Ничего не боятся только. Страх побуждает к действию

На встречу с многократным олимпийским чемпионом, человеком-легендой Александром Карелиным я шел ужасно волнуясь. Но великий спортсмен оказался очень приятным собеседником, спокойным и рассудительным человеком, с замечательным чувством юмора, словно богатырь из русской сказки — большой и добрый.

— Александр Александрович, весь мир называет вас русским богатырем. Интересно, а родились вы с каким весом?

— Я с младенчества — супертяж. При рождении весил пять с половиной килограммов, что действительно очень много.

— Каким вы были ребенком — мальчиком-паинькой или сорвиголовой?

— Скорее первое. Сколько себя помню, всегда был очень спокойным. Родители мне рассказывали, что в детстве я почти никогда не плакал.

— Расскажите, пожалуйста, о своих родителях.

— Они обычные, простые русские люди. Маму зовут Зинаида Ивановна, папу — Александр Иванович. У меня еще есть сестра — Наталья.

— Правда, что ваш отец был боксером?

— Да, это так. Несмотря на то, что в нашей семье борьбой до меня никто никогда не занимался, любовь к спорту и физическим упражнениям мне привил папа. Ему я во многом благодарен за то, что стал борцом.

— Почему вы не пошли по его стопам и не стали боксером?

— А там по лицу бьют!

— Значит, вы не любите, когда бьют по лицу?

— Я просто подумал, что если по такому лицу, как у меня, еще и бить начнут, то шансов нормально жить дальше у меня почти не будет (смеется). Хотя одно время я боксом все-таки занимался. Почему решил уйти из него, уже и не помню. Кстати, я и в тяжелой атлетике свои силы пробовал, и в лыжных гонках. Как все мальчишки — много секций прошел.

— Но все же остановили свой выбор на греко-римской борьбе. Почему?

— Потому что секцию классической борьбы возглавлял Виктор Михайлович Кузнецов. Это замечательный человек, отличный тренер, настоящий профессионал в своем деле. Через секцию Кузнецова прошли тысячи мальчишек, многие из которых стали чемпионами мира и Олимпийских игр.

— Занятия борьбой не мешали нормально учиться?

— Наоборот, это мне помогало. После тяжелых, изматывающих тренировок, когда за два часа теряешь по три килограмма веса, я приходил в школу и отдыхал. Именно тогда я понял, что учиться — легко и просто. Сидишь себе на уроках почти в полной тишине и отдыхаешь шесть часов. Да еще и кормят тебя завтраком и обедом. Красота!

— А как вы учились?

— Нормально. Помню, когда поступил в техникум, наш куратор, увидев, что я разговариваю, была в шоке. Она меня даже спросила: «Саша, ты умеешь говорить?» (Смеется.) Почему-то считается, что борцы — люди недалекие. Про нас даже анекдот такой есть. «Глупая морда на толстой шее. Кто это?» Ответ: «Борец!» (Смеется.) Но я хочу сказать вам, что именно благодаря борьбе я стал больше читать, больше думать. Борьба — это искусство превосходства не только в технической оснащенности или физической массе, но и в мысли. А еще борьба — это процесс преодоления себя.

— Какие книги вы читаете? У вас есть любимые писатели?

— Нравится русская классика. Люблю Достоевского, Куприна, Бунина. Многое зависит от настроения. К слову, у меня высшее образование. Окончил Новосибирский автотранспортный техникум и Омский институт физической культуры. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации в Академии физической культуры имени Лесгафта. Да и многие мои сверстники, с которыми я выступал, — люди с высшим образованием. Поэтому после окончания спортивной карьеры не потерялись в жизни.

— Считается, что в секции борьбы, бокса, восточных единоборств идут отъявленные хулиганы и лоботрясы…

— Да что вы! Не поверите, но в детстве часто обижали как раз меня.

— Несмотря на ваши габариты ?

— Да какие там габариты! В 14 лет весил всего 75 кг при росте 175 см. Да еще и подтянуться на перекладине ни разу не мог. А это среди мальчишек считалось ужасным позором. Вот и подсмеивались ребята надо мной.

— Наверное, потом они сильно об этом жалели?

— Нет. Я не мстительный. Да и не общался я впоследствии ни с кем из них.

— То есть, друзей детства у вас совсем нет?

— Вся моя жизнь прошла на борцовском ковре. Потому и друзья, и люди, с которыми я общался и продолжаю общаться, все они из борьбы, из этого круга.

— Посоветуйте, как можно побороть страх?

— По своей природе человек всегда испытывает страх. Ничего и никого не боятся только дураки. Но есть люди, способные мобилизовать все свои силы в критической, если хотите, экстремальной ситуации. А есть те, которые не способны этого сделать. Перед схваткой я всегда волновался, потому что все ждали от меня победы. Только победы! Обмануть ожидания было нельзя. Но это волнение, а не нервный мандраж, поскольку вместе с волнением была и уверенность в себе. Во время подготовки к поединку или к соревнованиям я делал все от меня зависящее, чтобы быть в отличной, боевой форме. Кто-то из великих сказал, что работа — это хорошее лекарство от страха. Я на все 100 процентов согласен с этим изречением.

— Вы помните свою первую победу на ковре?

— Если честно, нет. Зато хорошо помню, как на одном из первых соревнований, на турнире «Снежинка», который проходил в Новосибирске, я сломал ногу. Из-за травмы полгода проходил в гипсе. Произошло это в полуфинале. Я так сильно расстроился, что даже не остался на награждение. Но через несколько лет «посмертно» меня наградили грамотой. Как говорится, награда нашла героя. Из самых первых побед запомнился чемпионат Советского Союза среди юношей. Я стал вторым. Вспоминаются даже не сами соревнования, а то, что они проходили в Киргизии, в городе Фрунзе (сейчас Бишкек. — Д.К.). Для меня, простого сибирского паренька, приезд в далекую среднеазиатскую республику был настоящим путешествием. Еще приходит на память 1984 год и международный юношеский турнир «Дружба». Там я впервые боролся с темнокожим спортсменом (кубинцем) и выполнил норматив мастера спорта.

— За свою карьеру вы завоевали огромное количество наград. Какая из них самая ценная?

— Наверное, первое олимпийское золото Сеула. Тогда меня, молодого парня, мне был 21 год, сделали знаменосцем великой советской сборной. Это было очень почетно и не позволяло выступить плохо.

— Многие говорят, что нести знамя на открытии Олимпийских игр — плохая примета.

— Ерунда! Это попытка некоторых спортсменов оправдать свои неудачные выступления. В моем случае нести знамя — замечательная примета. На трех Олимпиадах я был знаменосцем нашей команды и на всех победил. На четвертой знамя не нес — результат вам известен.

— У вас есть кумиры, на которых вы хотели бы походить ?

— Кумиры у меня есть. Причем это не только борцы, но и представители других видов спорта. Например, я всегда восхищался своим великим земляком, новоси-бирцем, четырехкратным олимпийским чемпионом Александром Тихоновым. Горжусь, что моей соотечественницей является неоднократная олимпийская чемпионка по гимнастике, обладательница 19 олимпийских наград Лариса Латынина… Кумиром детства был легендарный боксер Мохаммед Али, который в 22 года стал абсолютным чемпионом мира. И многие-многие другие…

— Сейчас уже вы сами для многих кумир, на вас равняются молодые спортсмены. Как стать Александром Карелиным?

