Годы жизни князя в к острожского. Константин острожский - государственный деятель и полководец

Острожский князь Константин (Василий) Константинович (1526-1608)

Острожский князь Константин (Василий) Константинович - сын князя Константина Ивановича, воевода киевский, защитник православия в Западной Руси; родился в 1526 году, умер 13 февраля 1608 года.

Князь Константин Константинович, названный при крещении Василием (Константином его называли по имени отца), остался по смерти отца малолетним и был воспитан своей матерью, второй женой князя Константина Ивановича, княгиней Александрой Семеновной, урожденной княжной Слуцкой. Детство и ранние юношеские годы он провел в наследственном городе своей матери Турове, где, под руководством наиболее ученых и опытных учителей того времени, получил очень тщательное воспитание в православном русском духе.

Достигши совершеннолетия, князь Константин Константинович женился на дочери богатого и знатного галицкого магната графа Тарновского - Софии, и начал вести обычный образ жизни богатых западнорусских панов. Общественная и государственная деятельность, по-видимому, очень мало интересовала его в этот период жизни. Однако и теперь ему уже пришлось столкнуться с иезуитским влиянием, с которым впоследствии князь Константин Константинович энергично боролся до конца своей жизни. Иезуиты сумели вторгнуться в его семейную жизнь, и старались привлечь на свою сторону представителей влиятельного дома князей Острожских, чтобы тем успешнее с их помощью заняться пропагандой католицизма среди западнорусского православного населения. Иезуиты успели склонить на свою сторону невестку князя Константина Константиновича, княгиню Беату, и с ее помощью думали склонить к переходу в католицизм и ее дочь Елизавету.

Острожский вступился за свою любимую племянницу и успел выдать ее замуж за православного князя Димитрия Сангушко. Благодаря интригам Беаты и иезуитов, Сангушко был осужден и бежал в Чехию, но по дороге был убит, а Елизавета возвращена в Польшу и насильно выдана замуж за поляка и ревностного католика графа Гурка. Острожский силой вступился за права племянницы, вступил в борьбу с иезуитами и Гуркой, но Елизавета, но выдержав тяжелого положения и травли иезуитов, сошла с ума. Острожский взял ее к себе в Острог, где несчастная и жила до самой своей смерти.

Разумеется, этот случай сильно вооружил князя против иезуитов и навсегда сделал его непримиримым врагом этого ордена.

Между тем, в Западной Руси для православных наступили очень трудные времена. Русское население, находившееся под сильным влиянием польской цивилизации, уже со времени соединения Литвы и Польши все более подпадало влиянию западноевропейских форм польской культуры и цивилизации. Влияние польской культуры сказалось и на верованиях русского населения. Западнорусские магнаты ранее прочих начали менять веру своих отцов и принимать католицизм; за ними последовали многие фамилии из среднего класса и только крестьяне крепко держались православия, несмотря на все притеснения и угнетения со стороны своих помещиков-католиков.

Быстрому окатоличению русского населения немало способствовала и Люблинская уния 1569 года, еще теснее соединившая Польшу и литовско-русское государство и давшая полную возможность полякам с большим успехом распространять католицизм среди православного русского населения.

Напрасно князь Острожский с немногими другими западнорусскими вельможами, желавшими отстоять политическую и религиозную самостоятельность западнорусского народа, боролись против введения этой унии: их было слишком мало, и они должны были примириться со совершившимся фактом. Значительно помогли делу окатоличения русских и иезуиты, призванные в Польшу для борьбы с проникавшим с Запада протестантизмом, но обратившиеся и против православия. Они начали проникать в семьи наиболее влиятельных знатных магнатов и склонять их на свою сторону, понемногу забирали в свои руки образование юношества, учреждали свои коллегии и училища и пр., и быстро, при помощи польского правительства, приобретали все большее влияние на ход общественной жизни в Польше и Литве.

Западнорусское духовенство и православное население не могло успешно бороться с этим организованным и не стесняющимся в средствах обществом монахов. Само духовенство было необразованно, представители высшей иерархии, происходившие большей частью из знатных и богатых фамилий, нередко смотрели на свой сан, как на выгодное и доходное место, и завидовали той роскоши и великолепию, которыми окружали себя католические епископы. Корыстолюбие, распущенность нравов господствовали среди православного духовенства. Масса православного населения не находила поддержки среди своих духовных пастырей. Католическая пропаганда на такой благоприятной почве широко развивалась среди православного западнорусского населения, захватывая не только высшие западнорусские классы, но и распространяясь среди среднего и низшего сословия.

Замок князей Острожских в Остроге.

Князь Константин имел свою резиденцию в наследственном городе Острог, построенном на берегу реки Гарыни. Здесь, на возвышенной местности, спускавшейся прямо к речному берегу, среди благоуханных садов и тенистой, вековой рощи, высился огромный княжеский замок -- величественное произведение итальянского зодчества XV века. У самого замка, сквозь купы кудрявых деревьев, белелись главы замковой Богоявленской церкви, щедро изукрашенной благочестивыми владельцами и вмещавшей под своими тяжелыми сводами усыпальницу рода князей Острожских. За церквью начинался длинный ряд всевозможных более или менее обширных строений, отделенных друг от друга дворами, вымощенными каменными плитами -- это были помещения для придворных, которых у князя Константина насчитывалось более двух тысяч человек. К задней стороне замка примыкали многочисленные службы.(Вс. Соловьев "Княжна Острожская" -- М.: СП "Эврика", 1990. -- 258.) Фото с сайта

Выступив на арену общественной деятельности в такое трудное для православия и русской народности время, князь Константин Константинович Острожский, с детства воспитанный на русских православных началах, не мог оставаться равнодушным свидетелем этих событий. Условия, в которых он находился, как нельзя более благоприятствовали его деятельности. От своих предков он получил, кроме знатного имени, громадные богатства: в его владении находилось 25 городов, 10 местечек и 670 селений, доход с которых достигал колоссальной по тому времени цифры 1200000 злотых в год. Его выдающееся положение в западнорусском обществе, влияние при дворе и высокое сенаторское звание придавали его личности большую силу и влияние. Равнодушный к делам церкви и своего народа в начале своей деятельности, Острожский в 70-х годах начинает уже ближе интересоваться этими важными вопросами. Его замок делается открытым для всех ревнителей православия, для всех тех, кто искал заступничества от польских панов и католических монахов.

Хорошо понимая, в чем заключались язвы современной ему западнорусской жизни, он при своем уме легко нашел и выход из тех затруднений, в которые была поставлена западнорусская православная церковь. Острожский понимал, что только развитием просвещения среди массы западнорусского населения и поднятием нравственного и образовательного уровня православного духовенства, можно достичь, некоторых успехов в борьбе с организованной пропагандой иезуитов и католических ксендзов. "Мы охладели к вере", говорит он в одном из своих посланий, "а наши пастыри не могут нас ничему научить, не могут постоять за Божью церковь. Нет учителей, нет проповедников Божья слова".

Ближайшим средством для поднятия уровня духовного просвещения среди западнорусского населения было издание книг и учреждение школ. Эти средства давно уже с большим успехом применяли иезуиты в целях своей пропаганды; не отказался от этих средств и князь Острожский. Самой настоятельной потребностью для православного западнорусского населения было издание Священного Писания на славянском языке. За это дело прежде всего и принялся Острожский. Нужно было начать с устройства типографии. Острожский не жалел для этого ни денег, ни сил. Он выписал шрифт и привлек к себе из Львова известного печатника, работавшего ранее в Москве, Ивана Федорова и всех его сотрудников.

Для того, чтобы издание библии было более исправно, Острожский отовсюду выписывал рукописные списки книг Священного писания. Главный список он достал из Москвы, из библиотеки царя Ивана Васильевича Грозного, при посредстве польского посла Гарабурды; доставал Острожский списки и из других мест: от константинопольского патриарха Иеремии, с Крита, из сербских, болгарских, и греческих монастырей, завел даже сношения по этому поводу с Римом и достал "много и иных библий, различных письмен и языков". Кроме того, в его распоряжении было и первое издание Библии на русском языке, напечатанное в чешской Праге доктором Франциском Скориной.

