Укрощенный Никоном новгородский мятеж. – Псковский мятеж

Псковское восстание 1650 года, крупнейшее антифеодальное городское восстание в России. Главной причиной П. в. было резкое обострение классовых противоречий между феодально-крепостническим государством и основной массой горожан (купцов, ремесленников и др.) и служилых людей «по прибору». Поводом к П. в. послужила спекуляция зерном, предпринятая пр-вом в Пскове и его землях, что резко повысило стоимость продуктов питания. Волнения начались 26-27 февраля. Восставшие добились от воеводы запрета на вывоз зерна. 28 февраля ими был арестован прибывший в Псков шведский дипломат Л. Нумменс, разгромлены дворы видных купцов, дворян и духовенства. В городе наступило фактическое двоевластие: наряду с воеводами большую роль играла Земская изба (состояла из земских старост, выбиравшихся из местных горожан). Новый подъём движения наступил 17 марта, когда в Пскове стало известно о восстании в Новгороде (см. Новгородское восстание 1650) и аресте посланных в Москву челобитчиков. Новгородские повстанцы поддерживали псковичей, которые первоначально установили с ними связь. Произошли новые выборы в Земскую избу. В неё вошли наиболее решительно настроенные повстанцы во главе с Гаврилой Демидовым. В конце марта были арестованы воевода Н. С. Собакин, прибывший ему на смену кн. В. П. Львов и присланный из Москвы для сыска и расправы кн. Ф. Ф. Волконский. В положении заложников оказались некоторые местные дворяне. Вся власть в городе перешла в руки восставших во главе с посадскими людьми. Высшим органом власти в городе стал мирской сход. В апр. повстанцы отправили к царю Алексею Михайловичу челобитную с рядом умерен, требований, в частности с требованием отменить вызов псковичей для суда в Москву и судить их воеводам вместе с земскими старостами в Пскове и др. Однако пр-во, напуганное размахом движения, ещё в конце марта приняло решение о вооруж. подавлении восстаний в Пскове и Новгороде, отправив из Москвы 20 марта карательный отряд кн. И. Н. Хованского (неск. сот моск. дворян и стрельцов). В первых боях (конец мая) правительств, войско понесло потери в живой силе, повстанцы отбили у него часть обоза. Восстание охватило также и другие крепости Псковской земли (Изборск, Гдов, Остров). Под влиянием отправленных из Пскова отрядов повстанцев началось крестьянское движение. В июле - августе крестьян, отряды действовали по всей Псковщине, во многих р-нах Новгородск. земли. Крестьяне громили помещичьи усадьбы, убивали дворян, развернули активные партизанские действия против войск Хованского. Три месяца царские войска безуспешно осаждали Псков, гарнизон которого в неоднократных вылазках наносил противнику серьёзный урон. Пр-во оказалось вынужденным созвать в начале июля Земский собор, выделивший делегацию для переговоров с псковичами. Твёрдая позиция повстанцев заставила пр-во пойти на компромисс с целью расколоть восставших и собрать дополнит, силы для подавления восстания. В случае присяги восставших царю всем им (в т. ч. и руководителям) по решению Земского собора обещалось полное прощение и гарантировался отвод от города войска Хованского. Делегация собора прибыла в Псков 17 авг., когда обстановка резко изменилась не в пользу восставших. В результате блокады в городе начался голод, поражение повстанцев в крупной вылазке 12 июля обострило социальные противоречия среди псковичей. Руководители восстания провели ряд радикальных внутр. мер (были казнены дворяне-изменники, у дворян, монастырей, верхушки горожан конфискованы оружие и хлеб). Это вызвало недовольство зажиточных горожан, сумевших увлечь за собой средние слои горожан. Земскую избу возглавили лица, которые пошли на сговор с пр-вом. Попытка радикальных элементов 20 авг. вновь захватить власть не удалась. К 24 авг. 1650 псковичи принесли присягу царю, 25 авг. в городе была восстановлена власть воевод. Вопреки царским обещаниям и решению Земского собора в октябре - ноябре руководители П. в. были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 6.

Литература:

Тихомиров M. H. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969, с. 50-138.

Псковское восстание 1650 года - одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Пскове. Причиной восстания послужил быстрый рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательством русского правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведскими оккупантами территорий.

История восстания

Спекуляция ценами на хлеб во Пскове вызвала резкий протест со стороны преимущественно малоимущей прослойки городского населения - крестьян, городской бедноты и мелких ремесленников. Волнения начались в 20-х числах февраля. Уже 26-27 февраля восставшие, состоявшие в основном из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты громили дворы зажиточных купцов, православного духовенства и городской знати. Восставшие схватили и заключили под стражу представителей шведского монарха, находившихся в городе.

К концу марта - началу апреля восставшие полностью захватили власть, арестовав всех представителей городской власти, создав свои органы - мирской сход, а также Земскую избу.

Свои требования восставшие изложили на бумаге, которая была подана царю в Москву 12 мая. В ней восставшие излагали ряд требований по реформам городского самоуправления и выражали неудовольство произволом местных чиновников и шведских представителей. В ответ, во Псков был послан карательный отряд под предводительством князя Ивана Хованского. Однако восставшие закрыли городские ворота, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть царского обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие делали постоянные вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им временные жилища и препятствуя наводке моста через реку. Приход царского войска обострил и без того натянутые отношения в лагере восставших между городской беднотой, крестьянами, восставшими военными, ремесленниками с одной стороны и духовенством, зажиточными купцами, чиновниками с другой.

