Рекомендации по формированию личностного общения дошкольников. Рекомендации для родителей по развитию у детей конструктивных навыков общения

Грабар Юлия Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: Зерноградский педагогический колледж
Населённый пункт: Ростовская обл. город Зерноград
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по развития общения у дошкольников 3-х лет
Дата публикации: 20.05.2016
Раздел: дошкольное образование

у дошкольников 3-х лет
Волков Б.С. и Волкова Н.В. рассказывают нам, что дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими. Выработать нужное поведение ребёнка, его речь, общение можно прежде всего примером самих родителей, взрослых. Установление контакта с ребёнком при его воспитании должно осуществляться на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. Взаимодействие взрослого с ребёнком осуществляется с учётом общих закономерностей общения: изучение и понимание общающимися друг друга, осуществления коммуникации в процессе которой происходит обмен информацией и переживаниями. И наконец, осуществление межличностного взаимодействия. Создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки, одна из основных задач воспитателя. Давая нескольким детям конкретное задание (например, нарисовать птичку или вырезать домик, попросить каждого оценить свой рисунок, рисунки товарищей, выбрать лучшие, отметить недостатки. Привлекать внимание детей к оценке их собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности. Здесь важно, чтобы они научились более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями других, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнениями товарищей. Смирнова Е.И. составила методические требования к проведению занятий с детьми дошкольного возраста. Она советует читать и обсуждать книжки о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках (рассказы для детей Л. Н. Толстого или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко). Постепенно можно переводить беседу от книжки к какой-либо общей
теме, касающейся жизни данного ребенка и окружающих его детей. Так, можно спросить, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках. Важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он мог узнать в себе и в окружающих. Это могут быть темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма, о различных профессиях и о тех качествах и умениях, которых требуют профессии врача, учителя, артиста. Продолжительность такой беседы должен определять сам ребенок. Если воспитатель почувствует, что ребенок тяготится разговором и не может им заинтересоваться, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру. Воспитатель должен постоянно обращать внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал) и т. д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность дошкольнику заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Итак, мы рассмотрели методические рекомендации по развитию общения у дошкольников 3-х лет.

Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.

Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.

Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).

Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека - важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними - одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.

Диагностические исследования по изучению уровня развития общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками показали, что большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу. Хотя инициативные обращения детей к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но всё же они, пусть изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.

В ходе исследования уровня развития общения детей со сверстниками мы выявили, что в данной группе общение дошкольников друг с другом находится на среднем уровне. Это неплохой результат для данного возраста, но всё же необходимо проводить систематическую работу по повышению уровня общения детей с ровесниками.

Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных, поэтому нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками. Сотрудникам ДОУ и родителям детей мы рекомендовали формировать у детей положительное отношение к сверстникам, организовывать совместные игры детей с целью их обучения координировать свои действия и мирно разрешать возникающие конфликты.

Системный подход по применению условий, обеспечивающих успешное развитие у детей дошкольного возраста общения со сверстниками (см. рекомендации для родителей и педагогов ДОУ), сможет оказать позитивное влияние на дальнейшее становление различных форм взаимодействия детей друг с другом.

Ребенок – это маленькая частичка нашего общества . Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими . Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка . Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе.

Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении .

1. Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему : «Я люблю, когда…» , «Когда я сердитый…» , «Меня беспокоит…» , «Когда меня обижают…» , «Я боюсь…» . Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик. Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.

2. Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.

3. Прочитайте и обсудите книги о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках (рассказы для детей или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко).

4. Постепенно можно переводите беседу от книги к какой-либо общей теме , касающейся жизни данного ребенка и окружающих его детей. Так, можно спросить, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах.

5. Создайте условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки.

6. Привлекайте внимание детей к оценке их собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности. Здесь важно, чтобы они научились более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями других, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнениями товарищей.

7. Обращайте внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь : что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал) и т. д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность дошкольнику заглянуть в себя , попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения.

8. Заранее продумайте и приготовьте несколько личностных тем , обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он мог узнать в себе и в окружающих. Это могут быть темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка, поход к папе на работу, просмотр фильма, о различных профессиях и о тех качествах и умениях, которых требуют профессии врача, учителя, артиста. Продолжительность такой беседы должен определять сам ребенок. Если взрослый почувствует, что ребенок тяготится разговором и не может им заинтересоваться, лучше прекратить такую беседу или перевести ее в игру.