По просьбе Острожского, патриарх Иеремия и некоторые другие видные церковные деятели прислали ему и людей, "наказанных в писаниях святых, эллинских и словенских". Пользуясь указаниями и советами всех этих знающих людей, Острожский начал разбирать весь присланный материал. Скоро, однако, исследователи были поставлены в затруднительное положение, так как почти все присланные Острожскому списки имели погрешности, неточности и разночтения, вследствие чего нельзя было остановиться на каком-либо списке, взяв его за основной текст. Острожский решил последовать совету своего друга, известного князя Андрея Курбского, жившего в то время на Волыни, и печатать Библию "на церковнославянском языке" не с перепорченных книг жидовских, но от 72 блаженных и богомудрых переводчиков".

Острожская Библия

После долгой и трудной работы, в 1580 году, наконец, появились "псалтырь и Новый Завет" с алфавитным указателем к последнему, "скорейшего ради обретения вещей нужнейших". Издание это, распространившееся в очень большом количестве экземпляров, удовлетворяло потребностям православных церквей и частных обывателей. Это издание Библии послужило образцом и для московского издания, вышедшего значительно позднее.

Но деятельность типографии Острожского на этом не остановилась. Нужно было бороться с католическим влиянием, все более усиливавшимся в Западной Руси. Острожский для этой цели начал издавать ряд книг, необходимых, по его мнению, для поднятия просвещения и борьбы с латинством. Из богослужебных книг им изданы часослов (1598 г.), требник и молитвослов (1606 г.). Для борьбы с латинством и католической пропагандой им изданы: послания патриарха Иеремии в Вильну ко всем христианам, к князю Острожскому, к киевскому митрополиту Онисифору (1584 г.), сочинение Смотрицкого "Календарь римски новы" (1587 г.), книга свящ. Василия "о вере единой", направленная против иезуита Петра Скарги, написавшего книгу о соединении церквей под властью римского папы (1588 г.). "Исповедание о схождении св. Духа", сочинение Максима Грека (1588 г.) послания патриарха Мелетия (1598 г.), его же "Диалог противу схизматиков". В 1597 г. в Острожской типографии был издан "Апокризис", в ответ на книгу униатов, написанную в защиту правильности действий Брестского собора. Кроме того, из Острога вышли следующие книги: книга Василия Великого о постничестве (1594 г.), "Маргарит" Иоанна Златоустого (1596 г.), "Вирши" на отступников, Мелетия Смотрицкого (1598 г.). "Азбука" с кратким словарем и православным Катехизисом, Лаврентия Зизания и др.

В конце своей жизни князь Острожский выделил часть своей типографии и перевел ее в принадлежавший ему Дерманский монастырь, где во главе печатного дела стал ученый и умный священник Демьян Наливайко. Здесь были напечатаны и изданы: Богослужебный Октоих (1603 г.), полемический лист патриарха Мелетия к епископу Ипатию Поцею по поводу введения унии (1605 г.) и др. Дерманские издания отличались той особенностью, что они печатались на двух языках: литовско-русском и церковнославянском, что, разумеется, только способствовало их большему распространению среди массы западнорусского населения.

Уже перед самой своей смертью Острожский основал третью типографию в Киево-Печерской Лавре, куда отправил часть шрифта и типографских принадлежностей. Эта типография, результатов деятельности которой князю Острожскому увидеть не пришлось, послужила основанием для знаменитой впоследствии киево-печерской типографии, бывшей в XVII веке главной поддержкой православия в юго-западной Руси.

Но основывая типографии и печатая в них книги, Острожский хорошо понимал, что дело просвещения народа этим еще далеко не исчерпывается. Он сознавал необходимость просвещения духовенства, необходимость создания духовной школы для подготовки священников и духовных учителей, невежество и неподготовленность которых ему были ясны. "Не от чего иного размножилося между людьми такое ленивство и отступление от веры, - писал Острожский в одном из своих посланий, - яко от того иж устали учители, устали проповедатели слова Божого, устали науки, устали казанья, а за тым наступило обнищанье и уменьшенье хвалы Божое в церкви Его, наступил голод слуханья слова Божого, наступило отступление от веры и закону".

Уже со самого начала своей деятельности Острожский начал в подчиненных ему городах и монастырях устраивать школы: так, отдавая в 1572 году принадлежавшую ему землю в Турове Димитрию Митуричу, князь Константин Константинович поставил условием "школу там держати". При материальной и нравственной поддержке Острожского основывались и другие школы в разных местах юго-западной Руси; князем Константином Константиновичем поддерживались, кроме того, братские школы, сыгравшие не малую роль в борьбе с католицизмом.

Но главным делом Острожского в это время было основание известной Академии в городе Остроге, из которой вышло много замечательных деятелей на ниве православия конца XVI и первой половины XVII века. Подробных сведений об учреждении и характере этого учебного заведения мы не имеем. Те немногие данные, которые дошли до нас, дают, однако, возможность несколько определить, хотя и в общих чертах, ее организацию. Эта школа, без сомнения носившая характер высшей, была устроена по образцу западноевропейских иезуитских коллегий, и преподавание в ней носило характер подготовки к борьбе с католичеством и иезуитами. Учителями в ней были преимущественно греки, которых Острожский приглашал из Константинополя, по большей части из лиц, приближенных к патриарху. "И на первый, читаем мы в одной из современных рукописей, старался у святейшего патриарха, абы ся зде дидаскалов по размноженью наук вере православной послал, а он на то маетностями своими ратовати готов и доложенья их на то не жалует". Первым ректором новой школы был ученый грек Кирилл Лукарис, человек европейски образованный, бывший впоследствии патриархом Константинопольским. В школе учили чтению, письму, пению, русскому, латинскому и греческому языкам, диалектике, грамматике и риторике; наиболее способные из окончивших школу отправлялись для усовершенствования, на счет Острожского, в Константинополь, в высшую патриаршую школу. При школе находилась и богатая библиотека.

Несмотря на то, что основание школы относится лишь к 1580 году, в девяностых годах XVI века из ее воспитанников и учителей составился обширный ученый кружок, сгруппировавшийся вокруг Острога и князя Константина Константиновича и одушевленный одной мыслью - бороться с полонизмом и католицизмом за русскую народность и православную веру. К этому кружку принадлежали все наиболее выдающиеся деятели Западной Руси: Герасим и Мелетий Смотрицкие, Петр Конашевич-Сагайдачный, священник Демьян Наливайко, Стефан Зизаний, Иов Борецкий и многие другие.

Значение этой школы было велико. Кроме значительного нравственного влияния на западнорусское общество, кроме того, что из нее вышли главнейшие борцы за православную русскую идею в юго-западной Руси, она важна тем, что была единственным в то время высшим православным училищем, вынесшим на своих плечах борьбу с унией и иезуитской пропагандой. Понимали важность ее и иезуиты. известный Поссевин с тревогой сообщал в Рим, что из этой школы питается "русский раскол".

Приходилось князю Острожскому принимать и прямое участие в делах западнорусской православной церкви. Видя одно из главных средств для борьбы с католической пропагандой в монашестве, Острожский старался поднять его значение, устранить неустройства в жизни монастырей, усилить их нравственную силу и влияние. В подчиненных монастырях князь Константин Константинович заводил школы, привлекал в них образованных монахов, ставил ученых настоятелей. Для других православных монастырей Юго-западной Руси он печатал книги в своих типографиях, помогал им деньгами и "наданиями". Для того, чтобы побудить западнорусское монашество изменить праздный и распущенный образ жизни, он напечатал в своей Острожской типографии, книгу святого Василия Великого о монашестве, вводил новый устав в подчиненных ему монастырях, откуда мало-помалу этот более строгий и соответствующий идеалам монашества устав начал переходить и в другие монастыри Западной Руси. Сознавая важное значение братств в жизни православной церкви, Константин Острожский всеми силами содействовал их процветанию. Пользуясь своим влиянием при польском дворе и у константинопольского патриарха, он легко доставал для них всевозможные привилегии, давал наставников в их школы, доставлял шрифт в их типографии, помогал им нравственно и материально. Особенно близкие отношения были у князя Константина Константиновича со Львовским православным братством, которому Острожский доверил и воспитание своего сына.

