Уроки английского языка с мариной озеровой. Нравится смотреть "Английский язык с Мариной Озеровой" бесплатно? Текст и портрет Марины Озеровой — Ирина Хмельницкая

Марина Озерова выпускница МГЛУ. После окончания обучения в Москве уехала в Великобританию, где поступила в университет Durham. Несколько последующих лет работала и обучалась в Англии, укрепляя и совершенствуя знания.

Марина имеет практический опыт преподавания свыше 15 лет, ее курсы составлены из личного наработанного опыта и знаний. Изучая английский с IQ English, слушатели получают максимум практики, легко осваивают грамматику и лингвистику. Уровень знаний заметно улучшается уже с первых занятий.

Марина Озерова: пошаговое освоение английского

Имея большой опыт обучения и преподавания, как в России, так и в Англии, Марина разработала универсальную авторскую технику, которая лежит в основе обучающего проекта. Посещая ее занятия, слушатели с первых минут понимают, как можно выучить английский язык, затратив на это минимум времени и усилий.

Формат подготовки, позволяет обучаться в удобной и комфортной обстановке, без отрыва от основной работы. Начните обучаться по методике Марины, и вы сможете легко выучить английский язык, подтянуть навыки и общаться в деловых кругах, без особых усилий и словаря.

  • Станислав Юрьев
  • ,

  • Марина Озерова

      Лидер КПРФ Зюганов встретился с президентом Путиным и предложил обсудить «ремонт выборной системы». Глава государства согласился «поговорить» о том, что «нужно по ходу дела поправить». Но обещать не значит жениться, а обещание поговорить не значит непременно учесть мнение оппозиции.

      Полиция сможет без решения суда получать от операторов сотовой связи информацию о местонахождении мобильных телефонов не только пропавших без вести детей, но и пропавших без вести взрослых. Думский Комитет по информационной политике рекомендовал палате принять соответствующий законопроект в первом чтении.

      Госдума приняла в первом чтении законопроект, который разрешает полиции, ФСБ, ФСО, Росгвардии и СВР сбивать беспилотники, летающие там, где летать нельзя. В Комитете по безопасности и противодействию коррупции уверяют: никаких новых ограничений на использование дронов не вводится - правоохранители лишь наделяются «механизмом реализации уже действующих запретов».

      Правительство против смягчения «антинаркотической» статьи 228 Уголовного кодекса - оно не поддержало разработанный депутатами Госдумы законопроект на эту тему. Эта статья карает не за сбыт или производство наркотиков в целях сбыта, а за их хранение, перевозку или приобретение в личных целях. Правительство против, потому что ранее против высказался президент.

      Единый день голосования закончился, подведены предварительные результаты. Мы поинтересовались у экспертов, чем вызвано откровенно протестное голосование на выборах в Мосгордуму на фоне удивительно высоких результатов всех кандидатов в губернаторы от власти и действительно ли «ЕР» смотрится молодцом, как уверяют ее руководители.

      Если кто-то подзабыл за последний неспокойный месяц про неугомонных депутатов Государственной думы, то зря. 10 сентября они соберутся на первое после летних каникул пленарное заседание, символически открыв новый политический сезон. И опять начнут принимать, и принимать, и принимать законы… Как всегда, главным содержанием работы палаты в осеннюю сессию станет обсуждение итогов исполнения федерального бюджета в 2018 году и принятие федерального бюджета на ближайшую трехлетку.

      Красноярский экономический форум, который проводился ежегодно на протяжении 15 лет, отменяется. Вместо него со следующего года правительство решило проводить форумы по обсуждению нацпроектов в разных регионах России. Опрошенные «МК» эксперты увидели в этом решении и политическую подоплеку, и экономическую логику.

      В Думу внесен законопроект, в котором предлагается отложить на два года вступление в силу статей закона «Об ответственном обращении с животными». Проблем с ним масса. Закон, мучительно принимавшийся целых 8 лет, придётся переименовывать в закон «О безответственном обращении с животными» - к тому всё идет.

