Скачать презентацию литература второй половины 19 века. Презентация о русской литературе первой половины XIX века

Политическая В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. социальная культурная Главные вопросы эпохи Кто виноват? Что делать? Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.


Главные исторические события XIX века 1812г. – война с Наполеоном 1821г – образование Северного и Южного общества декабристов 14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади 1853 – 1856гг – Крымская война, поражение России 19 февраля 1861г – отмена крепостного права 1861г – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.) 1877 – 1878г.г – Русско-турецкая война 1 марта 1881г – убийство Александра II народниками


ЛитератураЛитература I половина XIX века.. Литература I половины XIX века отличается необыкновенной ёмкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В это время закладываются первоосновы русской литературной классики. Эта литература кратких, но перспективных в своём дальнейшем развитии художественных формул, заключающих в себе мощную образную энергию, ещё сжатую в них, ещё пока не развернувшуюся.Не случайно многие из них войдут в пословицы, станут фактом нашего повседневного языка. В литературе этого периода большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Отсюда жанровый универсализм русских писателей первой половины XIX века.(Пушкин). Произведения невелики по объёму, но значительны по образной силе, которая в них заключена.


I половина XIX века - золотой век русской литературы А. С. Пушкин Н. В. Гоголь К. Н. Батюшков А. Н. Майков А. А. Григорьев Е. А. Баратынский П. А. Вяземский К. Ф. Рылеев А. В. Кольцов И. А. Крылов В. А. Жуковский М.Ю.Лермонтов Расцвет русской поэзии А. С. Грибоедов




НаукаНаука Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова. Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов. Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая. В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные. С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие. В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.


ТеатрТеатр I половина XIX века Фонвизин «Недоросль»; Грибоедов «Горе от ума»; Гоголь «Ревизор», «Женитьба»; Шекспир, Мольер Мелодрамы, водевили 60% А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», « Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка»… II половина XIX века


МузыкаМузыка М. И. Глинка (1804 – 1857) родоначальник классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии, песни. А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова. П.И. Чайковский Оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», ««Орлеанская дева», «Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички» Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония 6, романсы и др.


«Могучая кучка» М. А. Балакирев () организатор и вдохновитель «Могучей кучки».Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы. М. П. Мусоргский () А. П. Бородин () Н. А. Римский-Корсаков () Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над музыкальными произведениями. Основные произведения: Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен. Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы. Тесная связь с русским фольклором. Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом». Ц. А. Кюи () Военный инженер. Основные произведения: оперы «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.




ЖивописьЖивопись В. Г. Перов () «Тройка», «Приезд станового на следствие», «Проповедь в сельском храме», «Чаепитие в Мытищах», «Утопленница», «Проводы покойника», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Старики –родители на могиле сына» (Тургенев «Отцы и дети»),психологические «А. Н. Островский», «Ф. М. Достоевский» портреты. Главная задача – сделать наглядной ситуацию, довести свой рассказ до зрителя.


И. Н. Крамской (1837 – 1887) «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова, М.Салтыкова- Щедрина, И. Шишкина. «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!» В 1863 г 14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870 г «Товарищество передвижных выставок».




К. А. Савицкий () « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы» В. И. Якоби () «Привал арестантов» Г. Г. Мясоедов () «Знахарь», «Земство обедает»


В. Е. Маковский () «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв () «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв () «Неравный брак»


А. К. Саврасов («Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид». Н. Н. Ге () Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого


И. Е. Репин И. Е. Репин () Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.


В. Д. Поленов («Московский дворик». «Заросший пруд», « Бабушкин сад»


Художники-передвижники 48 выставок за пятьдесят три года. Таков внушительный итог деятельности Товарищества передвижных художественных выставок – самой многочисленной, активной и влиятельной художественной организации в истории русского искусства. На протяжении долгих лет – с 1870 по 1923 год – она объединяла лучшие творческие силы страны. Передвижникам удалось познакомить со своим искусством огромное число зрителей. По установленному порядку выставки начинались на первой неделе Великого поста, в конце февраля – начале марта, в Петербурге, затем к Пасхе экспозиция переезжала в Москву, а оттуда уже отправлялась в странствия по России. Художники-передвижники: Г.Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И.И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Е. Маковский, И. Е. Репин, И. Н. Крамской и другие Художники-передвижники правдиво воспроизводили действительность; объясняли действительность; произносили приговор над действительностью; учили жить, мыслить, бороться. В. М. Максимов Всё в прошлом.


