Основные виды работы с пиктограммами. Методические рекомендации по развитию речи посредством пиктограмм

Продолжение. См. № 15, 17- 20/2008

Тема 5. Пиктограмма

Состав темы:

Занятие 14. Что такое пиктограмма

Занятие 15. Разнообразие пиктограмм

Занятие 16. Пиктограммы на экране компьютера

Занятие 14. Что такое пиктограмма

Пиктограмма - это упрощенный рисунок, который служит обозначением некоторого предмета, действия или события.

Что может обозначать табличка с таким рисунком?

Ну конечно, медицинский пункт! Здесь делают не очень приятные, но необходимые для здоровья прививки.

Этот рисунок - пиктограмма медицинского пункта.

Впрочем, медицинский пункт часто обозначают еще проще - одним красным крестом. Такой знак можно видеть и на машине “скорой помощи”, и на шапочке у врача.

Иллюстрация с сайта home.onego.ru

“Водители! Будьте осторожны: здесь дорогу могут переходить дети!” Такое предупреждение можно выразить по-разному.

Поэт может написать стихи. Плакат с такими стихами можно повесить на улице. Только у водителя за рулем нет времени читать стихи.

Художник может нарисовать картину: непоседливый озорник перебегает дорогу прямо перед колесами автомобиля. Такое художественное произведение может украсить здание около опасного места. Но сложная картина лишь отвлечет внимание водителя.

Гораздо удобнее договориться о том, что такой достаточно выразительный, хотя и очень упрощенный рисунок будет обозначать место, где на дороге могут появиться дети.

Этот рисунок и есть пиктограмма, обозначающая предупреждение: “Водители! Будьте осторожны: здесь дорогу могут перебегать дети!”.

Тема 5/Что такое пиктограмма

Вот еще несколько дорожных знаков.

Используя мышиную операцию “зависание”, прочтите название этих пиктограмм на странице электронного учебника.

Рис.1. Испытательный стенд в электронной книге

Уметь набирать тексты на клавиатуре очень важно! Можно написать электронное письмо другу или набрать на клавишах собственную сказку, а потом красиво распечатать ее на принтере.

Будем осваивать эту науку, чтобы немного отдохнуть от пиктограмм!

Петя Кук любит набирать тексты на компьютере, но он делает ошибки и огорчается.

А зря! Ошибок не надо бояться, их надо уметь исправлять!

Ошибка на бумаге весьма неприятна, особенно если она сделана ручкой: после исправления появляется грязь.

На компьютере писать удобнее: ошибки исправляются просто и без всяких следов.

Давайте и мы научимся удалять с экрана неверно набранные буквы и другие символы.

Удалять последний набранный символ (букву, цифру, другой знак) удобно клавишей обратного пробела . Она удаляет символ слева от курсора.

С этой клавишей мы уже работали.

Удалять символы можно и клавишей .

Клавиша удаляет символ справа от черточки курсора.

На некоторых клавиатурах написано Delete . Эта клавиша называется клавишей удаления.

Слово delete читается “дилит”, переводится с английского “стирать”.

Клавиша удаляет символ справа от курсора.
А как подвести курсор к нужному символу? Для этого используют клавиши с нарисованными стрелками (вправо и влево).

Задание 1. Удаление клавишей

Выполните упражнения на удаление лишних символов при помощи клавиши .

1. лишЬний

2. ласИточка

3. медОведь

4. курочИка

5. со бака

7. кр окоШдил

8. лунаШКА

9. д еПАрево

10. к о м п ь ю т е р

Задание 2. Набор текста

Тема 5/Что такое пиктограмма/Практикум

Наберите указанные фразы.

1. Кот и пес

2. Крокодил Гена

3. Вова Бякин

4. Курочка Ряба

Тема 5/ Что такое пиктограмма /Зачет

Отметьте все верные ответы.

Задания

1. Пиктограмма:

a) упрощенный рисунок

b) обозначение предмета

c) обозначение действия

d) обозначение события

2. Что обозначает эта пиктограмма:

a) церковь

b) медицинский пункт

c) перекресток

d) движение запрещено

3. Что обозначает этот дорожный знак:

a) въезд запрещен

b) пункт медицинской помощи

c) осторожно, дети

d) заправка

e) телефон

f) пункт питания

4. Что обозначает этот дорожный знак:

a) осторожно, дети

b) въезд запрещен

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

e) телефон

f) пункт питания

5. Что обозначает этот дорожный знак:

a) осторожно, дети

b) въезд запрещен

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

e) телефон

f) пункт питания

6. Что обозначает этот дорожный знак:

a) осторожно, дети

b) въезд запрещен

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

e) телефон

f) пункт питания

7. Что обозначает этот дорожный знак:

a) пункт питания

b) телефон

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

e) въезд запрещен

f) осторожно, дети

8. Что обозначает этот дорожный знак:

a) осторожно, дети

b) въезд запрещен

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

е) телефон

f) пункт питания

1. a, b, c, d

Занятие 15. Разнообразие пиктограмм

Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах.

Иллюстрация с сайта home.onego.ru

Такой знак вместе с белыми полосками на дороге (“зеброй”) обозначает пешеходный переход.

Этот знак поможет найти туалетные комнаты.

Ну а этот подскажет, где можно сделать прическу.

Пиктограммы “поселились” на упаковках вещей и продуктов.

Рис.2. Пиктограммы на упаковках

“Не кантовать” - значит не переворачивать. Стрелки показывают, где у товара верх.

Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать!

Посмотрите на эти спортивные пиктограммы. Вероятно, вам понятно, какие виды спорта они обозначают:

Рис.3. Спортивные пиктограммы

Эти пиктограммы можно встретить на вокзале. Объясните, что они значат.

Рис.4. Пиктограммы на вокзале

Специальные символы

Поработаем со знаками препинания и специальными символами.

Точки, запятые, скобки, кавычки и другие знаки препинания встречаются в текстах очень часто.

В записи арифметических выражений не обойтись без знаков “+” и “–”.

Для умножения и деления на клавиатуре тоже есть свои символы, хотя они и не очень привычны: в качестве знака умножения часто пользуются звездочкой “*”, а деление обозначают наклонной чертой “/”.