Итоги восстания

Псковское восстание было не единственным в русском государстве в то время. Крестьянские восстания терзали северо-западные уезды и продолжались до февраля 1651. И хотя армии Хованского удалось захватить и подавить похожее по причинам восстание в Новгороде, царский отряд был измотан и слаб. К тому же не прекращались волнения и в пригородах Пскова. В самой Москве были обеспокоены нараставшим напряжением со Швецией, могущее привести к новой войне. Поэтому летом 1650 года царское правительство вынуждено было созвать Земский собор, на котором были обещаны некоторые уступки восставшим. Представители Земского собора во главе с епископом коломенским Рафаилом прибыла в Псков 17 августа. Однако к их приезду власть в городе захватили представители городской верхушки, а попытка городских низов поднять новое восстание 20 августа оказалась неудачной. 25 августа в городе была установлена власть воевод. В октябре руководители Псковского восстания 1650 года были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.

1. К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897,. стр. 341-366.

2. Тихомиров М. И. Псковское восстание 1650 года

3. К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897,. стр. 304, 305.

4. М. Тихомиров. Псковский мятеж XVII века М., 1919, стр. 42.

К середине XVII века были ликвидированы последствия интервенции и "Смутного времени" , оживились и упрочились торговые связи. Но развитие торговли и ремесел задерживало посадское тягло - тяжёлые налоги, которыми правительство обложило население посада. «Большие» люди стремились заставить большую часть повинностей платить «меньших».

Обострению обстановки в Пскове способствовали и внешнеполитические мероприятия русского правительства. По Столбовскому миру 1617 г. за Швецией остались Ижорская и Карельская земли, население которых подвергалось тяжёлому экономическому, национальному и религиозному гнёту. Начинается массовый уход населения на русскую сторону. К середине XVII в. число преселенцев достигло 50 тысяч человек. По требованию Швеции русское правительство обещало заплатить за перебежчиков 190 тысяч рублей и продать Швеции 12 тысяч четвертей хлеба по ценам псковского хлебного рынка. Закупка хлеба была поручена псковскому купцу Фёдору Емельянову. Продажа крупной партии хлеба привела к повышению цен на хлеб в полтора раза и послужила непосредственным поводом к началу восстания. 28 февраля многие псковичи собрались у всегородной избы, чтобы написать царю челобитную о хлебе. В это время стало известно о приезде шведа Нумменса с казной за хлебом. Псковичи отправили его под стражей в Снетогорский монастырь. Двор Фёдора Емельянова был разграблен. В Пскове наступил период двоевластия: воевода еще находился на свободе, но власть в городе фактически перешла в руки всегородной избы. Население города чётко разделялось на две большие группы, противостоящие друг другу: с одной стороны - посадские «молодшие» и «худые» люди, рядовые стрельцы, пушкари, затинщики; с другой - «лучшие» посадские люди, стрелецкие начальники, высшее духовенство, дворяне. Среди «молодших» людей наибольшим авторитетом пользовались староста площадных подьячих Томила Слепой, стрелец Прокопий Коза, ремесленники Гаврила Демидов и Михаил Мошницын. Известие о начале восстания в Новгороде вдохновляет псковичей. Власть полностью переходит к всегородной избе, во главе которой стоят вновь выбранные старосты из «меньших» людей - Гаврила Демидов и Михаил Мошницын. Свои требования псковичи изложили в «Большой челобитной». Посадские люди требовали оградить их от притеснения со стороны воевод и дьяков, уменьшить налоги, судить псковичей в Пскове, а не вызывал их в Москву, вовремя и сполна выдавать жалованье служилым людям.

В то время, как псковичи ждали от царя ответа на свою челобитную, oт Новгорода к Пскову двинулось войско под командованием И.Хованского. Псковичи стали готовиться к сопротивлению, говоря: «полноте и того, что обманул Новгород и вошёл в город, а их, пскович, не обмануть». Псковичи используют тактику активной обороны и ежедневно беспокоят войске Хованского, остановившееся у Снетогорского монастыря. Активно помогают псковичам в борьбе против правительственных войск окрестные крестьяне. Из всех псковских пригородов только Опочка осталась верна царскому правительству". Особенно крупные отряды были созданы жителями Псковского уезда. Они разоряли дворянские усадьбы, нападали на мелкие отряды и войска Хованского. И.Хованский вынужден был вести борьбу на два фронта.

Но приход правительственных войск активизировал деятельность противников восстания в самом городе: дворян, духовенства, «лучших» людей посада. Гаврила Демидов был вынужден отдать приказ об аресте дворян живших в Пскове.

Неудачи Хованского под Псковом заставили правительство искать новые пути для усмирения города. Вопрос обсуждался на земском соборе в июле 1650 г. Было решено отвести войско Хованского от Пскова, как только псковичи согласятся прекратить сопротивление. Идти на уступки Пскову правительство заставляла боязнь восстания в других городах. Для переговоров в Псков была отправлена делегация во главе с епископом Рафаилом.

Делегация прибывает в сложный для восставшего Пскова момент: долгая блокада истощила хлебные запасы - «молодшие люди» голодают нечем кормить скот, так как пастбища находятся за пределами города.