Эти простые задания помогут усилить внимание ребенка к самому себе, помогут увидеть свои чувства и переживания, а также способствуют развитию уверенности в собственных силах.

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

«Организация условий для личностного развития детей в процессе игровой деятельности дошкольников» " Организация условий для личностного развития детей в процессе игровой деятельности дошкольников". ". Духовная жизнь ребенка полноценна.

Методические рекомендации по развитию процесса общения у дошкольников со стёртой дизартрией Методические рекомендации по развитию процесса общения у дошкольников со стёртой дизартрией. Принципы коррекционной работы В большинстве.

Примерные рекомендации для воспитателей по оптимизации общения между детьми 1. Принимайте ребенка (детей группы) такими, какие они есть, с целью формирования адекватной самооценки, положительного отношения к себе,.

Программа профессионально-личностного саморазвития. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Методическая тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Актуальность: «Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической.

Психолого–педагогические рекомендации воспитателям ДОУ по формированию коммуникативных умений у дошкольников Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то педагогам следует вводить как можно больше игр на формирование именно коммуникативных.

Пояснительная записка.

Цель – помочь педагогам в работе, направленной на формирование внеситуативно-деловой деловой формы общения у старших дошкольников .

1. Раскрыть принципы работы воспитателя .

2. Дать понятие о специфике межличностного общения .

3. Помочь в организации занятий, режимных моментов, прогулок и деятельности детей.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми . Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого.

Разработанные занятия и методический комплекс позволит оптимизировать процесс развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста .

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Работа с детьми в группе, преследует цель - обучить детей умениям общения с партнерами по игре и другим видам деятельности. Для управления этим процессом необходимо определить три этапа работы : диагностический, формирующий , контрольный.

Проводить работу по формированию внеситуативно-делового общения между детьми нужно с того момента, как только дети утром приходят в детский сад.

Начинать прием детей в группу можно с использованием волшебного котелка хорошего настроения, тогда у детей с самого утра появится заряд хорошего настроения. Приготовьте для этого приема красивую посуду в которой будете варить хорошее настроение и различные крупы, отрезы яркой бумаги. Когда ребенок будет заходить в группу предложите ему положить в котелок щепотку крупы или бумагу и назвать, что он хочет положить : улыбку, радость, счастье, радугу и т. п. Когда в группе соберутся все дети и каждый из них положит в котелок свою часть волшебного зелья, возьмите его и помешайте, а потом скажите детям, что вы поставите котелок на полку и аромат хорошего настроения будет наполнять группу весь день и никто в группе не будет грустить и ссорится.

Начинать прием детей можно с игры «Ласковое имя» .

Цель : способствовать раскрепощению детей; воспитывать гуманное отношение между детьми благодаря осознанному отношению, к своему имени и к имени другого.

Вспомните, как вас ласково зовут дома, вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадет, должен назвать одно или несколько ласковых своих имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил и назвать его ласковое имя.

В течении дня в игровой деятельности можно использовать потешки, пословицы, стихи.

Пословицы :

Был бы друг – будет и досуг.

Без друга в жизни туго.

Верный друг лучше сотни слуг.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Дружба и братство дороже богатства.

Друг познаётся в беде.

Они такие дружные – водой не разольёшь.

Стихи :

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Мы друзья – два Яшки,

Прозвали нас «двояшки» .

«Какие непохожие!»

Говорят прохожие.

И должен объяснять я,

Что мы совсем не братья,

Мы друзья – два Якова,

Зовут нас одинаково.

Потешки :

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Шли с базара индюки,

Потеряли куль муки,

Индюки заплакали,

А козёл - дружочек

Подобрал кулёчек.

То-то рады индюки,

Ждут дружка на пироги.

Гуляя с детьми, используйте подвижные игры. Можно использовать следующие игры :

Игра «Крепкая дружба» - это коллективная эстафета. На игровой площадке, размечается линия старта , а в другом конце ставятся стулья.

Участников соревнования делят на несколько равных команд. Команды, выстроившись в шеренги, становятся перед линией старта .