— Особого рецепта здесь нет и быть не может! Каждый из нас самостоятельно определяет свои жизненные ориентиры и то, каким путем можно добиться той или иной цели. В свое время мне ради того, чтобы стать тем, кем я стал, пришлось пожертвовать развлечениями, дискотеками, гуляниями под луной с девушками. Зато взамен я получил больше свободного времени для работы над собой, для тренировок, для чтения книг. Терпение, трудолюбие и хороший наставник — компоненты моего рецепта. Благодаря всему этому мне удалось выиграть три Олимпиады. Хотя это не главное. Стал человек чемпионом или нет — не столь важно. Все равно занятия борьбой не проходят даром.

— Вы никогда не боялись, что вас может поразить «звездная болезнь»?

— Нет. У меня даже мыслей таких не было. Поймите, слава ко мне пришла заслуженно, и игнорировать проявления, с этим связанные, конечно же, нельзя. Но я считаю, что настоящие чемпионы не подвержены «звездной болезни», лесть на них не действует. Главное, знать себе цену, цену своим способностям. Но при этом необходимо оставаться реалистом, не окунаться в мир иллюзий. Тогда все будет хорошо.

— Современный профессиональный спорт и допинг-скандалы стали, увы, неразлучны. Но в греко-римской борьбе случаи употребления запрещенных препаратов не так часты. Почему?

— Потому что в нашем виде спорта допинг бесполезен. Сами подумайте, зачем он в борьбе? Разве допинг может помочь совершить тот или иной прием?

— Александр Александрович, вы верующий человек?

— Я русский человек, православный, крещеный. И в Бога верю. Это всегда помогало мне в жизни. Праздность, чревоугодие, распущенность ни одной из традиционных религий не поощряются.

— Часто приходилось «нарушать режим»?

— Когда был действующим спортсменом, не позволял себе и капли спиртного. Сейчас иногда могу расслабиться в кругу близких людей. Но перебор в этом деле себе не позволяю и никому не советую.

— Какую кухню предпочитаете?

— Люблю и нашу русскую кухню, и кавказскую. Вообще борец должен много и сытно есть. Поскольку сон и питание — основа физвоспитания. Так гласит древняя борцовская мудрость.

— Александр Александрович, вы совершали поступки, за которые до сих пор стыдно?

— Естественно, совершал, как любой нормальный человек. И в быту, и в спорте. Но говорить об этом не хочу…

Когда наше интервью уже закончилось, и я, поблагодарив Александра Карелина за беседу, покинул его кабинет, меня вдруг догнал один из сотрудников пресс-службы и попросил вернуться.

— Я тут подумал и все-таки решил ответить на ваш последний вопрос, — чуть дрожащим от волнения голосом произнес прославленный борец. — Вы спрашивали, совершал ли я в своей жизни поступки, за которые мне до сих пор стыдно. Хочу признаться, что мне очень стыдно, что не смог победить на своей последней Олимпиаде в Сиднее. Знал, что вся Россия ждала моей золотой медали, но не смог ее завоевать. В тот момент у меня было впечатление, что я всех предал. Тренеров, ребят и тех, кто ждет меня дома. В голове была только пустота и мысль, что я всех подвел.

Меня переполняло чувство вины, вины перед всеми, кого я приучил к своим победам. Сразу после проигранной схватки мне позвонил один мой приятель и сказал: «Саша, раньше ты был великим чемпионом, а сейчас стал великим драматургом. Своим поражением ты сотворил величайшую драму, заставив всю страну плакать». А еще через несколько месяцев, когда я возвращался на Родину в Новосибирск и выходил из аэропорта, низко опустив глаза, услышал: «Саша, перестань прятать глаза, я свой инфаркт тебе уже простил».

Оказывается, у совсем не знакомого мне человека после того, как я проиграл тот злосчастный финал, случился сердечный удар (после этих слов на глазах у русского богатыря Карелина появились слезы. — авт.). Вот за это мне до сих пор стыдно. И если была бы возможность финал сиднейской Олимпиады повторить, я сделал бы все возможное, чтобы выиграть. Но, увы, так бывает только в сказках…

Кино не вид искусства, а разновидность ремесла.

На свете немало людей, которым наедине с собой скучно, тошно, уныло. И бегут они от себя куда глаза глядят. Что же они в Вечности делать будут? Спать беспробудно?

Чтобы поумнеть, нужно немного изнежиться.

Только дурак ничего не боится. И только дурак боится всего.

На всякого барана есть свой козёл.

Российский капитализм тем отличается от западного, действительно либерального, что он колониальный, а тот колонизаторский. Отличается, как день от ночи.

Ну что можно пожелать на Новый год каждому русскому человеку, каждой русской семье? Чтобы жили они в Москве, или как в Москве. А что пожелать москвичам и Москве? Чтобы жили они, как живёт вся Россия.

Писателю, которому необходимо для сбора материала ездить в общем вагоне, такому писателю попросту не о чем писать.

Одни писатели заточают себя в башню из слоновой кости, а других заточают в золотые клетки.

В России, как и во Франции, кто контролирует столицу, тот контролирует и страну.

Женщина (слабый вообще) подчиняется, мужчина (сильный) уступает. Она ему подчиняется, а он ей уступает. (Поэтому. И попробовала бы не подчиниться.)

Дураку проще сделать, чем подумать. Вот и делает всё, не подумав.

Если у англичанина его дом - его крепость, то у русского семья - его скит, схрон, его убежище и приют.

Народ рождается в деревне, нация рождается в городе.

Идёт нормальный процесс становления нации. Имеющие глаза это видят, имеющие ум это понимают.

Компартия - арьегард общества, авангард люмпен-пролетариата.

Есть волки в овечьей шкуре, а есть зайцы в волчьей.

Советская власть - это попытка обойтись без Бога в реальной, государственной жизни, заменить Его божком науки, а то и вовсе неверием. Мука и крах этой попытки. Россия не выстрадала большевизм, а перестрадала - и большевизм, и безбожие, и интеллигентское безверие.

Хрущ-вредитель был не просто сумасброд вроде Павла, каким того нередко изображают, а злейший враг России - потому-то он так ненавидел Церковь, неистово разрушал уцелевшие храмы и раздаривал исконно русские земли. А кто его вознёс и оплакал - известно. Недаром начало его правления назвали «оттепелью», бывшей на самом деле рецидивом самого оголтелого большевичества.

Никакое кино не искусство, а сугубое ремесло.

Науку интересуют подробности, детали. За деревьями она не видит леса, картины, художника, Творца. А не видя, отрицает. Видимо, не зря.

Нация - это религиозно-культурная и этно-историческая общность, объединённая общей идеей и общей целью и обладающая всеми атрибутами суверенной государственности.

Процветание Москвы обеспечено обнищанием России.

Наши политдеятели раньше отшатывались от микрофонов, фото и телекамер, как от креста, иконы и ладана, а теперь хватают репортёров чуть ли не за рукав, наскакивают на фото- и телекамеры, тянутся к микрофону, как пьяница к бутылке.

Кому многое дано, тому ничего не даётся даром.

Русский человек, мол, такой, сякой - и работник никудышный, и пьёт беспробудно. И работник никакой - потому что выгодно плохо работать (а хорошо - невыгoдно), и пьёт безбожно - а что ещё делать забытому Богом рабу и крепостному? (Труд чужой, на чужого дядю - и работник скверный.)

И потом, когда работать невыгодно, а быть умным и трезвым опасно, - все лентяи и пьяницы на виду, а по ним о народе судят.

А дурак - он не от Бога дурак, а по причине собственной умственной лени.

Мелкие людишки разменялись на мелкие делишки. (Все эти «историки», ставшие «риэлтерами» и т. п.)

В Москве на первых ролях актёры, лицедеи всех мастей и оттенков - ничего умнее, честнее, совестливее там нет. Герои Москвы - актёры. Актёрская наша столица, столица шоу-бизнеса.

