Шагалеев Фарит Султанович (Shagaleev Farit Sultanovich). Шагалеев фарит султанович Биография и военная карьера

Герой Советского Союза

Родился 8 февраля 1947 года в г. Барнауле Алтайского края в семье рабочего, татарин. В 1965 году в г. Ташкенте поступил в авиаспортклуб ДОСААФ, учился летать на самолёте Як-18 и вертолёте Ми-1.
В 1967 году окончил Аткарский авиацентр ДОСААФ и получил звание младшего лейтенанта. В 1970 году был призван в Военно-воздушные силы и направлен в пограничные войска на о. Сахалин. Летал на вертолёте Ми-4, прошёл путь от правого лётчика до командира звена.
В 1973 году экстерном закончил Сызранское ВВАУЛ. В дальнейшем проходил службу в пограничных войсках в Средней Азии. С декабря 1979 года по апрель 1983 года – боевая служба в Афганистане. Находясь в составе ограниченного контингента советских войск, выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу. При выполнении боевых вылетов проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. Имеет 160 часов боевого налёта на вертолётах Ми-8 и Ми-24.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1982 года подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу за образцовое выполнение воинского долга, проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза.
Генерал-майор Ф.С. Шагалеев - лётчик 1-го класса, имеет более 6000 часов налёта. Увлекается парашютизмом, совершил более 400 прыжков. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции и многими медалями.



Шагалеев Фарит Султанович – командир 23-й отдельной авиационной вертолётной эскадрильи Пограничных войск КГБ СССР, подполковник.

Родился 8 февраля 1947 года в городе Барнаул Алтайского края в семье рабочего. Татарин. Член КПСС в 1976-1991 годах. В 1964 году окончил среднюю школу в городе Ташкент (Узбекистан). В 1964-1965 годах учился в аэроклубе ДОСААФ в Ташкенте. Работал заправщиком самолётов в Уральском авиационном отряде. В 1967 году окончил Аткарский авиационный центр ДОСААФ с присвоением воинского звания «младший лейтенант запаса». Летал на вертолёте «Ми-1».

В сентябре 1970 года призван в Вооружённые силы СССР и направлен в Пограничные войска на остров Сахалин. Летал на вертолёте «Ми-4», был штурманом – правым лётчиком, с 1971 года – командир вертолёта 14-й отдельной авиационной эскадрильи Тихоокеанского пограничного округа. В 1973 году экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков.

С 1974 года проходил службу в 15-м авиационном полку Тихоокеанского пограничного округа, командир звена, с 1978 года – заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке. В начале 1979 года назначен заместителем командира по летной подготовке отдельной вертолетной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Небит-Даг Туркменской ССР.

С декабря 1979 по апрель 1983 года Ф.С.Шагалеев находился в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу.

13 апреля 1981 года на базе 4-й отдельной вертолётной эскадрильи создана эскадрилья вертолётов Пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Ф.С.Шагалеева.

При выполнении боевых вылетов Ф.С.Шагалеев проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. В марте 1981 года обнаружил в горах экипаж сбитого советского самолёта и эвакуировал его. В октябре 1981 года вывез окруженную душманами маневренную группу пограничных войск в составе 80 человек. Первым в СССР высаживал десанты на высоте свыше 3500 метров над уровнем моря, а затем стал выполнять это в ночное время.

За период участия в боевых действиях выполнил свыше 1200 боевых вылетов, имел 1600 часов боевого налёта на вертолётах «Ми-8» и «Ми-24».

У казом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1983 года полковник Ф.С.Шагалеев служил инспектором-лётчиком, с 1988 года – начальником службы безопасности полётов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве. В 1987 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Ещё несколько раз бывал в командировках в Афганистане, обеспечивал воздушное прикрытие вывода советских войск в 1988-1989 годах.

В 1989-1994 годах – командующий авиацией Северо-Восточного пограничного округа (Камчатка).

В 1994 году генерал-майор авиации Ф.С.Шагалеев назначен на должность командующего авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан. Три года возглавлял боевые действия вертолётчиков, защищавших таджико-афганскую границу. Общий налёт – свыше 6000 часов, также совершил свыше 400 прыжков с парашютом.