По сигналу ведущего первые четыре игрока с каждой команды, взявшись за руки, начинают бежать в другой конец площадки, с правой стороны огибают установленный стул и возвращаются обратно.

Вернувшись «четверке» необходимо взять еще одного игрока, таким образом, уже пяти игрокам взявшись за руки нужно пройти дистанцию. Так игра продолжается, пока команды в полном составе, не пересекут линию старта с обратной стороны .

Победа достается команде, которой удалось первой пройти заданную дистанцию.

Игра Буря.

Цель : снижение негативных эмоций между участниками.

Эта игра помогает детям слотиться, почувствовать то, что чувствуют другие участники; вызывает ощущение, как после бури, которая прошла, и никто не пострадал.

Итак, все собрались, можно начинать. Потрите ладони, извлекая звук, похожий на начинающийся дождь. Участники вслед за вами должны повторять это движение.

Затем щелкаете пальцами, демонстрируя, что дождь усиливается. Участники повторяют за вами.

Дождь льет все сильнее и сильнее – похлопываете ладонями по коленям. К нему присоединяется гром, который создается потопыванием ног.

И, наконец, наступает пик бури – все вместе сильно топают ногами.

После этого буря начинает стихать, и нужно каждое действие проделать в обратном порядке : топот ног, похлопыванием ладонями по коленям, щелканьем пальцев и, в завершение, потирание рук.

Сообщите, что буря прошла, и вы можете продолжить играть.

Также для формирования внеситуативно-деловой формы общения используются занятия, которые проводятся в конце дня.

Занятие 1.

Цель : познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой) ; обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Задачи :

Воспитательная : воспитывать доброжелательность , уважительное отношение друг к другу.

Развивающая : развивать умение разрешать проблемные ситуации, ассоциативное мышление.

Обучающая : учить умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование : музыкальное сопровождение песня «О дружбе» И. Шаинского, мяч.

Ход занятия:

Дети слушают песню «О дружбе» И. Шаинского.

Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам : «Нужно быть дружными, дружно жить»

А что значит дружба, друг? (ответы детей)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой) . Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

Воспитатель : Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем. Наша игра называется «комплименты» . Сейчас я дам Ване мяч и скажу комплимент. Ваня, ты очень добрый мальчик. Ваня передает мяч следующему игроку и тоже говорит комплимент и так пока мяч не вернется снова ко мне.

Воспитатель : вы все молодцы. Порадовали друг друга комплиментами и сделали приятное. Ребята, скажите, что помогает, а что мешает дружбе? Ответы детей : помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

Воспитатель : все правильно. А теперь скажите мне, мы можем общаться с другом только словами?

Ответы детей : нет, можно еще показать жестами, мимикой.

Воспитатель : верно, ребята. Сейчас мы с вами попробуем. Наша игра называется «через стекло» . Давайте разделимся на две команды и представим, что между вами толстое стекло через которое ничего не видно, одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая команда отгадывает.

Воспитатель : какие вы молодцы, ребята. Вам понравилось так разговаривать друг с другом?

Дети отвечают : да, очень понравилось.

Воспитатель : ребята, а всегда ли мы правильно с вами говорим с друзьями? Вот, например, у вас нет настроения, друг вас о чем-то спросил, вы ему ответили, а он обиделся. Вы же ничего обидного не сказали, почему же тогда он обиделся?

Ответы детей : потому что, мы можем ответить грубо, резко.

Воспитатель : все верно ребята. Сейчас мы с вами попробуем проговорить фразы с разной интонацией.

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом) .

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением) .

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы) .

5. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично) .

6. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

7. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно) .

8. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком , доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

Воспитатель : ребята, вы поняли. Что можно обидеть друга не только словами, но и тем как вы их сказали?

Ответы детей : да, поняли.

Физкультминутка «Мы – друзья» :

Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей, (идем по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем, (подходим к центру)

Про печаль забудем! (отходим назад)

Воспитатель : скажите мне какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе и друзьях?

Ответы детей : Не имей сто рублей, а имей сто друзей, друзья познаются в беде. один за всех и все за одного.

Воспитатель : вы верно назвали поговорки и пословицы. А я вам расскажу еще несколько : Дружба – самое дорогое сокровище, дружба-дороже денег, без друга в жизни туго, нет друга – ищи, а нашел – береги.