Все мы вышли из деревни, кто раньше, кто позже.

Деревня - колыбель народа. Город - колыбель нации.

Нации куются в городах и закаляются в войнах.

Народ выходит из деревни и становится в городе нацией.

Нация - это первоначально буржуазно-капиталистическое состояние народа с последующей непременной его социализацией.

Времена меняются, меняется поведение людей, но сами они остаются прежними, их человеческая сущность неизменна.

Русская всечеловечность - это всего лишь русская национальная недоделанность. Незаконченность, незавершённость русского народа, не обретшего ещё национальной формы. А став нацией, русские перестанут обезьянничать, заискивать и заимствовать, на остальной мир им будет просто наплевать. Национальному эгоизму - вот чему надо учиться.

Русская всемирная отзывчивость, всечеловечность, способность стать ещё кем-то, перевоплотиться в кого-то - это всего лишь наша национальная недоделанность, даже национальная неначатость.

Самое сложное, самое трудное для умного - поверить в себя: ведь я знаю только то, что я ничего не знаю.

Человеку свойственно ошибаться, дураку свойственно не сомневаться.

Школа - это лавка тех самых вещей, которые оказались не нужны Сократу. Сколько ненужных вещей приходится, заставляют учить, которые отвлекают, мешают, отнимают время и забываются мгновенно за повседневной ненадобностью.

Развитие человечества идёт в направлении от личности к муравейнику. И современная система образования способствует этому. Человека готовят к роли, а не к выявлению в нём личности, просветлению лика. Лучше бы совсем не учили.

Современному (либерально-демократическому) обществу не нужны личности, оно предпочитает их суррогаты. Их производство давно освоено и поставлено на поток. Ведь чуть что - их можно стереть в порошок и раскрутить новых

Американцы, поощряя перебежчиков из других стран, своих подвергают бойкоту и остракизму.

Если в первые два века истории Америки там находили пристанище изгнанники со всех концов света, то теперь её наводняют шкурники изо всех стран, сводя на нет усилия, завоевания и неукротимый дух первых поселенцев.

Умный тратит деньги, чтобы сберечь время, дурак - чтобы его убить.

Патриотизм - излюбленная мишень мерзавца.

Патриотизм и интернационализм - две вещи несовместные.

Уровень провинциальных университетских преподавателей - на уровне вызубренных ими ещё в студенческие годы учебников преподавателей столичных.

Либерализм - это государственный дарвинизм: каждый за себя и выживает как может. После противоестественного большевицкого отбора выдюжит ли и его Россия? Одно утешение, что если и предстоит снова отбор, то хотя бы естественный.

Быстрее мысли поступок дурака - умный ещё не успел подумать, а дурак уже дел наделал - дров наломал.

У русского человека нет дома, зато у него есть семья. Но если её разрушить, он погибнет.

России Япония нужна ещё меньше, чем той Россия. Поэтому такие безразличные отношения: нет нужды, и отношений нет.

Времена изменились. А люди - нет.

Наука - это мир под микроскопом. Или, что одно и то же, в телескопе. Пропорции искажены, целое меньше части. Между человеком и мирозданием - посредник-прибор. Иначе ничего не видит, не замечает и не признаёт.

А на мир нужно смотреть широко открытыми, восхищёнными и доверчивыми глазами ребёнка. Мир Божий глазами детей Божьих. Тогда и постигнешь его.

Кто сохранил детскую способность удивляться, тот сохранил способность познавать.

Учёный - это вивисектор или патологоанатом. Может вскрыть, разъять, расчленить, но не воссоздать и воскресить. Погубить жизнь может на тысячи ладов, а оживить не способен.

Наука превращает живую природу в неживую и считает себя творцом выше Творца, которого, к тому же, зачастую отрицает.

О чём наука не знает, того для неё и не существует. Неведомое объявляется несуществующим. Незнание объявляется знанием о несуществующем.

Сокровенный образ каждого - это его образ мысли.

Слово для мысли, тело для души - оболочка.

Мысль есть то, что имеет смысл. Мысль есть смысл.

Труднее всего поддаются определению и описанию вещи очевидные, тривиальные.

Государственный деятель имеет в перспективе построить свой Рим (как генерал де Голль), а политик - свою деревню, хутор, на худой конец - дачку.

Господь не дал ему здоровья и богатства, зато дал ум, чтобы увидеть в отсутствии двух первых вещей не изъян и несчастье, а благо.

Умный из всего извлечёт пользу, глупый всё обратит себе во вред.

Для провинции характерно отсутствие вкуса и собственного мнения. Для столичной публики - верхоглядство и самомнение.

Боже, как провинциальна наша столица!

Слабому Господь даёт подпорки, сильному испытания. Дураку - задачки на счёт, умному - теорему Ферма.

Наука может постичь механизмы тех или иных явлений, открыть законы, которые ими управляют, но она не может постичь, как и почему возникли эти механизмы и для какой цели.

Если бы, творя насилие, мы могли наблюдать себя со стороны - сколь бы поубавились наша любовь к нему и уважение к себе.

Унижая, унижаемся сами, причём становимся ниже унижаемого.

Москва строится и обновляется, а Россия ветшает и рушится.

Женщину украшает Господь Бог, а не косметика. Естественность - вот что более всего к лицу женщине, как и вообще любому человеку.

Женщину красит доброта или любовь, а не драгоценности или косметика.

Кто здоровым век живёт, тот безбожником помрёт.

На Руси так много дураков, потому что на Руси выгодно быть дураком.

А может, русский дурак и не дурак вовсе, а Божий человек, и только хитрецы, его простотой пользуясь, своё воровство за ум выдают?

У Америки есть всё, кроме истории и будущего.

Несчастливая, даже несчастная, жизнь - лучшая школа для писателя. Вот только кто согласится заранее в ней учиться? Уж слишком высока плата - разбитая вдребезги жизнь.

У коммунистов вечно с чем-то не в порядке - то с головою, то с памятью, то с совестью. А уж с Богом у них полный разлад.

Послушать да поглядеть на наших «демократов», так можно подумать, что КПСС была кузницей не коммунистических, а демократических кадров.

Все наши демократы вышли из КПСС.

Дурак выучивается один раз и навсегда, затвердив выученное навек. Умный способен не только учиться, но и переучиваться. Тем от дурака и отличается. Всю жизнь учится, переучивается и меняется. Дурак же монументально неизменен.

У нас не вагоны, не пассажирские поезда, а общие камеры дальнего следования на колёсах.

Удачнику смерть - расплата, неудачнику смерть - награда.

Жизнь не может быть сама по себе наградой, потому что всё полученное в жизни вместе с нею и отбирается. Жизнь даётся лишь во временное пользование: поигрался, и ступай прочь.

Можно ли преуспеть в жизни? Можно, только зачем? Что это даст? Стоит ли тратить время?

Деньги - это ключ к материальной свободе, но чаще - к кабале.

Сколько на свете Савлов, которые так никогда и не станут Павлами.

Свобода от богатства - свобода для себя.

Дела Америки идут слишком хорошо, чтобы это могло продолжаться сколько-нибудь долго.

Соблазняли (нас) безбожием, теперь соблазняют богатством. Ладно бы искушали, а то ведь надувают. Одни наживают, других надувают.

Соблазняют всех ради оправдания богатства немногих.

Умный если и не всегда скажет, то всегда подумает, а дурак и не подумает промолчать.

В провинции нет культурной среды. Культурные люди есть, а культурной среды нет.

Есть интеллигенты, но нет интеллигенции. Потому-то гении, рождаясь в провинции, и умирают в столице.