С 1997 года генерал-майор авиации Ф.С.Шагалеев – в запасе. Работал помощником Генерального директора ОАО «Камов», где курировал вопросы строительства лётно-испытательного комплекса имени Чкалова.

Жил в Москве. Умер 10 июня 2014 года. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области.

Генерал-майор авиации (1993). Награждён советскими орденами Ленина (08.04.1982), Октябрьской Революции, российским орденом «За личное мужество» (1994), медалями. Военный лётчик-снайпер (1991). Лётчик 1-го класса.

Биография дополнена Антоном Бочаровым
(посёлок Кольцово Новосибирской области)

ГЕРОЙ - СЫН ГЕРОЯ

Я хочу летать. Решение, имей в виду, окончательное.

Отец смотрел на сына без удивления. Во-первых, потому, что «окончательное решение» тот объявлял ему чуть ли не с тех пор, как научился выговаривать слово «самолёт». Во-вторых, что ж тут удивительного, если нравится парню отцовская профессия. Фариту Султановичу и самому она нравится. Поэтому как же он, Герой Советского Союза Фарит Шагалеев, всерьёз будет отговаривать сына от столь понятного ему самому выбора. И всё-таки медлил...

Будет очень трудно, Ринат. И не день, не год - всю жизнь.

А тебе разве легко?

Так и есть: крыть нечем. Легко ему, конечно, не было никогда. А порой приходилось так трудно, что он до сих пор удивляется, как сумел, как выдержал.

Над глубоким горным ущельем душманы подбили советский вертолёт. Связь с экипажем прервалась. На помощь послали Шагалеева.

Эту игру в жмурки с узким, извилистым ущельем он никогда не забудет. О том, что могут подбить, даже не думал. Главный враг - холодные серые скалы, чуть ли не стучавшие в стёкла, цеплявшиеся за винт и колёса. Он увёртывался от этих проклятых скал, делая крены вопреки всем законам гравитации, и снова проваливался в пропасть, где - об этом он тоже старался не думать - вполне мог никого и не найти. И снова лавировал, снова взлетал и падал.

Но когда увидел подбитый вертолёт, все предыдущие мытарства показались детской игрой в пятнашки. Даже сердце защемило. О приземлении не могло быть и речи. Во всяком случае, единственный мизерный выступ скалы такой возможности не давал. Но и другой не было.

Фарит прилепился к выступу двумя колесами - передним и основным. Ну а третьей необходимой для посадки точ¬кой стал мозг лётчика, оказавшийся способным на тончайший, поистине кибернетический расчёт. Все пятнадцать минут, пока по верёвочной лестнице поднимались на борт люди с пострадавшего вертолёта, Шагалеев ежесекундно делал расчётливые, выверенные до долей миллиметра движения ручкой управления. Он учитывал каждого человека, каждый груз, их перемещения на лестнице и внутри машины. Малейший толчок вправо - и лопасти винта разобьются о скалу, влево - вертолёт опрокинется, сорвется с точек опоры и рухнет в пропасть... «Кибернетика» не подвела. Рука не дрогнула. Машина оказалась достойной своего пилота.

Кто сказал, что на воздушных трассах не остаётся следов? Их просто не дано видеть непосвящённым. Отправься сейчас Фарит Шагалеев по своим следам в афганском небе, на воспоминания не хватило бы жизни.

И вот по тем же самым следам, сумев разглядеть их, отправился сын.

Сын Героя Советского Союза Шагалеева учится в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков. Отец им доволен, чего, в общем-то, не скрывает. Не скрывает он и своей надежды на то, что тех трудностей, которые выпали на его долю, Ринату испытать уже не придётся.

– командир 23-й отдельной авиационной вертолётной эскадрильи Пограничных войск КГБ СССР, подполковник.

Родился 8 февраля 1947 года в городе Барнауле Алтайского края в семье рабочего. Татарин. Член КПСС с 1976 года. Окончил среднюю школу в столице Узбекистана городе Ташкенте в 1964 году, там же в 1964 - 1965 годах учился в аэроклубе ДОСААФ. Работал заправщиком самолётов в Уральском авиационном отряде. Потом учился в Аткарском авиационном центр ДОСААФ, который окончил в 1967 году, с присвоением воинского звания «младший лейтенант запаса», летал на вертолёте «Ми-1».