Например, обычное арифметическое выражение

(2 · 5 + 4 · 3) : 6

часто приходится набирать на клавиатуре так:

(2 * 5 + 4 * 3) / 6

Когда нужно записать сравнение двух чисел, используют символы “>” (больше), “<” (меньше) и “=” (равно).

На клавиатуре есть еще несколько “странных” символов: “_”, “#”, “$”, “&”, “@”, “^”, “|” и другие.

Все символы надо уметь набирать. Для этого надо сначала определить, на какой половинке клавиши - верхней или нижней - нарисован нужный символ. В зависимости от этого надо выбрать соответствующий регистр.

Рис.5. Специальные символы на клавиатуре

Если символ изображен на верхней половинке, его нужно вводить в верхнем регистре, то есть, удерживая клавишу .

На некоторых клавишах можно увидеть не два, а даже три специальных символа.

Действие таких клавиш зависит не только от регистра (нижний/верхний), но и от алфавита (русский/английский).

Для набора символа “?” сначала надо включить русский алфавит (знак “?” того же цвета, что русские буквы на клавишах), потом нажать клавишу

удерживая (знак “?” расположен на верхней половине).

Бывает, что на разных клавиатурах расположение символов немного иное, как и правила набора. Вам придется определить эти правила опытным путем, поработав с Редактором строки.

Тема 5/Разнообразие пиктограмм/Практикум

Наберите тексты со специальными символами.

1. (4*3-2*5)+2=5-1

2. “Кто там?”

3. 50% от 120 есть 60.

4. Оля, ау! Где ты? Я - тут!

5. 5<10, а 8>3

6. (*)+(@)+(#)+(~)+($)+(&)

Тема 5/Разнообразие пиктограмм/Зачет

Выберите правильное название пиктограммы.

a) хрупкое

b) не нагревать

c) не кантовать

d) боится сырости

a) хрупкое

b) не нагревать

c) не кантовать

d) боится сырости

a) хрупкое

b) не нагревать

c) не кантовать

d) боится сырости

e) мокрое

a) спуск с дороги

b) пешеходный переход

c) переход запрещен

a) спуск с дороги

b) пешеходный переход

c) переход запрещен

d) подземный пешеходный переход

Ответы

Занятие 16. Пиктограммы на экране компьютера

Такого количества пиктограмм, как на экране компьютера, нет нигде!

На Рабочем столе расположены значки программ и документов. Эти маленькие схематичные рисунки, конечно, являются пиктограммами.

Одна из программ на Рабочем столе называется Paint (пэйнт). Тому, кто не знает английского, трудно понять назначение этой программы по названию. Но стоит взглянуть на значок-пиктограмму, как сразу пропадают все сомнения: эта программа помогает создавать компьютерные рисунки.

Назначение этой программы понятно даже тому, кто не умеет читать по-русски.

Этим значком обозначают место, куда помещают ненужные документы и программы.

Форма курсора тоже задается пиктограммой. Вспомните назначение этих курсоров и проверьте себя при помощи операции “зависание” на картинке в электронной книге.

Рис.6. Разнообразие курсорных пиктограмм

Этой кнопкой в правом верхнем углу закрывают работающую программу.

Во многих программах можно увидеть кнопки с такими пиктограммами:

b) справка

c) создать

d) напечатать

b) справка

c) создать

d) напечатать

b) справка

c) создать

d) напечатать

В отечественной психологии метод пиктограммы традиционно рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весьма продуктивный исследовательский и диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при анализе различных нарушений мышления и памяти. Пиктограмма - образ, создаваемый испытуемым для опосредствованного запоминания.

Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930). Ученица К. Левина Г.В. Биренбаум предложила использовать пиктограммы для исследования мышления (1934). Как прием экспериментально-психологического исследования пиктограммы впервые были применены Л.В. Занковым (1935), который предлагал испытуемым запомнить конкретное слово с помощью изображения на картинке. Разработка методики пиктограммы принадлежит С.В. Лонгиновой (1972).

Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая, а не как “тест для массового применения”.

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура: если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более младших :

Для более старших :

1. Веселый праздник

1. Тяжелая работа

2. Глухая старушка

2. Ядовитый вопрос

3. Сердитая учительница

3. Мальчик-трус

4. Девочке холодно

4. Теплый вечер

5. Болезнь

6. Разлука

7. Развитие

9. Надежда

10. Зависть

10. Власть

11. Сожаление

11. Отчаяние

12. Счастье

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.

Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Анализ результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Представляет интерес модификация методики пиктограмм, предложенная Б.Г.Херсонским (1979, 1981, 1982). Изменения внесены не столько в проведение исследования, сколько в интерпретацию получаемых данных.

При классификации пиктограмм по качественным характеристикам учитываются следующие факторы (по ним проводится формализованная оценка рисуночных образов):

Абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика);

Фактор индивидуальной значимости;

Фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и повторяющиеся образы);

Фактор адекватности.

Интерпретация пиктограмм, по Б.Г. Херсонскому, включает и оценку количественных соотношений: учитывается количественное соотношение образов разного типа, количество индивидуально значимых и адекватных образов.

Представляют интерес выделенные Б.Г. Херсонским особые феномены, мало поддающиеся формализации (под неформализуемыми образами понимаются пиктограммы, основанные на ассоциациях по созвучию, на выхолощенных символах, на подборе нескольких рисуночных образов к одному понятию):

1) шоковые реакции, выражающиеся в прямом (речевом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа “какое прекрасное слово...”, “это интересно...”. Шоковые реакции рассматриваются автором как проявление тормозящего действия аффекта на мыслительную деятельность. Отказ от выбора образа чаще всего встречается при предъявлении испытуемому наиболее сложных для опосредования понятий;

2) употребление буквенных обозначений вопреки инструкции - является либо выражением недостаточности внимания, либо - негативных тенденций;

3) феномен единой системы - при построении последующей пиктограммы испытуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда это приводит к тому, что все пиктограммы в процессе исследования оказываются взаимосвязанными;

4) феномены “замены” и “возврата” - при предъявлении нового понятия для опосредования испытуемый пытается заменить предыдущую пиктограмму либо графически ее дорабатывает. Эти феномены рассматриваются автором как проявление тревоги;

5) феномен упорядоченности пиктограммы - наличие сложной графической характеристики, проявляющейся в выборе рисунка соответственно заданию и размеру листа, в соблюдении приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними. Этот феномен отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации исследования и наиболее часто встречается у ананкастных и субдепрессивных состояниях;

6) органический графический симптомокомплекс - наклон рисунка более чем на 5 от вертикальной оси, наличие дрожащих, несовпадающих и пересекающихся линий. Этот феномен, по данным Б.Г. Херсонского, высокоспецифичен для больных с органическими поражениями головного мозга.