Назначение русского человека - быть самим собой, хотя бы горьким пьяницей. Проявить свою природную особость, выявить свою суть. Американца - найти, ухватить самую доходную или престижную роль, овладеть ею. У русских главное - какой ты человек, у американцев - какой у тебя капитал. У русских - что у тебя за душой, у американцев - что у тебя в мошне. У русских главное - чего ты стоишь, у американцев - сколько?

Москва - это не духовный центр современной России, а её утроба, урчащая и всё переваривающая, вечно, как пережравший купчина, отрыгивающая. Ненасытное чрево.

Дурак мало того, что дурак, так должен непременно ещё и одурять себя выпивкой или работой. Самое страшное для него наказание - это остаться наедине с собой, со своей дуростью.

Бог не оставляет вниманием и заботой русских и поэтому не даёт им легко жить. Американцы же какими рождаются, такими и умирают: все одинаковые, словно сошедшие с конвейера, розовенькие, гладенькие - поросята для бойни.

Столичная суета - что может быть противнее духу философа. И сколько же философов (по крайней мере дипломированных) в Москве. И чем же они занимаются? Всем тем, от чего предостерегает и удерживает философия, - суетой.

Лев Толстой. Гордыня великого, даже, может быть, величайшего ума. Бесплодие ереси. Любой. Великий урок.

Искать суженую на танцах, всё равно что друга в баре, а то и другое - что иголку в стоге сена.

В советское время был наконец-то осуществлён и в России стержневой принцип западного феодализма - вассал моего вассала не мой вассал - чисто номенклатурный принцип.

Стремятся научить народ зарабатывать деньги… для других.

Сталин начинал как большевицкий разбойник, а кончил как величайший российский император.

Мы рождаемся людьми (и в детстве ещё люди), а потом узнаём, что есть русские, французы, немцы, татары, армяне, а потом и сами становимся русскими, французами и т. д.

Американцы верят в Бога и цепляются за жизнь, как самые закоренелые безбожники.

Деньги - это ключ к независимости, но скольких же они обращают в рабство.

И дурак бывает однажды умным - когда сознаёт себя дураком.

Гениальность не передаётся по наследству, потому что гений - орудие Божественного Промысла и даруется Свыше. Поэтому гений может появиться в любом честном роду, в любом богобоязненном поколении.

То, что атеисту видится бессмысленным и нелепым, человеку верующему представляется исполненным божественной гармонии и величественного смысла.

Тело возвращается в землю, а душа - к Творцу, пославшему её в мир. С какой целью, с какой миссией? Вернёмся, узнаем…

Либерально-космополитическое стремление подойти ко всем с одной меркой, подстричь всех под одну гребёнку, всех уравнять, всё нивелировать, смешать, обезличить… Смертельно опасное для мира во всём его неповторимом и бесконечном разнообразии.

У верующего человека нет страха смерти, а жизнь обретает смысл. Поверь - и тебя невозможно устрашить. Ещё одна бесценная награда веры. А верующий вообще неизменно в выигрыше. Как бы ни складывалась жизнь, в ней есть главное - смысл. Вера - обретение смысла.

Когда корабль тонет, одни стараются спастись, а другие спасти - вот и вся разница между теми, кто бежит из «этой страны», и теми, кто не бросит Родину в беде.

Умному везде одиноко. А душа всё куда-то рвётся.

Иному, чтобы поумнеть, достаточно хорошенько выспаться.

Большинство так называемых взрослых - это дети, изображающие взрослых, играющие во взрослую жизнь.

Христовы заповеди не годятся тому, кто хочет добиться материального успеха, но это наилучшее руководство для того, кто хочет преуспеть в духовной жизни.

Непосильный, до одури, труд, как и пьянство, ведёт к параличу ума, если только не является следствием его, ума, отсутствия. Трудоголик и алкоголик сходятся в одном - в ненависти к уму, ко всяческой умственной деятельности. Один ум отупляет, другой - разрушает.

Дурак от умного отличается тем, что не способен переучиваться.

Дураки учатся один раз в жизни и навсегда и потом действуют по заведённому, а там хоть трава не расти - и не растёт ведь.

Армия для генералов, страна для столицы, конституция для президента, народ для правительства (и навоз для реформ), а для народа шиш с водкой. Страна великого надувательства, рай для проходимцев и шарлатанов - моя долготерпеливая, расхристанно-христианнейшая Россия.

Из грязи да в князи. Была и раньше грязь, но был и князь. Был эталон, было с чем сравнивать. А сейчас кругом одна грязь, ничего, кроме грязи. Из грязи да в мрази.

«Хопёр-инвест» (и иже с ним) - тест на идиотизм (наших сограждан).

История КПСС - советские жития коммунистических святых и деяния марксистских апостолов, апостолов лжи.

Один копит деньги, другой знания. Потом увидим, чьё богатство реальнее и весомее.

Внезапно сменили репертуар, и те роли, которые мы разyчивaли, к которым сызмальства готовились, оказались не нужны, а переучиваться уже поздно. Вместе с пьесой нас выбросили за ненадобностью на помойку. Со своими так не поступают.

Хитрость - суррогат ума. Умный стремится Судьбу разгадать, понять, (а поняв, поступать в соответствии с предначертанным), а хитрый - обмануть, постоянно при этом попадая впросак, оставаясь вечно одураченным. Хитрость - ум дурака.

Жизнь - непредсказуема. Говорят: такой-то непредсказуем - когда сама жизнь непредсказуема.

Без Бога жизнь абсурдна, и поэтому необходимо веровать.

Верую, ибо абсурдно. Гениальная логика!

Феодалы стали буржуа. Феодалы и их управляющие. Были при собственности, у собственности, а стали собственниками. Но продолжают держать себя временщиками.

Когда коммунизм приказал долго жить, коммунисты, вознамерившись стать капиталистами, приказали народу строить капитализм.

Человека нужно искать не среди людей, а вдали от них, и не в них, а в себе.

Мнимое удобство, мнимая соблазнительная выгодность атеизма. Для обделывания своих земных делишек, - делишки, может, и будут обделаны, а вот дело жизни будет загублено.

У американцев. Если ты такой умный, то почему ты такой бедный? У русских. От трудов праведных не наживёшь палат каменных. На том стоим и, как видно, вместе нам не сойтись.

Народ - сброд. Каждый за себя: угольщики за себя, связисты за себя, столица за себя, а что будет с другими - наплевать.

Вышли мы все из народа - и поэтому хорошо знаем ему цену.

Кто безрукий, а кто и безголовый. Но насколько же больше безголовых.

Дураки не хотят учиться - ни на чужих ошибках, ни на своих. И потому постоянно повторяют их - и свои, и чужие. Дурак - на ум ленив. А дурость - плата за леность ума. Проще сотворить что-нибудь не подумавши - велика беда! - пусть у других голова болит, как исправить содеянное.

У нас нет критики - одни клакеры и кла нцы. А то, что когда-то ею считалось или называлось, редко когда подымалось выше выставления оценок (за содержание, направление и поведение), непрошеного толмачества (в основном с русского на русский) и бестолкового, но себе на уме и небескорыстно-пристрастного путеводительства по садам российской словесности.

Пример Пилата. Из карьерных, личных, низких соображений отдают невинного человека на лютую смерть. Доля, участь домогающихся чинов и карьеры через службу. Бремя судить и осуждать других. Сколь отягощена совесть таких людей.

Наши писатели-юмористы-сатирики. И почитают, и с публикой пообщаются, и на руках походят, и чечётку выбьют, и на саксофоне подудят. Лишь бы платили. Сатирики - теперь сами объект сатиры.

