица, которые участвуют в речи).
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Частота употребления местоимений в нашем языке значительна, частыми оказываются и ошибки в их употреблении. Важно с первых шагов создать у детей целостное, правильное, точное представление об изучаемом понятии. Глубоко ошибочно определение всего класса местоимений как заменителей имен, основанное на этимологии термина местоимение (греческое – antanymia, латинское – pronomen – вместо имени). Специфика грамматической природы местоимений русского языка состоит в том, что их отдельные группы соотносятся с именами существительными, прилагательными, числительными и наречиями.

В начальной школе изучается первый разряд, который составляют личные местоимения: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Название этого разряда условно, так как среди них есть местоимения, указывающие не только на лицо, но и на другие существа: она – бабочка; на предметы (он – мяч), понятия (он – подвиг) и явления (она – гроза). Поэтому уже на начальном этапе само понятие должно формироваться как можно точнее и полнее. В результате изучения темы ученики усваивают, что основное грамматическое значение местоимений – указательное. Знакомятся с особенностями местоимений 3 лица. На уроке ученикам было предложено задание списать пословицу, раскрыв скобки: Одна у человека мать, одна у (он) и Родина. (Брат мой, а ум у (он) свой). Выяснив, на кого указывает местоимение, поставили вопрос к существительному и к местоимению и сделали вывод: буква «н» добавляется к местоимениям 3 лица, которые отвечают на те же вопросы, что и существительные и употребляются вместо них. В современном языке звук «Н» добавляется к местоимениям 3 лица, если оно стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, и т.д.. Например: с ней, у них. Следует правильно употреблять местоимения после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Например: перед ней, возле нее, вокруг него.

Использование игровых технологий, применение современных информационных технологий имеет большое значение для осознанного глубокого усвоения темы.

На уроках использую различные схемы, опорные таблицы, рисунки, карточки, нестандартные задания, игры. Это положительно влияет на психику детей и способствует прочному усвоению учебного материала.

Изучение темы «Местоимение» выстраиваю так, чтобы вызвать у детей искренний интерес, мотивировать их к самостоятельному, более глубокому осмыслению темы. С этой целью я пополнила методическую копилку собственными дидактическими играми, ребусами, шарадами, подборкой языкового материала, музыкальными отрывками и фрагментами из детских мультфильмов.

Уроки строила таким образом, чтобы ученики были в роли исследователей, участников диалогов и лингвистических экспериментов. Широко использовала на уроках занимательный материал. Познакомиться с личными местоимениями помогли «кричалки, пыхтелки», реплики Вини Пуха. Например:

– Если я чешу в затылке – не беда!
В голове моей опилки, да, да, да!

– Пятачок, ты никуда не торопишься?

Запомнить местоимения по лицам помогла «запоминалка», которую я сочинила и от лица Вини Пуха подарила детям:

Я забрался на крыльцо,
Мы посадим деревцо.
Я и мы – первое лицо.
Ты один, но вот вас двое –
Ты и вы – лицо второе.
Третье лицо дано –
Он, она, они, оно.

Упражнение «Спрячь местоимение в слово» или «Отыщи местоимение в слове»

(я ма, ты ква, мы ло, ты сяча, вы сота, бульон , куранты , мы шка, пони , корона , магнитофон и т. д.) позволило обогатить словарный запас детей.

Использование загадок помогало решать различные учебные задачи. На уроке по теме «Правописание местоимений 2 лица с предлогами» уместна такая загадка: Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой (тень ). Дети и сами сочиняли загадки с использованием местоимений и с большой охотой делились творчеством с одноклассниками. Веселые скороговорки вносили в урок оживление, снимали умственное и мышечное напряжение. (Они за нас, а мы за ананас).

Большой интерес учеников вызвала дидактическая игра «Рыбалка», которую я придумала. Ученики получают задание: «Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко».

Применялась и театральная технология, когда дети на уроках инсценировали стихотворение – диалог. Наряду с задачами уроков русского языка (понаблюдать за тем, как изменяется форма местоимения я )обсуждались и нравственные проблемы: уважительное, бережное отношение к природе и всему живому.

  1. Мотылек, как же так? Целый день ты летал.
    И совсем не устал? Расскажи, как живешь.
    Что ты ешь? Что ты пьешь?
  2. Я живу на лугах и в садах, и в лесах.

Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мне кров.
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня.

(я, мне, со мной, меня)

Стихотворение Т. Собакина «Цветы» насыщено местоимениями. С данным текстом можно предложить различные виды заданий: отыскать местоимения; определить их лицо и число; указать падеж. Затем, учитель показывает иллюстрацию с цветами и обращает внимание детей на их красоту. Педагог предлагает назвать существительные и заменить их местоимениями. (Цветы – они, ромашка – она, василек – он и т.д.).

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты
Если мы сорвём цветы.

На уроке была организована игра «Собери букет».

