Регистрация сми - подробная инструкция. Как зарегистрировать электронное сми Роскомнадзор проверка лицензии сми

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

За распространение СМИ без регистрации, если оно подлежит таковой, предусмотрена административная ответственность по ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вид и размер наказания за распространение продукции, в случае, если регистрация СМИ не произведена:

На юридических лиц - от 20000 до 30000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

На должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

На граждан в размере от 1000 до 1500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Первоначально дело о привлечении к административной ответственности за распространение СМИ без регистрации будет рассматриваться в мировом суде.

Сколько платить за регистрацию СМИ?

Размеры госпошлин за регистрацию СМИ, действующие с 01.01.2015 можно посмотреть в PDF файле .

Государственная пошлина за регистрацию СМИ уплачивается в наличной или безналичной форме.

В платежном поручении или в квитанции об оплате госпошлины должно быть указано за что она оплачена (регистрация, перерегистрация, внесение изменений) и за какое СМИ (название, форма распространения).

В пакет документов при регистрации СМИ необходимо включать оригиналы платежных поручений или квитанций об оплате госпошлины.

Необходимые документы

Название средства массовой информации

При регистрации СМИ существует несколько ньюансов, связанных с выбором названия.

То, как будет обозначено название средства массовой информации в заявлении на регистрацию СМИ, так его и пропишут в свидетельстве о регистрации СМИ. В последующем, название СМИ должно точно совпадать с выходными данными.

В названии могут учавствовать "не алфавитные" символы. Например, "Правда", "Правда +", "Правда плюс" - три разных названия.

Регистрирующий орган не может отказать в регистрации СМИ, если название средства массовой информации будет похоже (созвучно) с уже зарегистрированными СМИ или зарегистрированными товарными знаками. Однако, в случае существования товарного знака с таким же (созвучным) названием, возможен иск от владельца товарного знака.

Если уже существует зарегистрированное СМИ с таким же названием (точным совпадением) и такой же формой распространения, регистрация СМИ не будет произведена. Средства массовой информации могут иметь одинаковое назавание, если формы распространения не совпадают. Например, телеканал "Правда региона", газета "Правда региона".

Лучше всего уточнить в органе Роскомназора, существует ли СМИ с нужным Вам названием. Это можно сделать по телефону или через .

Для средств массовой информации с названием на иностранном языке указывается перевод на русский язык.

Внесение изменений в свидетельство или перерегистрация СМИ

При внесении изменений в свидетельство уплачивается фиксированная пошлина в размере 200 рублей. При перерегистрации госпошлина соответствует госпошлене при регистрации, что намного больше. Случаи, при которых необходимо внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ, а при которых перерегистрация представлены в таблице.

Перерегистрация свидетельства о регистрации СМИ

(Госпошлина в полном размере, как за регистрацию СМИ)

Внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ

(Госпошлина 200 рублей)

смена учредителя

изменения организационно-правовой формы учредителя

изменение состава соучредителей

переименования учредителя

изменение названия

изменения юридического адреса учредителя

изменение языка

изменение формы периодического распространения массовой информации

изменение территории распространения его продукции

изменения тематики (специализации) СМИ

Документы для перерегистрации СМИ

Невнесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ, или не перерегистрация СМИ в случаях, установленных законодательством, влечет административную ответственность как и для факта не регистрации СМИ.

При изменении сведений, указанных в свидетельстве о регистрации СМИ необходимо выполнить одну из процедур: внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ или перерегистрацию СМИ.

Дополнительно к выше перечисленным документам при проведении процедуры перерегистрации СМИ в регистрирующий орган предоставляются

    Копию действующего на момент подачи заявления устава редакции СМИ либо заменяющего его договора между учредителем и редакцией (главным редактором), заверенную в установленном порядке. Установленным порядком допустимо заверение Устава редакции СМИ главным редактором СМИ, договор, заменяющего устав редакции договора одной из сторон, подписавших договор.

    Копию документа о передаче прав и обязанностей учредителя СМИ третьему лицу, согласованного с редакцией (главным редактором) и соучредителями, заверенную в установленном порядке (при перерегистрации СМИ в связи со сменой или изменением состава учредителей).