Ранние браки выдают Митрофанушек.

Стыдно быть богатым в нищей стране.

Человек не будет никогда удовлетворён своим положением потому уже, что смертен. Нам хватает ума понять это, но недостаёт мудрости с этим смириться.

Горе от ума, но без него беда.

Дуракам вечно чего-то не хватает, а им бы ума капельку.

Размеры долгов и их постоянство с головой выдают дурака, как бы он ни маскировался.

Одно дело остроумие, и совсем другое - острословие.

В сходных головах рождаются сходные мысли.

Умный в неудачах винит себя, а дурак - судьбу, окружающих, обстоятельства.

История НКВД - это история советской средневековой инквизиции.

Глупцы страдают от двух напастей сразу: не знают, чем заняться и где занять.

Человек создан для счастья, как курица для супа.

Когда дела идут неважно, умный затягивает пояс, а дурак залезает в долги. Умный ищет, где заработать, а дурак - где занять. Умный собирает, а дурак расточает. Дураку вечно чего-то не хватает, а умный довольствуется тем, что имеет, а если и недоволен, так только собой.

Наука основывается на постулате Протагора - человек мера всех вещей. Если мы о чём-то не знаем, то этого для науки и не существует.

Я знаю только то, что я ничего не знаю, - квинтэссенция и тщета науки.

Дураки занимают деньги, а не ум.

Умным не хватает времени, а дуракам всего остального.

Глупец постоянно жалуется на недостаток денег, но никогда не пожалуется на недостаток времени. Избыток времени его тяготит, нехватка денег угнетает, а ума недостаёт потратить одно на другое.

Ищем новый путь в Азию, а попадаем в Новый Свет. И так всегда - вечная метафора нашей жизни. Имея в виду Индию, натыкаемся на Америку и… «индийцев» .

В христианской стране нужно и быть христианином.

Коммунизм есть советская власть плюс децимация всей страны.

Мы не настолько ещё свободны, чтобы осуществить многие из своих желаний, но уже вполне свободны не делать ничего против своей воли. Мы не можем ещё делать многое из того, что нам необходимо, но уже можем не делать того, что делать не следует.

За делами нам всё некогда делом заняться.

В России должны жить одни оптимисты, ибо в России сбываются наихудшие прогнозы. Это полигон для обкатки неудачных и самых опасных социальных проектов.

Подобно тому, как в Греции всё есть, в России всё возможно.

Даже самая умная кошка остаётся кошкой, самая умная собака - собакой, а самый умный человек - человеком. И как кошке, даже самой умной, не понять собаки, тем более человека, так и человеку не постичь Бога, а он берётся судить, есть ли Тот или Его нет.

Вечное недовольство собой - перпетуум мобиле художника.

Какая годовщина не вызывает радости? - Когда год не пьёшь. Не обмоешь!

Интеллигентом может стать любой, у кого есть голова на плечах и стремление жить духовной жизнью.

У нас как-то нечувствительно и довольно быстро перешли от придворного лизоблюдства к принародному популизму .

Нужно ли становиться известным, чтобы стать известным Господу?

Чем отличается умный от дурака? Не тем, что не ошибается, - он может и чаще ошибаться. Но тем, что не упорствует в ошибках, а готов тотчас же, как только осознает, что совершил ошибку, исправить её. Заблуждения глупца губят его, так как он не в состоянии с ними расстаться.

Когда не знаешь, с чего начать, с этого и надо начинать - с признания, что не знаешь, с чего начать.

Чужой успех огорчает нас порой не меньше, чем собственная неудача.

Чужая радость нам не в радость, чужое горе - не беда.

Было бы ужасно, если бы мы не могли утаивать хотя бы часть своих мыслей.

Умный человек способен совершать время от времени такие глупости, какие не по плечу самому последнему дураку.

Если мы не учимся на своих ошибках, то и чужие нас ничему не научат.

Разум нам дан для того, чтобы понять, что мы должны смириться и верить.

Материалист призывает к вере в человеческий разум, в то время как разум призывает к вере.

Был непотопляем, потому что был глуп как пробка.

Мы обречены сомневаться и вопрошать.

Классика, которая с интересом читается ныне живущим читателем, обязана этим, как правило, тому, что жива и действительность, откликом на которую было в своё время то, что теперь признано классикой. Когда классика столетней давности воспринимается как только что обнародованный документ, то это говорит о том, что действительность сама давно стала классикой.

Чувство страха и беспокойства, являются отличной движущей силой, настолько мощной, что способны сдвинуть любого человека. Страх берет свое начало из нашего основного природного инстинкта, инстинкта выживания, того инстинкта, который заложен в каждую живую тварь на планете, выжить и продолжить свой род. Это настолько очевидно, что мы даже не замечаем этого, думая и гадая о природе человека и ища причину некоторых его действий. Но слепы не все, есть достаточно грамотных людей, прекрасно владеющих знаниями по психологии, которым удается организовать бессознательные группы людей и побудить их к действиям нужным именно этим людям. Движущим фактором является страх и беспокойство, в результате которых человек просто не может расслабиться. Расслабленный и спокойный человек, не испытывает необходимости что-то делать, а его природная тяга к познанию, не обладает достаточной силой, чтобы преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в жизни каждого.

И только страх, превращает человека в сверхчеловека, который через не могу, делает невозможное. Даже легкое чувство тревоги, уже заставляет искать ответы на возникающие вопросы, и чем сильнее эта тревога, тем активнее действия человека. Разве не страх остаться голодным вынуждает человек делать хоть какую-то работу, физическую или умственную, но работу? Весь мир и порядок в нем держаться на страхе, чувстве, которое как оказывается очень даже полезно для человека, если он им научится управлять. А управлять своим страхом можно только самому вызывая его у себя, и соответственно посредством страха собственного производства, делать то, что нужно тебе, а не другим. Возможно некоторые из вас скажут – что не надо ничего бояться, надо быть смелым и тогда сможешь победить. И те кто так думает, на самом деле правы, только вот чем является смелость человека, как не подконтрольным ему страхом, которым он может управлять. Ничего не боятся только дураки, которые как правило и не выигрывают. Да ты хоть десять раз улыбнись перед смертью, боишься ты ее или нет, если ты мертв, то ничего уже не можешь изменить, и это не смелость, а глупость идти сознательно на смерть.

Иной раз, когда нет другого выбора, людям конечно приходится жертвовать собой, и для этого им приходится подчинять себе свой страх, но никак не отказываться от него, что идет в противовес с природой. Потому страх должен быть, если лишить искусственно человека этого чувства, то он уже не человек, нормальный человек как и все живое должен цепляться за жизнь, не боясь при этом смерти, а не находить в себе смелость умирать. Поэтому только подконтрольный человеку страх, когда он четко осознает, чего он боится и почему, и зачем вообще ему это, позволяет ему действовать согласно своим интересам, обдуманно и спокойно, не выдавая свой страх окружающим. А вот бесконтрольный и бессознательный страх, который мы можем наблюдать во время паники, или когда люди боятся и бездействуют, что бессмысленно, это уже идет во вред, и губительно для человека. Я вообще как психолог, всегда приветствую гибкость, изворотливость, хитрость и двуликость, то есть все, что позволяет манипулировать другими людьми. И как бы это все не воспринималось в нашем обществе, которое на самом деле все воспринимает в негативном свете, что делает человека сильнее, такое поведение естественно для человека.