Известны старания Константина Острожского и в деле устроения высшей иерархии западнорусской церкви. Главным образом нужно было изменить личный состав иерархии, в котором нередко были люди порочные. Острожский, пользуясь громадным влиянием при дворе, в 1592 году выхлопотал себе у короля Сигизмунда III право на патронат в западнорусской православной церкви, что давало ему возможность самостоятельно избирать достойных пастырей церкви, которые могли бы с успехом нести служение и помогать Острожскому в его нелегкой борьбе.

Между тем, пока все эти реформы проводились в жизнь, западнорусской церкви начала угрожать новая опасность в форме унии, с которой Острожскому пришлось вынести также серьезную борьбу. Лично Константин Константинович сначала был даже не прочь от унии, но лишь при условии, чтобы она была провозглашена вселенским собором, с согласия и одобрения восточных патриархов. Между тем, некоторые епископы, во главе с Ипатием Поцеем, думали решить дело домашним способом, не спрашиваясь у патриархов, прямо по соглашению с римским папой. Завязавшиеся по этому поводу сношения между Острожским и партией униатов не привели ни к каким положительным результатам. Скоро отношения обострились настолько, что, как было ясно для иезуитов, соглашения быть не могло, и католическая партия решила проводить унию помимо Острожского. Главные деятели унии - епископы Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий - успели склонить на свою сторону нерешительного киевского митрополита Михаила Рагозу и добиться от него разрешения созвать в 1594 году собор в Бресте для рассуждения об унии и связанных с ней вопросах.

Король Сигизмунд III Ваза в 1590 г.

К собору стал готовиться и Острожский с православной партией. По-видимому, то, что подготовлял князь Константин Константинович для собора, было слишком опасным для униатской партии, и король Сигизмунд III, ревностный католик и большой поклонник иезуитов, по наущению католиков, декретом запретил собор, явно не желая допустить вмешательства светских лиц в дела церкви.

Между тем, князю Константину Константиновичу мало-помалу пришлось стать с королем и правительством, явно покровительствовавшими католическим тенденциям иезуитов, в очень натянутые отношения. Острожский стал искать союзников русской православной партии даже среди протестантов, притесняемых иезуитами и реакционным польским правительством не менее православных. Острожский предполагал даже, что окажется необходимым защищать свою веру с оружием в руках. "Его королевское величество", писал князь Константин Константинович вождям протестантского движения, "не захочет допустить нападения на нас, потому что у нас самих может явиться двадцать тысяч вооруженных людей, а папежники могут превзойти нас разве числом тех кухарок, которых ксендзы держат у себя вместо жен".

Общее сочувствие западнорусского населения к Острожскому и его партии и ненависть к католичеству и иезуитам росло с каждым днем, и иезуиты решили ускорить дело. Поцей и Терлецкий отправились в Рим, были с почетом приняты папой Клементом VIII, и от лица западнорусских иерархов предложили подчинение западнорусской церкви. Острожский, услышав об этом событии, разумеется, отнесся к нему с негодованием и выпустил свое первое послание к русскому народу, в котором увещевал западнорусских людей не поддаваться на уловки иезуитов и папистов и всеми силами противодействовать введению унии.

Послания Острожского имели большое влияние на население. Первыми поднялись казаки под начальством Наливайки и начали громить имения епископов, сочувствовавших унии, и западнорусских панов, перешедших в католичество. Иезуиты видели, что их дело, вследствие сопротивления Острожского и его партии, может погибнуть и решили по возможности скорее покончить его. На 6 октября 1596 года в Бресте был назначен собор для окончательного решения вопроса об унии. Острожский немедленно дал знать об этом Александрийскому и Константинопольскому патриархам; те прислали своих наместников, с которыми Острожский и явился к сроку в Брест. В Бресте однако Острожский уже нашел сторонников унии, которые, не ожидая православной партии, начали собор и быстро под руководством иезуита Петра Скарги решили унию с католичеством.

6 октября 1596 года начали собор и православные архиереи, под председательством экзарха Константинопольского патриарха Никифора и при деятельном участии Острожского. Православный собор послал звать и униатов, но те отказались. Тогда православные епископы обвинили их в отступничестве и произнесли над ними отлучение, отправив этот приговор митрополиту, председательствовавшему на униатском соборе.

По интригам иезуитов, королевские послы, также присутствовавшие на униатском соборе, решили применить репрессию к православным и обвинили патриаршего наместника Никифора в том, что он турецкий шпион. Обе стороны, разумеется, начали жаловаться королю, но Сигизмунд III принял сторону униатов. Никифор был осужден на заточение, а на Острожского посыпались новые обвинения и нападки. Его обвиняли в том, что он не укрепляет вверенных ему областей против возможного нашествия татар, требовали от него уплаты подымного сбора, которого насчитали 40000 коп грошей. Однако Острожский не решался на резкие действия против польского правительства, несмотря на то, что момент был очень благоприятен, и русское население, до крайности возбужденное унией и уже давно недовольное притеснениями польских панов, легко бы поднялось на защиту своей веры и своей народности. Дальше личных объяснений с королем князь Острожский не шел и даже сдерживал православную партию, осуждая вместе с тем и движение казаков Наливайки. Посылая в 1600 году Львовскому братству декрет польского сейма против православных, Острожский писал братчикам: "Посылаю вам декрет последнего сейма, противный народному праву и святой правде, и даю вам не иной какой совет, как только, чтобы вы были терпеливы и ожидали Божья милосердия, пока Бог, по Своей благости, не склонил сердца его королевского величества к тому, чтобы никого не оскорблять и каждого оставить при правах своих". Только в своей Острожской типографии князь Константин Константинович до конца жизни вел борьбу с унией и католичеством, печатая воззвания и книги против католиков и униатов и поддерживая таким образом православное западнорусское население в тяжелой борьбе за свою веру.

Умер князь Константин Константинович Острожский в глубокой старости, 13 февраля 1608 года, и был погребен в Остроге в Замковой Богоявленской церкви.

ОСТРОЖСКИЙ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ - князь, военный, государственный и политический деятель ВКЛ и Речи Посполитой.

Сын К.И. Острожского от 2-го брака. С 1543 года Острожский регулярно выступал со своими слугами на военные сборы, принимал участие в военных действиях в составе литовского войска. Будучи крупнейшим магнатом Волыни, поддерживал протестные настроения по отношению к унификации земель при помощи люстрации королевских замков (лето 1545 года). Организовал (совместно с другими магнатами Волыни, шляхтой и казаками) нападение на турецкую крепость Очаков (1545), укреплял замки (Брацлав в 1552 году, Киев в 1555, 1579 годах), основал город Константинов (ныне Староконстантинов в Хмельницкой области, Украина) на стыке границ Волыни, Брацлавщины и Киевского воеводства (1561), многократно выезжал со своими отрядами на борьбу против крымских татар (1550, 1551, 1552, 1556, 1574, 1575, 1577, 1578, 1583 годы). Укреплению политического влияния Острожского способствовал его союз с партией князей Радзивиллов, занявшей господствующее положение в ВКЛ после 1547 года (закончившиеся в пользу Острожского конфликты с князем Н.Ю. Радзивиллом Рыжим в 1550-1555 годах за доминирование на Волыни не подорвали взаимной поддержки Острожского и литовского канцлера князя Н.Я. Радзивилла Чёрного). Волынский маршалок (1550-1608 годы) и староста владимирский (1550-1579, 1588-1603 годы), староста луцкий (по «экспектативе», т. е. по праву на передачу должности только после смерти предшественника, 1556-1559 годы), воевода киевский (по «экспектативе» 1558 года, фактически в декабре 1559-1608 годах с частичной утратой полномочий в 1572-1575 годах). С 1558 года участвовал в подготовке антитурецкой и антитатарской лиги, планы которой обсуждались с русским послом Р.В. Олферьевым-Безниным (февраль - март 1558 года), агентом Священной Римской империи аббатом И. Циром (конец 1569 - начало 1570 годов). С 1562 года участвовал со своими войсками в Ливонской войне 1558-1583 годов.

