Античная хореография Греции. Сценические танцы

Этот беглый очерк по истории танца не претендует на то, чтобы осветить всю историю развития танцевального искусства. Его, скорее, следует рассматривать как собрание изображений танцевальных поз, ведь невозможно дать всеобъемлющее представление о танце через иллюстрации.

Предлагаемый читателю текст содержит лишь минимальные пояснения, потому как для основательного анализа материала потребовалось бы много лет и тонн бумаги. Вообще же описание старинных танцев представляет собой тему для нескончаемых разговоров. Например, отдельно взятым двум авторам потребовалось выпустить 4 тома, чтобы рассказать в них лишь о 800 танцах .

Было очень увлекательно составить хоть какое-то представление о танцевальном искусстве египтян и древних греков, — ведь о нём часто пишут в связи с тем, что мелодии этих народов утрачены, и потому все попытки возродить это искусство оказались безрезультатны. Даже в стремительной современной жизни, сильно изменившейся со времён Люлли, возрождение античных танцев считается делом маловероятным.

Авторы-составители надеются, что данная работа окажется полезной как обзор изображений танцевальных костюмов, поз и аксессуаров на протяжении веков. Для тех читателей, которые хотят основательно изучить работы в данной области, в конце прилагается библиография.

Глава первая. Египетский, ассирийский, финикийский танец к оглавлению

Египетские, ассирийские, израильские и финикийские танцы.
Ритуальный танец в Древнем Египте.
Примеры танцев из гробницы Ур-ари-эн-Птах, 6-й династии (сейчас в Британском Музее).
Описание танца, данное сэром Г. Вилкинсоном.
О египетских дудках и иероглифах танца.
Финикийские круговые танцы, запечатленные в известняке на Кипре, и бронзовый орнамент из Идалиума (Кипр).

Танец - один из древнейших видов искусства. Ведь несомненно, что с тех пор, как человек стал человеком, он начал жестикулировать, изменять выражение лица, двигать руками и ногами. Теперь никто не может сказать, сколько времени потребовалось на развитие случайных движений в вид искусства - наверно, не меньше тысячи.

Поэтому в работы, посвященные танцу, ученые часто включают описания различных жестов и движений, поясняя, характерно ли то или другое движение для медленного марша или быстрого галопа, причем там могут попасться даже такие па, которые теперь относятся к акробатическим. Вы не найдете их в этой книге, так же, как и описаний чувственных телодвижениях танцев Востока и поздней античности.

Как правило, античные танцы были связаны с исполнением религиозного ритуала и задумывались для услаждение богов. Подобная связь танца и ритуала существовала вплоть до XVI века, а в некоторых странах есть и до сих пор.

В самых ранних дошедших до нас зарисовках танцев участники, держась за руки, двигались наподобие звёзд, вокруг алтаря или человека, олицетворяющего собой солнце. При этом они либо очень медленно, либо очень быстро жестикулировали, как того требовал ритуал.

Танец, музыка и поэзия были неразделимо связаны. Танец - поэзия движения, и его взаимосвязь с музыкой - поэзией звуков - замечалась людьми во все времена. Даже сейчас музыкальные периоды называются именами, первоначально данными танцам: так, есть эпоха вальса, эпоха гавота, эпоха менуэта.

Из самых древних танцевальных руководств наиболее понятны египетские изображения, на которых демонстрируются позы (рис. 3 , ). Каждая обладала своим значением, поэтому считается, что именно они и были своеобразными фразами древнего танцевального искусства. Распространены они были не только в ранний период (рис. 1), но и значительно позже. Возникнув за 3 тыс. лет до новой эры, они «прижились» и так передавались всем последующим поколениям (рис. 2). Приведенные иллюстрации из Египта и Древней Греции дают нам представление об истинном положении вещей в то время. Танец же, при котором танцоры держатся за руки, относится к совершенно другому виду.

Древнейшим аккомпаниментом было хлопание в ладоши, звуки дудки, гитары, тамбурина, кастаньет, цимбал, барабана .

Нижеследующий текст об египетских танцах взят из книги сэра Гардинера Вилкинсона «Древний Египет» .

«Танец, в основном, состоял из последовательности фигур, в которых танцоры должны были показывать разнообразнейшие телодвижения. Мужчины и женщины танцевали иногда вместе, иногда по очереди, однако предпочтение чаще отдавалось последним за присущую им грацию и элегантность. Некоторые танцевали под медленную музыку, приспосабливая свои движения к ее ритму. Их движения ничуть не уступали в грациозности грекам. Следует вознести хвалу мастеру, запечатлевшему этот сюжет в одной из гробниц Теба (1450 лет до н. э., Аменофис II). Другие предпочитали делать быстрые шаги под соответствующую мелодию. Мужчины при этом танцевали с великим пылом, едва касаясь земли. (Манера эта больше напоминает европейские танцы, чем восточные). В таких случаях музыка сочинялась для немногих инструментов: в основном, женщины били цилиндрическими жезлами или время от времени щелкали пальцами вместо того, чтобы бить в цимбалы или стучать кастаньетами».

«Изящные позы и жесты составляли зрелищность танца, но, как и во всех других странах, стиль исполнения здесь зависел от статуса зрителя и мастерства артиста. Танец в доме священнослужителя отличался от танца неуклюжих крестьян».

«Представителям богатых слоев населения неприлично было танцевать на публичных или домашних праздниках. А более бедные люди активно участвовали в танцевальных встречах».

«Из опасения, что танец может развратить нравы людей, от природы жизнерадостных и весёлых, считая, что он совсем необязательная часть обучения, не формирующая здравых желаний, египтяне запретили своей знати развлекаться танцами».

«Многие пируэты египетского танца напоминают нам па современного балета, однако они исполнялись и вызывали восхищение зрителей еще 3500 лет назад».

«Платья женщин были светлыми, созданными из лучших тканей. Они представляли собой свободные развевающиеся накидки длиной до лодыжек, которые иногда подпоясывали».

«Позднее платья стали более прозрачными, декорированными складками . Танцоры исполняли танцы в парах, взявшись за руки, или совершали всю последовательность движений по одному. Иногда кто-то еще и пел под музыку и хлопал в ладоши».

«Излюбленной танцевальной фигурой по всей стране была та, при которой два партнера, чаще всего мужчины, стояли друг против друга, лицом к лицу, на одной ноге и демонстрировали серию движений. Они расходились в разные стороны, продолжая держаться за руки, и в заключение поворачивались друг к другу. Эта поза была распространена, что доказывается наличием специального иероглифа, ее изображающего и значащего танец».

Многие позы, описанные в книге Г. Вилкинсона, встречаются и в настоящее время.