В исследованиях с помощью метода пиктограмм было замечено, что он может быть частично использован для характеристики некоторых личностных особенностей испытуемых, их психического состояния . При этом обнаруженный проективный характер данного метода рассматривается и понимается только в плане содержательного смыслового анализа пиктограмм. С личностными особенностями испытуемых связывается появление трех типов образов:

Образов, непосредственно касающихся личных опасений или устремлений (содержание последних уже заранее известно экспериментатору);

Эгоцентрических образов, в которых прямое обращение к собственному “Я” (эгоцентричность) рассматривается как непосредственное выражение их субъективной эмоциональной обусловленности;

- “холодных” образов, т.е. хотя и уместных для символизации заданного понятия и адекватных по содержанию, но далеких от личных переживаний, эмоционально безразличных; к ним относятся также литературные образы, ссылки на пословицы и поговорки (появление подобных образов связывается с выражением известной отгороженности испытуемого).

Таким образом, при выполнении пиктограмм испытуемый оказывается в ситуации, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от своего понимания данной ситуации и ее значения, своих мыслей и чувств. Характерным моментом является то, что ни пиктограммы, ни их словесные объяснения никогда не получают никаких оценок со стороны экспериментатора.

Особая картина наблюдается в случае применения метода пиктограмм к контингенту заведомо здоровых испытуемых. Отсутствие каких-либо нарушений в мышлении и памяти практически снимает ограничения в поиске ответа и определяющим образом усиливает значение в этом процессе “внутренних условий” - личности испытуемого, его индивидуального конкретного опыта, визуального, интеллектуального, социального. Это становится особенно очевидным, если вместо традиционного клинического набора стимульных понятий использовать понятия, заведомо имеющие для каждого испытуемого личностный смысл.

ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич

«Пиктограмма» как метод исследования личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования . Проблема метода в экспериментально-психологическом изучении личностных особенностей занимает в отечественной патопсихологии значительное место /Мясищев В.Н. с соавт. 19692; Зейгарник Б.В., 1969, 1976; Блейхер В.М., 1976; Кабанов М.М., Лебединский М.С., Морозов Г.В., 1974/. Еще В.М. Бехтерев выдвинул принцип "личностного подхода" к интерпретации данных экспериментально-психологического исследования. Неоднократно отмечалось, что любая методика экспериментально-психологического исследования имеет цель "построение модели человеческого поведения и деятельности " /Зейгарник Б.3., 1976/, является стимулом аффективных реакций /Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф., 1978; Соколова Е.Т., 1978, I960/ и позволяет получить значимую информацию о личности испытуемого. Задача применения того или иного метода экспериментально-психологического исследования для изучения личности, таким образом, совпадает с задачей повышения информативности и надежности данного метода, более полной и адекватной реализации полученных данных. Это положение касается преимущественно методов, отличающихся многозначностью стимульного материала, а также высокой степенью свободы, которой пользуются испытуемые при исследовании. Одним из отечественных методов этой группы является "пиктограмма", предложенная в начале тридцатых годов А.Р. Лурия / по другим данным - Л.С. Выготским / для изучения опосредованного запоминания - сложной характеристики, отражающей "как мнестические, так и интеллектуальные процессы" / А.Р. Лурия, 1962 /. Начиная с 1934 г. исследование Г.В. Биренбаум положило начало плодотворному применению "пиктограммы" для изучения мышления, этот аспект применения метода получил развитие в работах Б.3. Зейгарник / 1962, 1976/, С.Я. Рубинштейн /1970/, С. 3. Лонгиновой /1970, 1971, 1972/, М.В. Осориной /1973, 1974/ имеющиеся данные обобщены в совместном методическом письме С.З. Лонгиновой и С.Я. Рубинштейн /1972/. Как отмечает

С.В Лонгинова, метод "пиктограмм" носит "в известной степени проективный характер". Данные теоретические предположения находят подтверждение в исследованиях Л.С. Драгунской, изучавшей с помощью "пиктограммы" признаки депрессивных состояний /1976, 1981/. Возможность изучения эмоциональных особенностей с помощью метода, близкого к "пиктограмме", показана в исследовании А.И. Берзницкаса /I960/. Указывается на некоторые черты, объединяющие "пиктограмму" и тест Роршаха /Станишевская Н.И., Рульдан В.В., 1972; Никифорова П.Г., Херсонский Б.Г., 1978/. Вместе в тем при использовании "пиктограммы" и интерпретации подученных данных возникают значительные затруднения. Нестандартность стимульного материала, вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемого по ходу исследования затрудняют получение сопоставимых данных и уменьшают спонтанную активность испытуемого. Отсутствие описания данных исследования по методу "пиктограмм" репрезентативной нормативной группы /наиболее представительная группа, обследованная С.В. Лонгиновой, включает лиц с невротическими реакциями и аномалиями характера, все испытуемые обследовались в психиатрическом стационаре/ не позволяет выработать нормативные показатели. Если в тесте Роршаха существует традиционная многофакторная оценка ответов, доступная формализации, причем факторы рассматриваются в естественной взаимосвязи, качественный анализ дополнен количественными соотношениями, учитываются также факторы, недоступные для формализации /Роршах Г., 1922, Клопфер Б. с соавт., 1946, Лусли /Устери М., 1957, Бон Э., 1967, Бурлачук Л.Ф., 1979/, то число факторов анализа в "пиктограмме ограниченно, причем факторы как правило рассматриваются изолированно.