      В последний день весенней сессии Госдума приняла в окончательном, третьем чтении закон, который упрощает правила получения из бюджета компенсации добросовестным приобретателям жилья, изъятого по решению суда. Размер компенсации с 1 января 2020 года увеличивается с максимум 1 млн рублей до кадастровой или реальной стоимости.

      Госдума приняла в первом чтении законопроект, который даже один из его авторов назвал «очень оригинальным». Он разрешает попавшим под санкции россиянам и их компаниям в одностороннем порядке переносить свои суды с партнерами на территорию РФ, и требовать выплаты неустойки в случае отказа. Как это будет работать на практике - непонятно. Если будет, конечно.

      Под финал весенней сессии Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации блестяще провела мастер-класс по теме «Как не надо принимать законы». Учитесь, глупые, как множить народное недовольство!

      Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила разработанный законопроект, который требует демонтировать внешние кондиционеры и спутниковые антенны на фасадах зданий, внесенных в реестр памятников культуры и истории. Делать это собственникам придется за свой счет.

      Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который призван исключить возбуждение уголовных дел против граждан, купивших для бытовых нужд ранее считавшуюся «шпионской» технику с маячком GPS или видеокамерой. В Уголовном кодексе появится примечание, объясняющее, что можно, а что нельзя. Остановит ли оно избыточное рвение правоохранителей - сказать трудно.

      Законопроект о продлении «дачной амнистии» до 1 марта 2021 года готов ко второму чтению и будет принят в целом на следующей неделе. Он стал результатом компромисса между правительством, предлагавшим подвести черту 1 марта 2020 года, и Думой, настаивавшей на 1 марта 2022 года.

      Госдума после многолетних споров приняла в первом чтении законопроект, который позволит аэропортам при желании оборудовать специальные комнаты для курения в так называемых «чистых зонах». Это первое незначительное смягчение антитабачного закона за последние шесть лет.

  • Разработчик и директор инновационного онлайн-курса по английскому языку.
    Автор специального онлайн-курса по английскому языку для подготовки сотрудников компании к работе с иностранными клиентами в Сочи на олимпиаде 2014 года.
    Автор статей в области образования, в частности на следующие тематики: советы при подготовке к ЕГЭ, IELTS/TOEFL, советы по изучению общего и бизнес-английского.

    • Electrical Cars для модуля Innovations and Technology (Durham University, Великобритания);
    • проект Marketing New Technologies to Elderly для компании (New Castle, Великобритания).
    • Means of Expressing Inducement in the English Discourse (МГЛУ, Москва);
    • Marketing New Technologies to Elderly. Identification and overcoming barriers of adoption (Durham University, Великобритания);
    • Analysis of case study “Reality catches up with Aussieco” (Durham University, Великобритания);
    • Analysis of case study “Welcome Aboard (But Don’t Change a Thing)” (Durham University, Великобритания).

    Дорогие друзья, добро пожаловать на мою персональную страничку!

    Меня зовут Марина Юрьевна. Я преподаватель английского языка с высшим лингвистическим образованием (МГЛУ - ИнЯз им. Мориса Тореза) и степенью магистра в топовом университете Великобритании (Durham University, UK).

    Мои ученики успешно поступили в ведущие вузы страны (РГГУ, МГУ, МГУУ Правительства Москвы, МАрхИ), а также в зарубежные вузы (University of Brighton).

    Я имею огромный опыт преподавания в России и Англии. На моих занятиях стараюсь извлечь максимум из потенциала учеников. Я отношусь к своей работе со всей ответственностью и любовью и «заражаю» учеников стремлением к успеху.

    Преподаю различные аспекты, но отдаю предпочтение подготовке к важным экзаменам для поступления в российские и зарубежные вузы (ЕГЭ, IELTS, TOEFL, FCE, CAE).

    Что я могу дать ученикам помимо знаний английского и подготовки к формату?
    Уверенность в себе и веру в успех.
    Избавление от языкового барьера.
    Умение грамотно и аргументированно выражать свои мысли.
    Умение корректно отстаивать свою точку зрения.
    Интерес и серьёзный подход к тому, чем занимаешься.

    Чему я уделяю особое внимание при подготовке учеников к ЕГЭ?