На Люблинском сейме (1569) Острожский тайно поддерживал литовских магнатов, выступавших против заключения унии ВКЛ с Польшей и включения Волынского и Киевского воеводств в состав Речи Посполитой, придерживался выжидательной тактики, однако после неоднократных требований короля Сигизмунда II Августа принёс ему присягу [личную 24 мая (закреплена универсалом от 26 мая), а 6 июня в качестве воеводы киевского]. Вошёл в состав польского сената (занял в нём 9-е место и 1-е место - среди сенаторов от коронных русских земель). Как коронный сенатор подписал Люблинскую унию 1569 года. На Луцком съезде (27.7.1572 года) поддержал постановление о необходимости сохранить Речь Посполиту и закрепить шляхетские права и привилегии присягой будущего короля. Предположительно в 1572-1573 годах поддерживал кандидатуры Габсбургов (императора Максимилиана II Габсбурга или его сына Эрнста) на престол Речи Посполитой. Вместе с тем после сближения с князем Ю.Ю. Слуцким-Олельковичем (с весны 1572 года) начал формировать партию сторонников возведения на польско-литовский или отдельно только на литовский трон православного кандидата. На переговорах Острожского с Г.А. Ходкевичем в конце сентября - начале октября 1572 года было достигнуто соглашение о том, что Острожский не будет препятствовать борьбе шляхты ВКЛ против Люблинской унии 1569 года, однако при этом он дал понять, что не собирается жертвовать своими коронными имениями. В 1573 и 1574-1575 годах рассматривался частью русской шляхты в качестве кандидата на литовский трон. В апреле 1573 года Острожский поддерживал инициативы литовских сенаторов по пересмотру положений Люблинской унии; в то же время сообщал польским сенаторам о переговорах литовской шляхты с русскими властями о кандидатуре царя Ивана IV Васильевича Грозного или царевича Ивана Ивановича на престол ВКЛ. В мае того же года Острожский поддержал Гроховскую сецессию противников кандидатуры Генриха Валуа. В 1574 году окончательно порвал с идеей пересмотра условий Люблинской унии, о чём объявил 27 марта, поддержав волынскую шляхту на коронационном Сейме в Кракове. После победы на выборах нового короля Стефана Батория Острожский вёл заочные переговоры и к концу июня 1576 года достиг соглашения с ним.

В 1574-1578 годах активно вмешивался в дела Молдавского княжества, поддержал господаря Иоана Водэ Грозного, затем Ивана Подкову. Действия Острожского вызвали дипломатические разногласия между Османской империей и Речью Посполитой. Неудачи «молдавского проекта» обернулись походами крымских татар на Волынь в 1577 году (разгромили свыше 200 сёл Острожского, свыше 5 тысяч человек попали в плен или были убиты), сам Острожский в феврале 1578 года был осаждён в Остроге (Острожский выплатил крымскому хану контрибуцию в размере 2 тысяч злотых и обязался уговорить короля выплатить дань).

В начале 1580-х годов сблизился с коронным канцлером Я. Замойским, которого поддержал в судебном процессе против К. и А. Зборовских, приведя в январе 1585 года в Варшаву 1,5-тысячный вооруженный отряд. В 1592-1593 годах Острожский подавлял в своих имениях казацкое восстание К. Косинского, в 1594-1596 годах - движения казаков, переросшие в восстание под руководством С. Наливайко. В 1602-1603 годах принимал в Остроге бежавшего из Москвы Григория (Отрепьева) (смотри Лжедмитрий I). После его перехода к князю А. Вишневецкому Острожский пересмотрел своё изначально положительное отношение к авантюристу и совместно с сыном Янушем выступил против поддержки его претензий на русский трон. В 1606 году оказался втянут в Сандомирский рокош (рокош Н. Зебжидовского), отправил в Сандомир архимандрита Киево-Печерского монастыря Елисея (Плетенецкого) с наказом включить в список требований рокошан пункты об улучшении правового положения православных противников унии.

В 1530-1580-х годах вёл (в том числе и совместно с матерью княжной Александрой Семёновной) постоянную борьбу за земельные владения своих ближайших и дальних родственников. В ходе противостояния с вдовой своего единокровного брата Ильи (1510-19.8.1539 года), Б. Костелецкой (в 1547-1574 годах), и племянницей Эльжбетой (Гальшкой) Ильиничной (до 1579 года, когда она завещала все свои наследственные владения сыновьям Острожского) Острожский сумел получить родовые имения князей Острожских и расширить свои владения, сделавшись крупнейшим землевладельцем Речи Посполитой. В 1567-1570 годах добился передачи своей жене Зофье значительных владений её отца Я.А. Тарновского, которые она в мае 1570 года подарила Острожскому. Кроме этого, участвовал в многочисленных имущественных конфликтах с польскими и литовскими магнатами.

В своих владениях осуществлял патрональную политику по отношению к православным церковным властям. В конфликте (1549-1557 годы) с турово-пинскими епископами Вассианом и Макарием Острожский и его мать стремились подчинить местную иерархию своей светской власти. Своими пожалованиями Острожский расширил владения киевских Михайловского Златоверхого (1560) и Выдубицкого (1568) монастырей, основал, по крайней мере, 2 церкви в Константинове. В 1572 году защитил братию Пустынского Николаевского монастыря, заставив архимандрита Киево-Печерского монастыря Илариона (Песочинского) признать избранного там нового игумена. В том же году защитил Михайловский Златоверхий монастырь в земельном конфликте с местным шляхтичем М. Панковичем. В борьбе за Киево-Печерскую архимандритию (1573-1576 годы) принял сторону избранника киевской шляхты Сильвестра Иерусалимца, однако Стефан Баторий признал избранника братии - Мелетия (Хребтовича-Богуринского). Благодаря личному вмешательству Острожского православные Львова добились в 1592 году от короля Сигизмунда III подтверждения статута Львовского братства (1586) и привилеев монастыря Святого Онуфрия (1592).

Вместе с тем Острожский неоднократно показывал, что придерживается принципов внутрихристианской веротерпимости (закреплённых в акте Варшавской конфедерации, подписанном на Варшавском сейме 1573 года) и широких, близких к экуменическим, религиозных взглядов: выступал в защиту кальвинистов и поддерживал близкие отношения со своим зятем - кальвинистом князем К.Н. Радзивиллом Перуном, соблюдал веротерпимость в своих имениях, не препятствовал переходу собственных детей в иные конфессии и их бракам с иноверцами. В 1580-1590-е годы постепенно склонялся к проекту унии между католиками и православными, подтверждая надежды иезуита П. Скарги, видевшего в Острожском лидера движения за унию в Речи Посполитой. В 1582 году поддержал распространение проведённой папой Римским Григорием XIII реформы календаря на русские земли, разрабатывал совместно с папским престолом проект переноса Константинопольского патриархата в Речь Посполиту и его унии с Римским престолом (1584). Протеже Острожского являлись и оба церковных лидера движения за унию - епископ Турово-Пинский (1576-1585 годы), Луцкий (с 1585 года) Кирилл (Терлецкий) и епископ Владимирско-Брестский (1593-1599 годы) Потей Ипатий. В тайных переговорах о заключении унии между Римско-католической церковью и польско-литовскими православными в 1593 году Острожский выступил в пользу полной унии с Римским престолом всех православных стран, включая Русское государство, но с соблюдением обрядовой обособленности православных и равенства иерархов обеих конфессий. Однако уже к июлю 1594 года перешёл на позиции противодействия унии. Окружным посланием от 24.6(4.7).1595 года он призвал православных бойкотировать унию, требовал решать этот вопрос на церковном соборе, обратился за помощью к королю, однако не встретил поддержки, и в сентябре 1595 года вопрос о заключении унии был решён в Кракове без его участия. Тогда Острожский начал формировать блок из противников унии с католиками, призвал православных и кальвинистов к объединению и в письме к Сигизмунду III объявил о готовности защищаться с оружием в руках, если католики начнут религиозную войну. Участвовал в церковном соборе в Бресте в 1596 году, выступая лидером противников унии. Попал под подозрение в заговоре против короля. В мае 1599 года по инициативе Острожского в Вильно прошёл съезд православных «дезунитов» и протестантов, положивший начало их совместной борьбе против Брестской унии 1596 года и за возвращение к нормам Варшавской конфедерации 1573 года. Патриарх Александрийский Мелетий Пигас поддержал деятельность Острожского и возвёл его в достоинство экзарха (без перехода в духовное звание). Острожский добился определённых успехов: на Сейме 1603 года король вывел Киево-Печерскую архимандритию и право на избрание архимандрита из юрисдикции митрополита Киевского и в конституции «Греческая религия» определил, что под властью униатской Церкви должны оставаться только те монастыри и церкви, которые были им переданы на момент принятия данной конституции.