Цель и задачи исследования . Целью исследования было совершенствование экспериментально-психологического метода "пиктограмм" и применение его для изучения личностных особенностей в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях. Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

Модифицировать процедуру проведения исследования по методу "пиктограмм" с целью обеспечения сопоставимости полученных данных, а также уменьшения влияния экспериментатора на испытуемого;

Провести систематизацию аналитических факторов "пиктограммы" с учетом факторов, ранее не рассматривавшихся, и выработать этапную интерпретационную схему;

В связи с необходимостью выработки нормативных показателей провести исследование репрезентативной нормативной группы испытуемых, в том числе с особенностями интеллекта и личности,не выходящими за пределы психической нормы;

Для выявления дифференциально-диагностических возможностей модифицированного варианта "пиктограммы" провести исследование больных параноидной формой шизофрении, больных с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм и больных неврозами. Выбор указанных клинических групп обусловлен практическими задачами, которые ставятся перед патопсихологом при направлении испытуемых с целью дифференциальной диагностики;

На основании анализа полученных данных в сопоставлении с данными других методов экспериментально-психологического исследования уточнить психологическое значение аналитических факторов "пиктограммы".

Материал исследования. Обследовано 500 психически здоровых испытуемых. 400 испытуемых /"основная группа"/ обследовано в ходе профилактических осмотров. 20 испытуемых было направлено в психиатрический стационар с подозрением на минимальную недостаточность интеллекта, однако после клинического и экспериментально-психологического исследования были признаны психически здоровыми с «низкой нормой» интеллектуального развития. 30 испытуемых, направленных в психиатрический стационар в связи с подозрением на психопатию, также в результате проведенного клинического и психологического исследования было признано психически здоровыми с явной акцентуацией характера по неустойчивому /22/ и психастеническому /8/ типу. Наконец, 50 испытуемых, обследованных в ходе профилактических осмотров в технических научно-исследовательских институтах и Ленинградском высшем художественном училище им. Мухиной составили группу испытуемых с высоким уровнем интеллекта, технической и художественной одаренностью.

Обследовано также 150 больных параноидной формой шизофрении - 30 больных в состоянии обострения, 20 больных в состоянии ремиссии «Б» с чертами легкого апатико-абулического дефекта, 100 больных в состоянии ремиссии «А». Обследовано 70 больных с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм и 50 больных неврозами /из них 36 больных неврастенией/.

Методы исследования.

Помимо стандартизованного модифицированного варианта "пиктограммы" в 100 случаях проведено параллельное исследование по методу Векслера, адаптированному в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте ми. В.М. Бехтерева, что способствовало более адекватному выделение аналитических факторов «пиктограммы», чувствительных к уровню интеллектуального развития. 300 испытуемых обследовано по методу Роршаха, с целью выделения показателей общих для теста Роршаха и "пиктограммы". 300 испытуемых обследовано по методу зрительной ретенции Бентона, который, как и "пиктограмма" связан с необходимостью расположения нескольких рисунков на одном листе бумаги. В 350 случаях применен тест Дж.Бука /1947/ - "рисунок дома, дерева, человека", поскольку представляло интерес сопоставление особенностей рисунка в «пиктограмме» и других рисуночных пробах.

таблица №I

Объем исследования различных контингентом испытуемых.

ЗДОРОВЫЕ

Пиктограмма

Бентон-тест

Дом, дерево, человек

Векслера

Тест Роршаха

а) Основная группа

б) Испытуемые с низкой нормой интеллекта

в) Одаренные

г) Акцентуированные личности

Больные шизофренией

Больные с последствиями черепно-мозговых травм

Больные неврозами

Научная новизна . Модифицирована процедура проведения исследования по методу "пиктограмм": стандартизована инструкция и стимульный материал, введена дифференцированная процедура опроса и "ретестирования". Разработана многофакторная этапная схема интерпретации данных: разработана классификация образов "пиктограммы" с учетом факторов абстрактности, индивидуальной значимости, содержания, образа, фактора частоты, фактора адекватности. Классификация позволяет дать формализованную оценку образам "пиктограммы". Проанализирован ряд количественных соотношений. Описаны и проанализированы дополнительные факторы анализа, не поддающиеся формализации в количественной оценке - "особые феномены". Обследована репрезентативная нормативная группа испытуемых, выработаны нормативные данные, как по качественным, так и по количественным показателям "пиктограммы". Показана возможность использования метода не только для изучения опосредованного запоминания и особенностей мышления, но и для оценки интеллектуальности и личностных особенностей испытуемых.

Практическая ценность работы заключается в том, что при применении модифицированной процедуры исследования и многофакторной, этапной схемы анализа данных "пиктограммы" значительно расширяются диагностические возможности метода, его чувствительность к особенностям аффективно-личностной сферы испытуемых. Более адекватно оцениваются и традиционные аналитические факторы "пиктограммы", повышается валидность и надежность метода.

Внедрение результатов исследования , Модифицированный вариант "пиктограммы" применяется для изучения личностных особенностей в экспериментально-психологических лабораториях Одесской областной психиатрической больницы № I и Одесской областной психиатрической больницы № 2. Материалы исследования легли в основу методических рекомендаций, направленных на утверждение в Министерство здравоохранения РСФСР.

Апробация работы . Материалы диссертации и результаты проведенного исследования обсуждались на совместной конференции отделений неврозов и пограничных состояний, внебольничной психиатрии, лаборатории социальной психологии и группы психологической диагностики Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им.В.М. Бехтерева 22 февраля 1982 г. Материалы диссертации докладывались на 71 съезде невропатологов и психиатров УССР, 1978 г., республиканском семинаре по реабилитации больных с заболеваниями нервной системы, I981 г.

По материалам диссертации имеется 11 публикаций, список которых приводится в конце автореферата.

Объем и структура исследования . Диссертация изложена на 152 страницах машинописи. Работа состоит из введения, обзора литературы, пяти глав, заключения, выводов и списка литературы. В тексте имеется 86 рисунков и 14 таблиц.

Модификация процедуры исследования . Исследование проводилось стандартным набором из 16 понятий с неизменной последовательностью предъявления понятий. Стандартным был также текст инструкции. В процессе исследования исключалось влияние экспериментатора на испытуемого. С этой целью опрос, имеющий целью уточнение характера ассоциаций, выделен во второй этап исследования. Этот прием позволяет отделить "спонтанные" разъяснения от "вынужденных". Незначительное уменьшение пластичности метода, являющееся следствием стандартизации, компенсируется введением ретестирования. После воспроизведения слов экспериментатор проверяет способность испытуемого к продуцированию различных категорий образов "пиктограммы", в частности, к замене "неадекватных" образов на "адекватные". Коррекции в ходе ретестирования подлежали также гиперконкретные, сценоподобные образы и образы, где испытуемые, вопреки инструкции употребляли буквенные и словесные обозначения.