Если ты физически слаб, то должен быть хитрым или умным, если ты силен, то должен пользоваться своим преимуществом перед слабыми. В общем человек должен быть хамелеоном, знать свои сильные и слабые стороны и скрывая недостатки, умело пользоваться своими достоинствами. А что заставляет человека проделывать все это – правильно, это страх, а следовательно необходимость выживать, любым путем. Я никогда не приветствовал самурайский подход к жизни, который многие исповедуют и поныне. Для них сохранить лицо – это тупо убить себя, то есть повлиять на мнение других, до которого нормальному человеку в принципе и дела нет. А вот оставшись в живых, всегда можно повлиять на события и переиграть ситуацию, так что гордость и упорство в данном случае не оправдывают себя. Живой человек может менять в этом мире все, что его не устраивало, может призвать к ответу всех, кто когда-то унизил его, мертвый этого сделать не может, умирая, человек снимает с себя ответственность за жизнь.

За каждым из нас смерть придет в свое время, умереть мы все умрем, потому не следует торопить неизбежное, равно как и бояться его, нужно думать о жизни. Вот почему все эти героические смерти, которыми так хвастаются смертники, принося себя в жертву, ради великой как им кажется идеи, смелостью-то не назовешь, это скорее безысходность, и как я уже сказал, мертвый человек победить не может, а у живого всегда есть шанс. Это я все к тому, что страх побуждает человека как на обдуманные, так и на необдуманные поступки, страх перед смертью, так же как и его отсутствие, не являются основой для рационального мышления. С одной стороны, страх перед неизбежным, отводит от решения по настоящему важных проблем, сделать в этой жизни что-то, чтобы не прожить ее напрасно. А с другой стороны, расставание с жизнью, ради того, чтобы о тебе подумали как о герое, просто тупо, каким бы ты не сохранил свое лицо, о тебе все равно забудут, и ты ничего уже не изменишь. Страх должен использоваться, как средство изменить мир, а сделать это может только живой и здоровый человек.

Мир в котором вы лично хотите жить и какой хотите оставить своим потомкам, это ваших рук дело, и только чувство страха перед тем, что если этого не сделаешь ты, это сделает кто-то другой, вынуждает человека действовать. Сами себя пугайте, тем, что вас могут испугать другие, потому вы не должны бояться, ведь страх перед страхом, вот что является лекарством от него. Страх является великолепным средством манипуляции людьми, так или иначе, но запугать можно каждого. Каждый человек чего-то, но боится, если он нормальный человек, а не идиот, от которых все равно толку мало. А раз человек боится, значит будет что-то делать, пытаясь утолить голод своего страха, так почему бы эти действия, не направить в нужное вам русло? Выступить спасителем избавителем от страха или дать хороший рецепт, этим многие любят заниматься, у кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо.

Но как в глобальном, так и в локальном масштабе, человек умело навязывающий свои страхи другим и помогающий им затем от них избавиться, находит своих поклонников, которые сбиваются в стадо безмозглых баранов вокруг него. Что же, получается страх действительно необходим для управления людьми, этот мир подразумевает наличие как ведомого, так и ведомых, и как говорится орел летает в одиночестве, а бараны пасутся стадом. Поэтому выбирая себе жизненный путь, определитесь с тем, как вы будете использовать свой страх, без контроля над которым, чувствовать себя свободным не получится, ведь либо вы контролируете свой страх и управляете им, либо он контролирует и управляет вами.

О том, как Абакумов, рядовой чекист, каких было тысячи в НКВД, выдвинулся в руководители карательного ведомства, — ходят легенды. Малообразованный и недалекий, он не был обделен физической силой и выправку имел молодцеватую. Когда же выяснилось, как отмечает Солженицын, что «Абакумов хорошо ведет следствие, руками длинными ловко и лихо поднося в морду, и началась его великая карьера…» Наверное, именно такие качества и были востребованы больше всего в эпоху сталинского террора.

И путь к этому выдвижению был простой и ясный.

Тот, кому суждено было стать всесильным министром сталинской госбезопасности — Виктор Семенович Абакумов, — родился в апреле 1908-го в Москве в семье чернорабочего. Позднее отец работал в больнице уборщиком и истопником и умер в 1922-м. Мать до революции работала швеей, а затем санитаркой и прачкой в той же больнице, что и отец. Много учиться Абакумову не довелось. По анкетным данным, он окончил 3 класса городского училища в Москве в 1920-м. Правда, в официальной биографии, опубликованной перед выборами в Верховный Совет в 1946-м, утверждалось, что у него 4-классное образование, полученное в 1921-м. Не очень понятно, чем был занят не по годам рослый юноша до того момента, как в ноябре 1921-го добровольцем поступил в ЧОН. Служба продлилась до декабря 1923-го, и весь следующий год Абакумов перебивается случайными заработками, а по большей части сидит без работы. Всё переменилось в январе 1925-го, когда его приняли на постоянную работу упаковщиком в Москопромсоюз. А в августе 1927-го Абакумов поступил на службу стрелком ВОХР по охране промышленных предприятий. Здесь же в 1927-м он вступил в комсомол.

Вероятнее всего, крепкий и подающий надежды вохровец был замечен органами, и его постепенно продвигают на все более и более важную работу. С 1928-го он вновь трудится упаковщиком на складе Центросоюза, а с января 1930-го — уже секретарем правления государственного акционерного общества «Гонец» и одновременно секретарем ячейки комсомола торгово-посылочной конторы. С января 1930-го он кандидат в члены, а с сентября того же года — член ВКП(б). Теперь путь карьерного роста для него открыт. В октябре 1930-го он избран секретарем комсомольской ячейки завода «Пресс» и одновременно возглавил секретную часть этого завода. Вне всякого сомнения, став заведующим секретной частью завода, Абакумов негласно помогал ОГПУ. Новая должность именно это и предусматривала. Известно: от негласной до гласной работы — всего один шаг.

Фокстротчик

С января по декабрь 1931-го Абакумов — член бюро и заведующий военным отделом Замоскворецкого райкома ВЛКСМ. А в январе 1932-го его приняли практикантом в Экономический отдел полпредства ОГПУ по Московской области. Вскоре он уже уполномоченный того же отдела, а с января 1933-го в центральном аппарате ОГПУ — уполномоченный Экономического управления. И тут карьера дает сбой. В августе 1934-го Абакумова переводят на должность оперуполномоченного в 3-е отделение отдела охраны ГУЛАГа. Поговаривали, что его сгубили неуемная страсть к женщинам и увлечение модным тогда танцем фокстрот. Ходили слухи, что на служебных конспиративных квартирах он устраивал интимные встречи.

В молодости Абакумов большую часть времени проводил в спортзале, занимаясь борьбой. Не забывал и другие увеселения. До прилежной ли службы тут?

Ссылка в ГУЛАГ продлилась долго. Всё решительно изменил 1937-й. Вот когда понадобились крепкие и крутые парни. Вакансии открывались значительные — аресты самих чекистов стали обыденностью. В апреле 1937-го Абакумов получает важную должность — оперуполномоченный 4-го (секретно-политического) отдела ГУГБ НКВД. Теперь он быстро растет и в должностях, и в званиях. Еще в ГУЛАГе ему в 1936-м присвоили звание младшего лейтенанта ГБ, а менее чем через год — в ноябре 1937-го, он получил звание лейтенанта ГБ и уже в 1938-м был назначен помощником начальника отделения секретно-политического отдела.

Как и следовало ожидать, в условиях Большого террора Абакумов специализировался на следственной работе. Здесь и пригодилась его спортивная подготовка и сила. Он активно ведет допросы и не щадит арестованных.