Релаксация : обсуждение занятия, чем понравилось, что интересного узнали дети.

Занятие 2.

Тема занятия «Путешествие в страну вежливости» .

Цель – обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении .

Задачи :

Обучающие : учить детей использовать речевые и неречевые средства общения .

Воспитательные : воспитывать дружеские чувства у детей.

Развивающие : развивать в детях чувства сотрудничества.

Материалы и оборудование : мяч, повязка на глаза.

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну вежливости. Давайте мы с вами поздороваемся по-особому.

Когда я скажу вы начнете хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом :

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

Воспитатель : молодцы, ребята. Скажите, как мы начинаем общение с людьми ?

Ответы детей : говорим здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель : все верно. А какие еще вежливые слова вы говорите и слышите от других людей?

Ответы детей : спасибо, пожалуйста, извините, простите, до свидания.

Воспитатель : верно, ребята.

Воспитатель : когда мы общаемся друг с другом, мы используем важные правила. Чтобы узнать первое правило общения отгадайте мою загадку : что есть у каждого из вас, но другие используют это чаще?

Ответы детей : это имя.

Воспитатель : правильно, это ваше имя. А ответьте мне, вы знаете что обозначают ваши имена?

Ответы детей : нет (некоторые дети отвечают, что знают) .

Воспитатель : давайте я познакомлю вас со значением ваших имен (воспитатель рассказывает значение имен) .

А теперь давайте мы с вами поиграем в интересную игру, она называется «Ласковое имя» . садитесь в круг. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно запоминать, кто вам бросил мячик. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

Воспитатель : молодцы, ребята! Посмотрите на шкатулке открылся один замок, это означает, что мы с вами разгадали одно правило обращения друг к другу. Скажите мне какое?

Ответы детей : обращаться всегда нужно по имени.

Воспитатель : правильно, а ко всем ли мы можем обращаться по имени?

Ответы детей : нет, ко взрослым мы обращаемся по имени и отчеству.

Воспитатель : молодцы, ребята. А сейчас давайте попробуем разгадать второе правило. Ко мне выйдут двое ребят, и я завяжу вам глаза, а вы попробуете поговорить друг с другом (воспитатель завязывает детям глаза, и они проигрывают ситуацию). Скажите, вам было удобно разговаривать?

Дети отвечают, что нет.

Воспитатель : а почему как вы думаете?

Дети : потому что мы не видели друг друга.

Воспитатель : все верно. А теперь скажите мне какое правило обращения вы сейчас узнали?

Ответы детей : нужно видеть с кем разговариваешь и смотреть собеседнику в глаза.

Воспитатель : правильно, давайте посмотрим правильно ли мы отгадали правило. Да правильно, второй замок на шкатулке открылся. А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем в игру «Испорченный телефон» .

Все участники игры, кроме двоих, «спят» . Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Воспитатель : мы с вами поиграли, теперь можно разгадать последнее правило обращения. А для этого поиграем в одну игру, она называется «Комплимент» .

Встаньте все в круг, мы будем по кругу передавать мячик и говорить при этом что-нибудь хорошее друг другу, например, Ваня, ты очень добрый мальчик!

Воспитатель : все вы молодцы, сказали друг другу много хорошего. Давайте подумаем какое из этого можно вывести правило?

Ответы детей : обращаясь к кому-либо нужно говорить приятное, комплименты,

Воспитатель : правильно, дети. Вот и открылся последний замок на шкатулке, давайте посмотрим, что же там внутри (показывает шкатулку, в которой лежит волшебная палочка) . Все вы сегодня большие молодцы, давайте назовем все три правила.

Ответы детей : обращаться нужно всегда по имени или имени отчеству, если обращаешься ко взрослому, нужно смотреть в глаза и говорить приятные слова, комплименты.

Воспитатель : все правильно, а теперь я прощаюсь с вами. До свидания, дети!

Занятие 3.

Тема «Спасибо – это главное» .

Цель – обучение детей использованию слов благодарности.

Задачи :

Воспитательные :

- воспитывать культуру общения и речи .

Образовательные :

Учить употреблять различные средства выражения благодарности;

Учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.