Проведенная всегородной избой конфискация хлеба и другого имуще ства у дворян и «лучших» людей приводит к еще большему обострении борьбы в городе. В первой половине августа представители «меньших» людей во всегородней избе были заменены «лучшими», что предрешило успех миссии Рафаила. Так в конце августа 1650 г. восстание в Пскове закончилось но обстановка в сентябре-ноябре оставалась тревожной. До февраля 1651 г. продолжалось в Псковской земле крестьянское движение. Поэтому воевода не решился сразу арестовать руководителей восстания. Только в середине сентября были арестованы Гаврила Демидов, Томила Слепой, Иов Копыто. Арестованные были направлены в Новгород, а затем сосланы на север и в Сибирь.

Восстание в Пскове 1650 г. // Псковский край в истории России. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков, 2001. - С.42-44.


В центре Торговой площади на многих старых открытках можно рассмотреть часовню "над убиенными", поставленную в память о девяти помещиках, казненных восставшими в 1650 году.
На этом фрагменте открытки часовня с двумя деревьями по бокам видна на фоне колокольни.
(С некоторым допущением, можно сказать, что в современном Пскове здесь самый центр проезжей части перекрестка на площади Ленина).


Надпись в часовне на площади над убиенными

Лета 7158, от Рождества Христова 1650, Июля в 12 день, при Державе Государя Великаго Князя Алексея Михайловича всея России, во Пскове был ужасный бунт по причине зделаннаго Новгородским купцом Волком обмана против Боярина Морозова, будто за согласие с ним намерены всех Немецких купцов истребить. Во время сего бунта Псковскими мятежниками убито девять человек Псковских Помещиков, а имянно: Феодор Михайлов сын Нащокин, Петр Кирилов сын Сумороцкий, Яков Силин сын Неклюдов, Матфей Фомин и сын его Василий Матвеев, Кирилла Иванов сын Горышкин, Иуда Пахомов сын Сеславин, Варфоломей Прокопьев сын Харламов, Еремей Федоров сын Чиркин, да с ними убит солдат Иван. (С.306)

История княжества Псковского /Сост. Н.Ф.Левин, Т.В.Круглова. - Псков: обл.типогр., 2009. - 416 с. - (Псковская историческая библиотека).

Аракчеев В.А.

Средневековый Псков: власть, общество, повседневная жизнь в XV-XVII веках. /В.А.Аракчеев. - Псков, 2004. - 360с.,ил.

Предлагаем фрагменты из книги, посвященные восстанию 1650 г.

Ход событий в марте - июне

В середине марта в Псковской земской избе сменилась власть. Вместо Семена Меншикова и Ивана Подреза всегородными старостами были избраны антимосковски настроенные Гаврила Демидов и Михаил Мошницын. Весной 1650г. сложилась структура управления восставшего города. Формально высшим органом власти был сход посадской общины, называемый в источниках «мир», «скоп» или «сонмище». Горожане собирались на площади у Рыбницких ворот на месте старого торга по звону колокола. «В мир» читали грамоты, привезенные посланниками от царя, митрополита и Хованского; перед «миром» оглашали содержание грамот, отправляемых от «всего Пскова» в другие города. Оперативные вопросы решались на заседаниях всегородной, или земской, избы. В ее состав входили земские старосты и выборные люди, выбиравшиеся по сословному признаку.

От трех стрелецких приказов выбирались три выборных человека, три священника представляли духовенство, псковское дворянство представлял помещик Иван Чиркин. По данным Г. Воронцова-Вельяминова, в земской избе заседали шесть посадских людей, но, судя по количеству сотен в Пскове, представителей посажан в Пскове должно было быть десять. М.Н.Тихомиров писал, что «устройство восставшего Пскова поражает своим сходством с более ранним временем эпохи псковской самостоятельности». Он же провел сопоставление мирского схода с вечевым собранием, всегородной избы с «господой», а всегородных старост - с псковскими посадниками. Это, безусловно, весьма произвольное сравнение. За прошедшие полтораста лет псковичи утратили традиции вечевого самоуправления - и по причине полной смены правящей элиты в XVI в., и из-за жесткого давления московской администрации. Ни в одном документе 1650г. республиканские институты власти не упоминались, а сами псковичи в челобитной называли себя холопами государя. Восстание 1650г., скорее, отождествлялось современниками с событиями Смуты начала XVIIв., и опочецкий казак Мокейко Юрьев в 1651 г. называл его «смутным мятежом» и «смутным временем».

«Смутный мятеж» усугубила и смена воеводской администрации: 25 марта вместо воеводы Собакина в Псков явился новый глава администрации князь Василий Петрович Львов. Смена воеводы дала псковичам легальную возможность арестовать Собакина, который стал своеобразным заложником, гарантировавшим неприкосновенность отправленных в Москву челобитчиков. Уже 28 марта в съезжей избе произошел конфликт нового воеводы с руководителями восстания, которые потребовали выдать им порох и свинец. Воевода отказался выполнить требование, сославшись на отсутствие угрозы из-за рубежа. Стрелец Коза заявил, что псковичи боятся «московского рубежа»: «с немцами нам войны нет, но нам те немцы, которые с Москвы будут по наши головы». Передав под угрозой расправы ключи от городских ворот старостам, воевода фактически перестал влиять на положение в городе. 30 марта в Псков прибыл для расследования причин бунта окольничий князь Ф.Ф.Волконский. Он остановился на дворе гостя Емельянова, и это обстоятельство стало решающим доводом для обвинения его в измене. Волконский был схвачен в Троицком соборе и жестоко избит по дороге на площадь. Изъятый у государева посланника наказ стали читать вслух и, дойдя до фразы о казни «воров и заводчиков», прервали чтение из-за того, что толпа горожан и стрельцов попыталась схватить Волконского. Посланника ударили топором, арестовали и подвергли допросу.