Ассирийцы танцевали ничуть не меньше других народов, но среди обнаруженных памятников древности почти нет изображений танцев. Похоже, что ассирийцы гораздо больше гордились своими военными походами и удачами на охоте, чем танцевальными умениями.

Суровые и сильные, они, конечно же, любили танцевать, хотя нам очень мало известно об этом. От финикийцев, соседей ассирийцев, до нас дошли изображения танцующих ассирийцев. Танец их исполнялся в довольно серьёзной манере, о чем свидетельствует приведенный образец (рис. 5). Эта кипрская картина представляет трёх танцоров в накидках, двигающихся под звуки дудочки. Это круговой танец, характерный для Кипра.

Рис. 5
Фигуры финикийских танцоров из известняке на Кипре. Около 6 ½ дюйма в высоту. Похожая группа, также найденная на Кипре, находится в Британском Музее. Одежда танцоров (хламиды с капюшонами) свидетельствует о древности изображения.
Рис. 6
Финикийский орнамент из Идалеума изображает исполнение ритуального религиозного танца перед богиней в храме вокруг эмблемы солнца.
Рис. 7
Фигура женщины, нюхающей лотос. С изображения, хранящегося в Британском музее.

Он также запечатлён на бронзовом шаре, символизирующем солнце и планеты, танцующие перед богиней в храме. В основном, именно солнце было предметом, вокруг которого танцевали под аккомпанемент свирелей, арф, барабанов.

Религиозные ритуалы Египта лишь в деталях расходятся с ассирийскими. В частности, у ассирийцев изображается богиня, нюхающая цветок лотоса (помечена А на рис. 6), и на египетской картине (Британский музей) она держит его точно так же (рис. 7).

От финикийцев до нас дошли иллюстрированные примеры танцев и никаких записей, в то время как их соседи, израильтяне, оставили нам пространные записи - Библию, и - никаких изображений. Похоже, что их танец был типичен для всех, мирно соседствующих с ними или время от времени пленявших их народов. Так филистинский (рис. 6) танец, вероятно, был похож на тот, который танцевали израильтяне вокруг золотого тельца (Аписа) в пустыне (Исход, XXXII, V. 19).

«И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за ней все женщины с тимпанами и ликованием» (Исход, X V, V. 1).

Царь Давид не только танцевал перед ковчегом (2 Книга Царств, V1, V. 16), но и писал о танцах в 149 и 150 псалмах. Танец израильтян должен был свидетельствовать об их веселье, так как сказано «есть время для плача, и есть время для танца» (Еккл, III, V. 4), «мы играли для тебя на дудках, но ты не танцевал» (Матф., XI, V, 17). Эти танцы исполнялись всем народом, а не специальными артистами.


Рис. 8
Орнамент, изображающий танец вакханок. Создан гончарных дел мастером Хиероном. Британский музей.

Глава вторая. Греческие танцы к оглавлению

Греческие танцы.
Пляски вакханок, изображенные мастером письма по керамике Гиероном. Описание таких греческих танцев как Корибантиум и Гормос.
Запечатленная на вазе пляшущая вакханка и скульптура танцовщицы из терракоты.
Танцы, в которых участники
держались за руки и Панатеический танец на керамической посуде.
Танец воинов с Ватиканской скульптуры и греческие танцоры с кастаньетами.
Рисунки цимбал и дудочек, хранящихся в Британском музее.
Хор.
Греческие танцоры и акробаты.

В Греции танец был основной составляющей религиозного ритуала; наравне с музыкой он способствовал становлению лирического искусства. Термином «танец» греки называли разнообразные движения тела, рук и ног, ходьбу, акробатические трюки, изменение выражения лица и мимику.

Историки считают, что греки посвящали все свои танцы божествам. У Гомера Аполлон предстает как orchestes, или превосходный музыкант и танцор, поэтому среди древнейших танцев существует один, посвященный именно этому красивому богу. Называется он Hyporchema (Гипорема). Вообще же танцы эллинов можно условно разделить на: 1) религиозные танцы, 2) танцы гимнастические, 3) танцы мимические, 4) театральные танцы, исполняемые хором 5) танцы смешанной природы - частично общественные, частично религиозные, например, брачный танец, 6) камерные салонные танцы.

Взрослые женщины и мужчины не танцевали вместе, но юноши и девушки могли вместе участвовать, например, в цепочечных танцах (Hormes, Geranos ) (рис. 11).

Рис. 9
Пляшущая вакханка. Ваза в Британском музее.
Рис. 10
Танцующая гречанка.
Ваза из терракоты, ок. 350 лет до н. э.
Британский музей.
Рис. 11
Geranos. Ваза в музее Борбонико, Наплес.
Рис. 12
Панатейский танец. Ок. 4 в. до н. э.

Многие исследователи полагают, что одним из древнейших танцев первой разновидности был Алонс (Aloenes), исполнявшийся под аккомпанемент флейты жрецами Кибелы, посвящавших свою пляску дочери Кибелы Церере. Танцев, посвященных Церере, было множество: это и Антема (Anthema), и Буколический танец (Bookolos), и Эпикредический (Epicredros), и многие другие — пастухов, крестьян, ремесленников, и т. п.

Распространенными были танцы в честь Венеры - покровительницы красивых и благопристойных танцоров. Развивались и противоположные по своему смыслу Дионисийские или Вакхические танцы. Они обычно оканчивались торжеством разгула и непристойности.

Пора Эпиленийского (Epilenios) танца наступала, когда во всех садах виноград был собран и выжат - танцоры своими движениями имитировали эти процессы. А когда вино было готово и разливалось по чанам исполнялся Антистерий (Anteisterios) (рис. 8 , , ) и танец, посвященный Бахусу - Вакханалия (Bahilicos), сопровождавшаяся звуками цимбал и тамбуринов, а заканчивавшаяся обычно оргиями.

Каренос (Garenos) изначально возник в Делосе. Считалось, что он был придуман Тесеем, чтобы увековечить память об удачном возвращении из Критского лабиринта (рис. 12). Его исполняли взявшимися за руки мужчины и женщины. Танец вел музыкант, играющий на лире - он символизировал собой Тесея.

Среди танцев второй разновидности, гимнастических, самыми важными были пляски воинов, изобретение которых приписывалось богине Минерве. Самым впечатляющим из них был Корибантум (Corybantum). Этот фригийский танец носил смешанный характер: в нем прослеживаются черты боевого, религиозного и мимического танцев. Вооруженные танцоры подпрыгивали, подбрасывая оружие вверх и лязгая им. Так они имитировали Корибантов, старавшихся заглушить крики новорожденного Зевса на Крите.