Аналитические факторы "пиктограммы".

А. Классификация образов "пиктограммы ".

Для более полного учета характеристик выбранного образа оценка проводилась по нескольким параметрам. Каждой категории образов "пиктограммы" присваивалось краткое буквенное обозначение, облегчавшее формализованную оценку.

Фактор абстрактности.

а. Конкретные образы. К.

К этой группе относятся образы "пиктограммы", связанные с конкретной ситуацией. Часто имеет место попытка прямо изобразить ситуации /конкретный "фотографический" образ К-ФТ/. К конкретным образам относятся все заимствования из индивидуального опыта испытуемого. Иногда конкретная связь "конфабулируется" испытуемым по ходу исследования /конкретный "конфабуляторный" образ К-КФ/. Пример такого образа - табуретка на понятие "сомнение". Объяснение: "Я сомневаюсь из чего сделана эта табуретка - из дерева, или из пластмассы".

б. Атрибутивные образы. Ат.

Выбранный образ связан с понятием по принципу принадлежности, является "атрибутом" понятия. Примеры таких образов - флакон на понятие "веселый праздник", лопата на понятие "тяжелая работа".

в. Метафорическая символика. М.

Выбранный образ связан с понятием через метафору, литературный образ. Чаще встречаются "заимствованные" метафоры - "Буриданов осел" на понятие "сомнение". Двуликий Янус на понятие "обман", но иногда они создаются в процессе исследования, например, штопор на понятие "сомнение" - "Сомнение как штопор ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить".

г. Геометрическая, графическая, грамматическая символика. ГС.

Абстрактной ассоциации соответствует адекватный способ изображение-символ. Стрелка, направленная вперед и вверх, спираль на понятие "развитие", стрелки, направленные в разные стороны на понятие "разлука" - характерные примеры этой категории образов "пиктограммы". Образ не принадлежит к категории ГС, если символ лишь "украшает" конкретный образ /стрелки над расходящимися людьми на понятие "разлука"/, либо выражает конкретную по сути ассоциацию /круг, наполовину заштрихованный, на понятие "сомнение" - "Я сомневаюсь, черное оно или белое."/.

Фактор индивидуальной значимости.

а. Образы, выбранные формально - Ф.

К этой группе относятся образы, не имеющие индивидуальной значимости для испытуемого: кровать на понятие "болезнь", знак "?" на понятие "сомнение".

б. Образы, имеющие индивидуальную значимость - Инд.

Эта категория образов распадается на две группы. Образы первой группы содержат изображение конкретного человека - либо самого испытуемого /безногий инвалид рисует человека на костылях на понятие "болезнь"/, либо другого лица /например, больной рисует "портрет" лечащего врача на понятие "обман", поскольку врач обещал выписать его, но во выполнил обещания/. Такие образы получили название "персонифицированных" - Инд-Пс. Образы второй группы как бы "стимулируют" у испытуемых воспоминание о ситуации из их личного опыта. Содержанием рисунка является обычно неодушевленный предмет, либо пейзаж. Пример - горный пейзаж на понятие "счастье" - "Чувство счастья возникает у меня в горах". Образы этого типа обозначаются как "стимулы" - Инд-С.

Фактор частоты.

Этот критерий показывает, как часто данный образ встречается в протоколах здоровых людей. Учитывая "естественное распределение" частоты выбранных образов, целесообразно выделение трех категорий:

а. Стандартные образы - Ст. Встречаются не реже, чек в одном из пяти протоколов.

б. Оригинальные образы - 0риг. Встречается реже, чем в двух из ста протоколов.

в. Повторяющиеся образы. Занимают промежуточное положение между двумя предыдущими категориями.

Приводим перечень "стандартных образов" на понятия, применяемого нами набора.

1.ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК. Флажок, шарик, цветок.

2.ТЯЖЁЛАЯ РАБОТА. Кирка, лопата.

3.ВКУСНЫЙ УЖИН. Изображение еды.

4.БОЛЕЗНЬ. Кровать.

5.ПЕЧАЛЬ. Грустное лицо.

6.СЧАСТЬЕ. Улыбающееся лицо.

7.ЛЮБОВЬ. Сердце, целующиеся влюбленные.

8.РАЗЛУКА. Стандартные образы отсутствуют.

9.РАЗВИТИЕ. Стандартные образы отсутствуют.

10.ОБМАН. Стандартные образы отсутствуют.

11.П0БЕДА. Салют, флаг Победы над рейхстагом.

12.ПОДВИГ. Подвиг Александра Матросова.

13.ВРАЖДА. Стандартные образы отсутствуют.

14.СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Стандартные образы отсутствуют.

15.СОМНЕНИЕ. Стандартные образы отсутствуют.

16.ДРУЖБА. Рукопожатие, люди, взявшиеся за руки.

Фактор адекватности

Этот сложный качественный критерий при формализованном подходе был наиболее тесно связан с фактором частоты. К адекватным образам относятся все стандартные, повторяющиеся и "удачные оригинальные". Адекватность образа отмечается знаком "+", неадекватность - знаком "-". При решении вопроса об адекватности оригинального образа использовались традиционные качественные признаки: содержательная близость образа и понятия, умеренная абстрактность, краткость изображения и разъяснения.

Формализованная оценка образов.

На основании качественного анализа образа "пиктограммы" по указанным выше признакам производится комплексная формализованная оценка. Приводим соответствующие примеры.

Понятие "Победа". Изображен салют. Разъяснение: "Салют бывает в День Победы". Выбор атрибутивный, лишенный индивидуальной значимости, стандартный, адекватный.

Формализованная оценка - АТ.Ф.СТ.+.

Второй пример /из протокола больной, страдающей шизофренией/.

Понятие "тяжелая работа". Изображен треугольник. Разъяснение: "У нас в отделе тяжелую работу выполнят трое - начальник, его заместитель и я". Выбор конкретный, с вторичной геометризацией изображения, изображен треугольник, образ оригинальный, неадекватный.

Формализованная оценка - К.Инд.Ориг.

Данные о частоте различных образов в протоколах обследованных приведены в таблице 2.

Оценка количественных соотношений.