В Москве долго не могли прийти к определенному мнению о способах борьбы с мятежом. Видимо, Боярская дума сочла необходимым подавить мятеж военной силой, и для подавления восстания на Северо-Запад был отправлен отряд воеводы Ивана Никитича Хованского. Новгородский митрополит Никон, при активном содействии которого подавили мятеж в Новгороде, полагал, что правительство не должно стремиться к безусловному подавлению восстания и требовать выдачи руководителей. Еще в начале мая Никон прислал в Псков своего стряпчего Богдана Сназина с предложением «принести свои вины государю». В дальнейшем Никон выступал за полное прощение не только рядовых псковичей, но и руководителей восстания.

12 мая псковские челобитчики излагали содержание Большой челобитной перед царем и Боярской думой. Помещик Г.Воронцов-Вельяминов, представлявший псковских дворян, заявил что они «к челобитной руки приложили в неволю, потому что мирские люди захватили их врознь, поневелику». Воронцов же назвал имена «пущих воров заводчиков»: площадного подьячего Томилко Слепого, семерых стрельцов во главе с Прошкой Козой, трех посадских людей, двух священников, новых всенародных старост Гаврилу Демидова и Михаила Мошницына, трех стрелецких пятидесятников, двух казаков, священника Георгиевской церкви с Болота Якова. Большинство же посадских людей, заседавших в земской избе, по словам Воронцова, «к воровству не пристают, сидят молча». Общение с представителями верховной власти оказалось большим искушением, и четверо из восьми челобитчиков во главе с Воронцовым перешли на сторону правительства.

В апреле воевода Хованский подавил восстание в Новгороде, и 28 мая его отряд численностью 2700 человек подошел к Пскову. Понимая невозможность вести правильную осаду города столь малыми силами, Хованский поспешил занять ключевые пункты на путях к Пскову. К востоку от города в Никольском Любятовском монастыре воевода оставил 700 человек, а в Снетогорском монастыре он встал сам с отрядом в 2 тыс. человек. Между погостом Любятово и Снятной горой Хованский поставил деревянный острог, второй острог поставили на левом берегу Великой против Снетогорского монастыря. Псков оказался в затруднительной ситуации. С одной стороны, было очевидно, что правительственные войска не в состоянии не только взять Псков штурмом, но и нанести ему сколько-нибудь существенный вред. В городе складывалось мнение о необходимости держаться до конца: «Хотя бы и большая сила ко Пскову пришла, так не сдадимся: города вскоре не разобьют и не возьмут, а нам в городе есть с чем сидеть, хлеба и запасов будет лет на десять». Тем не менее руководители восстания осознавали, что без помощи извне удержаться будет трудно. Связи правящей элиты с Швецией подталкивали горожан к завязыванию отношений с Польшей, и уже в июне псковичи говорили посланному от Хованского дворянину Бестужеву: «У вас немцы, а нам псковичам, если какая немера будет, то у нас будут поляки для выручки». Псковичи составили грамоту к польскому королю с просьбой о помощи, но она вызвала протест посадской общины и так и не была отправлена.

Действия восставших становились нелогичными и немотивированными. С одной стороны, продолжались бессмысленные в своей жестокости эксцессы. Присланных в Псков двенадцать дворян во главе с Саввой Бестужевым подвергли допросу во всегородной избе и ограбили. Бестужева казнили, девять человек из его делегации посадили в тюрьму, а двоих отпустили к Хованскому. С другой стороны, псковичи не оставляли мысли о примирении с Москвой при условии выполнения их требований. Военные действия под Псковом принимали между тем все более широкие масштабы. 18 июня отряд, состоявший из стрельцов и служилых людей, попы­ тался уничтожить один их острожков Хованского, но потерпел поражение и отступил к городу под защиту артиллерии. Первые неудачи псковичей озлобили руководство восставших. Гавриле Демидову допрошенные Кузьмины приписывали следующие слова, обращенные к служилым людям: «увидим, как станете битца, а только станете битца худо, и всех де побьем до смерти».

Усмирение «смуты»

После еще одного неудачного сражения 12 июля обстановка в Пскове стала обостряться. Для большинства посадских людей и многих стрельцов становилась очевидным безвыходность положения.

В начале августа Гаврилу Демидова и Михаила Мошницына сместили с постов всегородных старост и к власти в городе пришли умеренные слои населения, представленные новыми старостами - Михаилом Русиновым, Анкидином Гдовленином, Львом Бочаром и Федором Сапожником.