Учитель обращается к детям:

Мы представим, будто с нами лето.
Соберём мы с вами два букета.
Два букета непростых цветов:
Лепестки из букв – цветы из слов.

Ученики записывают слова в тетради, используя местоимения, указывают род. Затем выясняется, что одна группа слов всегда употребляется только в единственном числе, а другая – только во множественном.

Специально для уроков по данной теме придумала физминутку:

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.

Работа над интонационной окраской предложений различных по цели высказывания дала ученикам возможность почувствовать местоимение и создать его образ со своим характером. В результате семья личных местоимений была представлена так:

Знакома с нами лично
Веселая семья.
Мы знаем все отлично
Местоимения.
У каждого характер есть.
Хочу их всех я перечесть:
Дружелюбное Мы,
Чуть хвастливое Я,
Любопытное Ты,
А с общительным Вы
И учтивое Вы.
Никогда не скучают,
Оставаясь одни:
Он, Она и Оно.
И, конечно, Они.

Заучивать правила не было необходимости, так как наглядность в виде опоры создавала условия для понимания и запоминания учебного материала.

Проверка знаний осуществлялась с помощью тестов, устных и письменных экспрессопросов.

Слушай вопрос, называй мне ответ.

Слово одно: или «да», или «нет».

Местоимение – самостоятельная часть речи?

– Во всем похожа на существительное?

– Называет лицо, предмет, явление?

– Указывает на лицо, предмет, явление?

– Отвечает на те же вопросы, что и существительные?

– Бывают местоимения множественного числа?

– Местоимения употребляются с предлогами?

– Местоимения с предлогами пишутся слитно?

– Местоимения 2-го лица изменяются по родам?

– Буква н после предлогов пишется у местоимений первого лица?

Цель урока: обобщить знания о местоимении как части речи.

Задачи урока:

Образовательные :

  • совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи;
  • формировать умение выделять существенные признаки и свойства;

Развивающие :

  • развивать умение работать в парах и группах;
  • развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные:

  • воспитывать учебную активность, умение работать в коллективе;
  • формировать положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, карточки с заданиями для индивидуальной работы, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Свои знания показать.
Вам Смешарики сегодня
Будут дружно помогать.

II. Сообщение темы урока.

Пожалуйста, определитетему нашего урока, разгадав ребус «ме100 усадьба» (Слайд 3).

Лосяш предлагает вам заменить слово усадьба, подходящим синонимом: вилла, имение, дача (Слайды 4-5).

– Сегодня мы обобщим знания по теме “Местоимение” (Слайд 6). Учебная задача урока – применить ваши знания и умения, выполняя различные задания.

III. Обобщение изученного материала о местоимениях.

1. Местоимение – часть речи.

– Что такое местоимение? (Слайд 7)

– Почему эта часть речи так называется? Что вы знаете о местоимении?

– Давайте вспомним определение (Слайд 8).

Индивидуальная работа на карточках.

– Прочитайте предложения, которые даны у вас на карточках.

Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.

– Сколько предложений вы видите?

– Найдите грамматическую основу каждого предложения.

– Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.

– Что вы можете сказать?

– Предложите задание классу по теме урока. (Определить лицо и число местоимения).

2. Личные местоимения.

а)Выборочный диктант.

Учитель читает стихотворение, дети записывают местоимения в строчку, через запятую в тетрадях:

Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они –
Это, без сомнения,
Всё … (местоимения).

Ученики читают хором: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

– Как называется эта группа местоимений? (Слайд 9)

– Почему данные местоимения называют "личными"?

– В каких случаях в нашей речи мы используем местоимения Вы, а когда Ты?

(Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, к незнакомым людям; во многих семьях некоторых национальных регионов принято называть родителей на Вы).

– Какие местоимения изменяются по родам?

– Как определить падеж местоимений?

б) Таблица местоимений по лицам и числам.

Сейчас вы будете работать в парах. Заполните таблицу местоимений по лицам и числам.

(Таблички напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников)

– Проверить правильность заполнения таблицы вам поможет Лосяш (Слайд 10).

Веселые Смешарики
Очень любят шарики.
На шарах у них слова –
Поработай голова!

– Разгадайте местоимения на шарах у Нюши (слайд 11).

(1 л. ед.ч. – я; 2 л., ед.ч. – ты; 3 л. мн.ч. – они; 2 л., мн.ч. – вы).

Физминутка (слайд 12-16).

Смешарики предлагают вам отдохнуть вместе с ними.

в) Правописание местоимений с предлогами. Ребусы (слайд 17-22).

Сейчас мы с вами отправимся в сад к Копатычу и поможем ему собрать яблоки.

Задание: нужно яблоко сорвать, чудо-ребус разгадать.

Один ученик записывает отгадки на доске, остальные в тетрадях (с тобой, на тебя, у нас, за вами).

– Сделайте вывод, как пишутся местоимение с предлогами.

г) Задание «Хитрые вопросы» (слайд 23).