Документы для внесения изменений в выданное свидетельство

Дополнительно к выше перечисленным документам для внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ в регистрирующий орган предоставляются

    Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих соответствие действительности вносимых в свидетельство о регистрации СМИ изменений. Данное требование не относится к документам, которые могут быть получены в других государственных органах (например, налоговые органы), регистрирующий орган обязан самостоятельно запросить другой орган государственной власти через систему электронного документооборота.

  1. Подлинник ранее выданного свидетельства о регистрации СМИ.

В случае, если подлиник свидетельсва о регистрации СМИ отсутствует (утрачен), свидетельство о регистрации не предоставляется, а в заявлении на регистрацию указывается соответствующая отметка.

Аннулирование свидетельства о регистрации СМИ по инициативе учредителя

Регистрация СМИ может быть аннулирована в любой момент по заявлению учредителя (учредителей) СМИ, поданному в орган Роскомнадзора, где данное СМИ было зарегистрировано.

В случае невыхода СМИ в свет более года, учредителю необходимо аннулировать свидетельство о регистрации СМИ по собственному решению. Данная обязанность вытекает из п.2 ст. 15. Закона РФ «О СМИ».

В законодательстве отсутствует административная ответственность учредителя СМИ за несвоевременное аннулирование свидетельства о регистрации СМИ, однако Роскомнадзор обязан отслеживать СМИ, которые не выходят в свет более года и подавать исковые заявления по факту признания свидетельств о регистрации СМИ недействительными.

Закрытие не выходящего более года СМИ по собственной инициативе позволит избежать судебных издержек при аннулировании свидетельства о регистрации СМИ по решению суда.

За аннулирование свидетельства о регистрации СМИ по решению учредителя госпошлина не взымается.

Что нужно для аннулирования свидетельства о регистрации СМИ

Решение о прекращении деятельности СМИ принимает учредитель СМИ. После принятия решения о прекращении деятельности СМИ Учредитель предоставляет в орган, где СМИ было зарегистрировано следующие документы.

    Заявление о прекращении деятельности СМИ в соответствии с решением учредителя, подписанное учредителем СМИ. Несмотря на то, что форма такого заявления типовая и утверждена соответствующим регламентом, рекомендуется шаблон заявления скачать с сайта регистрирующего органа. Также, заявление может быть подано через сайт госуслуг.

    Оригинал свидетельства о регистрации СМИ. В случае отсутствия на руках оригинала свидетельства о регистрации СМИ, вместо оригинала свидетельства прилагается информационное письмо об утрате оригинала.

    Копию документа, подтверждающего принятие учредителем (соучредителями) решения о прекращении деятельности средства массовой информации. Таким документом может быть приказ, решение собрания учредителей и т. д. Приказ должен быть издан каждым из соучредителей, а на собрании учредителей СМИ должны присутствовать и согласиться с прекращением деятельности СМИ все соучредители.

    Копию документа, подтверждающего полномочия лица, подавшего заявление на аннулирование свидетельства о регистрации СМИ (приказ о назначении на должность, доверенность), - для каждого из соучредителей.

Ссылки на полезные документы

Регламент по регистрации СМИ

О регистрации СМИ на сайте центрального аппарата Роскомнадзора

Контакты территориальных органов Роскомнадзора

СМИ подлежат обязательной регистрации. Легализация деятельности обеспечивает целый ряд преимуществ.

Основная информация

Процедура регистрации СМИ основывается на этих нормативных актах:

  • ФЗ №305 «О внесении корректировок в закон о СМИ» от 14 октября 2014 года.
  • ФЗ № 2124-1 «О СМИ» от 27 декабря 1991 года.
  • Постановление №1107 Об утверждении перечня бумаг, подтверждающих соблюдение изданием положений статьи 19.1 закона «О СМИ».
  • Приказ Минсвязи №362 «Об установлении регламента предоставления ФС услуг по госрегистрации» от 29 декабря 2011 года.

Учредителем СМИ может стать как ФЛ, так и ЮЛ. Однако имеются некоторые ограничения. Учредителями не могут являться эти лица:

  • ФЛ, не достигшие совершеннолетия.
  • Лица, признанные недееспособными.
  • Лица, находящиеся в тюрьме.
  • Лица без гражданства.
  • ЮЛ, деятельность которых не является легальной.