Усердие Абакумова было замечено. Его хвалил пришедший вместе с Берией в центральный аппарат НКВД новый начальник секретно-политического отдела Богдан Кобулов — знаменитый «Кобулич», мастер пыточного следствия, чья похвала говорит о многом. Кобулов дал рекомендацию на выдвижение Абакумова на самостоятельную работу. 5 декабря 1938-го Абакумов был назначен руководителем УНКВД по Ростовской области. Ему тут же, минуя одну ступень, присвоили звание капитана ГБ, а уже в марте 1940-го, также через ступень, — звание старшего майора ГБ.

Берия ценил хорошие и преданные кадры. В феврале 1941-го он выдвинул Абакумова в свои заместители, а через месяц после начала войны дал ему должность начальника Управления особых отделов — всей военной контрразведки. Тогда же, в июле 1941-го, Абакумову присвоили звание комиссара ГБ 3-го ранга — что в армии соответствовало генерал-лейтенанту. Так за четыре года Абакумов от простого младшего лейтенанта и «опера» поднялся до генеральских высот. Через полтора года ему присвоили звание комиссара ГБ 2-го ранга (04.02.1943).

Начальник СМЕРШа

В апреле 1943-го в ходе очередной реорганизации органы военной контрразведки были выведены из подчинения Берии, и на их основе было организовано Главное управление контрразведки (ГУКР) СМЕРШ наркомата обороны. Теперь непосредственным начальником Абакумова стал Сталин. На короткое время Абакумов даже стал заместителем наркома обороны, но уже 20 мая 1943-го при сокращении числа замов потерял этот пост. Но теперь он частый гость кремлевского кабинета Сталина. Если до 1943-го в журнале посещения не зафиксировано ни одного его визита к Сталину, то только в 1943-м, начиная с марта, Абакумов был принят в Кремле восемь раз.

Абакумов выдвинулся и получил расположение Сталина на делах против военных. Военное командование всегда тревожило вождя: не зреют ли там какие-то заговоры, верны ли они ему — Сталину? Абакумов развернул лихорадочную деятельность по слежке и сбору материалов. В архивах госбезопасности отложились многие тома «прослушек» генералитета. Органы СМЕРШ слушали маршала Жукова, генералов Кулика и Гордова, да и многих других. По добытым таким путем материалам Кулик и Гордов были расстреляны, причем всего лишь за высказанную ими критику Сталина.

Свой первый орден Красного Знамени Абакумов получил в 1940-м. Война добавила ему полководческих орденов. В общий список его наград вошли: два ордена Красного Знамени (26.04.40, 20.07.1949); орден Суворова 1-й степени (31.07.1944); орден Кутузова 1-й степени (21.04.1945); орден Суворова 2-й степени (08.03.1944); орден Красной Звезды; 6 медалей. Кроме того, он имел знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» (09.05.1938). Знающим людям даты присвоения кое о чем говорят.

Орден Суворова 2-й степени Абакумов получил за участие в выселении чеченцев и ингушей, а орден Кутузова 1-й степени — в качестве уполномоченного НКВД по 3-му Белорусскому фронту за «очистку тыла» — проведение широких репрессий и депортаций в Пруссии и Польше. В 1945-м Абакумову присвоили звание генерал-полковника (09.07.1945).

Осенью 1945-го Сталин, будучи недовольным работой НКГБ, инициировал разработку новой структуры наркомата и всерьез хотел перетряхнуть всю руководящую верхушку. С начала 1946-го на рассмотрение Сталину были представлены несколько вариантов оргструктуры НКГБ-МГБ. Планировалось включить ГУКР СМЕРШ в состав МГБ, а Абакумова назначить заместителем министра по общим вопросам. Сталину показалось этого мало. Решением Политбюро ЦК ВКП(б) 4 мая 1946-го была утверждена новая структура МГБ и вместо Меркулова министром был назначен Абакумов. В ходе приема-передачи дел в МГБ Абакумов приложил все усилия, чтобы опорочить работу своего предшественника. Внезапное возвышение вскружило ему голову, и среди своего ближайшего окружения Абакумов заявлял: «Хотя Меркулов и был министром, но ЦК боялся и дорогу туда не знал», тогда как сам он, «еще работая начальником контрразведки СМЕРШ, уже знал себе цену и уже тогда, не в пример Меркулову, сумел завоевать себе прочный авторитет».

Сталинский опричник

Назначая Абакумова министром госбезопасности, Сталин хотел видеть во главе этой организации благодарного за высокий пост и полностью преданного ему, и только ему, служаку. Сталину нужен был министр, наводящий страх на всё его окружение, включая и членов Политбюро. Своим сотрудникам Абакумов так и заявил: «Меня все должны бояться, в ЦК мне об этом прямо сказали. Иначе, какой же я руководитель ЧК». Авторство этого наказа вполне очевидно. «ЧК» — именно так Сталин обычно называл госбезопасность, независимо от того, какая аббревиатура на тот момент была в ходу: НКВД, МГБ или любая иная. И Абакумов воспринял это напутствие как руководство к действию. Ему нравилось его новое положение и его особая значимость. Он любил со злорадством говорить, как по компрометирующим материалам, добытым МГБ, «погорел тот или иной руководитель». Сознавал ли он, что является слепым орудием в руках Сталина, что рано или поздно диктатор может и охладеть к нему?

Став министром, Абакумов продолжает все свои смершевские дела: на маршала Жукова, на заместителя министра внутренних дел Серова и на всё их окружение. С Серовым они когда-то вместе в мае-июне 1941-го проводили депортации населения из Прибалтики, и Абакумов почему-то еще с тех времен его люто невзлюбил. А приемы работы МГБ при Абакумове приобретают поистине гангстерский характер. Тут и тайные убийства, осуществленные отделом «ДР» МГБ во главе с Судоплатовым и Эйтингоном, и похищения, и нападения на граждан. Дошло до того, что сотрудники МГБ, выдавая себя за американцев, средь бела дня 15 апреля 1948-го напали на министра морского флота А.А. Афанасьева и «склоняли» его к работе на американскую разведку. На следующий день возмущенный министр написал заявление на имя Берии и Абакумова. В итоге его через 10 дней арестовали, и через год решением ОСО МГБ он получил 20 лет.

Абакумов не останавливался перед выполнением любого сталинского приказа, даже самого преступного. Одной из таких акций стало убийство народного артиста СССР Михоэлса. Как показал на следствии Абакумов: «Насколько я помню, в 1948 году глава Советского правительства И.В. Сталин дал мне срочное задание — быстро организовать работниками МГБ СССР ликвидацию Михоэлса, поручив это специальным лицам». При этом Сталин лично указал Абакумову, кому из работников МГБ поручить это убийство, и пожелал, чтобы всё выглядело как несчастный случай. Абакумов и его работники без тени сомнения выполнили «срочное задание» вождя и учителя.

В МГБ при Абакумове по-прежнему практикуются пытки. В направленном Сталину в июле 1947-го пространном пояснении о принятых в МГБ методах следствия Абакумов указывал: «В отношении изобличенных следствием шпионов, диверсантов, террористов и других активных врагов советского народа, которые нагло отказываются выдать своих сообщников и не дают показаний о своей преступной деятельности, органы МГБ, в соответствии с указанием ЦК ВКП(б) от 10 января 1939 года, применяют меры физического воздействия». Били и пытали заключенных и подчиненные Абакумова, и он сам, подавая им пример. Как иронично замечает Солженицын: «…сам министр госбезопасности Абакумов отнюдь не гнушался этой черновой работы (Суворов на передовой!), он не прочь иногда взять резиновую палку в руки».