Хор, участвовавший в Дионисийских ритуалах, насчитывал до пятидесяти человек, пение которых сопровождалось звуками цитары, а не флейты. А ко времени постановки пьес Софокла хор сократился до пятнадцати человек, руководимых певцом-профессионалом. История становления хора вообще достаточно сложна, и потому разбираться в ней на этих страницах не представляется возможным.

Публичные танцы и те, что танцевались в честь времен года, стихий огня и воды были очень многочисленны и по большей части сильно различались в зависимости от региона исполнения. Камерные же танцы, исполняемые профессиональными танцорами, такие как Котабос (Kotabos), подробно описываются многими авторами. Ссылки на их работы можно найти в разделе «Список использованной литературы» данного издания.

Читателей, вероятно, очень удивит, что танцы канатоходцев и акробатов, исполнявшиеся с ножами и мечами, были очень почитаемы в Древней Греции. Греки учили танцевать и ходить по канату даже животных, таких как слоны.

Ритуальные пляски, в основном, не продумывались заранее, а исполнялись прямо на месте любителями. Даже величайшие люди того времени не стеснялись демонстрировать свои чувства в танцах. До нас дошли свидетельства танцевального соревнования между Софоклом и Саламисом, судимое Эпиминондом. Хорошие танцоры существовали и среди царей, и среди бедняков. В последнем случае высокое положение они могли получить благодаря удачному браку. Филипп Македонский взял в себе жены танцовщицу Лариссу, а танцор Аристодем был видным сановником при его дворе. Должно быть, они умели поразить своим мастерством на праздниках и фестивалях (рис. 9 , , )!

Глава третья. Танец южных этрусков и римлян к оглавлению

Этрусские танцы.
Танцы в южной Италии и Риме.
Иллюстрации из Grotta dei Vasi, Grotta della Scimia, Grotta del Triclinio в Корнето.
Похоронные пляски албанцев, капуйцев, помпейцев.
Римляне, танцы салийцев.
Общественное значение танцев.
Хор.

Одним из любопытнейших народов древности являются этрусски, владевшие территорией между Ломбардией, Альпами, Средиземным и Адриатическим морями.

Этрусском был Сервиус Туллиус, основоположник римской династии Туллиев. Его настоящее имя звучало по-этрусски как «Мастерна».

Однако, перейдем к танцам. Почти никто сейчас не сомневается, что танец был у этрусков в обычае. Археологами найдено множество этрусских гробниц, на стенах которых изображен танец. Но словесными описаниями их танцев мы не обладаем - их язык остается для нас мёртвым и непонятным.

Как считает Герхардт (Gerhardt) , несомненно лишь то, что для этруссков танец был одним из символов радости, обретаемой человеком после смерти. Вот почему они хоронили своих усопших с музыкой и танцами. Аккомпанементом им служили звуки лир, деревянных и стальных дудочек, медных кастаньет. Все это видно на рисунках сохранившихся памятников.

Найденные реликвии свидетельствуют о том, что греки и финикийцы некоторое время значительно влияли на этруссков (рис. 20). Об этом говорит и изображение танцора на гробнице в Вази Дипинти, Корнето. Мистер Деннис (Dennis) относит его к архаичному периоду - примерно 6 в. до н. э. Оно демонстрирует более сильное сильное греческое влияние, чем другие сохранившиеся изображения. На рис. 21 показан боевой танец, исполняемый под звуки дудочек, найденный в Grotta della Scimia в Корнето. Он имеет более выраженный национальный характер.

Весьма любопытна милая танцевальная сцена из Grotta del Triclinio в Корнето, полномасштабная копия которой находится сейчас в Британском Музее. Ее создание относят к более позднему периоду греко-этрусского взаимодействия (рис. 22).

Особенность движений этого танца заключается в высоте, на которой исполнители держат руки с плотно прижатыми друг к другу пальцами. Интересно, что современный японский танец, демонстрируемый Мадам Сади Якка (Sadi Yacca), включает это же движение. Но является ли оно элементом древней традиции или позднего ее возрождения, сказать с достоверностью нельзя.

Так же как и этрусские, достойны внимания изображения, найденные в гробницах в Кампанье и Южной Италии, бывшей когда-то частью великой Эллады. Исполнитель похоронного танца, двигающийся под аккомпаниемент двойной дудочки, нарисован на стене в гробнице, датируемой 3 в. до н. э., недалеко от Албанеллы (рис. 23). Рис. 24 , , взятые с гробницы недалеко от Капуи, относятся к тому же периоду. Эти самнитские танцы выглядят совсем иначе, чем этрусские. Они торжественнее и основательнее, хотя греческое и этрусское влияние очевидно. Различие же проистекает от их своеобразных национальных обычаев.

Достаточно вероятно, что этрусские, сабелианские, осканские и самнитские танцы имели влияние на искусство Древнего Рима. Но пышность, отличавшая римские танцы, сводит все сходство на нет.

В Риме, воинствующей и властительной империи, были представлены разнообразные черты народов всего мира. Поэтому и римские танцы очень многочисленны. Среди приведенных выше изображений многие хранились раньше в Риме.

На заре существования империи исполнялись только священные танцы, большинство из которых были этрусского происхождения. Например, Люперсалия (Lupercalia), Амбарвалия (Ambarvalia) и др. Сначала тацорами были полуобнаженные пастухи, позже по лугам и долинам проходила процессии настоящих танцоров.

Значительным торжественным танцем был тот, что исполнялся саллийцами, жрецами Марса, вдвенадцаттером с избираемыми патрициями. Во время своего шествия 1 марта и в последующие дни они танцевали, распевали песни и гимны, а затем следовали на пир в храме бога Марса. Об этрусском происхождении этой традиции свидетельствуют буквы, найденные на гемме под изображением воооруженных жрецов, несущих щиты. Был такой же обычай и у женщин-саллиек.
Военным танцем, введенным Ромулом в память о похищении сабинянок, был Салтатио белликрепа (Saltatio bellicrepa ) .

Во все времена танец был неотъемлемой частью быта людей и всей жизни в целом. Он сопутствовал человеку и в радости, и в горе, создавая то настроение, которое было необходимо. Естественно, танцы во времена античности очень сильно отличались от современной хореографии. Но стоит заметить, что внимание им в древние времена уделялось не меньше, чем в наши дни. К примеру, в Древней Греции танец считался настоящим бесценным подарком богов. Древнегреческие танцевальные композиции являлись воплощением единства телесной и душевной красоты, вне зависимости от эпохи. При помощи таких па под аккомпанемент прекрасной мелодии люди могли прикоснуться к Божественному хоть на миг. Человек античности очень строго ощущал гармонию земного и Божественного и пытался отыскать ее в себе и в окружающем мире.