    • Чёткая структурированная программа, расписанная на весь срок обучения. Если успеваем по основной программе, изучаем более сложные и интересные темы.
    • Контроль прогресса на каждом этапе.
    • Тесный контакт с родителями ученика. По ходу обучения всегда держу родителей в курсе об успехах и промахах ученика.
    • Подстраиваюсь под уровень учеников. Если вижу в ученике потенциал, всегда стараюсь выжать максимум из этого. В результате каждый ученик занимается «на грани своих возможностей».
    • Индивидуальный подход к каждому ученику - даже на групповых занятиях.
    • Участие в олимпиадах. Убиваем трёх зайцев: практикуемся в сдавании тестов, повышаем уровень заинтересованности ученика в изучении предмета, набираем дополнительные баллы для поступления (многие олимпиады учитываются при поступлении в некоторые вузы). Олимпиады также помогают подготовиться к внутренним вступительным экзаменам во многие вузы.

    Когда лучше начинать подготовку к ЕГЭ по английскому? Почему?
    В идеале начинать подготовку к ЕГЭ нужно чем раньше, тем лучше. На моём опыте - если начать заниматься с 10 класса, то при достаточном старании и усердии со стороны ученика вполне реально сдать ЕГЭ на нужный балл.

    Итак, нестандартно о детском рисовании, про историю работы над книгой, о том, как выбирать детские игрушки и книжки. Открываем секреты творческого детства!

    — Марина, а Вы сами когда стали рисовать в детстве, помните?

    — Знаете, есть такая теория педагогическая — отчего люди становятся на место учителя? Это происходит в двух случаях: в первом — вас вдохновил ваш учитель, а вы решили продолжать и быть похожим на эту личность; а во втором случае — абсолютно наоборот: определенное негативное переживание, встреча с бездарным учителем — и, чтобы восполнить этот пробел в мире, вы решаете стать хорошим учителем. Вот я, видимо, пошла по второму пути.

    Когда я занимаюсь с родителями, все начинается, как обычно, с очень давних комплексов: «Ой, я не умею рисовать, только меня не спрашивайте. У меня двойки были…» Тогда я им говорю: «Стоп! Послушайте: я не умею рисовать. Я — не художница совершенно. Я не могу нарисовать академический пейзаж, портрет, ничего такого я не умею». Я пошла именно по второму пути — от негатива. Я, как все дети, в начале очень любила рисовать. В дошкольном возрасте у меня был классический детский садик, в котором нельзя вылезать штриховкой за линию, надо делать все, как воспитательница. Если нарисовала лишний цветочек, — это неправильно. Все это мы проходили.

    Но когда я училась в начальной школе, мне попалась такая учительница по рисованию, которая могла отбить желание ко всему творчеству навсегда. Я помню, скольких детских слез стоило это всему классу, потому что все было неправильно всегда, она кричала, ставила двойки за забытые краски. Во всем, что мог советский учитель сделать негативного, она вполне преуспела. И это было как раз рисование. Конечно, после этого я выучила, что я «рисовать не умею, что руки у меня кривые, что глазомера нет никакого». И с этим я жила, жила до педагогического университета, где методика изобразительного искусства была обязательной для педагогов. И нас опять учили очень похоже — с вопросом «Откуда у вас руки?»…

    И совсем спустя годы, когда у меня родилась дочка, сейчас ей 6 лет, и она стала, как все маленькие дети, калякать на стенах, на полу, на себе, то мне пришлось задуматься — уже с совершенно другой стороны — с материнской — о том, что это такое для ребенка, о том что оно дает и о том, что я не прожила в своем детстве. По сути, дочь была самым сильным толчком к позитивному осмыслению процесса. И все, что я начала, — это баловаться цветом вместе с ней. И, собственно, теперь я этому учу мам.

    — Чем вы начинали рисовать с ребенком?

    — Я советую всегда красками начинать, потому что это как раз снимает все наши комплексы. Но пальчиковые краски мне не очень нравятся по консистенции. И поскольку у меня довольно много переписки после семинаров, то я знаю по отзывам родителей, что детям они не приятны на ощупь. Я советую в качестве пальчиковых красок гуашь. Она совершенно замечательно играет эту роль.