Развивающие :

Развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас

Материалы и оборудование :

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята. Нашего сегодняшнее занятие будет посвящено словам благодарности. Скажите, какими словами вы благодарите родных и друзей?

Ответы детей : спасибо, благодарю, большое спасибо.

Воспитатель : верно. Я расскажу вам о происхождении слова спасибо. Спасибо - это слово выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета необходимо благодарить за даже небольшую услугу. Слово «спасибо» появилось в русском языке в начале 20-го века. Оно произошло от словосочетания «спаси Бог» . Когда говорим другому человеку «спасибо» , желаем ему, чтобы его спас Бог.

Слово «Благодарю» образовано из двух слов : благо и дарить. Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашего блага и отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую» то есть «приношу благодарение» .

А эти волшебные слова можно говорить только родным и друзьям или можно благодарить и незнакомых людей?

Ответы детей : можно и незнакомым людям говорить эти слова.

Воспитатель : верно, а в каких ситуациях слова благодарности можно говорить незнакомым людям?

Ответы детей : когда нам открыли дверь в магазин, уступили место в транспорте, продавец в магазине отдал покупку, помогли подняться по лестнице.

Воспитатель : все правильно. А теперь давайте мы с вами поиграем в игру. В центр круга встанет один ребенок, он сегодня будет именинником, а мы жестами и мимикой будем показывать, что дарим ему подарки, а он будет также их принимать.

Воспитатель : теперь вы знаете, что сказать спасибо можно не только словами, но и жестами, мимикой. Теперь давайте подумаем, а что бы было если люди не стали говорить спасибо, какими бы они стали?

Ответы детей : люди бы стали злыми, грубыми. Они не хотели бы помогать друг другу.

Воспитатель : все правильно, ребята. Ребята, а каких вежливых героев книг вы знаете?

Ответы детей : золушка, Мальвина, Элли из изумрудного города, принцесса на горошине.

Воспитатель : все верно ребята. В конце нашего занятия давайте поиграем. Игра наша называется «пылесос и пылинки» , вы все будете пылинками, разлетайтесь по группе, а я включу пылесос и вы полетите ко мне и ляжете на пол.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический колледж № 2

формирование навыков общения

у детей дошкольного возраста

в непосредственно образовательной деятельности

Методическое пособие

Челябинск

2013

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности [Текст]: методическое пособие / В.Л.Сиротина. – Челябинск, 2013. – 24с.

В пособии раскрываются теоретические и практические аспекты формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.

Представлено психолого-педагогическое обоснование особенностей формирования навыков общения у детей дошкольного возраста. Раскрыты особенности организации образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предложены игровые технологии формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.

Методическое пособие может быть использовано при организации речевого развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также в системе профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Введение

Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей в дошкольном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевого развитие ребенка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»), работа по развитию речи детей должна быть направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Одной из наиболее значимых задач речевой работы в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей навыков общения. Именно диалог способствует заложению основ разговорной речи, обеспечивает развитие монологических умений и формирование речевой готовности ребенка к школе.

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста происходит в разных видах детской деятельности при непосредственном участии взрослого.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса, при этом ведущей формой организации обучения воспитанников детского сада является непосредственно образовательная деятельность. Поэтому определение путей формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности является одной из актуальных проблем организации речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной методике основной целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

По мнению К.О. Ушинского, в отечественной методике одной из главных целей речевого развития считается развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.

Диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. У дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать, пользоваться разнообразными языковыми средствами.

Основная цель развития диалогической речи у детей дошкольного возраста - научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

Слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

Формулировать в ответ собственное суждение,

Правильно выражать его посредством языка;

Менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

Поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;

Слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Для диалога характерны следующие особенности:

Смена высказываний, связь с ситуацией, наличие повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

Минимальная синтаксическая сложность высказываний;

Использование частиц, междометий, жестов, мимики, интонаций;

Фонетические сокращения.

Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста предусматривает формирование у них нескольких групп диалогических умений и навыков:

1.Собственно речевые умения:

Вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

Поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

Говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Навыки речевого этикета:

Обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, благодарность, прошение и др.

3. Умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики и жестов.