Если указанные лица отправят бумаги на регистрацию, им будет отказано в выдаче свидетельства.

Что относится к СМИ

Перечень источников, которые относятся к СМИ, содержится в ФЗ «О СМИ» от 27.12.1991 года. Это могут быть:

  • Печатные издания.
  • Радиопрограммы, телепрограммы.
  • Выпуски в формате видео.
  • Рекламные издания.
  • Брошюры религиозного характера и прочее.

Однако не все издания, имеющие признаки СМИ, должны регистрироваться. Рассмотрим те источники, которые подлежат легализации:

  • Периодические издания, выпускающиеся тиражом более 1000 экземпляров.
  • У издания должен быть номер, постоянное название. Существовать оно должно сроком более года.
  • Визуальные издания (радио, телепрограммы, видео, кинохроника) с постоянным названием. Регистрации они подлежат только в том случае, если существуют более года.
  • Информационные агентства, которые также относятся к СМИ.
  • Прочие источники (к примеру, сайты, сетевые издания), постоянная аудитория которых составляет более 3 000 посетителей.

Необязательно регистрировать СМИ в этих обстоятельствах:

  • Учредители источника – государственные структуры. СМИ в данном случае служит площадкой для размещения официальных сообщений.
  • Тираж менее 1000 экземпляров.
  • Визуальные программы, распространяющиеся в рамках одного учреждения.

Несмотря на то что регистрация в данных случаях не обязательна, ее можно пройти добровольно.

ВАЖНО! В отдельном порядке регистрируются СМИ, функционирующие в качестве ЮЛ.

Для чего нужна регистрация

Государственная регистрация служит двум целям: обеспечению контроля над распространением информации и предупреждению злоупотребления свободой слова. Каковы цели прохождения процедуры самими СМИ? Их множество:

  • Получение правового иммунитета для своего источника информации.
  • Возможность правомерного ведения деятельности и извлечение из нее прибыли.
  • Получение представителями СМИ аккредитаций на мероприятия и конференции.
  • Возможность отправки запросов в государственные структуры. Представители этих структур обязаны отвечать на официальные запросы.
  • Получение права на неразглашение источника публикуемых сведений.
  • На материалы СМИ будет распространяться закон «Об авторских правах».
  • У сайта не возникает ответственности за комментарии к материалам, нарушающие законы.
  • Получение официального статуса.
  • Уменьшение административных рисков.
  • Возможность воспользоваться налоговыми льготами.

Если СМИ будет зарегистрировано в официальном порядке, сотрудники издания получают статус журналистов. Они могут обратиться в Союз журналистов, где им выдадут удостоверение (пресс-карту). Удостоверение – это своего рода пропуск на различные мероприятия предпринимательского и политического характера. Также сотрудники могут участвовать в митингах в качестве журналистов.

Порядок регистрации

Регистрация СМИ – это довольно длительная процедура, включающая в себя сбор бумаг, обращение в государственные структуры.

Подготовка

Регистрацию предваряет ряд процедур, так как СМИ должно соответствовать нормативным требованиям. Основной шаг – создание названия издания. СМИ может функционировать только под наименованием, под которым субъект был зарегистрирован. Даже если к этому названию добавится одно слово, нужно будет проходить перерегистрацию. Название издания может:

  • не отражать специфику деятельности компании;
  • не соответствовать доменному имени;
  • быть иностранным (при регистрации нужно привести перевод названия).

Второй шаг – формирование перечня лиц, которые будут учредителями издания.

ВАЖНО! Название должно быть уникальным. Наименование журнала и газеты от одного и того же издателя не может совпадать. Однако совпадать может название журнала/газеты и сайта. После того как наименование придумано, стоит обратиться на сайт Роскомнадзора. Портал позволит подтвердить, что аналогичных названий СМИ не регистрировалось.

Сбор документов

Перечень необходимых бумаг изложен в статьях 13, 18, 20 Закона «О СМИ». Если учредителем является юридическое лицо, понадобятся эти документы:

  • Квитанция об уплате пошлины.
  • Доверенность, если документы подает представитель.
  • Заверенные копии учредительных бумаг.
  • Перечень участников для ООО, выписка реестра акционеров для ОАО.