    — Правду говорят: чем меньше ребенок, тем больше должен быть лист бумаги, на котором он будет рисовать?

    — Да, это очень разумно, потому что маленькие дети не понимают границу в творчестве. Вот они взяли материал и пошли творить. Куда сможет дойти, везде будет оставлять следы. Поэтому малыши так любят стены украшать.

    — С каими родителями вы работаете?

    — У меня были родители израильтяне, были американские родители, англоязычные, понимающие иврит, и были родители из России.

    — Почувствовали разницу в том, как они воспринимают новый материал?

    — Это огромная разница. Конечно, видны пробелы нашего замечательного советского образования. Люди настолько закованы, настолько закомплексованы, что львиную долю времени на занятии приходится их успокаивать и говорить, что все будет хорошо.

    — Как вы относитесь к раскраскам, заготовкам, шаблонам, которые нужно раскрасить, — с уже готовым набором красок?

    — Я очень негативно к этому отношусь, потому что весь смысл творчества в чем? В том, что мы на нашем доступном уровне, не важно в какой технике — рисование, оригами, выпиливание из дерева — создаем новый образ. И он у вас и у меня абсолютно уникальный. Его невозможно повторить, невозможно тиражировать. Даже один и тот же человек не сделает две одинаковых работы. В одну реку нельзя войти дважды. Поэтому смысл творчества ребенка в том, что ОН этот образ генерирует. А когда мы ему даем заготовку, мы его лишаем основы творчества. Не столь важно, что он использует, какие он берет цвета, не столь важно, на сколько он владеет техникой, важно, что у него есть идея. И эту идею он придумал сам.

    — То есть позиция мамы в таких занятиях — наблюдатель?

    — Конечно, это не такой пассивный наблюдатель, возможна какая-то помощь в идеях. Если у ребенка они иссякли, мы его наполняем впечатлениями: пошли на природу, в зоопарк, мы ему читаем книгу, мы даем идею: а как бы ты нарисовал вот этого персонажа или это животное? Мы вооружаем инструментами и разными техниками. Но мы не решаем за него, что это будет в итоге.

    — В израильских детских садах тактика такая: ребятам даже не объявляют тему — что они сегодня будут рисовать. Вот краски, вот бумага — вы садитесь и просто рисуете. Для многих наших педагогов, которые были воспитаны в другой системе, это дикость. Хотя есть дети, которым тема рисунка помогает сделать первый шаг, потому что просто бумаги с красками-карандашами не хватает, чтобы самостоятельно определиться, чтобы начать рисовать. Можно же помогать с темой для творчества?

    — Да, конечно. Тем более, очень хорошо, когда мы опираемся на эмоциональную систему. То есть мы ведем ребенка к какому-то хорошему чувству. Мы его зажигаем своей идеей. И вот когда у него наступает такое озарение, — это самый хороший отправной момент.

    — Как часто вы рисуете с дочкой?

    — Я все-таки ориентируюсь не на регулярность занятий, а на появление желания, на вдохновение. В настоящее время, в 6 лет, это уже не так часто, как в годик-полтора, когда ребенок хочет постоянно оставлять следы своей деятельности, желательно разрушительные. Сейчас еженедельно получается.

    — Когда детская работа уже готова, что Вы с ней делаете? Как демонстрируете, как храните рисунки?

    — Для ребенка очень важно видеть результаты своего труда. Не просто складывать в папочку, а видеть, что его творчество нужно людям. Поэтому я стараюсь давать такие задания, которые будут применимы в быту. Например, можно купить краски для ткани и раскрасить скатерти. И ребенок будет очень рад, что его скатерть с рисунками накрывают на стол для гостей. Он обязательно расскажет, покажет, что здесь нарисовано, объяснит. Сейчас фотоателье делают самые разные вещи с картинками. Можно в качестве этой картинки взять детский рисунок и сделать кружки для всей семьи с портретами. То есть максимум использования в повседневной жизни, потому что для ребенка это важно: чтобы это не было для оценки, для галочки — задали в садике — нате вам, пожалуйста, получите. Чтобы это было действительно полезно для своих близких.

    — То есть вы рисуете на любых поверхностях? А готовые вырезанные объемные формы для раскрашивания годятся?