В сентябре 1970 года призван в Вооружённые силы СССР и направлен в Пограничные войска на остров Сахалин. Летал на вертолёте «Ми-4», был штурманом - правым лётчиком, с 1971 года - командир вертолёта 14-й отдельной авиационной эскадрильи Тихоокеанского пограничного округа. В 1973 году экстерном закончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков.

С 1974 года проходил службу в 15-м авиационном полку Тихоокеанского пограничного округа, командир звена, с 1978 года - заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке. В начале 1979 года назначен заместителем командира по летной подготовке отдельной вертолетной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Небит-Даг Туркменской ССР.

С декабря 1979 года по апрель 1983 года Фарит Шагалеев находился в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу.

13 апреля 1981 года на базе 4-й отдельной вертолётной эскадрильи создана эскадрилья вертолётов Пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Шагалеева Ф.С.

При выполнении боевых вылетов отважный комэск-пограничник проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. В марте 1981 года обнаружил в горах экипаж сбитого советского самолёта и эвакуировал его. В октябре 1981 года вывез окруженную душманами маневренную группу пограничных войск в составе 80 человек. Первым в СССР высаживал десанты на высоте свыше 3 500 метров над уровнем моря, а затем стал выполнять это в ночное время.

За период участия в боевых действиях выполнил свыше 1 200 боевых вылетов, имел 1 600 часов боевого налёта на вертолётах «Ми-8» и «Ми-24».

Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11471).

С 1983 года полковник Шагалеев Ф.С. служил инспектором-лётчиком, с 1988 года - начальником службы безопасности полётов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве. В 1987 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Ещё несколько раз бывал в командировках в Афганистане, обеспечивал воздушное прикрытие вывода советских войск в 1988-1989 годах.

С 1989 года по 1995 год Ф.С. Шагалеев - командующий авиацией Северо-Восточного пограничного округа (Камчатка).

В 1994 году генерал-майор авиации Шагалеев Ф.С. назначен на должность командующего авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан. Три года возглавлял боевые действия вертолётчиков, защищавших таджико-афганскую границу. Общий налёт - свыше 6 000 часов, также совершил свыше 400 прыжков с парашютом.

С 1997 года – в запасе. Живёт в городе-герое Москве. Работает помощником Генерального директора ОАО «Камов», где курирует вопросы строительства лётно-испытательного комплекса имени Чкалова.

Генерал-майор (1993). Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «За личное мужество» (1994), медалями. Военный лётчик-снайпер (1991). Лётчик 1-го класса.

Шагалеев Фарит Султанович - , командир 23-й отдельной авиационной вертолётной эскадрильи Пограничных войск КГБ СССР, подполковник .

Биография и военная карьера

Родился 8 февраля 1947 года в городе Барнауле Алтайского края в семье рабочего. Татарин. Член КПСС с 1976 года. Окончил среднюю школу в столице Узбекистана городе Ташкенте в 1964 году, там же в 1964-1965 годах учился в аэроклубе ДОСААФ. Работал заправщиком самолётов в Уральском авиационном отряде. Потом учился в Аткарском авиационном центр ДОСААФ, который окончил в 1967 году, с присвоением воинского звания «младший лейтенант запаса», летал на вертолёте «Ми-1».

В сентябре 1970 года призван в Вооружённые силы СССР и направлен в Пограничные войска на остров Сахалин. Летал на вертолёте «Ми-4», был штурманом - правым лётчиком, с 1971 года - командир вертолёта 14-й отдельной авиационной эскадрильи Тихоокеанского пограничного округа. В 1973 году экстерном закончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков.

С 1974 года проходил службу в 15-м авиационном полку Тихоокеанского пограничного округа, командир звена, с 1978 года - заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке. В начале 1979 года назначен заместителем командира по летной подготовке отдельной вертолетной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Небит-Даг Туркменской ССР.

С декабря 1979 года по апрель 1983 года Фарит Шагалеев находился в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу.

13 апреля 1981 года на базе 4-й отдельной вертолётной эскадрильи создана эскадрилья вертолётов Пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Шагалеева Ф. С.