Если учредитель – ФЛ, понадобятся эти документы:

  • Квитанция об уплате пошлины.
  • Доверенность при представлении бумаг представителем.
  • Бумаги, удостоверяющие личность (паспорт).

Если в качестве СМИ регистрируется сайт, понадобятся копии документов, устанавливающих право на использование доменного имени. Получить эту бумагу можно у регистратора имени. Заказывается она онлайн. Пересылается документ по почте.

ВАЖНО! Если регистрируется несколько СМИ, документы нужно собирать на каждое издание.

Заполнение заявления

После того как пакет документов собран, можно приступать к составлению заявления. При его заполнении нужно учитывать эти особенности:

  • Если регистрируется сайт, в заявке нужно указать его доменное имя.
  • Если название издания иностранное, нужно сначала указать наименование на иностранном языке, а затем привести перевод.
  • На сайт может зайти представитель любой страны. А потому в пункте «территория» нужно прописать РФ или другие государства.

Документы и заявление направляются в Роскомнадзор. Подать их можно лично, через представителя, по почте или в электронном формате. В последнем случае нужно воспользоваться Порталом госуслуг.

Рассмотрение документов Роскомнадзором

Когда Роскомнадзор получает документы, учредителю направляется соответствующее уведомление. После этого специалисты начинают проверять бумаги. Если учредитель направил неполный комплект документов, все бумаги возвращаются отправителю. Если направлен полный комплект документов, специалисты начинают проверять их на предмет соответствия закону. Также устанавливается подлинность и достоверность бумаг. Регистрация СМИ не будет выполнена в следующих случаях:

  • Документы не соответствуют закону.
  • Информация, изложенная в бумагах, не соответствует реальности.
  • Документы неправильно оформлены.
  • Учредители издания не имеют права на его регистрацию.

Решение о проведении регистрации отправляется в электронном формате. Альтернатива – вручение уведомления лично.

Регистрация издания

Регистрация СМИ занимает до месяца с даты направления документов. По окончании процедуры учредителю предоставляется свидетельство. С момента получения свидетельства у СМИ возникает ряд обязательств. В частности, учредитель должен в течение 3 месяцев отправить в Роскомнадзор устав издания.

Размер госпошлины при регистрации СМИ

Размер пошлины будет одинаковым как для резидентов, так и для нерезидентов страны на основании статьи 19 ФЗ «О внесении изменений в СМИ» от 4.08.2001 года. Оплата может производиться с помощью как наличного, так и безналичного расчета. Однако в любом случае нужно сохранить документ, подтверждающий факт платежа. Подтверждением может стать или платежное поручение (при безналичной оплате), или квитанция (при наличной оплате). В квитанции указывается вид издания, подлежащего регистрации.

Размер пошлины для различных СМИ, распространяемых на всей территории РФ, будет различным:

  • Издание, выходящее с установленной периодичностью – 6 500 тысяч руб.
  • Агентства – 8 000 руб.
  • Визуальные программы, радио – 10 000 руб.

Если выпуски распространяются на территории одного субъекта государства, размер пошлины будет следующим:

  • Издание – 3 500 руб.
  • Агентство – 4 000 руб.
  • Визуальные программы и радио – 5 000 руб.

Если учредитель получает свидетельство на руки, за это взимается оплата в размере 20% от пошлины. Если в свидетельство нужно внести изменения, плата за это будет аналогичной. Новые пошлины вступают в силу с 1 января 2018 года. Установлены они ФЗ №253 от 29 июля 2017 года.

Размер пошлины может меняться в зависимости от специфики деятельности СМИ:

  • Рекламные издания – размер пошлины умножается в 5 раз.
  • Эротические издания – в 10 раз.
  • СМИ, предназначенные для детей, лиц с ограниченными возможностями, культурно-просветительские журналы – тариф уменьшается в 5 раз.

Свидетельство о регистрации выдается только в том случае, если учредитель заплатил пошлину. Если отсутствует квитанция об оплате, поданные документы не будут даже рассматриваться.

Особенности учета расходов на регистрацию СМИ

Если регистрацией занимается ЮЛ, расходы на регистрацию необходимо правильно учитывать в целях налогообложения. Относиться все траты (включающие оплату пошлины) будут к расходам по основным направлениям деятельности на основании пункта 1 статьи 252 главы 25 НК РФ.