    — Я стараюсь использовать такие настоящие вещи. Из них хорошо делать подарки. Бабушки обычно очень радуются таким дарам. Очень много деревянных вещей: сундучки, подносы…

    — Сейчас воспитатели отмечают, что раньше малыши гораздо раньше запоминали цвета. А сейчас все больше путают синий с зеленым, или всё называют одним красным. Насколько важно, чтобы ребенок знал цвета в 2-3 года?

    — Мы говорим о стереотипах, к сожалению. Во-первых, всегда в обществе есть какие-то модные тенденции. Вот сейчас очень модно у родителей делать упор на логическое мышление именно тогда, когда его в принципе не может быть. Важно не то, как ребенок знает и называет цвета, а то, как он умеет с ними работать. Может ли он, взяв белый и синий, вывести множество новых оттенков? Вот это важно. К 5 годам все запоминают названия цветов без проблем, даже если специально не учить. Я с ребенком ни разу не учила цвета, она отлично знала все уже после 3-х лет. Важно, чтобы ребенок этот цвет чувствовал, чтобы он видел разницу между голубым, лазурным, синим и цветом морской волны. Это гораздо более важно для развития восприятия, развития цветового ощущения.

    Чем еще чревата эта тенденция? Нам же не приходит в голову учить ребенка ходить, когда ему месяц. Мы вообще спокойны, что есть время еще, можно подождать. И вообще он сам начнет. Точно так же и с моментами обучения: когда родителям это срочно нужно в 2-3 года, а мозг созревает в 5 лет. Поэтому я цвета вообще не рекомендую учить, наоборот — я советую как можно больше делать упор на восприятие, показывать палитру, как можно сделать из разных красок много новых оттенков. Это намного ценнее, чем просто «знание» цветов.

    — На Ваш взгляд, какие вещи родителю лучше вообще не делать, когда речь касается рисования?

    — Очень страдает и воображение, и желание рисовать, когда ребенок выслушивает критику не по возрасту. Что значит не по возрасту? Вот трехлетний малыш говорит: «Мама, я нарисовал человека». И приносит такую загогулину, которая никаким боком на человека не похожа. Тут собирается худсовет из мамы, бабушки и папы… И начинается. Конечно, все это из лучших побуждений: ребенок делает неправильно, а надо — правильно. Вот это и отбивает сразу желание развивать свой образ. Да, сейчас он такой — кривой, корявенький, не похожий. Но ценность в том, что он свой. Что он не закрасил человечка, которого нарисовал папа, а он придумал своего и он захочет продолжать, если мы его поддержим. Вот лучше молчать, как партизан, не говорить ничего, если вы не уверены, что ваши слова не будут стимулировать.

    И вторая опасность — когда ребенка очень ограничивают. Когда совсем малыш не должен вылезать за край листа, должен аккуратно смачивать кисточку, класть все на место. Это физическое ограничение очень вредит. Я понимаю, что 3 минуты рисования — это 3 часа уборки потом, но оно того стоит все-таки.

    — Как Вы пришли к издательству Артемия Лебедева, одному из самых креативных в России? Как происходил процесс подготовки книги к печати?

    — Времени с момента отправки рукописи прошло на самом деле много. Я думаю, что больше трех лет. Во-первых, я веду кратенький дистанционный курс, чтобы родители, независимо от места жительства, могли получить полезную информацию. Один из курсов — это как раз «Психология рисования». Конечно, мастер-класс с красками не проведешь онлайн, но это лучше, чем совсем ничего. Поэтому на фоне всех методик, как нарисовать пошагово или дать ребенку шаблоны, такого рода информация очень нужна родителям.

    А сейчас, оглядываясь назад, я не понимаю, откуда я набралась столько наглости, чтобы послать материалы Тёме Лебедеву. У него на сайте есть рубрика Бизнес-Линч , где ведущие дизайнеры анализируют присланное графическое творчество. Я отправила материалы, чтобы узнать, как он это видит, считает ли он нужным развивать это в качестве книги. И вдруг, неожиданно для себя, я получила утвердительный ответ, что я могу оформить свою рукопись в виде книги и они согласны её у себя издать. Сказать, что я была рада, — это ничего не сказать.