Острожский был высокообразованным человеком, учил латынь и прочие, собирал книги. Испытал влияние своего тестя Я.А. Тарновского - католика, спорившего с папой Римским и вступившего в переписку с Ж. Кальвином. Острожский поддерживал переписку с рядом европейских монархов, а также с князем легницким и бжеским Ежи II и герцогом Пруссии Альбрехтом. Сыновья Острожского, Януш и Константин, получили образование при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана II Габсбурга в Вене. Сам Острожский многократно выступал опекуном и покровителем юных шляхтичей (дети князей Р.Ф. Сангушко, Л.А. Сангушко-Коширского, А.М. Курбского). Спорил на духовные темы в переписке с князем А.М. Курбским. Организовал «Острожскую академию», ставшую первым высшим учебным заведением для православных на территории Восточной Европы. При дворе Острожского и в «Острожской академии» велась полемика между представителями различных христианских конфессий и монашеских конгрегаций - проповедь вели иезуиты (П. Скарга), доминиканцы (Мальхер), антитринитарии (И. Мотовило, Э. Отвиновский; Феодосий Косой, Игнатий). Скарга посвятил Острожскому свою книгу «О единстве церкви Божией» (Вильно, 1577), ответом на которую стали учебные и библейские издания созданной Иваном Фёдоровым около 1578 года на средства Острожского Острожской типографии (действовала до 1612 года) - «Азбука» (1578), Псалтирь и Новый Завет (1580) и Острожская Библия (1581). В Острожской типографии напечатаны также «Ключ царства небесного» Г.Д. Смотрицкого (1587), «О единой истинной православной вере» В.А. Малюшицкого (1588).

Был женат (с 1553 года) на Зофье, урождённой Тарновской (? - 1.7.1570 года). Известны дети Острожского: Януш Константинович (около 1554 года - 12 или 13.9.1620 года), воевода волынский (1584-1593 годы), староста богуславский (1591-1620 годы), белоцерковский (1592-1620 годы), черкасский и каневский (1594-1620 годы), переяславский (1604-1618 годы); Эльжбета Константиновна (? - 1599 год), в 1-м браке замужем (с 1570 года) за Яном Станиславичем Кишкой (? - 26.7.1592 года), кравчим (1569-1579 годы) и подчашим (1579-1588 годы) ВКЛ, старостой генеральным жмойтским (1579-1592 годы), каштеляном виленским (1588-1592 годы), публицистом и просветителем, во 2-м браке (с 1593 года) - за князем К.Н. Радзивиллом Перуном; Катерина (Катаржина) Константиновна (1560-3.8.1579 года), замужем (с 1578 года) за князем К.Н. Радзивиллом Перуном; Константин Константинович (около 1560 - до 10.5.1588 года), кравчий (1580-1588 годы), подчаший (1588) ВКЛ, староста владимирский (1580-1588 годы); Александр Константинович (1570-12.12.1603 года), воевода волынский (1593-1603 годы), староста переяславский (1594-1603 годы).

Фигура Острожского помещена в скульптурных композициях памятников «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862; по проекту М.О. Микешина) и князьям Острожским в городе Острог (2000; по проекту художника С. Чумакова). В 1991 году установлен памятник-ротонда Острожскому в городе Староконстантинов. К 400-летию со дня смерти Острожского на территории Брестской крепости установлен памятный знак (2008; по проекту архитектора Г. Лаврецкого; скульпторы А. Гурщенкова, П. Герасименко). К 300-летию со дня смерти Острожского принято решение о строительстве храма-памятника Святых Константина и Михаила в Вильне (ныне Вильнюс) (построен в 1911-1913 годы; по проекту архитектора В.Д. Адамовича; архитектор А.А. Шпаковский, инженер П.И. Соколов).

Князь, киевский воевода, староста Владимирский и маршалок Волынской земли (1550-1608), воевода киевский (1559-1608), покровитель православной веры. Младший сын великого гетмана Литовского князя Константина Ивановича Острожского (1460-1530).

князь
киевский воевода
Острожский Константин Константинович
Период жизни
2 февраля 1526 - 13 февраля 1608

Место жительства - Туров, Острог, Киев, Крупа, Дубно

Место смерти - Дубно

Место захоронения - Острог

.

Сенатор Речи Посполитой, «некоронованный король Руси-Украины», основатель Острожской академии и Острожской типографии, в которой работали первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Вокруг Константина Острожского группировались ревнители православия в Украине. Был высокообразованным человеком широких взглядов.

В 1578 в его Острожском замке была основана православная школа и типография. Острожский центр ставил задачу повышать культурный уровень православного духовенства, чтобы оно не уступало латинскому. Князь участвовал в Брестском церковном соборе, постоянно защищал интересы православия. Он вел полемику против Брестской унии, однако являлся сторонником соединения христиан. После заключения унии Острожский писал папе, что не одобряет такого решения конфессиональной проблемы, но верит, что при иных обстоятельствах "Самому Творцу будет приятно, когда дело это проистечет вместе и от наивысшего бискупа Римского и от патриархов Восточных". По инициативе Острожского вышла первопечатная церковно-славянская Библия (см. ст. Острожская Библия), к которой он написал предисловие.

Биография

Происходил из семьи Острожских - богатейшего и влиятельного княжеского рода тогдашних Беларуси и Украины XVI - начала XVII века. Среди его предков генеалогическая традиция конца XVI - начала XVII века называет Руса и древнерусских князей - Рюрика I , Владимира I Великого, Ярослава I Мудрого и Даниила I Романовича. Жили на Волыни.

Василий Острожский был младшим сыном князя Константина Острожского (старший - Илья) от второго брака с княжной Александрой Семеновной Слуцкой. После смерти отца в 1530 году, виховувся матерью в г.. Туров. Молодым получил хорошую образование, о чем свидетельствует его переписка и речи в сенате. После смерти в 1539 году старшего брата Ильи вступил в многолетнюю борьбу за отцовское наследство, продолжавшаяся вплоть до 1574 года.

С середины 1540-х годов в официальных документах К. В. Острожский начинает именоваться папиным именем - Константин. Оставшись фактически единственным наследником своего богатого отца, получил во владение огромные владения на Волыни, Киевщине, Подолье и Галиции, которые давали ежегодно прибыль более 1000000 злотых. К. В. Острожский владел также значительными земельными поместьями в Венгрии и Чехии.

В 18 лет (1543-1544 гг.) Начал военную службу под руководством маршала Волынской земли Федора Сангушко. Политическую карьеру начал 1550 года, получив от великого князя Литовского должность старосты Владимирского и маршалка Волынского. Лучший защитник от татарских нападений после смерти отца.