Ответственность за деятельность без регистрации

Если СМИ будет работать без регистрации, на учредителей накладывается ответственность на основании статьи 13.21 Кодекса об административных проступках. Рассмотрим суммы штрафов:

  • Для ФЛ – 1000-1500 руб., а также конфискация издания.
  • Для должностных лиц – 2000-3000 руб, а также конфискация.
  • Для ЮЛ – 20 000-30 000 руб. с конфискацией издания.

ВАЖНО! На владельцев сайтов также может быть наложена ответственность. Уже существует соответствующая судебная практика. В частности, дело было заведено на сайт «Новый фокус», не зарегистрированный в установленном порядке. Владельцам был назначен штраф в размере 20 000 рублей. Сайт был конфискован.

Стоит ли регистрировать сайт в качестве СМИ?

К владельцам сайтов закон «О СМИ» также относится. Однако если при создании журналов и газет процедура оформления полностью соблюдается, то владельцы сайта часто нарушают закон. Отчасти это связанно с путаницей. Многие собственники виртуальных ресурсов мало разбираются в законах и не знают, нужно ли проходить регистрацию. Если владелец точно знает, что не нужно, возникает вопрос о смысле прохождения добровольной легализации. Рассмотрим преимущества этой процедуры:

  • Никто, кроме учредителей и государства, не сможет закрыть сайт. То есть ресурс получает правовой иммунитет.
  • Для того чтобы получить аккредитацию на какое-либо мероприятие, нужно иметь удостоверение журналиста. Получить его может только сотрудник СМИ.
  • Сайту предоставляется право на получение сведений. Представители ресурса могут отправлять запросы в государственные органы, и на них должны ответить в кратчайшие сроки.
  • На информацию с сайта распространяется журналистская тайна. То есть может не разглашаться источник получения информации. Разглашение является обязательным только в том случае, если есть соответствующий судебный запрос.
  • В отношении ресурса начинает действовать защита авторских прав. То есть если кто-то публикует материалы с этого сайта, он должен разместить ссылку на источник.
  • СМИ освобождается от ответственности. Если на сайте будут размещены комментарии, не соответствующие действительности и нарушающие закон, владелец ресурса не понесет наказания.
  • Сотрудники виртуального издания наделяются всеми журналистскими полномочиями. Специалисты получают доступ к информации, наделяются правом на отправку запросов, выполнение съемок.
  • Возможность легального привлечения рекламодателей.

Существуют преимущества, касающиеся сугубо репутации сайта. В частности, наличие свидетельства о регистрации дает некоторое конкурентное преимущество. Сайт приобретает больший авторитет среди аудитории. Учредителям становится проще нанимать на работу сотрудников. Последним, в свою очередь, становится проще работать. Владельцам площадки становится легче извлекать прибыль из своей деятельности, так как рекламодатели больше «любят» размещать рекламные материалы на официальных ресурсах с большой аудиторией.

Существует большая вероятность того, что скоро требования к владельцам сайтов и блоггерам ужесточатся. Если ранее интернет практически никак не контролировался, то сейчас принимаются все новые и новые акты, касающиеся виртуальной среды. Поэтому имеет смысл заблаговременно позаботиться о законном ведении своей деятельности.

Минусы регистрации также очевидны. Это длительность процедуры, необходимость в сборе документов, уплате пошлины. Стоит ли регистрировать сайт? Все зависит от специфики его работы. Если ресурс позиционирует себя как серьезное издание и существует давно, пройти регистрацию однозначно стоит. Если сайт только создан и не имеет постоянной аудитории, можно отложить эту процедуру.

ВАЖНО! Регистрация сайта регулируется ФЗ «97 «Об информационных технологиях» от 21 июля 2014 года.

Контрольно – надзорная деятельность за соблюдением обязательных требований СМИ проводится территориальными органами Роскомнадзора без взаимодействия с представителями СМИ в форме:

  1. Систематического наблюдения
  2. Мониторинга

Мероприятия по контролю проводятся в отношении печатных изданий, электронных периодических изданий, телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов, сетевых изданий, а также в отношении СМИ других форм распространения.

Такие формы контрольно-надзорных мероприятий не являются проверками в смысле Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Также следует отличать мероприятия по контролю систематического наблюдения в отношении СМИ от аналогичных мероприятий в отношении лицензиатов-вещателей.

Мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ могут быть плановые и внеплановые. Плановые мероприятия систематического наблюдения проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым по усмотрению Роскомнадзора. Актуальный перечень запланированных мероприятий систематического наблюдения в отношении СМИ отражается территориальным управлением Роскомнадзора в плане деятельности, публикуемом на сайте Управления. Для того, чтобы узнать включено ли ваше СМИ в План, необходимо обратиться к сайтам территориальных управлений Роскомнадзора по месту регистрации СМИ и по месту нахождения редакции СМИ.

Основные требования, проверяемые при СН

Соблюдение (выполнение) требований Закона РФ «О СМИ»

  1. ст. 8 (регистрация средства массовой информации)
  2. ст. 4 (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации) и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  3. ст. 11 (перерегистрация и уведомление)
  4. ст. 20 (устав редакции)
  5. ст. 27 (выходные данные)
  6. ст. 34 (хранение материалов радио- и телепередач)
  7. ст. 37 (эротические издания) в отношении средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера

Соблюдение (выполнение) требований ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»

  1. ст. 7 (доставка обязательного экземпляра печатных изданий)
  2. ст. 12 (доставка обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции)
  3. ст. 13 (доставка обязательного экземпляра электронных изданий, программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Мониторинг

Мониторинг СМИ – форма контроля за соблюдением отдельных обязательных требований предъявляемых к СМИ, проводимая без взаимодействия с его представителями. Другими словами, во время мониторинга контролируется выполнение заранее определенных наиболее значимых (с позиции государства) обязательных требований.

В соответствии с распоряжением Роскомнадзора от 29.06.2012 N 21 "Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации" территориальные органы Роскомнадзора проводят мониторинг СМИ по следующим направлениям

  1. По, так называемым, приоритетным направлениям (противодействие экстремизму, выявление случаев пропаганды наркотиков, культа насилия и жестокости, а также порнографии). Стоит отметить, что в различной степени подобные направления контролируют и другие госорганы: Прокуратура, ФСКН, ФСБ.
  2. В конкурсных городах (все города РФ с населением свыше 100 тыс. человек) в отношении телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов. В данном случае проверяются соблюдение как некоторых положений Закона РФ «О СМИ», так и лицензионных условий лицензии на осуществление вещания.

Где берут материал СМИ

Поскольку при проведении мониторинга отсутствуют основания для взаимодействия с представителями СМИ, территориальные управления Роскомнадзора осуществляют контрольные мероприятия по обязательным экземплярам СМИ, переданным получателям документов, осуществляют подписку на печатные издания, закупают в киосках или собирают в местах бесплатного распространения, осуществляют запись теле и радиоканалов (программ), в том числе, с привлечением радиочастотной службы.

Результаты СН и мониторинга

По результатам проведенных мероприятий систематического наблюдения и мониторинга в отношении СМИ уполномоченные сотрудники Роскомнадзора могут составить протокол об административном правонарушении, выдать предупреждение средству массовой информации (СМИ может быть аннулировано по иску Роскомнадзора после двух предупреждений), выдать предписание об устранении нарушений, направить официально требование или запрос, провести внеплановое систематическое наблюдение по другому предмету надзора.

Что учесть

Лучшее решение – соблюдать законодательство, при наличии сомнений проконсультироваться со специалистами, имеющими опыт в данной сфере. Также оптимальным решением может стать проведение аудита соблюдения законодательства СМИ. В случае, если такой аудит будет заказан у меня, представитель СМИ получит отчет о соблюдении обязательных требований, которые, проверяются Росконадзором, антимонопольной службой, другими госорганами.

Значительно снизить вероятность выявления нарушений в деятельности СМИ поможет мониторинг плана деятельности территориального управления Роскомнадзора по месту регистрации СМИ или нахождения адреса редакции (если регистрация проведена в центральном аппарате Роскомнадзора). За три месяца до начала мероприятия систематического наблюдения рекомендуется принять усиленные меры по контролю соблюдения законодательства в отношении подконтрольных Вам СМИ

В некоторых случаях установить факт нарушения учредителем или редакцией СМИ возможно после взятия объяснений с главного редактора или учредителя СМИ. Если главного редактора или учредителя СМИ приглашают письменно или по телефону в территориальное управление Роскомнадзора для дачи объяснений и (или) составления протокола об административном правонарушении по результатам систематического наблюдения или мониторинга СМИ, перед принятием каких-либо решений лучше всего проконсультировать со специалистом.