Формирование вышеназванных умений и навыков происходит в процессе непосредственного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Следует отметить, что такая работа предусматривается не только в процессе повседневного общения педагога с детьми, в процессе игровой, трудовой, бытовой деятельности детей, но и в специально организованном обучении. Поэтому педагогу важно целенаправленно планировать работу по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.

В условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации ведущее значение приобретает принцип интеграции образовательных областей.

Говоря об образовательной области «Коммуникация», одной из задач которой является развитие у детей умений общаться, нельзя не отметить, что содержание именно этой области в наибольшей степени интегрируется с другими образовательными областями.

Поэтому современному педагогу необходимо знание особенностей организации непосредственно образовательной деятельности и возможных путей интеграции разнообразных образовательных задач.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г.), Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011 г.) в настоящее время образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.

Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Традиционно выделяется три формы организации обучения:

Формы организации обучения

Характерные особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Подгрупповая (индивидуально-коллективная)

Позволяет формировать навыки работы в группе, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Индивидуальная форма обучения наиболее оптимально может быть реализована при работе с художественной литературой, организации экспериментальной деятельности - опыты, наблюдения, при работе на компьютере и др.

Подгрупповая форма обучения предусматривает деление детей на подгруппы, при этом основанием может являться личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития ребенка. Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности может быть успешно применима при проведении экскурсий по группам, при организации трудовой деятельности детей и др.

Фронтальная форма обучения предусматривает работу со всей группой при наличии единого содержания. Такая форма непосредственно образовательной деятельности нацелена на усвоение знаний, обобщение и систематизацию знаний.

В современных исследованиях выделяют следующую классификацию непосредственно образовательной деятельности в ДОУ (по С.А. Козловой)

Основание классификации

Название

Дидактическая задача

    Непосредственно образовательная деятельность усвоения новых знаний, умений;

    Непосредственно образовательная деятельность закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

    Непосредственно образовательная деятельность творческого применения знаний и умений;

    Комплексная непосредственно образовательная деятельность, где одновременно решается несколько задач.

    Классическая непосредственно образовательная деятельность по разделам обучения;

    Интегрированная (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько образовательных задач.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса.

Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированной непосредственно образовательной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми.

Форма организации детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть различной: дети сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает.

При этом результативность работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста определяется правильной позицией педагога в общении – демонстрация образца общения, предоставление возможности активного общения каждому ребенку, создание ситуаций, активизирующих общение детей друг с другом.

Технологические аспекты формирования навыков общения у детей дошкольного возраста

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура. В Федеральных государственных требованиях педагогам-практикам предлагается обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста при безусловном приоритете игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие общения у детей дошкольного возраста наиболее результативно при использовании игровых методов и приемов, позволяющих не только формировать начальные навыки общения, но и создавать условия для их активизации и закрепления.

Рассмотрим некоторые игровые технологии формирования навыков общения у детей дошкольного возраста, которые могут быть успешно использованы в непосредственно образовательной деятельности в детском саду.

Игровые обучающие ситуации - одна из форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, которые дети будут приобретать в игровых обучающих ситуациях, они свободно будут переносить и в самостоятельную деятельность.

В современном образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения игровые обучающие ситуации являются своего рода альтернативной речевых занятий, которые решали задачи языкового развития. Игровые обучающие ситуации организуются так, что одновременно и параллельно решаются задачи формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать четыре вида игровых обучающих ситуаций:

1. Ситуации-иллюстрации.

Взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации-упражнения.

Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.

3. Ситуации-проблемы.

Участие старших дошкольников в таких ситуациях способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

4. Ситуации-оценки.

В подготовительной к школе группе целесообразно начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровых обучающих ситуаций: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Технология развития диалогического общения (А.Г. Арушанова).

Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Важнейшими составляющими коммуникативной компетенции являются диалог и речетворчество.

Ядро диалога составляют диалогические отношения, которые проявляются в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия. Содержательную основу диалога в дошкольном детстве составляет словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми, в процессе которого он обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстниками. Именно общение со сверстниками обеспечивает ребенку развитие подлинной детской речевой самостоятельности.

В качестве основных форм организации диалога автор предлагает сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – все виды детской деятельности, в которых речь несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Главным отличием сценариев активизирующего общения от некогда традиционных обучающих занятий является позиция взрослого – он партнер по общению – педагог стремится установить с ребенком равноправные, личностные взаимоотношения, поощряет инициативную речь ребенка.