Совунья задает вам «Хитрые вопросы»:

  1. Какое местоимение состоит из двух предлогов? (она)
  2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его справа налево? (он)
  3. Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы).
  4. Сколько личных местоимений в слове “семья”? (Семь).
  5. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
  6. Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) (слайд 24).

IV. Самостоятельная работа. Тест .

– А сейчас мы проверим полученные знания о местоимении с помощью теста.

    Обведи кружочком правильный ответ:
    а) местоимение обозначает предмет;
    б) местоимение указывает на предмет;
    в) местоимение называет предмет.

    Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.
    Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха не взглянула, лишь с очей прогнать … велела.

    Поставь местоимения в нужном падеже.
    С (ты) – …
    На (вы) – …
    О (они) – …

    Составь и напиши словосочетания, употребляя местоимения в скобках.
    встретил (я) …
    встретил (вы) …
    встретил (мы) …

    Определи падеж и лицо. Напиши начальную форму.
    О нем – …
    К нам – …
    За вами – …

Проверка: А теперь сделаем взаимопроверку. Поменяйтесь работами (слайд 25).

V. Работа в группах. Шарады.

Каждая группа получает задание на карточке: разгадать шараду.

  1. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик. Целое – вместилище для чего-нибудь (ящик).
  2. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик (ябеда).
  3. Первый слог – личное местоимение, Второй – детская болезнь. А целое – предмет, удерживающий судно. Что это? (якорь).

Проверка: заслушиваются ответы детей и сверяются со слайдом (слайд 26-28).

VI. Итог урока.

Рефлексия:

– Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).

– В старших классах вы познакомитесь и с другими разрядами местоимений по значению.

Я благодарю вас за работу на уроке (слайд 29).

(Учитель может предложить творческое домашнее задание: написать небольшое сочинение об одном из Смешариков, нарисовать рисунок).

Личные местоимения - я , ты , мы , вы , он , она , они , оно - указывают на лица и предметы по отношению к их участию в речи.

1 лицо

Ед. число: я - указывает на говорящего.

Мн. число: мы - указывает на группу лиц, включая говорящего.

2 лицо

Ед. число: ты - указывает на собеседника, к кому обращаются с речью.

Мн. число: вы - указывает на группу лиц вместе с собеседником.

3 лицо

Ед. число: он , она , оно - указывают на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

Мн. число: они - указывает на группу лиц, не участвующую в речи, но о которой идёт речь.

Морфологические особенности личных местоимений

Не имеют морфологической : лишены формальных родовых показателей, но в зависимости от контекста могут приобретать значение любого рода: ты пришёлØ - ты пришла (согласование в ед. числе).

По школе (Шанский Н. М., Тихонов А. Н., Ладыженская Т. А.): личное местоимение он изменяется по родам : он Ø (м. р.) - она (ж. р.) - оно (ср. р.) .

Характерной особенностью личных местоимений является супплетивизм основ: я - меня , мы - нас , он - его .

И. п. я ты мы
Р. п. меня тебя нас
Д. п. мне тебе нам
В. п. меня тебя нас
Т. п. мной /мною тобой /тобою нами
П. п. (обо ) мне (о ) тебе (о ) нас
И. п. вы он она они
Р. п. вас его её их
Д. п. вам ему ей им
В. п. вас его её их
Т. п. вами им ей ими
П. п. (о ) вас (о ) нём (о ) ней (о ) них

По «Грамматике - 80», местоимения я и мы морфемно нечленимы, у местоимения он в формах Р. п., Д. п. и В. п. [j] фонетически не реализуется (его ):

  • я Ø - ме н я
  • м ы Ø - нас
  • ты - те б я
  • вы - вас
  • о н Ø - [j] его
  • они - ими

Синтаксические особенности

В предложении личные местоимения чаще всего выполняют функцию подлежащего или дополнения.

  • На заре ты её не буди,
  • На заре она сладко так спит.
  • (А. А. Фет)

Помимо прямого значения, личные местоимения могут употребляться и в переносном значении:

1. Местоимение «мы» в значении «я» используется в научной и публицистической речи, как авторское «мы» .

  • Мы предлагаем внести в рукопись следующие изменения.

2. «Мы» в значении «ты» или «вы» используется для выражения сочувствия, сопереживания.

  • Ну, как мы себя чувствуем?
  • (Л. Н. Андреев)

3. «Мы» в значении «я» - императорское «я» , используется для возвеличивания и придания важности.

  • Божиею милостию, Мы, Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский...
  • (Александр II. Коронация монарха, 1856 г.)

4. Очень часто используется «вы» в значении «ты» для выражения уважительного отношения к собеседнику.

5. Местоимение «он» или «она» используется в значении «ты» для выражения пренебрежительного отношения к адресату.

  • «Я и так всё знаю, она ещё правду не говорит. Вот мама!», - ворчал раздосадованный сын. (Она не говорит = ты не говоришь.)