    Марина Озерова, Тель-Авив, жаркий июль 2012

    — А как Вы выбираете детские книги для чтения? Советуетесь с мужем?

    — Мы обсуждаем все, что можно обсудить, но в основном покупаю я. И теперь уже девочка записана в библиотеку. И она уже выбирает тоже — у нее есть право голоса. Мы читаем на русском и на иврите. До английского, чтобы свободно читать, пока еще не доросли.

    У меня гигантская библиотека своя. Мы редко покупаем новые книги, потому что проблема с хранением тех, которые у нас уже есть. В доме большинство площади занимают книжные шкафы. Я когда училась на кафедре детской литературы, увлекалась поиском книг у букинистов. Это были не какие-то музейные реликвии, а старые книги начала 20-ого века. Поэтому у меня есть большие запасы хорошо проиллюстрированной литературы. Потому что моя боль — это когда я вижу хорошую литературу, собранную с применением примитивной компьютерной графики. И все эти постоянные образы переходят из одной книги в другую.

    — Воспитывает же не только текст, но и иллюстрация. Насколько важна для маленького ребенка хорошая качественная книга?

    — Про книги я могу точно сказать: пусть лучше у вас на полке будет 5 настоящих книг, на которые вы всецело полагаетесь, вы их перечитываете и перечитываете, чем множество халтурных изданий с непонятной графикой. Пусть лучше будет меньше, но очень качественно. По поводу иллюстраций у меня очень много претензий к современным книгам. Поэтому я мало что покупаю. Мне в этом плане больше нравятся книги на иврите. Они более удачные. И очень нравятся западные художники, американцы. Они совершенно свободные.

    — Интересно, от чего лучше отказаться, без какой литературы современный ребенок может прожить?

    — Я веду сообщество в Живом Журнале, оно называется Дети в семье . И наш профиль — домашнее образование, там собрались мамы, которые интересуются этим. У нас есть специальный день, понедельник, для обзоров детской литературы. И мы делимся чем-то новым, что сейчас появляется на прилавках, рассказываем про свежие переводы на русский язык. И я стараюсь делать обзоры классической литературы. И самая большая печаль — «ребенку нужно это и то, а вот без этого он вообще никогда не сможет прожить» — шаблоны — они работают и в отношении детской литературы. Если нам это читали в детском садике, в 80-ых годах, значит, это надо нашим детям. Но это не всегда так, мягко говоря.

    Если размышлять действительно глубоко, если размышлять с той точки зрения, что детская книга — это не развлекалочка, которая быстро забывается, а что это нечто, входящее глубоко в подсознание, что формирует личность, формирует характер, формирует наклонности, и это действительно так. Ведь ребенок не слушает сказку, он живет в сказке, он ее проживает. Это про него. Это он герой. Это он победил. Поэтому вопрос гораздо серьезнее, чем нам кажется. Вопрос стоит так: какую эмоциональную жизнь мы предлагаем своему ребенку? Я, к сожалению для очень многих родителей, не рекомендую нашу советскую детскую литературу вообще. Я не могу допустить, что идеологические рабы могут воспитать свободную личность. Я не вижу в этом никакой логической цепочки. Так или иначе, кто больше, кто меньше, но они все жили под страшным прессом, они все жили в нечеловеческих условиях — за огромным серым железным занавесом.

    Вот литература начала 20-ого века, которая питалась корнями еще в дореволюционной среде, она другая. Замечательные обэриуты , например, которые были очень свободомыслящими, но потом это все закончилось, утонуло в крови, было растоптано. А литература, на которой выросли мы, которая издавалась в 60-80-ых годах, с точки зрения развития разносторонней свободной гуманной личности, — это совсем не то, что нужно современному ребенку. Потому что про пионеров или не про них книжка — это не важно. Важно, какие она несет в себе идеи. А советская литература не могла нести никакие другие идеи, кроме того, что указывала руководящая партия. И мы знаем, что это был совсем не тот образ, который мы стараемся сейчас воспитать у своих детей. И это совсем другие моральные ценности. Поэтому мы читаем английскую переводную литературу. И показатель здесь для меня — это когда вы, взрослый человек, берете в руки детскую книгу и можете ее читать. Это не сюсюканье, не примитив, как будто дети такие глупенькие.