Второй этап анализа заключается в оценке количественных соотношений образов различного типа. Одним из наиболее существенных являлось соотношение символов /геометрических, графических, грамматических/, метафорических образов, атрибутивных и конкретных образов.

Таблица №2.

Частота различного типа образов в протоколах психически

Основная группа

Низкая норма интеллекта

Одаренные

Акцентуированные личности

/неустойчивые/

Геометрические,

графические символы - ГС

Метафорические символы–М.

Атрибутивные образы-As.

Конкретные образы - К.

Индивидуально значимые персонифицированные Инд.-ПС.

Индивидуально значимые стимулы Инд-С.

Изображение человека

Адекватные в %

Стандартные образы - Ст.

Удачные оригинальные Ориг. +

Продуктивность

Таблица № 3.

Частота различного типа образцов в протоколах психически больных

Больные с последствиями ЧМТ

Больные неврастенией

Больные шизофренией
Обострение ремиссия
А

Обострение

Ремиссия А

Геометрические, графические символы ГС.

Метафорически символы М.

Атрибутивные образы. - Ат.

Конкретные образы - К.

Индивидуально-значимые персонифицированные Инд. - Пс.

индивидуально значимые стимулы Инд. -С.

Изображение человека

Адекватные образы в %

Стандартные образы - Ст.

Удачные оригинальные

Продуктивность

ГС: М: AT: К

Это соотношение одна из главных "интеллектуальных" характеристик "пиктограммы", отраженная преимущественно уровень операциональных характеристик мышления. Геометрические и метафорические символы встречались только при нормальном и высоком интеллекте, единичные "стандартные" метафорические образы имели место в протоколах испытуемых с "низкой нормой" интеллекта. В протоколах интеллектуально сниженных больных с последствиями черепно-мозговой травмы геометрические и метафорические символы отсутствовали. Основным содержанием "пиктограммы" здоровых испытуемых являлись атрибутивные и конкретные образы. Значительное повышение числа образов категории ГС и М, как правило объяснялось мотивационными факторами, атипической позицией испытуемых при исследовании. Так, здоровые испытуемые, давшие больное количество таких образов при дополнительном расспросе пояснили, что основным объектом исследования они считали не память, а эрудицию и сообразительность, стремясь произвести в этом отношении благоприятное впечатление. Интересно, что испытуемые о более низким уровнем интеллекта проявляли гипермотивацию, занимаясь доработкой рисунка, что приводило к повышению числа "фотографических" образов /К-Фт./.

Вторым показателем являлось количество индивидуально значимых образов, традиционно считающихся проявлением эгоцентризма. Однако не все такие образы имели идентичное психологическое значение, так персонифицированные образы свидетельствуют преимущественно об интеллектуальных особенностях, неспособности отвлечься от своего опыта. Более характерными для испытуемых, больных неврозами являются образы-стимулы, которые обнаруживают связь с конфликтной ситуацией либо с соматическими проявлениями болезни.

Третий показатель - количество адекватных образов, отражавших четкость и реалистичность мышления, был наиболее низких у больных шизофренией в состоянии обострения и больных с последствиями черепно-мозговых травм с интеллектуальным снижением.

Следует сказать, что качественная структура "неадекватных" образов у больных с последствиями травм мозга достаточно своеобразна: более половины неадекватных образов у больных этой группы представляли собой изображения предметов, которые можно было легко нарисовать - яблоко, лицо человека, дерево, вне зависимости от содержания предложенного понятия. Закономерно встречались недифференцированные изображения - неудачные попытки изобразить какой-либо предмет.

Качественные особенности "неадекватных" образов в "пиктограммах" больных шизофренией подробно освещены в литературе. Следует отметить, что по нашим данным, нет каких-либо неадекватных образов абсолютно специфичных для шизофрении, что еще раз показывает важность анализа не того или иного образа "пиктограммы" в отдельности, а всего протокола в целом. Показатель адекватных образов дополнялся показателем стандартных - Ст. образов, который имел диагностическую ценность, поскольку у некоторых больных шизофренией даже при отсутствии грубо неадекватных образов, снижалось число стандартных вплоть до полного их отсутствия.

Этот показатель, равно как и показатель "оригинальных" образов по своему психологическому значению идентичен аналогичным показателям теста Роршаха.

"Пиктограмма" позволяет, как и тест Роршаха, судить о степени стереотипизированности ассоциаций, однако если в тесте Роршаха стереотипия проявляется в повторении образов животных, то в "пиктограмме" чаще всего встречались повторения человеческих фигур, - нормальная или "типическая" стереотипия. Диагностическое значение имела лишь чрезмерная выраженность стереотипии /более 10 изображений человека в одном протоколе/, либо "смещение" стереотипизирующей установки - атипическая стереотипия. Так, у больных шизофренией встречалось стереотипное повторение выхолощенных стволов, мелких деталей человеческого тела /в основном - глаз/, архитектурных сооружений. Диагностическую ценность имели персеверации - прямое повторение идентичных изображений на два и более различных понятия.

Практически не встречаясь у здоровых испытуемых и совершенно отсутствуя у больных неврозами она очень часто отмечалась у больных с остаточными явлениями черепно-мозговых травм и больных шизофренией, при этом, для больных шизофренией было характерно наличие персевераций на фоне "благополучных" интеллектуальных характеристик "пиктограммы" и теста Векслера.

Особые феномены.

Третий этап анализа "пиктограммы" заключался в регистрации "особых феноменов", т.е. факторов, формализация которых была либо невозможна, либо затруднена. Такими феноменами являлась типическая и атипическая стереотипия и персеверация, описание выше. Далее нами рассматриваются еще несколько таких факторов анализа.

Шоковые реакции . Данный тип реакций является проявлением тормозящего действия аффекта на интеллектуальные процессы. Эти реакции могли проявляться прямым /речевым или мимическим/ выражением неудовольствия либо парадоксальными высказываниями: "Какое прекрасное слово...", "Это интересно..." и др. При этом отмечалось значительное удлинение латентного времени. Специфичными для "пиктограммы" проявлениями шоковых реакций являлось резкое уменьшение размеров рисунка, отражающего "травмирующее понятие", а также изменение характера образа в сравнении с другими образами данного протокола, более тщательная отработка рисунка, сильный нажим. Шоковые реакции, несмотря на то, что они традиционно рассматриваются как феномены невротического спектра, не обладали диагностической специфичностью.