В 1559 году К. В. Острожский стал воеводой киевским; значительно способствовало усилению его влияния на политическую жизнь Украины. Не стремясь воинской славы, проводил энергичную колонизаторскую политику в пограничных землях Киевщины и Брацлавщины, основывая новые города, замки и слободы. Экономическая мощь имений княжеского рода и его большой политическое влияние быстро делает К. В. Острожского «некоронованным королем Руси», который проводит относительно независимую политику в русских землях.

В 1560-х годах К. В. Острожский выступал за равноправное вхождение Руси в состав государственного образования Речи Посполитой. 1569 г.. стал сенатором. Был фактическим руководителем Руси-Украины во время Люблинской унии 1569 года подписал Люблинская уния.

1572 г.. вигасли династия Ягеллонов - К. В. Острожский в 1573 - 1574 годах был одним из возможных кандидатов на польский престол, чью кандидатуру поддерживала и Турция (этому помешало то, что считался «вождем схизматиков»), впоследствии и на московский - после смерти последнего Рюриковича царя Федора I Ивановича, в 1598 через родство с московскими Рюриковичами).

В 1574 году перенес княжескую резиденцию с Дубно до Острога, где началась перестройка Острожского замка под руководством итальянского архитектора Пьетро Сперендио.

В сентябре 1574 был спор с Ежи Язловецким.

1579 года замок и город Чернигов пытались получить части войска короля Стефана Батория под командованием князей К. В. Острожского и Михаила Вишневецкого. Взять не смогли, поэтому подожгли.

15 (18) октября 1592 получил «свидетельство» Сейма по предупреждению ним чиновников Речи Посполитой о упадок и разрушенисайтеплений Киева, Белой Церкви, в частности, что замки в городах находятся «в крайне неудовлетворительном состоянии».

1594 зять Христофор «Перун» Радзивилл подал иск на него от имени жены и старшего сына за разных взглядов на наследство, который удовлетворил земский суд в Слониме. Перед его рассмотрением в коронному трибунале 24 августа 1594 заключил с тестем соглашение, по которому Радзивиллы получали, в частности, Глуск, Тернополь, права на Копысь.

Семья

Январь 1553 г.. женился на Зофией с Тарновских герба Лелива - дочерью Яна Амора Тарновского, будущего великого коронного гетмана. дети:

Константин - Крайчий литовский, староста владимирский, подчаший литовский, был женат на Александре Тышкевич (ее второй брак, третий человек - староста снятинский, сокальский Николай Язловецкий Януш - последний представитель рода Александр - волынский воевода Елизавета - жена Ивана Кошки, Христофора «Перуна» Радзивилла Екатерина Анна - жена Христофора «Перуна» Радзивилла.

Отношение к украинскому казачеству

Были своеобразными; понимая важное стратегическое значение Запорожской Сечи как форпоста против турецко-татарской опасности, пытался поддерживать с казаками партнерские отношения, в частности, принимая их на службу.

В 1578 г.. по приказу короля Стефана Батория возглавил неудачный карательный поход против Войска Запорожского Низового.

В начале 1590-х годов К. В. Острожский враждебно отнесся к назревающих казацких волнений, которые угрожали разветвленной земельным владением княжеского рода. Во время казацкого восстания Христофора (Кшиштофа) Косинского в 1591 - 1593 годах, несмотря на ряд неудач, войско, собранное К. В. Острожским, в решающей битве под Пятой нанесло сокрушительное поражение повстанцам. Шимон Пекалид в хвалебной поэме «Острожская война» показал мягкое отношение К. В. Острожского к побежденным. Князь ограничился лишь требованием публичного покаяния и присяги казацкого вожака перед родом Острожских - можно объяснить тем, что Кшиштоф Косинский (по тогдашним источникам) был родственником князей Острожских.

К. В. Острожский выступил решительно против восстания Северина Наливайко в 1594 - 1596 годах. Польский исследователь Веслав Маевский указывает на показания С. Наливайко от 9 апреля 1597, что К. В. Острожский имел с ним контакты с намерениями рокошу. Князь характеризовал его как злодея (1595), неправдоподобно, чтобы он инспирировал восстание, потому что в 1596 году повстанцы воевали его имения, но войска против этого не выслал, защищал людей, связанных с восстанием, весной 1596 года в его эскорте были откровенные сторонники Наливайко.

Позиция Константина Василия Острожского в религиозной сфере

В первый день Великого поста замыкался в Дубенском монастыре, снимал барские одежды, переодевался в скромную одежду, постился и молился не один день и ночь. Достойный продолжатель дела своего отца; тщательно заботился об украинском православии. Его Острог - один из двух титулярных центров епархии Восточной Волыни - становится центром православной духовности. Отличаясь религиозной толерантностью, К. В. Острожский интересовался произведениями католических богословов, некоторое время находился под влиянием протестантизма. 20 октября 1592 г.. король Сигизмунд III Ваза выдал ему привилегию выступать защитником прав Русской Церкви и выдвигать кандидатов на опустевшие епископские правительства (должности).

Характерно отношение его к актуальному на то время вопрос объединения католиков и православных. Выступив сначала в поддержку такого объединения (предоставил средства Ипатия Потею для поездки в Рим, К. В. Острожский хотел держать процесс под полным собственным контролем. Поэтому, когда в 1594-1596 годах часть духовенства предприняла попытку заключить церковную унию, минуя князя, он выступил ее решительным противником, резко осуждая решение Брестского собора: не ожидал, что Ипатий Потий (давний и близкий друг князя), который благодаря его содействию стал епископом Берестейским и Владимирским, будет заниматься вверенной паствой, а его самого будет считать только овечкой, что требует предводителя.

Константин Константинович Острожский и подъем украинской культуры

Княжение К. В. Острожского сказалось большим подъемом украинской культуры и образованности - было обусловлено попыткой князя сделать свою резиденцию центром культурного сопротивления католической и униатских экспансии. Во владениях К. В. Острожского культура на несколько десятилетий опередила политику; унижена поляками православная Русь не хотела быть «глупой Русью». Вокруг княжеской резиденции в Остроге образовался кружок (академия) славянских и греческих ученых, публицистов теологов и богословов, в который входили Герасим Смотрицкий, Василий Суражский, Христофор Филалет (Мартин Броневский), Эммануил Ахиллес, Лука Сербии, Кирилл Лукарис (будущий Александрийский и Константинопольский патриарх), Никифор Парасхес-Кантакузен, Клирик Острожский, Зизаний Тустановский, Демьян Наливайко и другие.

При содействии К. В. Острожского в Остроге была собрана большая библиотека, которая включала в себя греческую и западноевропейскую богословскую литературу, перепечатки античных произведений, словари, космографии, грамматики и прочее.

В 1575 году пригласил преследуемого Ивана Федорова для организации типографии в княжеской резиденции. Благодаря острожской типографии мир увидел более 20 изданий, в том числе первый полный текст Библии на славянском языке 1580 Году («Острожская Библия»).

Около 1576 года при академии начал действовать учебное заведение "Острожская академия" , где кроме ряда традиционных в то время точных и гуманитарных дисциплин, впервые параллельно излагались латинский, греческий и церковнославянский грамматики. Опыт и программа Острожской школы были заимствованы Львовской, Луцкой и другими братскими школами. Основатель школ академии в 1576 году и типографии в Остроге около 1577 года. При Богоявленский замковой церкви (имела статус кафедрального собора, один из самых значительных православных храмов того времени) возникла собственная иконописная традиция. Несколько острожских икон, написанных в то время, считаются шедеврами православной иконописи.

Привел к развитию Межирицкого монастыря (валы, Заславская и Дубенский (не сохранилась) ворот.

М. Грушевский назвал деятельность К. В. Острожского «первым национальным возрождением Украины».

Последние годы княжения

Постепенно отошел от участия в политической и культурной жизни страны, доживал в Дубенском замке. Равнодушие К. В. Острожского к человеческим делам негативно сказалось на деятельности академии Острога, которая в начале XVII века постепенно приходит в упадок.