    Одна из проблем родительского понимания — мы не хотим видеть отсроченный результат. Вот мы выучим такой стишок, продемонстрируем его гостям — и это результат. Нет. Отсроченный результат гораздо более важен. Пусть ребенок не понимает всегого, что ему читают, но он погружается в атмосферу, чувствует вкус хорошей литературы. И мы слишком примитивно думаем о детях. Если упомянуть фольклорный жанр сказки — профессора ломают копья над тем, как интерпретировать эту простую сказочку, которую отлично понимают дети. Вот эта глубина восприятия отличает хорошую литературу, которая одинаково интересно воспринимается и двухлетним ребенком, и сорокалетним родителем.

    — Расскажите про игрушки. Как часто и где вы покупаете?

    — Игрушки — это тема еще сложнее, чем книжки. Во-первых, они для ребенка живые, это его любимые друзья. Для девочки — они как дети. Девочка обязательно нянчит своих кукол, мишек… Поэтому это так серьезно — как мы подходим к формированию у ребенка образа. Потому что визуальная информация — самая сильная. И тем более образ, который постоянно перед глазами, который он берет с собой в кроватку, кормит из ложечки или берет с собой в садик. Поэтому я очень строго подхожу к выбору игрушек. Мы не держим в доме никаких монстров.

    Образ игрушки должен провоцировать добрые чувства. Чтобы у ребенка формировалась любовь к этому существу, забота, желание понянчить (у девочки), желание прижать к себе. Я с трудом представляю, как можно понянчить монстров, поэтому никакие уродливые или страшные образы я не советую даже мальчикам. Почему? Потому что ребенок даже если проигрывает страшную сказку с людоедами и чудовищами, должен наделить этот образ игрушки такими качествами, а потом его победить. Пусть это будет плюшевый мишка, который совсем не похож на чудовище, но он играет сейчас такую роль. А после игры у него останется добрая мордочка. А монстр всегда остается монстром. В итоге ребенок усваивает, что этот злой образ непобедим.

    Ребенок ведь не просто приближает к себе игрушку, это еще сильнее — он идентифицирует себя с ней. Девочка видит себя в своей кукле, мальчик — в своих героях, с которыми играет в сражения, потому что ему хочется быть победителем. Мальчики самоутверждаются. Соответственно эти любимые образы должны быть позитивными.Нельзя в мирную игру играть с танками и гранатами. Это сразу формирует в ребенке определенные наклонности. Если у нас есть цель сформировать агрессора, то да, мы будем покупать наручники и прочую всячину, но если у нас цели немножко гуманнее, все -таки мы должны подходить к полкам с игрушками с разумной взрослой стороны.

    Мы покупаем игрушки там, где видим что-нибудь симпатичное. Немножко делаем сами. Я не такая уж мастерица, но иногда делаем. Мне нравятся настоящие материалы. Я люблю деревянные игрушки. Но это не значит, что мы только одному какому-то виду отдаем предпочтение. Кое-что заказываем по интернету, так получается, что это какие-то западные фирмы, которые у нас мало представлены. Потому что, к сожалению, визуальные образы — это не сильная сторона современных игрушечных магазинов.

    Только факты

    • Марина Озерова — выпускница Российского государственного педагогического университет им. Герцена, г. Санкт-Петербург.
    • Закончила магистратуру на кафедре детской литературы.
    • С 2004 года живет в Израиле, воспитывает дочь 6 лет.
    • Ведет мастер-классы и онлайн-курсы для родителей о детском творчестве.
    • Сторонник и воплотитель домашнего образования.

    Текст и портрет Марины Озеровой — Ирина Хмельницкая,

    Марина Озерова


    О детском рисовании


    Второе издание, дополненное

    Издательство Студии Артемия Лебедева

    Во втором классе я, как и все дети, обожала рисовать, но мне не повезло со школьной учительницей. Однажды по заданию я рисовала ворону и получила за свои старания «тройку». Учительница сказала: «Лапы птицы выглядят ненатурально». Что такое «ненатурально», я в свои восемь лет не знала, но с этого раза стала задумываться о том, как неправильно взрослые воспринимают детские картинки. Когда я выросла и стала заниматься с детьми, я часто вспоминала «ненатуральные лапы» и старалась дать свободу неумелым детским мазкам.