Между тем положение города стало критическим. В своей отписке от 19 августа Хованский докладывал об установлении полной блокады Пскова. 15 августа он получил долгожданное подкрепление - 1300 солдат заонежских погостов во главе со Степаном Елагиным и полковником М.Кормихелем. В течение четырех дней были перекрыты все дороги из города, и, как писал Хованский, «учинилась Пскову крепкая осада и большая теснота, не токмо что скотины какой выгнать из города, никакому человеку никоторыми обычаи вытти из города было немочно...». 17 августа в Псков прибыло посольство Земского собора во главе с архиепископом Рафаилом, и военные действия прекратились. Посольство встречали выборные люди и псковский епископ Макарий у Петровских ворот с чудотворной иконой Богородицы Печерского монастыря. 17-19 августа между делегацией и псковичами шли переговоры о будущем крестном целовании, сопровождаемые торжественной службой в Троицком соборе, чтением вслух царской грамоты с соборной паперти. Беспокойство горожан вызывали два обстоятельства. Во-первых, в царской грамоте было написано, что псковичи просили военной помощи у польского короля и писали к нему «лист». Горожане вначале категорически требовали исключить этот пункт из текста крестоцеловальной записи, и лишь 19 августа согласились оставить «изменную статью о королевском листу», но сделать приписку, что «де та статья взведена на них ложно». Во-вторых, псковичи требовали отвести от города войска Хованского и лишь после клятвенного обещания Рафаила и выборных сделать это после крестоцелования согласились переприсягать.

Присяга, сопровождавшаяся крестоцелованием в Троицком соборе, проходила 20-24 августа. 20 августа целовали крест выборные люди из Земской избы, казаки, пушкари, подьячие. 21 августа приносили присягу стрельцы и выборные посадские люди из псковских сотен, которые, по выражению Рафаила, «государева указу и нас слушают, чтоб мятеж утолить». Впрочем, «слушали» царскую волю не все: некий поп Евсей призывал «креста не целовать», однако голоса оппозиционеров уже не были слышны. Только после этого к крестоцелованию пошли рядовые горожане. До 24 августа присягнули на верность государю более 3 тыс. человек - главным образом главы семей. В тот же день, 24 августа, Хованский снял осаду и начал отвод войск к Новгороду. Ключевую роль в усмирении Смуты сыграл Рафаил, который сформировал делегацию челобитчиков из посадских людей и служилых людей по прибору. Помимо нового всегородного старосты Анкидина Гдовленина в состав делегации вошел один из городских «старейшин» - Иван Шамра, впервые упомянутый в материалах обыска 1617 г. и выполнявший обязанности всегородного старосты еще в 1628 г.

Таким образом, восстание было прекращено путем достижения компромисса и полного прощения вины мятежников. Трудно сказать, предприняло бы правительство арест руководителей восстания осенью 1650г., если бы они не принялись за старое. В докладной выписке 1653г. содержится рассказ об антиправительственной агитации, которую вели прежние руководители восстания осенью 1650г. «После крестного целованья прежние воры и заводчики псковские стрельцы Прошка Коза, Иевко Копыто, Микитка Сорокоум, Ивашка Клобучков с товарыщи завели прежней свой воровской завод и злой умысел: стали ходить в городе и по улицам днем и по ночам скопом и заговором с ружьем и говорили всякие смутные прежние свои воровские слова, и пскович всяких чинов людей учали наговаривать на всякие злые дела и на прежней воровской завод, чтоб мятеж завесть и кровопролитье по-прежнему, и хотели бить в сполошной колокол и городе учинить смуту, и стрельцы всех приказов тех воров поймав привели в Съезжую избу». Всего в ноябре 1650г. было арестовано 8 человек: Гаврила Демидов, Томила Слепой, Прокофий Коза, Иев Копыто, Никита Сорокоум, Иван Клобучков, Борис Шапошник, Офрем Артемьев Семяков. Арестованных руководителей восстания заключили под стражу в тюрьме Новгорода, а их семьи определили на постой на дворах новгородского посада.

Восстание 1650 г. в Пскове было одним из наиболее острых проявлений социальных конфликтов в России XVII в. Возникшее в значительной степени под влиянием конъюнктурных обстоятельств, связанных с экстраординарной закупкой зерна, движение в Пскове к апрелю 1650 г. переросло стадию бунта и приняло организованные формы. В ходе вооруженного противостояния с правительственной армией вожди восстания осуществили казни дворян, заподозренных в предательстве, произвели временную конфискацию лошадей для вылазок и частичную конфискацию зерна. Само восстание в большей мере было противостоянием провинции и столицы, где характер претензий определялся степенью насилия, применяемого центром для достижения своих целей. Все сказанное выше позволяет сделать предположение о непосредственной преемственности восстания 1650г. и Смуты начала XVIIв. Ведущая роль стрельцов в городском движении, участие в борьбе с правительственными войсками дворян, попытки связаться с правящими кругами Польско-литовского государства явно возвращают нас к началу XVII столетия, где и нужно искать истоки бунта.

26 февраля 1650 года в Пскове начинается восстание против передачи Швеции хлебных запасов в счет погашения долгов России. Вскоре к нему присоединяется Новгород.

Беспорядки в Пскове начались не позднее 24 февраля 1650 г., и уже 26 февраля представители посадской общины приходили на двор воеводы Никифора Собакина с просьбой задержать выдачу хлеба шведам из «государевых житниц» — стратегических запасов в кремле. Не добившись внятного ответа, псковичи обратились к посредничеству псковского архиепископа Макария. Встреча главы администрации, главы церкви и «всего города» состоялась на площади у Троицкого собора 27 февраля. Из того, как восставшие впоследствии излагали ход событий в Большой челобитной, выясняется, что толпу горожан возглавляли «лучшие люди», в числе которых были земские старосты во главе с Семеном Меншиковым и Иваном Подрезом. «Мы всем градом, как учали ему о том твоем государеве хлебе со слезами бить челом, чтоб он из города того кремского твоего государева и купного хлеба свейским немцам не выдавал, и твой государев околничей и воевода Никифор Сергеевич Собакин, вшед к Соборной церкви на папертную ступень, и учал нам богомолцам и холопем и сиротам твоим, всему миру угрожать: хлеб де я против твоей государевы грамоты отдам немцам, а не вам, псковичам; вы, де, псковичи, изберите из вас лутчих людей, кого из вас повесить.