Тучи над головой Абакумова начали сгущаться уже в 1950-м. Сталин решительно потребовал организовать Коллегию МГБ и ввести в ее состав опытных партработников. Это уже само по себе означало политическое недоверие чекистской верхушке. В том же году Абакумов, по сути, игнорировал предложение Сталина об аресте Судоплатова и Эйтингона. Вместо того чтобы действовать, он пошел советоваться об этом с Берией. После приезда из отпуска в декабре 1950-го Сталин и вовсе отдалил Абакумова. В качестве министра он принял его в Кремле лишь единственный раз — 6 апреля 1951-го. И это притом что в 1949-м таких встреч было 12, а в 1950-м — 6. Последний раз Абакумов переступил порог кабинета Сталина 5 июля 1951 г., но теперь это было приглашение на казнь. От должности министра его отстранили днем раньше, и впереди маячил неминуемый арест.

«Обманщик партии»

В основу обвинений против Абакумова было положено датированное 2 июня 1951-го заявление старшего следователя М.Д. Рюмина, которое вполне совпало с желанием Сталина устроить серьезную кадровую чистку в МГБ. Рюмин сообщал, что Абакумов «погасил» очень «перспективное» дело арестованного Этингера, который мог дать показания о «врачах-вредителях», скрыл от ЦК важную информацию о недостатках в контрразведывательной работе в Германии на предприятиях «Висмута», где добывалась урановая руда, и, наконец, грубо нарушал установленные решениями партии и правительства правила ведения следствия. Рюмин прямо назвал Абакумова «опасным человеком» на важном государственном посту.

11 июля 1951-го Политбюро приняло специальное решение «О неблагополучном положении в МГБ», в котором Абакумов обвинялся в «обмане партии» и затягивании следственных дел. Текст постановления «закрытым письмом» был разослан для ознакомления руководителям партийных органов и органов МГБ. На следующий день Абакумов был арестован.

Первоначально следствие вела прокуратура, но в феврале 1952-го по распоряжению Сталина Абакумова передали в МГБ. И тут за него взялись всерьез. Бывшие подчиненные мучили Абакумова с особым рвением. Ему пришлось испытать все новации пыточного дела, введенные при нем же. Странно, но в своих жалобах в ЦК Абакумов утверждал, что о каких-то видах пыток он раньше даже не знал. Например, о камере с искусственным холодом. Через месяц результат был вполне ожидаемый. Согласно составленной 24 марта 1952-го в санчасти Лефортовской тюрьмы справке, искалеченный Абакумов еле стоял на ногах и передвигался лишь с посторонней помощью.

От арестованных чекистов были получены показания, из которых следовало, что партийное руководство Абакумов ни в грош не ставил, презрительно отзывался о Суслове, Вышинском и Громыко, пренебрежительно относился к Молотову. Однажды, когда Питовранов, представляя министру проект докладной записки, сказал о том, что он уже информировал об этом МИД по телефону, Абакумов взорвался: «Ты не только не умеешь работать и писать, но еще и разбалтываешь разным вышинским и громыкам то, что не следует. Об этом должен знать только я. Моя фамилия Абакумов». По утверждению Питовранова, Абакумов бахвалился тем, что в ЦК он «обращается запросто», и всегда получает поддержку, и там «у него все идут на поводу». Конечно, это был явный признак того, что Абакумов зарывается и потерял связь с реальностью.

И все же следствие по делу Абакумова шло туго. В справке МГБ от 15 октября 1952-го, направленной в ЦК на имя Маленкова и Берии, говорилось, что Абакумов «запутывает следователей». Между тем Абакумов и на следствии продолжал оправдывать свою деятельность в МГБ и утверждал, например, что маршал Жуков является «очень опасным человеком». Абакумова продолжали истязать, его перевели в Бутырскую тюрьму, на нем круглосуточно были наручники.

Сталин лично отдал это указание. Он был недоволен медлительностью следствия. Как писал позднее в объяснительной записке бывший заместитель министра госбезопасности Гоглидзе: «Товарищ Сталин почти ежедневно интересовался ходом следствия по делу врачей и делу Абакумова—Шварцмана, разговаривая со мной по телефону, иногда вызывая к себе в кабинет. Разговаривал товарищ Сталин, как правило, с большим раздражением, постоянно высказывая неудовлетворение ходом следствия, бранил, угрожал и, как правило, требовал арестованных бить: «Бить, бить, смертным боем бить». Сталин требовал вскрыть «шпионскую деятельность» группы Абакумова.

В конце концов под нажимом Сталина было подготовлено обвинительное заключение по делу Абакумова—Шварцмана на 10 руководящих работников МГБ. Министр госбезопасности Игнатьев 17 февраля 1953-го направил его Сталину с предложением рассмотреть дело на Военной коллегии в упрощенном порядке (без участия защиты и обвинения) и приговорить всех проходящих по делу к расстрелу. Сталин не одобрил предложенный вариант. Он посчитал, что обвиняемых недостаточно, и начертал резолюцию: «Не мало?» Сталин заявил руководителям следчасти МГБ, что представленный ими документ «неубедительно показывал причины и процесс падения Абакумова».

Член «банды Берии»

Если при Сталине Абакумова обвиняли в обмане ЦК, участии в «сионистском заговоре» и развале работы МГБ, то со смертью диктатора ветер задул в другую сторону. На первый план вышли козни Абакумова (хотя за ними, конечно же, стоял Сталин) против Маленкова и Молотова. Подсиживание, попытки спихнуть друг друга — такова была привычная обстановка и в карательном ведомстве, и в партийном аппарате. Берия осознанно жертвовал Абакумовым, спасая себя и переключая внимание руководства послесталинского Президиума ЦК со своих преступлений давних лет на недавние, совершенные Абакумовым. Конечно, Берия не мог самолично решать судьбу Абакумова, на это требовалась санкция Президиума ЦК. Да и желания хлопотать за него у Берии явно не было. Он хорошо помнил, что именно Абакумов вытеснил в 1946—1947 годах из МГБ верных бериевцев: Меркулова, Кобулова, Мильштейна и Влодзимирского.

Всё вновь поменялось после ареста Берии. Абакумов продолжал сидеть, но выдвинутые против него ранее обвинения «морально устарели». Пока шло следствие по делу Берии, об Абакумове, казалось бы, забыли. Всерьез к его делу вернулись весной 1954-го, после реабилитации пострадавших по «Ленинградскому делу». Теперь вина Абакумова заключалась в проведении незаконных репрессий, и его задним числом причислили к «банде Берии».

Рассмотрение дела Абакумова состоялось 14—19 декабря 1954-го в Ленинграде, в окружном Доме офицеров на процессе, числившимся «открытым». Обвинение поддерживал сам генеральный прокурор Руденко. Разумеется, в зал суда, где заседала выездная сессия Военной коллегии, праздную и любопытствующую публику не допустили. Только надежный и проверенный контингент. Вместе с Абакумовым на скамье подсудимых было еще 5 человек. Абакумов и работники следчасти были обвинены в необоснованных арестах, применении преступных методов следствия, фальсификации следственных дел, а работники секретариата в том, что по указанию Абакумова скрывали и не направляли в ЦК жалобы арестованных на беззаконие. Абакумов и работники следственной части были приговорены к расстрелу, а два работника секретариата МГБ — к большим срокам по ст. 58. Там же, в Ленинграде, приговор был приведен в исполнение. О суде над Абакумовым и его казни коротко сообщили в центральной печати 24 декабря.

Ни на следствии, ни на суде Абакумов не признал себя виновным. Он, как и многие другие чекисты, привлеченные к ответственности, всё твердил, что выполнял приказы «директивных органов», но не раскрыл эту формулу. Назвать на суде Сталина организатором преступлений у него не хватило духа.