В наши дни трудно найти СМИ, не имеющее онлайн версии в интернете ‒ ежедневно появляются новые информационные проекты, старающиеся тем или иным способом привлечь внимание граждан. Интернет является одним из наиболее эффективных каналов передачи информации, оказывающим серьезную конкуренцию традиционным печатным изданиям. Такая популярность во многом объясняется тотальной занятостью людей, ведь проще найти интересующую тему, открыв страничку интернета, чем тратить массу времени на чтение газет или просмотр новостей.

В данной статье рассмотрим все преимущества и недостатки регистрации сайта в качестве СМИ, а также правовые аспекты процедуры.

Сетевое издание: особенности понятия

До недавнего времени в законодательстве РФ существовал пробел, вследствие которого возникало множество вопросов и споров относительно статуса интернет-сайтов и необходимости их регистрации как СМИ. Но в 2011 году в ФЗ "О СМИ" были внесены поправки поясняющие, что статус сетевого издания может быть присвоен только сайту, прошедшему процедуру регистрации в качестве СМИ, предусмотренную российским законодательством.

Регистрация ‒ дело добровольное. Даже если ресурс ежедневно посещает более 3000 человек, Роскомнадзор не вправе обязать владельца его регистрировать. Но статус СМИ приобретается сайтом только по завершении процедуры регистрации в контролирующих органах.

Преимущества, которые дает статус СМИ

1. Гарантии правовой защиты. Ведь деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только после вынесения судом соответствующего решения или личному желанию учредителя.

2. Присвоение статуса журналистов сотрудникам, занимающимся наполнением ресурса.

4. Широкий круг полномочий. Представители СМИ имеют право запрашивать информацию о деятельности тех или иных государственных учреждений, должностных лиц и организаций, приглашаются на различные пресс-конференции, могут не разглашать источники информации и пр.

Регистрация сайта: пошаговая инструкция

1. Сначала определяется лицо, которое будет являться учредителем, и название. Выбирая название будущего средства массовой информации следует учитывать некоторые моменты:

  • в регистрации будет отказано, если уже имеется СМИ с аналогичных наименованием;
  • при разных формах назначения СМИ могут иметь совершенно идентичные названия;
  • избежать многих неприятностей (например, вынужденного изменения названия или формы распространения) можно, если заранее узнать в Роскомнадзоре фигурирует ли уже где-то подобное название.

2. Сбор документов. Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо предоставить в регистрирующий орган следующий пакет документов:

  • заявление о регистрации;
  • удостоверение личности заявителя;
  • квитанцию, подтверждающую факт оплаты обязательного сбора;
  • доверенность, заверенную в нотариате (если интересы заявителя представляются третьими лицами).

Юридическим лицам, помимо документов, перечисленных выше придется предоставить учредительные документы и их копии.

Важно помнить, что для регистрации ресурса также потребуются бумаги, подтверждающие право на использование доменного имени.

3. Подача документов в Роскомнадзор, причем не в местное отделение, а в Москву. Сделать это можно как по почте, так и лично. Роскомнадзор должен изучить все бумаги и в тридцатидневный срок вынести одно из следующих решений:

  • удовлетворить просьбу о регистрации и выдать соответствующее свидетельство;
  • вынести обоснованный отказ;
  • оставить заявление без рассмотрения.

Если заявитель не согласен с принятым решением, он вправе оспорить его в судебном порядке.

Согласно законодательным нормам РФ учредителями не могут являться лица:

  • не достигшие совершеннолетнего возраста;
  • лишенные дееспособности;
  • отбывающие наказание в исправительных учреждениях;
  • являющиеся гражданами другого государства;
  • не имеющие гражданства;
  • не живущие постоянно на территории РФ.

Также в качестве учредителей не могут выступать организации, учреждения и прочие формы образований, деятельность которых противоречит нормам законодательства РФ.

Окончательное решение о целесообразности регистрации ресурса в качестве СМИ принимается владельцем, после всестороннего изучения всех аспектов вопроса.