И угрожаючи, он от соборной церкви пресвятые Троицы и пошол к твоему государеву богомольцу и учал он околничей всему миру угрожать ссылкою…». Собрание на соборной площади и подача коллективной челобитной были для псковичей судьбоносной и в то же время рискованной акцией. С одной стороны, это была важная стадия выработки общественного мнения, когда даже сомневающиеся в необходимости конфронтации с властью могли оказаться под мощным прессингом со стороны общности и ее лидеров. С другой — подобные коллективные действия были противозаконны и подпадали под статьи только что принятого кодекса — Соборного уложения 1649 г. В царской грамоте от 19 мая содержалась пространная цитата из уложения: «А кто учнет на наших государевых бояр и околничих и думных и ближних людей и в городех и в полкех на воевод и на приказных людей или на кого ни буди приходити скопом и заговором и учнут кого грабити или побивати, и тех людей, хто так учинит, за то потому ж казнить смертью безо всякие пощады». Эта угроза была не пустой и несла глубокий смысл для псковичей, которые в XVI в. как минимум дважды подвергались высылке из города на восток страны. Первый «вывод» был осуществлен в 1510 г. в момент присоединения Пскова к Москве, когда из города были высланы не менее 300 семей бояр и «житьих людей». Второй раз псковские гости были депортированы в Москву и другие города Замосковного края в 1571 г. после разорения столицы армией крымского хана.

Аналогичная ситуация складывалась и в Новгороде, где 15 марта началось восстание посадских людей и стрельцов, причиной которого стал также «продовольственный кризис, возникший в связи с вывозом хлеба за границу». Новгородские события были в значительной степени спровоцированы начавшимся восстанием в Пскове. 21 марта из Новгорода вернулся служка Снетогорского монастыря, который объявил «всему народу» новые «слухи». В Большой челобитной псковичи так передали речи служки Осипа: «как твоя государева денежная и хлебная казна с Москвы будет, и они, де, свейские немцы, будут твою государеву отчину Великого Новагорода имать на Христов день, а в Нове де городе указано на тот день богатым людем вина курить и пива варить и меды ставить безъявочно, а маломощных де государь людей велено поить из твоей государевой казны до пьяна, чтобы все были пьяны для того немецкого приходу. А Псков де имать на Троицын день». На следующий день, 22 марта псковский помещик Богдан Тимашев привез из Новгорода новые вести: «в Великом Новгороде молвою говорят в народе, что немцы будут под твою государеву отчину на Христов день, а под Новгород на Николин день». В ходе дальнейших обсуждений проблемы шведской опасности сложилось мнение, что крайней датой шведского вторжения будет Троица. Источником таких слухов часто становились сами иностранцы, а информация проходила через многих людей. Помещик Никула Перетрутов, вернувшийся из Москвы 26 марта, получил информацию из третьих рук: от некоего Сергея Путимцева, видимо, также помещика, который приехал в Новгород из Москвы вместе с «немцем риженином, а имени его он … не ведает… да того ж немчина человек в народе сказывал…». Итак, источником информации был слуга немецкого купца из Риги, чьи суждения передал Никуле Перетрутову Сергей Путимцев.