Отказ от выбора образов . Чаще всего встречались отказы на наиболее сложные для опосредования понятия, что было обусловлено интеллектуальными затруднениями больных. В протоколах испытуемых с остаточными явлениями черепно-мозговой травмы отказы встречались в 100% протоколов и охватывали 68% предложенных понятий. Этот факт необходимо учитывать при рассмотрении количественных показателей испытуемых этой группы, приведенных в таблице №3. У больных неврозами, а иногда и у здоровых отказ мог быть крайним проявлением "шоковой реакции". Парадоксальные отказы у больных шизофренией /на легкие понятия/ были обусловлены "отнесением к себе" - испытуемый убежден, что все понятия имели непосредственное отношение к нему.

Употребление буквенных обозначений. Употребление букв в "пиктограмме" запрещено инструкцией. Следовательно, появление буквенных обозначений является выражением недостаточности активного внимания, либо - негативистических тенденций. У здоровых испытуемых буквенные обозначения встречались в 14% протоколов, при этом надпись как правило гармонично включается в изображение - лозунг на транспаранте, надпись на книге, дата на календаре. Реже надпись «замещает» рисунок. Употребление букв у больных неврозами соответствовало таковому у здоровых. У больных шизофренией употребление букв встречалось значительно чаще, причем имела место деформация, переплетение, сдваивание букв, вторичная графическая переработка с приданием буквам сходства с рисунком. Спонтанные разъяснения и высказывания испытуемых . Чаще всего они были проявлением тревоги, внутренней неуверенности, негативной реакции на содержание понятия, интеллектуальных затруднений. Определенное значение имели экстрапунитивность либо интропунитивность высказываний - критика тестирования, самокритика. Особняком стоят обсуждения и разборы /с повышенной детализацией/ у больных с органическим поражением головного мозга и резонерские спонтанные разъяснения некоторых больных шизофренией.

Неформализованные типы образов . Речь идет об ассоциациях по созвучию, выхолощенных символах. Затруднения при формализации возникали и при "множественном выборе" /несколько образов на одно понятие/, что заставляло рассматривать эти образы в группе "особых феноменов".

Феномен единой системы. Заключается в том, что при построении следующего образа испытуемый использует предыдущий, трансформируя его. В выраженных случаях все образы в "пиктограмме" взаимосвязаны. Чаще всего данный феномен сочетается с обилием неадекватных образов. Так, один из испытуемых, страдающих шизофренией, на понятие "болезнь" рисует "немецкий крест" /фашизм - болезнь человечества/, на понятие "печаль" рисует человека с крестом на груди / этот крест перебрался на грудь человеку/, на понятие "счастье" зачеркивает оба рисунка /нет ни болезни, ни печали/.

Феномены "замены" и "возврата". Заключались в том, что при предъявлении нового понятия, испытуемый пытался заменить предыдущий рисунок либо занимался его графической доработкой. Эти феномены встречались во всех подгруппах испытуемых, являясь специфичным для "пиктограммы" проявлением тревоги.

Упорядоченность "пиктограммы". Имеется в виду сложная графическая характеристика, включающая выбор адекватного задания и размеру листа размера рисунка, соблюдение приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними, упорядоченное /горизонтальное либо вертикальное/ расположение рисунков на листе бумаги. Неупорядоченность композиции, большие размеры рисунка /четверть листа и более/ встречаются у больных шизофренией с синдромом острой парафрении, больных с последствиями черепно-мозговой травмы и синдромом расторможенности. Напротив, подчеркнуто правильное расположение рисунков на листе бумаги встречалось у испытуемых с ананкастными и субдепрессивными проявлениями. Сходные феномены встречались также при исследовании рисуночными тестами, требующими размещения нескольких рисунков на одном листе бумаги /тест Бентона, тест «рисунок дома, дерева, человека»/ Нам представляется, что данный феномен отражает в целом способность к планированию и самоконтролю в ситуации эксперимента. Для чрезмерно упорядоченных "пиктограмм" характерны такие феномены, как спонтанная нумерация рисунков, взятие их в рамку.

Органический графический симптомокомплекс . Сложная графическая характеристика, описанная И. Шванцара, и включающая наклон рисунка более чем на 5° от вертикальной оси, дрожащую, несовпадающую и пересекающуюся линии. На нашем материале подтверждается высокая специфичность данного симптомокомплекса для больных с органическим, поражением головного мозга.

1. "Пиктограмма" является сложным, многофакторным методом экспериментально-психологического исследования, позволяющим судить не только о продуктивности опосредованного запоминания и особенностях мышления, но и о уровне интеллектуального развития и личностных особенностях испытуемых. Предложенная модификация процедуры проведения исследования повышает медико-психологическую диагностическую ценность метода.

2. Многофакторный качественный анализ образов "пиктограммы" с последующей формализованной оценкой позволяет достаточно полно охарактеризовать каждый образ в отдельности и перейти к анализу количественных соотношений образов различного типа. Введение в качестве аналитических факторов количественных показателей позволяет анализировать "пиктограмму" в целом, отмечая не только качественные особенности, но и определяя их степень выраженности. Количественные соотношения в "пиктограмме" отражают не только операциональные и динамические характеристики мышления, но и уровень мотивации при исследовании, что является важным моментом при проведении медико-психологических исследований.

3. Учет дополнительных, не поддающихся формализации факторов - "особых феноменов" обогащает медико-психологические диагностические возможности метода, повышая чувствительность "пиктограммы" к эмоциональным и личностным особенностям испытуемых в норме и при нервно-психических заболеваниях.

4. Медико-психологическое исследование группы психически здоровых лиц позволило разработать специальный каталог образов "пиктограмм", отражающий их качественные особенности. При этом получены нормативные данные по основным количественным показателям "пиктограммы". Изучение "пиктограммы" испытуемых с различными особенностями интеллекта и личности, не выходящими за пределы психической нормы, обнаружили чувствительность метода к уровню интеллектуального развития, а также к таким особенностям характера, как неустойчивость, затруднение при планировании поведения, демонстративность. Отражение в "пиктограмме" находит также повышение тревоги и самоконтроля, обсессивные тенденции. Данная информация, получаемая при исследовании группы здоровых лиц, может быть использована в психогигиенических и психопрофилактических целях.