    Спустя много лет, с педагогическим образованием и опытом работы, я пришла к мысли, что вместе с ребенком нужно учить рисовать и родителей. Именно их нужно освобождать от «правильных» школьных шаблонов. Из творческих семинаров для родителей родилась эта книга – как руководство для тех, кто считает, что неспособен к рисованию, но очень хочет помочь ребенку раскрыться в творчестве.

    Почему дети начинают рисовать

    Самые маленькие дети, не умея толком держать в руке карандаш или кисть, пытаются черкать по бумаге. Зачем они это делают? Ведь годовалый ребенок не способен изобразить что-то осмысленное, и рисунков с домиками его родители не увидят еще несколько лет. Многие исследователи детского творчества задавались этим вопросом и выдвигали различные версии происхождения детского рисования.

    Сторонники «моторной» теории считают, что рисование для маленьких детей – это выражение постоянного стремления к движению. Рисуя, ребенок избавляется от излишков энергии. «Интеллектуалистическая» теория полагает, что рисунок – отражение знаний о предмете, а не его изображение. В теории «комплексных переживаний» рисование – средство для выражения чувств. Ребенок изображает свое эмоциональное состояние, а не предметы. «Подражательная» теория подразумевает, что дети рисуют без природных потребностей, из желания повторять действия взрослых.

    Каждое из перечисленных обоснований имеет смысл. Но если ограничиться только «моторной» теорией, то неясно, почему для сброса энергии ребенку не хватает бега или прыжков. Если считать рисование подражанием, трудно объяснить, зачем малыши рисуют на стенах.

    Скорее всего, первые попытки рисования – действия комплексные. Ребенок делает все сразу: развивает моторные навыки, имитирует взрослых и пробует способы самовыражения. Он осознает себя отдельной личностью (обычно это случается в период прохождения так называемого «кризиса первого года жизни») и чувствует потребность оставить видимый след в мире. Рисование дает ему возможность видеть результаты собственных действий.

    Что такое рисование

    Рисование – не просто популярный вид детского творчества, хотя оно ценно и в таком качестве. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. На протяжении всего дошкольного детства – с рождения и до шести-семи лет – речь развита не настолько хорошо, чтобы ребенок мог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует. Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.

    Влияние рисования на развитие ребенка

    Интеллект

    В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество, но, к большому сожалению, родители часто считают игры и творческие занятия неважными, заменяя их бессмысленной зубрежкой и развитием механической памяти.

    Сейчас довольно популярны различные методики, опирающиеся на преждевременное формирование логического мышления. Этот подход к обучению противоречит естественному процессу развития психики. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу. Уникальное свойство человеческого мышления – креативность – развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов – отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.


    Фантазия и воображение

    Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

    Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, – они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.


    Развитие речи

    Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой – драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

    Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.


    Развитие восприятия

    Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, очень полезное для развития мышления.

    Особенности детского рисования

    Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка – восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире. В рисовании используется опыт, приобретенный в любой другой деятельности.

    Детский рисунок изменяется с возрастом, проходя несколько стадий. И только на последней из них – правдоподобной – ребенок действительно изображает предметы и явления. До этого в рисунке он транслирует собственное представление об этих вещах и отношение к ним. Детские картинки непосредственны и эмоциональны, их автор рисует свои переживания. Поэтому портреты любимых людей или изображения предметов, сделанные детьми под сильным впечатлением (после посещения зоопарка, например), бывают такими удачными.

    Несмотря на свою самобытность, детские рисунки подчиняются «внутренним канонам». Часто встречаются общие для разных детей графические образы или шаблоны. Многие узнают то, что пытались изобразить сверстники, без внятных внешних признаков предмета.

    Девочки и мальчики рисуют по-разному: девочки изображают собственно предметы, мальчики – отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию, изменять общую форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики – перспективу.