Античные танцы

Сочетание особенных движений рук и ритмичного шага создавало античный танец. Хореография Древней Греции отличалась довольно строгим соблюдением ритма, который придавал фантастическую «правильность» всему действию и создавал неподражаемое зрелище. Танцевать в Древней Греции умели практически все, ведь учебная программа в школах предусматривала обязательный урок плясок. Концепция древнегреческого танца заключалась в красоте, гармоничности и изящности каждого движения. Каждое из па должно выражать чувства и настоящие эмоции танцора.

Разновидности древнегреческого танца

В Древней Греции танцы были довольно разнообразными и имели самый разный смысл - от простого и банального до смыслового и серьезного. Все существующие две сотни хореографических постановок можно разделить на пять условных групп, а именно: гражданские, сценические, домашние, обрядовые и священные. Последние в основном посвящались Афине, Афродите и Дионису. Самым ярким представителем гражданских плясок являлся пирриха, то есть военный танец с применением оружия имитировавший различные приемы боя.

Военные пляски использовались не для веселья, а для воспитания чувства долга, боевого духа, который был необходим в сражениях. Военные танцы отличались довольно сложными постановками и насыщенностью разнообразием движений. Кроме всего прочего в подобных действиях зачастую использовались различные предметы: копья, мечи, дротики, факелы, щиты, луки и др.

Особой замысловатостью и неординарностью отличались древнегреческие сценические пляски, которые отдельно создавались под каждый жанр театрализованных представлений. Основывался такой танец на создании особого такта, который отбивался ногами при помощи специальных деревянных или железных сандалий. Дополнением всей хореографической постановки служили кастаньеты из устричных раковин, которые надевались на средние пальцы.

1. Стиль и гармония

Источники, основанные на архаичном материале, подразделяли греческую музыку на три основные «гармонии» («стиля»): дорийскую, ионийскую и эолийскую.

Так Афиней (XIV 624 с-626 а) пишет: «Существуют три гармонии, подобно трем греческим племенам () - дорийская, эолийская и ионийская. Имеется немалая разница в характерах этих племен. Спартанцы, более чем другие дорийцы, следуют дорогой своих предков... Дорийской гармонией они [то есть, архаичные греки] называли движение мелодии, которую использовали дорийцы, а ту, что пели эолийцы, называли эолийской гармонией, и для третьей гармонии у них было название - ионийская, которую... пели ионийцы. Дорийскую гармонию отличает мужественность и достоинство. Она не скучна, не радостна, а сурова и напряжена и [кроме того, она] не сложная и не пестрая по стилю. Характер эолийцев сочетает в себе высокомерие и важность, даже хвастливость... Однако их характер не склонен к злобности, но горделив и дерзок. Вот почему их любовь к выпивке, их эротические склонности и общая изнеженность образа жизни так хорошо согласуются между собой. По этой же самой причине они обладают характером того... что древние обычно называли эолийской гармонией...«Эолийская гармония - та песня, которая подходит любому, кто неистов»... Затем давайте исследуем характер жителей Милета, несколько проявляющийся в ионийцах. Имея изящные сильные тела, они держатся хвастливо и полны жизни: их трудно успокоить, они драчливы и в них нет ничего от доброты или доброго веселья. Они также проявляют враждебность и суровость характера. Следовательно, ионийский тип гармонии не является ни бодрящим и ни радостным, а суровым, грубым и благородно важным. ...Итак, существуют эти три гармонии, как мы сказали вначале, подобно тому как [существуют] три племени».

В дальнейшем терминология несколько изменилась. Деление на три «гармонии» («стиля») сохранилось, но место ионийской и эолийской гармоний заняли фригийская и лидийская. Музыка фригийцев () ассоциировалась у греков с неистовостью и исступленностью. Разгульная и оргиастическая музыка дионисийского культа, пришедшего к грекам из Малой Азии, являлась наиболее ярким воплощением «фригийской гармонии». В общегреческом представлении играть и петь по-фригийски означало создавать и исполнять стремительно-вихревую музыку с высочайшим эмоциональным накалом. Распространенные любовные и эротические элегии лидийцев () создавали характерные черты «лидийской гармонии».

Своеобразие этой терминологии заключалось в том что устоявшиеся обозначения подразумевали не столько тематику, сколько высотную область звукового пространства. Птолемей («Гармоники» II; 6) дважды повторяет одно и то же утверждение о том, что «древние... пели только в дорийской, фригийской и лидийской [тональностях], отличающихся между собой на один тон». И далее (там же) он пишет: «Вообще, у трех самых древних [тональностей], называемых дорийская, фригийская и лидийская... установлены отличия друг от друга на тон». Произведения «лидийской гармонии» исполнялись преимущественно в высоком регистре, «фригийской» – в среднем, «дорийской» – низком. Нижний регистр воспринимался как олицетворение спокойного, величественного состояния, а высокий – наоборот, как воплощение напряженности и динамики. Такие жанры, как трены, линодии, плачи, погребальные песни звучали в высоком регистре, так как должны были восприниматься напряженно и динамично. Гимны и песнопения на религиозных церемониях, напротив, исполнялись в низком регистре.

2. Разновидности музыкальных инструментов

Инструменты, какими пользовались греки, резко отличались от современных. Основных их видов насчитывалось два: струнные, типа кифары, и духовые, типа флейты. Как с точки зрения тембра, так и силы звука они были необычайно просты и бесцветны.

Основой лиры и ее резонатором служил панцирь черепахи (дека). Два рога козы или антилопы вставлялись в два передних естественных отверстия панциря, образуя дужки лиры (анконес). Сверху они соединялись поперечной перекладиной – струнником (ксигон). К последнему прямо или при помощи колышков (коллопес) прикреплялись струны из кишок или жил. Внизу струны привязывались к ровной и плоской кобылке (иполирион), не касаясь при этом плоской части панциря ().

При игре на лире исполнитель (лирист) обычно сидел и держал инструмент на коленях несколько наискось от себя. Настраивали лиру при помощи особого ключа (хордотона). При игре использовали не только пальцы, но и плектр из дерева, слоновой кости или металла. Играли одновременно пальцами и плектром, то попеременно (плектр представлял собой плоскую, заостренную с обоих концов небольшую палочку; иногда это была ложечка с отверстием, в которое удобно вставлялся палец правой руки).

Как отдельный вид лиры упоминается барбитон. Он был больше лиры и обладал более низким звучанием. Другие разновидности лир – пектида, эпигонион и магада. Последняя имела 20 струн, эпигонион – 40.