По росписи 1647/48 г. в Пскове насчитывалось 1300 стрельцов, сведенных в три стрелецких приказа. Положение стрельцов не было плачевным; они получали довольно высокое по тем временам жалованье: рядовой стрелец из «новоприборных» получал 3 рубля денежного, а также 6 четвертей ржи и 6 четвертей овса хлебного жалованья. Ветераны получали прибавку за службы, и денежное жалованье «старого» стрельца составляло 4 рубля. Но злоупотребления местной администрации сводили на нет усилия центральной власти. Во-первых, многим из стрельцов денежное жалованье в 1648/49 и 1649/50 гг. давалось в половинном размере, а часть вспомогательного персонала была лишена его вообще. Во-вторых, схема выдачи денежного жалованья была построена с сугубой выгодой для чиновников. В Большой челобитной служилые люди писали: «А как государь во Псков твои жаловалные грамоты придут, и твои государевы околничие и воеводы и дьяки на твои государевы указные сроки того твоего государева денежного и хлебного жалованья нам, холопем твоим, из твоей государевы казны не выдают, а дают, государь, то твое царское жалованье они, норовя кабацким откупщиком, — под праздники, чтоб то твое государево денежное и хлебное жалованье сложилось у них, кабацких откупщиков на кабакех, а от того, государь, оне, околничие и воеводы и дьяки емлют себе большие поминки». Таким образом, попытки воеводы и приказных нажиться путем получения взяток от кабацких откупщиков за выручку от пропитого стрельцами жалованья в конечном итоге вызвали активное участие служилых людей в восстании. К тому же, пытаясь отвести от себя обвинение в утайке жалованья, чиновники распространяли как минимум две мистификации. Первая из них состояла в том, что государственная казна пуста. Как передавали псковичи в челобитной «речи» воевод и приказных дьяков, последние на все просьбы отвечали отказом со следующим мотивом: «жаловалной де мы грамоты не слушаем, емлите де то, что мы вам указываем, будет де и того не возьмете, и мы де и того вам из твоей государевой казны не дадим, а бейте де челом о недодаче тебе государю на Москве, добры де жаловалные грамоты, да мы вам не дадим, потому что де исходит твоя государева казна на Москве немцам»… а вы, де, природные, служите государю с воды, и с травы, и с кнута». Приказные в данном случае имели ввиду не только факт выдачи контрибуции Швеции за перебежчиков, но и начавшееся формирование полков «нового строя», значительную часть личного состава которых на первых порах составляли иностранцы. Стрельцы в течение всей второй половины XVII в. крайне ревниво относились к «райтарам и солдатам». Второй довод воевод и дьяков был банальной угрозой отправки на службу в Сибирь, на край земли о котором в Пскове существовали самые фантастические предположения. По словам челобитчиков, приказные этим буквально шантажировали стрельцов следующим образом: «будет де начнете о том об недостаточном твоем государеве жалованье на Москве … бить челом, и вам де есть на Москве образец Сибирь, так же как ваша братья, служилые люди, с Москвы посыланы в сибирские города и меж гор в пропастех поустроены. И о том, государь, о недостаточном твоем государеве царьском жалованье тебе, государю, на Москве и по ся места мы, холопы твои, не смели бити челом: боимся, государь, таких же ссылок, как, государь, природные твои государевы люди москвичи и служилые разных чинов с Москвы в ссылки поразосланы, и многие християнские души помучены, и палицами побиты, а иные в воду потоплены». Перед взором человека эпохи средневековья всякая отдаленная территория представала преддверием ада.

Средоточием и центром православной вселенной русского человека XVII в. была особа царя и государя всея Руси. Смена царствующей династии в годы Смутного времени тяжело отразилась на престиже царского имени. Эпоха царствования Рюриковичей стала восприниматься как эталон, а подлинным «золотым веком» в исторической ретроспективе предстало царствование Ивана Грозного. Царь Алексей Михайлович, по мнению псковичей, уже не внушал трепета иностранцам. Посадский человек Никита Иевлев привез из Ивангорода слух о выставленных в Швеции на всеобщее обозрение плакатах, где были изображены шведская королева, стоящая с мечом над «праведным надежей» царем Алексеем. Если уж в челобитной на имя царя псковичи осмелились намекнуть на его недостаточный авторитет, то в неподцензурных беседах они давали полную волю языку. Примечательная сцена произошла в Пскове во время чтения в городе царской грамоты от 19 мая. Казак Снякин на следствии рассказал следующее: «И как учели твою государеву грамоту пред народом честь и до половины вычли, а народ, все православные християне, молчали. И не выслушав до конца твоей государевой грамоты, земской староста Гаврилко Демидов и про тобя, великого государя… сказал нелепое слово, чево нам страшно и подумать. И я с своими товарищами, услышав у него, Гаврилки, такое нелепое слово, и его учели бити. И воры и мятежники, которые с ним, Гаврилкою, за него, Гаврилку, стали, и меня били не на живот, на смерть, обухами и пищальными стволами и тиннами, и замертво меня, Никифорка, вкинули в тюрьму». Лидером общественного мнения был и дядя царя Н. И. Романов, которого псковичи просили у царя прислать «для сыску и расправы» в Псков. Сознание средневекового человека было построено на антиномиях (противоречиях — ред.), поэтому каждое позитивное явление социальной жизни должно было иметь изнанку, и всякому герою противостоял антигерой. Таким антигероем в России середины XVII в. был теневой правитель России Борис Иванович Морозов. С именем Морозова горожане связывали рост налогов, злоупотребления администрации. Морозов был главной мишенью участников Московского восстания 1648 г. Псковичи также были склонны связывать с ним свои беды. В челобитной на имя царя было изложено содержание «речей» шведского подданного Григория Аминева: «как де будут немцы подо Псков, из Москвы де было быть твоему государеву боярину Борису Ивановичу Морозову на выручку, а ему де было здать Псков немцом без бою». В царской грамоте от 19 мая апологии Морозова посвящен внушительный фрагмент. Дьяки напомнили псковичам, что именно дядя боярина Василий Петрович Морозов «в приход свейского короля во Пскове в осаде сидел и от короля Псков отсидел». Сам же Борис Морозов, как сказано в грамоте, «будучи у нас великого государя в дядьках, отставя дом свой и приятелей, был у нас безотступно, и нам служил, и нашего государского здоровья остерегал накрепко, да и посяместа нам служит верно и о наших и земских делах радеет». Сравнение Большой челобитной и ответной царской грамоты позволяет иначе поставить и решить многие вопросы. В возникновении и развитии восстания решающую роль сыграли конъюнктурные обстоятельства, связанные со страхами средневекового человека. Это страх голода, страх перед возможной войной, тотальное недоверие к власти.

Владимир Аракчеев, кандидат исторических наук.

Псковский хронограф — pskovcity.ru

Особенно острую форму восстание в Пскове приняло после того, как к городу подошел карательный отряд кн. Ивана Никитича Хованского. Восставшие закрыли ворота окружавшей весь город крепостной стены, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие несколько раз выходили на вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им острожки и препятствуя наводке моста через р. Великую.