Из наградного листа о присвоении звания Герой Советского Союза:

«При выполнении боевых вылетов отважный комэск-пограничник проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. В марте 1981 года обнаружил в горах экипаж сбитого советского самолёта и эвакуировал его. В октябре 1981 года вывез окруженную душманами маневренную группу пограничных войск в составе 80 человек. Первым в СССР высаживал десанты на высоте свыше 3 500 метров над уровнем моря, а затем стал выполнять это в ночное время. За период участия в боевых действиях выполнил свыше 1 200 боевых вылетов, имел 1 600 часов боевого налёта на вертолётах „Ми-8“ и „Ми-24“» .

Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года «За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали „Золотая Звезда“ (№ 11471)».

Военная карьера

С 1983 года полковник Шагалеев Ф. С. служил инспектором-лётчиком, с 1988 года - начальником службы безопасности полётов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве. В 1987 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Ещё несколько раз бывал в командировках в Афганистане, обеспечивал воздушное прикрытие вывода советских войск в 1988-1989 годах.

С 1989 года по 1995 год Ф. С. Шагалеев - командующий авиацией Северо-Восточного пограничного округа (Камчатка).

В 1994 году генерал-майор авиации Шагалеев Ф. С. назначен на должность командующего авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан. Три года возглавлял боевые действия вертолётчиков, защищавших таджико-афганскую границу. Общий налёт - свыше 6 000 часов, также совершил свыше 400 прыжков с парашютом.

С 1997 года - в запасе. Живёт в городе-герое Москве. Работает помощником Генерального директора ОАО «Камов», где курирует вопросы строительства лётно-испытательного комплекса имени Чкалова.

ШАГАЛЕЕВ Фарит Султанович (08.02.1947, г. Барнаул), Герой Советского Союза (08.04.1982г.), начальник авиации пограничного округа, летчик-снайпер, генерал-майор авиации (1993). Закончил: Ташкентский учебный авиационный центр ДОСААФ в 1966г.; Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков в 1973г.; Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина в 1987г.

Службу проходил на должностях: от старшего летчика-штурмана до командира авиазвена вертолетов в 14-й оаэ ПВ на острове Сахалин с 1970г. по 1978г.; заместитель командира по летной подготовке в 4-й оаэ ПВ в г. Мары Туркменской АССР с 1978г. по 1981г.; командир 23-й оаэ ПВ в г. Душанбе с 1981г. по 1983г.; старший инспектор-летчик, начальник службы безопасности полетов авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР в г. Москве с 1983г. по 1989г.; заместитель начальника войск по авиации Камчатского пограничного округа в г. Петропавловск-Камчатский с 1989г. по 1994г.; командующий авиации Группы погранвойск РФ в Республике Таджикистан в г. Душанбе с 1994г. по 1997г.
Внес важный вклад в дело охраны и защиты государственной границы СССР и России, в развитие авиации ПВ. Общий налёт на всех типах самолётов и вертолетов 9200 часов . За десять боевых афганских лет налетал более 3500 часов на вертолетах Ми-8, Ми-24 и Ми-26, совершил при этом более 1500 боевых вылетов, из них более половины в высокогорных условиях Афганистана с выполнением посадок на высотах более 3000 метров. Имеет 247 вылетов по санитарному заданию, спас жизнь более трехсот раненых пограничников и членов экипажей вертолетов. Дал «путевку» в небо войны и воспитал целую плеяду молодых командиров вертолетов, ставшими впоследствии командирами авиачастей погранвойск.

Подвиг совершил 23 февраля 1980г. при проведении пограничной операции в зоне ответственности Хорогского пограничного отряда Среднеазиатского погранокруга в районе кишлака Даргак в ущелье Дарай-Сабз на территории Афганистана. Огнем из стрелкового оружия бандитов был сбит и при отказе обоих двигателей произвел вынужденную посадку в глубоком ущелье вертолет командира 4-й оаэ ПВ майора Захарова Б.И. Ведомый майор Ф.С. Шагалеев под огнем противника отыскал место посадки своего ведущего, совершил сложную посадку к сбитому вертолету и на режиме висения своего вертолета поднял на борт десантников и эвакуировал экипаж и командира своей части. За проявленное при этом мужество и отвагу, а также участие в более 50 боевых пограничных операциях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1982 г. был удостоен высокого звания «Герой Советского Союза» . Награжден орденами Ленина (1982), Октябрьской революции (1980г.), двумя медалями «За отличие в охране государственной границы СССР» , и другими.