4. Кифара

Кифара отличалась от лиры тем, что не только дека, но и ее дужки были полыми. Они состояли из тонких деревянных или металлических пластин, различались величиной и изяществом отделки. Обычно кифара имела семь струн. Это был излюбленный инструмент, незаменимый во время музыкальных состязаний, при жертвоприношениях и торжественных процессиях. Если лира была проста в обращении, и на ней нетрудно было научиться играть, то кифара требовала профессиональной подготовки. Она была значительно больше лиры, намного длиннее и тяжелее (). Во время игры кифару перебрасывали на ремне через плечо, левой рукой зажимали струны, а правой перебирали их. При исполнении кифарист стоял.

Кифара была одним из наиболее бедных и наименее выразительных инструментов, какие только можно вообразить, но она отличалась строгой чистотой звука и мужественной ясностью. А именно это греки и ценили в ней! Они ведь не требовали от своих инструментов ни блестящего и страстного воспроизведения наслаждений, борьбы, страданий, наполняющих жизнь, ни изменчивого отражения тех мечтаний, в которые нас погружают иногда наши радости и печали. Они желали ясных и простых впечатлений, являющихся как бы эхом того Олимпа, где царствовало вечное блаженство.

Более крупная кифара, которая имела струнник, соединявший дужки, колышки и резонансный ящик, называлась формингой.

5. Другие струнные инструменты

Греческая разновидность арфы называлась тригоном (). Тригон имел треугольную форму, которую образовывали или дека со струнником и третьей струной, или просто обе дужки без струнника. Упоминается также мегадис – многострунный инструмент, на котором играли обеими руками без плетра.

6. Флейта

Духовые инструменты, в отличие от струнных, издавали страстные и воодушевляющие звуки. Самым простым духовым инструментом была флейта. Ее изготовляли из специального тростника; такой тростник появлялся, когда после проливных дождей в озере не менее двух лет стояла высокая вода. Выросший при высокой воде тростник был толще и мясистее обычного. Все флейты были снизу шире, сверху – уже и имели несколько боковых отверстий (от 1 до 7). Мундштук мог быть металлическим и имел различную форму: был то уже, то шире; то прямой, то загнутый.

Флейта обладала большим разнообразием и гибкостью звучания. Ею пользовались как необходимой принадлежностью блестящих празднеств; обыкновенно она служила аккомпанементом любовным и страстным песням. Впрочем, возможности этого инструмента также были весьма ограничены.

7. Свирель

Свирель – состояла из 7 или 9 полых тростниковых трубочек (сиринг) разной длины, соединенных друг с другом воском (). Ее звук был светлый, приятный, немного свистящий (иногда говорят о «визгливых» звуках пастушьей свирели). Диапазон свирели ограничивался высоким регистром.

8. Авлос

Наряду с кифарой самым распространённым инструментом в античном мире был авлос. Он состоял из мундштука с одним или двумя язычками и из трубки (бомбикса), снабженной четырьмя (и более) дырочками и боковыми клапанами в форме подвижных колышков. Длина бомбикса варьировалась в зависимости от требуемого регистра и вида инструмента: высокие авлосы с небольшим диапазоном были короткими, а низкозвучащие, обладавшие более широким диапазоном – значительно длиннее. Изготовляли бомбикс из тростника, дерева, слоновой кости, а также очищенных коленных костей осла или оленя. В бомбиксе было определенное количество отверстий (в наиболее сложных - до 15), так что диапазон авлоса мог охватывать до двух октав. Мундштук с язычком делался из камыша и являлся важнейшей частью инструмента. По своему устройству авлос приближался к современному кларнету.
Исполнители на авлосах именовались авлетами.

Наряду с одинарным широкое распространение имели двойные авлосы: с трубками одинаковой или разной длины и общим мундштуком. При этом одна трубка называлась мужской и издавала низкие тона, другая – женской и издавала высокие тона ().

9. Инструменты для подачи сигналов

У спартанцев, наряду с кифарой и лирой, одним из самых распространенных инструментов был салпинкс – прямая длинная труба с чашеобразным патрубком и расширенным нижним концом. Она издавала хриплые отрывистые звуки и использовалась для подачи сигналов войскам на поле боя, а также для исполнения боевых маршей. Для подачи сигналов в лагере использовался рог (керас). Трубач назывался кератаулесом.

10. Шумовые и ударные инструменты

Кимбалон – ударный инструмент; состоял из двух небольших полых металлических полушарий одинаковой величины. Каждое полушарие имело плоское кольцо, за которое можно было держать инструмент, когда музыкант ударял ими друг о друга. Особенно широко использовался кимбалон во время Дионисий.

Тимпан – бубен, обтянутый кожей с металлическими кружками на раме. В него били рукой или потряхивали. Тимпан задавал ритм маршам и пляскам в праздники Диониса и Деметры.

Кроталон (погремушка) использовался во время оргий в честь Диониса, а также в качестве аккомпанемента при исполнении веселых танцев.

Крупесион - представлял собой две соединенные под острым углом металлические или деревянные дощечки с колокольчиком между ними. Надевался на ногу и использовался начальниками хоров, задававших ритм певцам.

11. Характер древнегреческой музыки

Переходя от музыкальных инструментов к самой музыке, необходимо отметить разницу между искусством древних греков и современных народов. В музыке греки любили скорее ясность, спокойствие и чистоту тона, чем богатство созвучий. Они питали инстинктивный страх к слишком богатой и слишком чувствительной мелодии. В особенности это касается спартанцев. Слова их песен были всегда просты и мужественны. Они лишь восхваляли тех, кто жил благородно и имел счастье умереть за Спарту, или же порицали людей, проявивших трусость.

12. Основоположники мусического искусства

Музыка играла важную роль в общественной жизни спартанцев. В VII – VI вв. до Р.Х. Спарта была своего рода законодательницей канонов классического мусического искусство. В 676/673 г. до Р.Х. здесь был учрежден вседорийский праздник Аполлона Карнейского. Главным деятелем этого события стал Терпандр - поэт и кифаред с эолийского Лесбоса. Ему приписывалось создание «кифародического нома» («ном», по гречески, «закон», «устав»).

«Второе установление» произошло в 665 г. до Р.Х., когда был учрежден спартанский праздник гимнопедий. Главным деятелем этого события был Фалет – поэт и кифаред с дорийского Крита. Ему приписывалось создание первых пеанов и гиперхем, то есть превращение нома из сольного произведения в хоровое.

Современником Терпандра и Фалета был третий знаменитый музыкант VII в. до Р.Х. – Клон, которому приписывалось создание «авлодического нома» (словесной композиции, певшийся под аккомпанемент флейты).