5. Больные с последствиями черепно-мозговой травмы и интеллектуальным снижением в ряде случаев не способны к выполнению метода "пиктограммы" либо выполняют его на низком уровне. Характерным для этих больных являются: отказы на абстрактные понятия, общая конкретность образов "пиктограммы", стереотипии, персеверации, отсутствие каких-либо элементов оригинальности, снижение количества адекватных образов и продуктивности запоминания, нарушения тонкой моторики, наличие "шоковых реакций".

6 . Для "пиктограмм" больных неврастенией характерен выбор образов, отличающихся повышенной конкретностью и индивидуальной значимостью, в ряде случаев не соответствующей высокому уровню интеллекта больных.

Обнаруживается связь индивидуально-значимых образов "пиктограммы" с конфликтной ситуацией, либо с проявлениями болезни. Отмечаются феномены "возврата", "замены", экстрапунитивные и эгозащитные высказывания.

7. У больных параноидной формой шизофрении "пиктограммы" обнаруживают тесную связь с психическим состоянием испытуемых. В состоянии обострения отмечается резкое снижение числа адекватных образов, смещение стереотипной установки, употребление букв. "Пиктограммы" больных в состоянии ремиссии близки к "пиктограммам" больных неврастенией и здоровых испытуемых.

8. Многозначность стимульного материала, отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, высокая степень свободы при выполнении метода, необходимость осуществлять активную селекцию позволяет отнести "пиктограмму" к группе проектных методов исследования личности.

1. Применение стандартизованного метода "пиктограммы" в патопсихологической практике. Научно-практическая конференция. Тезисы доклада. Одесса,1978 с.10.

2. Применение метода "пиктограммы" в дифференциальной диагностике депрессий и гипоманиакальных состояний. В кн.71 съезд невропатологов и психиатров УССР. Харьков, 1978, с.408-409.Соавт.П.11.Никифорова.

3. Симптоматическая ценность нарушений мышления при шизофрении и уровень интеллектуальности. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одесса,1979 с 21-22.

4. Клиническое значение "пустом символики" в «пиктограмме». Журнал невропатол. и психиатр, им. С.С. Корсакова 1979, №12 с 1743-1747.

5. Оценка эмоционального состояния больных шизофренией с помощью теста Роршаха. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одесса,1978, с 46 Соавт. - В.Е. Лановой.

6. Симптом "привнесения" при исследовании рисуночными тестами. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одеееа,1980, с 20. Соавт. - В.Ё. Лановой.

7. Особые феномены при экспериментально-психологическом исследовании. Научно-практическая конференция» Тезисы докладов. Одесса, I960 с 14-15.

8. "Пиктограмма" и тест Роршаха. Параллельные исследования. Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,I981 с 70.

9. Фактор "упорядоченности" при исследовании рисуночными тестами. Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,1981 с 30.

10. Формализованный подход к оценке образов "пиктограммы". Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,1981, с 65-66.

11. "Пиктограмма". Проблемы личностного подхода к интерпретации данных исследования. Журнал невропатол. и психиатр. им. С.С. Корсакова.1981, 1 12 с 1832-1838.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучение основных приемов создания, редактирования, форматирования и управления документами в текстовом редакторе Word.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Запуск Word

Существует несколько способов запуска Word. Ниже приведено описание наиболее удобных из них:

Использование кнопки Пуск и меню Программы

1. Щелкнуть на кнопке Пуск.

2. Установить курсор на пункт Программы и подождать немного, пока не появится вложенное меню.

3. Дальнейшие действия зависят от вида открывшегося меню:

a) если в нем есть строка Microsoft Word, то необходимо щелкнуть на этой строке;

b) если в меню есть пункт Microsoft Office, то следует установить на него курсор, дождаться появления подменю, затем щелкнуть на строке Microsoft Word.

Использование кнопки Пуск и меню Документы

1. Щелкнуть на кнопке Пуск.

2. Установить курсор на пункт Документы (в меню Документы Word помещает названия тех документов, с которыми работали на компьютере в последнее время).

3. В открывшемся списке документов щелкнуть на названии необходимого документа.

Использование пиктограммы Мой компьютер или программы Проводник

1. Открыть окно Мой компьютер или окно программы Проводник.

2. Добраться до пиктограммы Word и дважды щелкнуть на ней (после стандартной инсталляции файл Word.exe будет находиться в папке C:\Msoffice\Winword).

Кроме того, если на экране имеется панель Microsoft Office, то запустить Word можно щелчком на пиктограмме Word; если на рабочем столе расположен ярлык Word, то щелчок на ярлыке также запустит Word.

При запуске Word можно загрузить созданные и сохраненные ранее документы. Для этого нужно найти необходимый документ с помощью папки Мой компьютер или программы Проводник и дважды щелкнуть на имени документа.

В статье представлен материал из опыта работы по развитию связной речи у детей с ОНР посредством использования пикторамм — метода наглядного моделирования.

Тема: «Совершенствование работы по развитию речи у детей с ОНР посредством включения пиктограмм»

“Чтобы обучить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому”.
М.Монтень

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией, а также с детьми, имеющими нарушения слуха (в том числе после кохлеарной имплантации) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения.

Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у данной категории детей, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм .

Пиктограмма — (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки плюс дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:

  • Облегчить общение.
  • Улучшить всестороннее развитие ребёнка.
  • Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Историческая справка

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) т. е. отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания, известно со времён неолита (2 тыс. до н. э.). Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм. Известно пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы (любовные, охотничьи, магические, военные, политические).

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале 30- х годов 20 века и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности. В данном случае использовались пять видов пиктографических изображений (абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические).

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться
  • Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем
  • Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)
  • Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)

Итак, нами был систематизирован пиктографический материал с учётом:

  • Лексических тем.
  • Возрастных особенностей.
  • Программных требований.

В системе работы с детьми с ОНР и с нарушениями слуха пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

  • Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
  • Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
  • Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
  • Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
  • Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

  • Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).
  • Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
  • Четвёртый лишний.
  • Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
  • Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

  • Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
  • Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
  • Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
  • Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки :

  1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
  2. Обобщающее понятие.
  3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
  4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Считаем, что пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, что сегодня будет продемонстрированно на логопедических занятиях.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.