Современная технология формирования навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова).

Технология нацелена на формирование у взрослых людей ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Основным методом реализации технологии является один из ведущих методов развивающего обучения - метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности анализировать и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Главная позиция взрослого – встать на место ребенка и проанализировать собственную реакцию:

Свои чувства – как эмоциональную реакцию на ситуацию;

Свои мысли – как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию;

Свое поведение – как собственные действия в соответствии с чувствами и мыслями в конкретной ситуации.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

Обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой;

Воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении;

Формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;

Развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей;

Развитие самоконтроля в общении и др.

Развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);

Этюды, импровизации;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Моделирование и анализ ситуаций общения;

Сочинение историй и др.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит зачастую к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Автор технологии формирования умения общаться со сверстниками у старших дошкольников выделяет следующие умения:

1 группа умений - использовать речевые этикетные формулы; устанавливать контакт; выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета.

2 группа умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

С.С.Бычковой выделены факторы, способствующие становлению навыков межличностного общения старших дошкольников:

Желание вступать в контакт;

Умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение);

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

На реализацию названных факторов направлены специальные занятия, в процессе которых дети осваивают умения межличностного общения.

Технология формирования умений общаться предусматривает цикл занятий этического характера, упражнений на закрепление умений в повседневной жизни в ДОУ, семинары и консультации для педагогов и родителей.

Каждое занятие направлено на достижение определенной цели:

Формирование умения общаться при помощи неречевых средств (занятие 1);

Формирование умения устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент и др.) (занятие 2);

Формирование умения использовать вариативные формулы речевого этикета (занятия 3-5);

Формирование умения понимать и выражать свое настроение при помощи слов (занятие 6);

Формирование умения вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (занятие 7);

Формирование умений четко и ясно высказывать в речи свое коммуникативное намерение (занятие 8);

Формирование умений внимательно выслушивать собеседника (занятие 9);

Формирование умений понимать эмоциональное настроение другого, сопереживать (занятия 10-11);

Формирование умения правильно вести себя в конфликтной ситуации (занятие12).

Каждое занятие отличается единой структурой:

Ритуал начала занятия;

Постановка проблемы;

Поиск путей ее решения;

Ритуал прощания.

Игровые упражнения на закрепление навыков невербального общения «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика» и др.;

Игровые упражнения на развитие чувства близости с другими людьми «Ласковое имя», «Комплимент», «Связующая нить» и др.;

Игровые упражнения на развитие умения общаться без слов «Через стекло», «Испорченный телефон» и др.;

Игровые упражнения на мышечное расслабление и двигательное раскрепощение «Шалтай-Болтай», «Пылесос и пылинки», «Путаница», «Зеркало» и другие.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников  Текст /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.

Артанова, А.И. Проблемы детской общительности и коллективной игры в психологии  Текст /А.И. Артанова. - М.: Педагогика, 1966.

Арушанова, С.А. Коммуникативное развитие  Текст /С.А.Арушанова //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 2.

Арушанова, А.Г. Истоки диалога [Текст] /А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагина – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: метод.пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Бодалёв, А.А. Личность и общение  Текст /А.А. Бодалев.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду  Текст /А.К.Бондаренко. - М., 1977.

Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст]: метод.рекомендации. /С.С.Бычкова. – М.:АРКТИ, 2003.

Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте  Текст /Б.С.Волков, Н.В. Волкова.- М.: «Педагогическое общество России», 2004.

Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет  Текст /Л.Н.Галигузова. - М.: «Просвещение», 1992.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Сидорчук, Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений  Текст //Т.А.Сидорчук. - Обнинск: ООО «Росток», 1998.

Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников  Текст : учеб. пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста  Текст : учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2003.

Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании  Текст /Т.В. Хабарова. – СПб.: Детство-пресс, 2010.

Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] /Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. – СПб.:Детство-Пресс, 2008.

Введение ……………………………………………………………...….3

Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста …………………………………………….….5

Непосредственно образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….…..9

Технологические аспекты формирования навыков общения у детей дошкольного возраста ………………………………………………….…….14

Литература ……………………………………………………………..22