13. Терпандр

Терпандр родился в городе Антиссе на западном побережье Лесбоса. Согласно преданию, он стал наследником лиры мифического Орфея (волны прибили ее к острову) и вместе с нею получил редкостную способность к созданию музыкальных произведений. Терпандр ввел ноты, посредством которых изображал не только свои мелодии, но и произведения прежних композиторов, старинные народные песни и принятые богослужебные напевы. Четыре раза подряд он одерживал победу на Пифийских играх.

Дельфийский оракул призвал Терпандра спасти Спарту от общественного бедствия – гражданских раздоров. Из-за чего возникли эти раздоры, не известно, но они были страшными. Казалось, что город обезумел. Люди бросались друг на друга с мечами на улицах и во время застолья. Когда Терпандр явился в Спарту, в руках у него была невиданная лира – не четырехструнная, какой ее знали раньше, а семиструнная, какой она стала с тех пор. Он ударил по струнам – и, слушая его мерную игру, люди стали ровнее дышать, добрее друг на друга смотреть, побросали оружие, взялись за руки и, ступая в лад, повели хоровод в честь бога Аполлона. Терпандр играл перед советом и народным собранием – и несогласные приходили к согласию, непримиримые мирились, непонимающие находили общий язык. Он играл в застольях и домах – и в застольях воцарялась дружба, а в домах – любовь. (Таким образом, Терпандру приписывалось «изобретение» не только богослужебных номов, но и застольных сколиев).

Заслуга Терпандра заключалась в том, что он сочинял замечательную музыку, эмоциональный строй которой полностью соответствовал духу утверждающихся законов и особенностям их текста. Это должна была быть яркая и образная музыка, помогающая проникнуть в суть законоположений и приемлемая для всех возрастов и самых разнообразных вкусов.

Номы Терпандра, скорее всего, были двухчастными: первая часть (арха, т.е. «начало») – являлась призывом к какому-либо божеству. При большом стечении народа певец с кифарой стоял, обратившись лицом к храму, либо изваянию божества и пел воззвание или молитву. Например:

«Зевс, первооснова всех вещей, вождь всех
Зевс, к тебе я обращаю это начало прославлений…»

После завершения арха певец поворачивался лицом к народу и начинал петь сам ном. Эта часть носила название омфал («центр», «сосредоточие»). Здесь в поющихся гекзаметрах исполнялись основные спартанские законы. Терпандр собственноручно переложил на стих ретры Ликурга, чтобы молодежь могла заучивать их наизусть.
Впрочем, тематика омфала посвящалась не столько распеванию законоположений, сколько восхвалению нравственных и физических добродетелей, являющихся следствием соблюдения законов.

14. Эволюция нома

После Терпандра ном стал трехчастным. Завершением нома служила сфрагис («печать»), в которой наиболее полно проявлялась авторская оригинальность. В дальнейшем некоторые кифареды стали вводить особый инструментальный эпизод между первыми двумя частями нома. Теперь поворот исполнителя от храма к народу не был формальным и мимолетным движением. Он делался очень медленно и сопровождался особой музыкой, а сама эта часть получила наименование кататропы («поворот»).
Впоследствии между архой и кататропой появилась еще одна часть – метарха («следующая за архой»), а между кататропой и омфалом – метакататропа («следующая за кататропой»). Сфрагис стал заключать эпилог. Таким образом, ном сделался семичастным. Первое время ном был связан только с темой спартанского законодательства. Впоследствии юридическая часть нома становится все меньше и меньше.

15. Фалет

Младший современник Терпандра Фалет родился в Горгине на Крите. Свои законодательные идеи он облекал не в параграфы учения, не в своды законов, а в лирические песни. Лакедемоняне уговорили Фалета переехать в их полис. По преданию, он спас Спарту от стихийного бедствия – отвратил своей игрой от города чуму. Но еще больше сделал Фалет для поддержания гражданского мира. Песни, сочиненные им, посредством мелодий и ритмов призывали к послушанию и единомыслию. Совместно с двумя другими музыкантами Фалет учредил в Лаконике гимнопедии – ежегодные десятидневные празднества, проводившиеся в память погибших спартанцев и посвященные Аполлону. Исполнение упражнений сопровождалось на гимнопедиях песнопениями, имевшими серьезный и торжественный характер.

16. Дальнейшее развитие древнегреческой лирики

Второе поколение лириков определяется именем Алкмана (жил ок. 630 г. до Р.Х.). Это был грек из лидийских Сард, также долгое время проживавший в Спарте. Он считался основателем и лучшим мастером жанра парфениев – «девичьих песен», исполнявшихся соревнующимися хорами в шествиях на женских праздниках.

Следующий великий музыкант Сакад из Аргоса трижды побеждал на Пифийских состязаниях среди авлетов (в 586, 584 и 582 гг. до Р.Х.). Предание приписывает ему создание «Трехпесенных элегей», каждая из которых звучала в одной из основных тональностей – дорийской, фригийской и лидийской. Величайшим творением Сакада считался «Пифийский ном», посвященный борьбе Аполлона с Пифоном. В первой части («Испытание») Аполлон проверял, подходит избранное им место для борьбы, или нет. В «Боевом кличе» бог вызывал чудовище на поединок. В «Ямбическом» (где происходил сам поединок) авлос имитировал трубные призывы и скрежет зубов дракона. «Спондей» звучал как гимн или клятва Аполлону. В «Котахоревисе» гремела торжественная песня-пляска Аполлона, праздновавшего свою победу.

Симонид Кеосский (556 – 468 гг. до Р.Х.) стал творцом двух новых жанров хоровой лирики: эпиникия – песни в честь победы на состязаниях и френа – плача о смерти именитого гражданина.

17. Танцевальное искусство

Греков всегда приводили в восторг ритмические, стройные и выразительные движения. Поэтому танцы занимали важное место среди других искусств, и насчитывали множество разновидностей. Одни танцы исполнялись отдельными танцорами, другие – целыми хорами; одни были печальными, другие – веселыми; одни – мирными, другие – воинственными. К особому жанру следует отнести гипорхемы – песни, сопровождавшиеся танцами.

Танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага с подобающей жестикуляцией и движением рук. Средствами танца представляли различные исторические события или разыгрывали сценки из жизни. Каждый танец был посвящен кому-либо из бессмертных обитателей Олимпа и отражал то, что должно быть свойственно тому или иному божеству, тот мир, на который бог распространял свое покровительство.