Умер 1608 года; был похоронен в крипте Богоявленской церкви Острога.

Собственность

В конце XVI века К. В. Острожский был крупнейшим после короля землевладельцем Речи Посполитой: ему принадлежало 80 городов (в частности, Тернополя, который получил в приданое жены Зофья (Софии) с Тарновских в 1567 г.; выдал 3 грамоты для тернопольских мещан (1570 , 1593 г.; Сколе) о создании цековно-благотворительного братства (впоследствии «Фонд Константина князя Острожского»), выделение ему 235 моргов и 1463 сажен поля для содержания госпиталя бедных мещан православного вероисповедания; содержание братством школы со славяно-русском языке обучения, о строительство Церкви Рождества Христова), 2760 сел. Годовая прибыль князя превышал 19000000 злотых.

После разделения с невесткой Беатой получил большую часть наследства на Волыни: Дубно, Степань, Дорогобуж, Крупа (пол. Krupę), После ее смерти и получения записи от Братаница Гальшки получил Острог, Ровно, Жарнов, Сульжинци, Колодное, Красилов, Полонное, Чернигов. Скуплены в основном в Луцком и Крем"янецкого уездах имения площадью достигали чуть ли не половины Волынского воеводства. Отчество получил также Романов, села Несолонь, Подлубы, Бараш у Звягеля. Купил Вильск, Дымер.

Память

Памятник князю Острожском в Староконстантинове.
Здание «Фонда Острожских». Тернополь, осень 2013

Украина
В городе Остроге Ровенской области в 2000 году был установлен Памятник князьям Острожским.
В городе Староконстантинове Хмельницкой области был установлен памятник-ротонда в честь К. В. Острожского.
В городе Полонном Хмельницкой области на площади Тысячелетия среди бюстов исторических личностей в 2012 году был установлен бюст К. В. Острожского.
В городе Тернополе - улица Князя Острожского
1 июня 2013 года улица Краснодонцев в Луцке была переименована в Улица князей Острожских.

Литва
В Свободном (Литва), по инициативе Свято-Духова православного братства, в 1908 году заложено, а в 1913 освящен храм-памятник к 300-летию К. В. Острожского.

Польша
В Белостоке (Польша) основан фонд князя К. В. Острожского.

Беларусь
26 февраля 2008 в Минске, рядом с Петропавловским собором был установлен памятный крест в честь Константина Василия Острожского
12 мая 2008 в Бресте на территории Брестской крепости в честь князя был установлен памятный крест.

Россия
В Новгороде, на памятнике «Тысячелетие России», установленный в 1862 году, среди просветителей Руси изображено и Константина Василия Острожского.

Канонизация
Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 года канонизировала князя как благоверного.


Нобелевский лауреат по литературе

    Белорусская Народная Респулика

  • Булак-Балахович Станислав
    командир Белорусской Народной Армии
  • Васильковский Олег
    глава дипмиссии БНР в Прибалтике
  • Гениюш Лариса
    "птица без гнезда" - поэтесса, хранительница архива БНР
  • Дуж-Душевский Клавдий
    автор эскиза национального флага
  • Кондратович Киприан
    министр обороны БНР
  • Ластовский Вацлав
    Премьер-Министр БНР, академик АН БССР
  • Луцкевич Антон
    Старшыня Рады Міністраў БНР
  • Луцкевич Иван
    культуртрегер Беларуси
  • Лёсик Язеп
    Председатель Рады БНР, академик АН БССР
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Богданович Максим
    один и создателей современного литературного языка, автор гимна "Погоня"
  • Будны Сымон
    гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Великие князья Литовские

    • Миндовг (1248-1263)
      король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267)
      сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269)
      зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 - 1316)
      "измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем"
    • Гедимин (1316-1341)
      в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377)
      в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381)
      в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • (1381-1382)
      "Клятва Кейстута" и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430)
      и начало "Золотого века" ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432)
      мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586)
      первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586)
      освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632)
      король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795)
      последний король и в. князь
    • Ягеллоны
      девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос "Песня о зубре"
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель "Карты расселения белорусского племени"

  • первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Дроздович Язеп
    "вечный странник", астроном и художник
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель "Карты расселения белорусского племени"
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Кит Борис Владимирович
    "беларус нумар адзін ва ўсім свеце"
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой "Трилогии"
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, "св. апостол единения"
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник "лисовчиков"
  • Князья Острожские
    защитники великого княжества и фундаторы православия

    О происхождении рода Острожских есть две версии. По первой, они происходили от князей Галицких, по второй версии - были потомками Турово-Пинских князей.


    герой битвы под Оршей

    Князь Острожский Константин Иванович (1460 - 10 августа 1530) - литовский полководец из православного рода Острожских, староста брацлавский, винницкий и звенигородский (1497-1500, 1507-1516, 1518-1530), староста луцкий и маршалок Волынской земли (1507-1522), каштелян виленский (1511-1522), воевода трокский (1522-1530), гетман великий литовский (1497-1500, 1507-1530).

    Великий полководец войн с Московией 1487-1537 , определивших современную восточную границу Беларуси . Прославился победами над татарами. Пленных татар поселял в предместьях своих городов - татарских слободах.

    В награду за заслуги князя Константина Ивановича в борьбе с Москвой и татарами Жигимонт I Старый издал универсал о назначении его паном виленским - Острожский вошёл в круг высшей знати ВКЛ.

    В войне с Москвой 1500-1503 Константин Острожский командовал войсками в битве на реке Ведрошь. 14 июля 1500 года Литовское войско потерпело крупнейшее поражение со времен битвы на Ворскле. Острожский вместе со многими военачальниками попал в плен.

    В 1506 году, через 6 лет пленения, князь согласился служить русскому государю (по Карамзину - "под угрозой темницы" ). В 1507 под предлогом осмотра вверенных ему войск Острожский выехал из Москвы и бежал в Литву. Ему были возвращены его прежние старостства и должность маршалка волынской земли, благодаря чему Острожский сделался главным военным и гражданским начальником всей Волыни. Он снова был утверждён великим гетманои Литовским.

    В памяти остался как победитель в битве под Оршей - сражении 8 сентября 1514 года в ходе войны с Московией 1512-1522 годов, в котором 30-тысячное войско ВКЛ воевало разгромило 80-тысячную московскую армию и на 250 лет остановило московскую экспансию.

    Великий гетман был опорой греческой церкви в ВКЛ - милости к православным, по заявлению Жигимонта I Старого, делались ради Константина Ивановича. Острожский сделался центром, вокруг которого группировались все сильные православные магнатские роды Беларуси и Волыни: кн. Вишневецкие, Сангушки, Дубровицкие, Мстиславский, Дашковы, Солтаны, Гулевичи и др.

    При его поддержке митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Иосиф II Солтан получил от короля Сигизмунда I грамоту, которая гарантировала независимость греческого духовенства от светской власти.

    Константин Острожский был фундатором Троицкой и Пречистенской церквей в Вильне. С его именем так же связывают Михайловскую церковь в Сынковичах (по времени постройки и архитектурному сходству с Троицкой церковью).

    Острожский Константин (Константин-Василий) Константинович
    фундатор просвещения

    Князь Константин Константинович Острожский (также Василий-Константин; 1526-1608) - глава рода Острожских, староста Владимирский и маршалок Волынской земли (1550-1608), воевода киевский (1559-1608), покровитель православной веры.

    Детство и юность провёл в Турове. Сын великого гетмана литовского князя Константина Ивановича Острожского и княжны Александры из рода Олельковичей-Слуцких, потомков великого князя Ольгерда . Последняя представительница рода - св. Праведная София Слуцкая - София Юрьевна, княгиня Слуцкая (1585-1612), жена Януша Радзивилла . Католичка, канонизирована православными в лике Праведных. Ее мощи хранятся в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

    Принимал активное участие в подписании Генриховых Артикулов , был центральной фигурой среди защитников православия при заключении Брестской Унии . Заботился о развитии просвещения, издавая книги, учреждая школы, оказывая покровительство учёным. Основал Острожскую типографию. В ней работали первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец, напечатавшие Острожскую библию - первое завершённое издание Библии на церковнославянском языке.