Требования восставших изложены в челобитной, которая была подана царю 12 мая. Не все подписавшиеся под нею готовы были стоять за выставленные в ней требования: дворяне и дети боярские жаловались царю, что они «к челобитной руки приложили в неволю, потому что мирские люди захватили их врознь поневелику». Но и среди «мирских» с первых же дней обозначилось 2 лагеря: с одной стороны - «посадцкие люди, и стрельцы, и казаки, и пушкари и воротники и всякие жилец-кие черные люди» и примкнувшие к ним «пахотные мужики» - это те, кто «гиль завели» и на вылазки ходили, с другой - «лутчие посадцкие и прожиточные люди», которые «с теми гилевщиками не советуют» и «стоят в особых толпах».

Были во Пскове и прямые агенты правительства, среди которых большую роль играло псковское духовенство. Во главе его стоял архиепископ Макарий, которого восставшие обвиняли в том, что он своим приказным людям и детям боярским не велит ходить в караулы и на вылазки и которого, наконец, за агитацию арестовали и посадили в богадельню, где и продержали на цепи около 15 дней.

Кроме словесной агитации духовенство прибегало и к другим способам воздействия на психику восставших, - к инсценировке чудес. Эту сторону деятельности духовенства можно хорошо проследить на основании двух «воспоминаний» рукописного сборника конца XVII в., хранящегося в рукописном отделе Библиотеки Академии Наук и поступившего туда из псковского собрания Ф. М. Плюшкина.

Одно из них - «Воспоминание знамения, являвшегося от иконы пресвятые владычицы нашея богородицы и приснодевы Марии во граде Пскове во обители преп. Сергия» было напечатано псковским историком И. И. Василевым. В нем рассказывается о том, как в келии одного клирика Сергиевского с Залужья монастыря 5 февраля 1650 г. «бысть знамение страшно и ужаса исполнено: показася от образа пречистые богоматери из десного ока слезы исходящи густы, а не яко вода». Икону перенесли в монастырскую церковь. В дни, когда Хованский заканчивал в Новгороде следствие и собирался отправляться усмирять псковских мятежников, 11 и 12 мая (в субботу и воскресенье), икона вновь «плакала». Макарий, «слышав сие преславное чудо» организовал из Троицкого кафедрального собора крестный ход в Сергиев монастырь и торжественно перенес икону в собор. Икона эта участвовала во всех крестных ходах, которые Макарий устраивал в осажденном Пскове.

Икона приобрела большую известность: сказания о чуде от нее переписывались и сочинялись их новые редакции; в сказаниях писалось, что «ее же молитвами тогда во граде Пскове преста междоусобная брань»; к иконе обращались с молением «належащий на ны страх и трепет утиши, надвигшийся на ны гнев божии и пагубу укроти и сущие посреде нас распри и мятежи умири»; в тропаре и кондаке пелось: «избави от междоусобные брани».

Ист.: Документ о восстании 1650 г. в Пскове/// Исторический архив. Т. I. М.-Л. 1936

Псковское восстание 1650 года - одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Пскове. Причиной восстания послужил быстрый рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательства русского правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с территорий, уступленных шведам по Столбовскому миру 1617 года.

История восстания

Спекуляция ценами на хлеб во Пскове вызвала резкий протест со стороны преимущественно малоимущей прослойки городского населения - крестьян, городской бедноты и мелких ремесленников[источник не указан 2603 дня] . Волнения начались в 20-х числах февраля. Уже 26-27 февраля восставшие, состоявшие в основном из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты громили дворы зажиточных купцов, православного духовенства и городской знати. Восставшие схватили и заключили под стражу представителей шведского монарха, находившихся в городе.

К концу марта - началу апреля восставшие полностью захватили власть, арестовав всех представителей городской власти, создав свои органы - мирской сход, а также Земскую избу.

Свои требования восставшие изложили на бумаге, которая была подана царю в Москву 12 мая. В ней восставшие излагали ряд требований по реформам городского самоуправления и выражали недовольство произволом местных чиновников и шведских представителей.В ответ, во Псков был послан карательный отряд под предводительством князя Ивана Хованского. Однако восставшие закрыли городские ворота, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть царского обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие делали постоянные вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им временные жилища и препятствуя наводке моста через реку.Приход царского войска обострил и без того натянутые отношения в лагере восставших между городской беднотой, крестьянами, восставшими военными, ремесленниками с одной стороны и духовенством, зажиточными купцами, чиновниками с другой.

Итоги восстания

Псковское восстание было не единственным в русском государстве в то время. Крестьянские восстания терзали северо-западные уезды и продолжались до февраля 1651. И хотя армии Хованского удалось захватить и подавить похожее по причинам восстание в Новгороде, царский отряд был измотан и слаб. К тому же не прекращались волнения и в пригородах Пскова. В самой Москве были обеспокоены нараставшим напряжением со Швецией, способным привести к новой войне. Поэтому летом 1650 года царское правительство вынуждено было созвать Земский собор, на котором были обещаны некоторые уступки восставшим.

Представители Земского собора во главе с епископом Коломенским Рафаилом прибыли в Псков 17 августа. Однако к их приезду власть в городе захватили представители городской верхушки, а попытка городских низов поднять новое восстание 20 августа оказалась неудачной. 25 августа в городе была установлена власть воевод.

В октябре руководители Псковского восстания 1650 года были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.