Греки предъявляли ко всем танцам два основных требования: во-первых, они должны были отличаться красотой пластики, во-вторых – ясно выражать различные чувства и известные мысли. Танец очень часто носил чисто подражательный характер. Например, танцоры изображали подобие битвы и совершали в такт все движения, какие имеют место в сражении: делали вид, что мечут стрелы или уклоняются от них, бросали копье и отражали удары; они бежали вперед, отступали, нагибались, падали на землю, как бы раненные или убитые, быстро поднимались и меняли фронт. В хоровых лирических танцах к красоте каждого отдельного танцора присоединялась прелесть движений хора, который развертывался то в прямые, то в волнистые линии, то в параллельные и встречные, причем эти движения устраивались и разнообразились на тысячи ладов; иногда хор состоял наполовину из юношей, наполовину из девушек; группы их переплетались, стройно и в такт исполняя простые и сложные фигуры.

18. Некоторые древнегреческие танцы

Самым знаменитым военным танцем греков была пирриха, исполнявшаяся танцорами в полном вооружении. С оружием и в доспехах танцующие представляли различные сценки боев. По слова Платона, танец воспроизводил «движения красивых тел и мужественной души на войне или в тягостных обстоятельствах… Путем уклонений и отступлений, прыжков в высоту и пригибаний он воспроизводил приемы, помогающие избежать ударов и стрел. Воспроизводила пирриха и движения противоположного рода, пускаемые в ход в наступательных действиях, то есть при стрельбе из лука, при метании дротика и при нанесении различных ударов».

Своеобразным танцем, исполнявшимся на пирах, был кордакс. Пошатываясь и покачиваясь, танцор подражал движениям пьяного.

Красивым танцем считался «Журавль». Юноши и девушки, взявшись за руки, исполняли различные фигуры, подражая этой птице. Под руководством заправляющего хором они делали круги и повороты, а также ходили вереницей, сопровождая свои движения множеством эволюций.

Цивилизация и культура Древней Греции

Еще до зарождения древнейших цивилизаций человечества, танец вошел в обиход архаичных людей, как средство для выражения своих эмоций, как часть увеселительных и других мероприятий. Даже похороны человека сопровождались специальными ритуальными танцами. История древнегреческих танцев берет свое начало в мифологии, согласно которой искусству танца людей научила богиня Терпсихора.

Достойной внимания является легенда о том, как появился танец Курит. Когда-то в доисторические времена бог Уран был свергнут со своего трона его сыном Кроносом. Кронос свою очередь понимал, что его потомки смогут поступить с ним также, поэтому он их всех съедал. Но, когда родился Зевс, его мать богиня Гея спрятала младенца в одной из критских пещер, а своему мужу скормила камень, завернутый в пеленки.Чтобы отвлечь внимание от криков и плача маленького Зевса, Гея приказала воинственным духам куритам громко плясать и бить копьями по щитам. С того времени жрецы Зевса исполняли этот танец во время церемоний, посвященных верховному божеству.


Носители минойской культуры на острове Крит уделяли танцу большое внимание. Разновидностью минойского танца был знаменитый «танец с быком». Его исполнение было сложным и опасным, ведь бесстрашному юноше или девушке приходилось в буквальном смысле брать быка за рога и делать сальто через него. Танцы сопровождались игрой на струнных инструментах. Основными из них были кифара и лира, без которой никак не обходится древнегреческая мифология. В те давние времена на Крите не было четкого деления на танцоров и музыкантов. Островитяне называли все вместе словом «мусики».
От самого греческого слова танец («хорос») происходит слово «хореография». В античные времена были широко распространены сакральные танцы, которые исполняли вакханки и корибанты, военные (танцы с оружием), мимические и театральные, свадебные и салонные. Интересным фактом является то, что в Древней Греции мужчины и женщины танцевали порознь, в отличие от минойских танцев, где мужчины танцевали с женщинами. В большинстве греческих полисов танцы носили сакральный, бытовой и развлекательный характер. Жители Спарты танцевали воинственные танцы, воспитывая в себе, таким образом, бесстрашие и презрение к врагам. Эти танцы сопровождались грохотом литавр, шумом оружия и постукивание по деревяшкам. В приморских городах танцам аккомпанировали при помощи музыкальных инструментов, изготовленных

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 1)

    Сказать, хотел увидеть Грецию всю жизнь, наверное, было б неправильно, но за последние 35 лет, я ручаюсь. А тут и повод подвернулся - 18 июня 2006 года в пригороде Афин концерт Роджера Уортерса. Прямо напротив моего дома - турфирма. Перехожу улицу, захожу, говорю: «Так, мол и так. Хочу. Это возможно?» «Скорее всего - да, но позвони через три дня. Скажем точно» - говорят. Звоню, договариваюсь, жду, получаю визу, билеты, инструкции… И рано утром 16/VI’06 на Boeing-737 «Пулковских авиалиний» лечу в мечту… CUT16/VI’06.Небо чистое только над Питером и Грецией, остальное прикрыто облаками.

    Греческий эталон красоты

    Мыс Сунион

    Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.

    Подводный город Олус

    Тайны истории скрываются на нашей планете не только под толщей земли, но и под водой. Множество легенд о подводных городах и затонувших сокровищах заставляют загореться сердца тысяч туристов, мечтающих отправиться на поиски клада. Считается, что в результате движений земной коры время от времени целые континенты уходят под воду, до сих пор, например, ведутся поиски мифической Атлантиды. Но некоторые подводные руины найти не слишком сложно, и находятся они неподалеку от суши. Например, подводный город Олус в Греции.

    Балет в Греции: как это было тогда и как стало сегодня

Ни в одну историческую эпоху, ни в одной стране мира никто так не превозносил танец, как древние греки, которые видели в нем «единство душевной и телесной красоты» и считали танец прекрасным даром богов. Да и древнегреческие божества сами с удовольствием предавались пляскам. Считалось, что сам Аполлон, бог Искусства, написал первые правила искусства танца. Древние греки так трепетно относились к танцу, что сделали музу Терпсихору «ответственной» за искусство пляски и стали ее изображать в виде танцующей девушки в легкой тунике с оливой в руках. Гомер утверждал, что в мире есть три самых невинных наслаждения - это сон, любовь и пляска . Платон: «Пляски развивают силу, гибкость и красоту» . Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осуждению. Позы и движения в танце должны быть красивы и гармоничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мысли и чувства.

Священные пляски исполнялись под звуки лиры, отличались строгой красотой. Праздники и танцы посвящались разным богам: Дионису, богине Афродите, Афине. Они отражали определённые дни трудового календарного года. Неудержимым буйным весельем отличались пляски в честь греческого бога плодородия и виноделия Диониса. Дионисии отмечали весной, когда оживала природа.

Об искусстве древнегреческой пляски впервые в истории танца был написан трактат - исследование об этом виде творчества. Автор трактата - Лукиан - размышлял о роли и значении танца в жизни человека, говорил о требованиях, которые предъявляются к человеку, решившему посвятить себя искусству пляски. «Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: ни одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной... Танцору необходимо знать все!» .

Большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества в Древней Греции играли военные пляски. Обычно их исполняли двое, но существовали такие массовые пиррихи, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с ними плясали и партнёрши. Эти пляски воспроизводили бой, различные боевые построения. Это были сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, мечи, копья, дротики, зажжённые факелы.

Сценические танцы были частью театральных представлений. Каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами. Для этого они надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет - устричных раковин.

Для каждого жанра греческого театра существовали свои пляски. В трагедиях хор исполнял эммелею - танец, состоящий из патетичных, величественных, благородных движений. Этот танец передавал чувства богов и героев. В комедиях чаще всего танцевали кордак, пляску сатиров (сатиры - фантастические существа с козлиными ногами и рожками). Это была быстрая пляска, темпераментная, изобилующая головокружительными, прямо - таки цирковыми прыжками, кувырканьями и раскованными позами. Движения исполнялись в бурном темпе и состояли из присядок, вращений, прыжков, во время которых пятками надо было бить себя по ягодицам. Его исполняли только профессиональные, специально обученные танцовщики.

Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. К танцам относили шествие драматурга Софокла во главе процессии обнаженных юношей по Афинам после победы при Саламине, жонглирование и акробатику, военную муштру, погребальные и свадебные процессии и размеренные, строго одновременные жесты и движения хора в трагедии.

Потребность в танце обусловлена самой природой человека, его внутренними ритмами, но греки стремились также к идеальной красоте, которая достигалась путем стилизации. Примером может служить военный танец (пирриха), описанный у Гомера и известный по сохранившимся рельефам и вазовой живописи. Другой пример, тоже из Гомера - погребальный танец, цель которого всплеском физической активности танцующих вдохнуть новую жизнь в мертвое тело. Этот танец пришел с острова Крит, для него характерны резкие движения рук и ритмические удары мечей о щиты для отпугивания злых духов.

Поскольку греки верили, что танец подарен людям богами, они проявляли большой интерес к эзотерическим культам, в которых существенную роль играл танец. Кроме оргиастических танцев, связанных с определенными ритуалами, древние греки любили торжественные процессии, особенно пеаны, которые являли собой род ритмически организованного шествия в честь того или иного божества с пением торжественных гимнов. Большим празднеством были Фесмофории - в честь богини земледелия Деметры и ее дочери Персефоны. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях.

Оргиастические танцы в честь бога плодородия Диониса постепенно сложились в определенную церемонию - дионисии. Для них специально обучались танцовщицы, изображавшие менад, и танцоры, изображавшие сатиров; в соответствии с мифом это была свита Диониса. Общий танец - дифирамб, исполнявшийся в дионисийских празднествах, стал источником древнегреческой трагедии.

У танца, развивавшегося в рамках древнегреческой трагедии, наблюдается несколько периодов, соответствующих разным этапам развития самой драматургии. Для Эсхила танец - средство усиления напряженности драматического действия. Софокл трактует танец как выражение эмоциональной реакции на разворачивающиеся события. У Еврипида хор пантомимой изображает чувства, соответствующие сюжету. Танец в составе трагедии (эммелия) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия) - широкими, крупными, легко воспринимавшимися публикой на больших аренах, где ставились трагедии. Танец в старой комедии назывался кордаком и был, в соответствии с духом представления, разнузданным и неприличным. Танцор вертел животом, ударял себя по пяткам и ягодицам, прыгал, бил себя в грудь и по бедрам, топал ногами и даже колотил партнера. Сикиннис - пляска сатиров, насыщенная акробатическими элементами, превзошла кордак в откровенном бесстыдстве. С распространением христианства оба танца исчезли.

Любимым развлечением древних греков были трапезы в дружеском кругу - симпозиумы. В них принимали участие профессиональные танцоры. Росписи греческих ваз изображают куртизанок (гетер), танцующих под звуки флейты, в то время как зрители наблюдают за танцем и даже присоединяются к нему.

Когда в Риме начались беспорядки, и император испугался, что может произойти восстание, он велел выйти на улицы города трем тысячам танцовщиков и танцовщиц, которые своими плясками усмирили буйство толпы. Танцевальное искусство древних греков оказало большое влияние на римлян. Только вот творческие вкусы римлян в корне отличались от вкусов греков. Для греков искусство и танец были чем-то священным, что облагораживало душу и приближало человека к богам. Римляне же, более грубые и приземистые, видели в искусстве лишь развлечение. Танцы постепенно утратили первоначальную строгость и чистоту, в них стали все чаще изображать и выражать страсть, что совсем не соответствовало высокому религиозному предназначению пляски в Древней Греции. Впрочем, древние римляне знали и чтили имя своего первого танцора. Еще бы: ведь им считался Ромул - один из легендарных основателей Рима.

Римляне внесли в историю мирового танца большой вклад как создатели пантомимы. Это - сильно стилизованная последовательность движений, как правило, одного исполнителя, причем основная роль отводилась жестикуляции. Пантомиме обычно аккомпанировал маленький оркестр. Знаменитыми пантомимистами были Бафилл из Александрии, предпочитавший комедию, и Пилад с Сицилии, который придал пантомиме трагический пафос. Пантомима как спектакль была впервые исполнена публично в XXIII в. до н.э. Со временем это искусство выродилось в откровенно эротичное и вульгарное зрелище, с которым боролась христианская церковь.

Хотя в Древнем Риме и преобладала пантомима, ритуальный танец там тоже не был забыт. Существовало много танцев - шествий на разные случаи. Например, члены жреческой коллегии салиев, жрецов бога Марса, исполняли свою культовую воинскую пляску - трипудий, т.е. танец в трехдольном размере. Повсюду на полуострове Италия жрецы проводили ритуалы, связанные с древними культами плодородия. Такого рода храмовые обряды постепенно перерастали в народные праздники. Например, знаменитые сатурналии, проводившиеся в конце декабря, стали народным карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием. Впоследствии дух христианских рождественских праздников впитал в себя немало элементов древнеримских сатурналий.

Итак, в первом параграфе нашей работы мы рассмотрели танцы античности. Для греков танец был единством души и тела, танец был подарен им богами. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осуждению. Позы и движения в танце должны быть красивы и гармоничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мысли и чувства. Римляне же считали танец лишь развлечением, в них стали все чаще изображать и выражать страсть. Но греки в свою очередь внесли в античный танец пантомиму, которая помогла стилизовать последовательность движений. Со временем искусство пантомимы выродилось в откровенно эротичное и вульгарное зрелище, с которым боролась христианская церковь.