    PS.

    Наверно, сегодня многим трудно представить такого лидера - опору православия, который строит храмы без цыбулин и защищает независимость своей земли от Москвы.

    Наверно, им тоже сложно было бы представить, что некая православная церковь будет нішчыць культурное наследие и традиции их страны.

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/97011/Острожский be-x-old.wikipedia.org
    be.wikipedia.org
    pl.wikipedia.org
    uk.wikipedia.org
    ru.wikipedia.org

    ОСТРОЖСКИЙ КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ - князь, военный, государственный и политический деятель Великого княжества Литовского (ВКЛ), великий гетман литовский (1497-1500, 1507-1530 годы).

    Прямых данных о происхождении и ранней истории рода князей Острожских не сохранилось, наиболее распространены версии об их происхождении от одной из ветвей Рюриковичей - туровской (Ю. Вольф и другие) или галицко-волынской (версия, восходящая к трудам М. Стрыйковского); возможно, от Гедиминовичей - потомки князя Нариманта Гедиминовича (Ю. Пузына, Н. Н. Яковенко и другие). Первый известный представитель рода - Даниил Острожский, действовавший на Волыни в середине XIV века (Острожский его потомок в 5-м поколении) и уже владевший родовым гнездом Острожских - городом Острог .

    Около 1486 года Острожский начал военую службу, участвовал под руководством королевича Яна Ольбрахта в обороне Волыни и Подолья от набегов крымских татар. Впоследствии участвовал в руссско-литовской войне, за что в 1494 году получил в награду от великого князя литовского Александра Ягеллончика местечко Полонное. В 1495 году вместе с немногочисленными литовскими панами встречал в Маркове (на границе ВКЛ и Московского великого княжества) невесту великого князя Александра - великую княжну Елену Ивановну. В 1496 году один из руководителей обороны Ровенского замка во время набега сыновей крымского хана Менгли-Гирея I на Волынь. Наместник брацлавский, звенигородский и винницкий (1497-1500 годы), занимался восстановлением Брацлавского замка. В конце июля 1497 года разбил крымских татар на реке Сорока. Военные таланты Острожского способствовали тому, что великий княззь литовский Александр назначил Острожского великим гетманом литовским (не позднее 11.9.1497 года).

    Острожский участвовал в русско-литовской войне 1500-1503 годов, после разгрома литовских войск в сражении на реке Ведроша (14.7.1500 года) попал в плен. Первоначально отправлен в Вологду, но не позднее 1501 года переведён на положение почетного пленника в Москву. После смерти великого князя московского Ивана III Васильевича (1505) положение Острожского изменилось: 18.10.1506 году он присягнул великому князю московскому Василию III Ивановичу, обязавшись служить только ему и его детям. Однако уже в сентябре 1507 года бежал в ВКЛ.

    Великий князь литовский Сигизмунд I Старый вернул ему должность великого гетмана литовского, а вскоре назначил его старостой брацлавским, винницким и луцким, а также маршалком Волынской земли (1507-1530 годы). В янвпре 1508 года Острожский присутствовал на Сейме в Кракове, что способствовало достижению договорённости об участии польских войск в русско-литовском конфликте. Комиссар для проведения генеральных делимитаций (разграничение государств по всей длине границы) ВКЛ с Польшей (1508, 1523, 1529), в 1511, 1512 и 1523 годах сам получал право назначать комиссаров для таких мероприятий. В 1508 году во главе литовских и польских войск противодействовал отрядам восставшего князя М.Л. Глинского. В 1509 году принимал участие в войне Польши с Молдавией, с конца 1500-х годов неоднократно руководил обороной ВКЛ и Польши от набегов крымских татар, 28.4.1512 года одержал блестящую победу над ними под Ви́шневцем. Будучи православным, Острожский тем не менее был назначен каштеляном виленским (1511, вновь занимал этот пост в 1513-1522 годы), а позднее трокским воеводой (1522-1530 годы), хотя по Городельскому привилею 1413 года эти должности имели право занимать лишь католики. С началом русско-литовской войны 1512-1522 годов назначен главнокомандующим польско-литовскими войсками, которые в 1513 году и 8.9.1514 года разбили русские войска под Оршей (за успешные действия получил в награду Туров). В 1517 году совершил неудачный поход под Псков и потерпел поражение в битве с русскими войсками под Опочкой. В 1518 году участвовал во встрече и коронации польской королевы Боны Сфорцы в Кракове, что способствовало усилению польско-литовского военного сотрудничества. 2.8.1519 года потерпел поражение от войск крымского хана Мухаммед-Гирея I под Сокалем, 27.1.1527 года победил крымских татар на реке Ольшаница на Киевщине. Острожский одержал в общей сложности 64 военых победы (при 6 поражениях), в том числе 33 над крымскими татарами.

    С 1522 года, будучи трокским воеводой, занимал 1-е место среди светских сановников ВКЛ и получил право пользоваться красновосковой печатью (традиционная прерогатива монарха). Это вызвало острые протесты литовских панов во главе с виленским воеводой А. Гаштольдом (получившим данную привилегию незадолго до этого в качестве компенсации за назначение Острожского трокским воеводой и желавшим остаться единственным её обладателем). Конфликт так и не был разрешён до смерти Острожского, несмотря на два вмешательства польского короля и великого князя литовского Сигизмунда I. Державец сомилишский (1523-1530 годы) и упитский (1525-1530 годы), к 1528 году Острожский являлся одним из богатейших землевладельцев ВКЛ (в его владениях жили около 41 тысячи человек). Кроме того, Сигизмунд I признал за старшим сыном Острожского - Ильёй Константиновичем (1510-19.8.1539 года) право стать брацлавским и винницким старостой после смерти отца.

    Один из виднейших деятелей православия в ВКЛ. Феномен его церковной деятельности связан с тем, что с начала XV века в «Литовской земле» (территория современной Восточной Литвы и Западной Белоруссии) действовал запрет на строительство новых и ремонт старых православных церквей. По инициативе Острожского в 1511 году Сигизмунд I выдал киевскому митрополиту Иосифу II Солтану привилей, содержавший гарантии прав православной Церкви в ВКЛ и автономии церковного суда, повторённый в 1522 году для Турово-Пинской епархии. После смерти митрополита Иосифа II (1522) Сигизмунд I назначил Острожского опекуном имущества Киевской митрополии до избрания нового митрополита. Из церквей, построенных Острожским, наиболее известны: церкви Святой Троицы и Святого Николая в Вильно (обе 1514), Богоявленский собор в Остроге (1521); он также перестроил кафедральный собор Успения Пречистой Богородицы в Вильно (1511-1522 годы). Считается, что многие идеи, касающиеся строительства, Острожский позаимствовал, пребывая в почетном плену в Москве. Архитектура храмов, основанных и перестроенных Острожским, продолжала древнерусскую традицию (4-столпные 3-апсидные 5-главые здания), модифицированную под влиянием готики и оборонных функций построек. В 1508 году Острожский сделал вклад в церковь Преображения Господня в Турове - так называемое Туровское Евангелие (XI век), а в 1522 году, возможно, поддержал основание типографии Ф. Скорины в Вильно. Образованные современники сравнивали Острожского с Геркулесом, Сципионом и Ганнибалом, а русское население ВКЛ из-за его набожности считало святым.

    Острожский был дважды женат: 1-м браком (с 1509 года) на княжне Татьяне (Анне) Семёновне Гольшанской (умерла в 1521 году), 2-м браком (с 1522 года) на княжне Александре Семёновне Слуцкой-Олелькович (? - 1563/1564 года).

    Фигура Острожского помещена в скульптурной композиции памятника князьям Острожским в городе Острог (2000; проект - художник С. Чумаков).