ЖурналистикаЖурналистика «Современник» «Русское слово» «Колокол» «Искра» Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859г.Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров.Журнал был закрыт в 1866г. Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом, звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж – 2500 экземпляров. Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты. «Библиотека для чтения» «Русский вестник» Критик А.Дружинин выступил с программой «чистого искусства»,не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов. Журнал Каткова (изд. с1856г).Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.


Журнал «Современник» Журнал «Современник» был создан Пушкиным и начал выходить в 1836г. В 1838г его редактором стал профессор П. А. Плетнёв, ректор Петербургского университета. В 1847 году журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: критический отдел вёл Белинский, в журнале сотрудничали Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и другие. Смерть Белинского и разгул реакции снизили общественный уровень журнала. Но приближалось новое время, и скоро Чернышевский и Добролюбов, вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. В то же время среди сотрудников наметились непримиримые разногласия. Писателям-дворянам – Тургеневу, Гончарову, Толстому, Григоровичу, Дружинину, сторонникам медленных и постепенных реформ, был чужд «мужицкий демократизм» Чернышевского и Добролюбова, сторонников крестьянской революции. Раскол в редакции становился неизбежным. Поводом к нему послужила написанная Добролюбовым в 1860г. Статья «Когда же придёт настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»). Из журнала ушёл Тургенев, ещё раньше Дружинин, Л. Толстой, Гончаров, Григорович, Фет и Майков. Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции. 15июня 1862г «Современник» был закрыт на восемь месяцев, а спустя тир недели был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь идейный вождь и вдохновитель журнала Н. Г. Чернышевский. 8 месяцев длилось молчание, но когда в 1863 г. Появился первый(двойной) номер журнала, читающая публика убедилась, что журнал остался верен традициям Чернышевского и Добролюбова. В июне 1866 г. «Современник» был снова закрыт и на этот раз –навсегда.


Журнал «Искра» Журнал «Искра» был основан в 1859 году поэтом В. С. Курочкиным и художником Н.А. Степановым. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Салтыкова - Щедрина и Чернышевского. «Искра» просуществовала до 1873г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера журнала выходили сначала еженедельно, а потом даже два раза в неделю. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. Враги ненавидели «Искру» и боялись её, она сделалась грозой для всех, у кого была нечиста совесть. Попасть в «Искру», «упечь в «Искру» - самые обыденные выражения в жизни 60-х годов.


«Прекрасное есть жизнь» Чернышевский «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…» В атмосфере 60-х годов чётко определились три основные общественные группы консерваторылибералы революционные демократы II половина XIX века – это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев (Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский), романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).


Социальные течения Славянофилы- сторонники самобытного русского пути. Выступали и против крепостного права, и против форм западноевропейской парламентской демократии, ратовали за восстановление прежних старорусских устоев.(С. Аксаков) Западники- сторонники европейского пути развития России. Два лагеря: революционно – демократический (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) и либеральный (А. Краевский, А. Дружинин, М. Катков)


Общественно-литературные течения Революционно-демократическое Н.А. Добролюбов М.Е. Салтыков-Щедрин Н.А. Некрасов «Гражданская» литература» Литература есть непосредственное воспроизведение действительности. публицистичность; документальность; новый герой.



Литература второй половины XIX века, продолжая традиции, заложенные А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем, отличается самобытностью, отказом от подражательности; наличием противоборствующих течений, тесным образом связанных со сложившейся исторической ситуацией. Особенности литературы нового периода:



«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.

Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».
Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.
Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Новиков Илья

Речь идет о России второй половины 19 века: исторические события, общественная мысль, русская литература второй половины 19 века

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литературный процесс второй половины XIX века Подготовил: ученик 10 А класса ГБОУ Школа № 1392 им.Д.В.Рябинкина Новиков Илья Руководитель: Калашникова Л.Н.

План: Вступление. Литература – властительница политических идей. Славянофилы. Западники. Сопоставление позиций славянофилов и западников. Почвенники. Спор о природе назначения художественной литературы. Развитие отечественной журналистики. «Современник» . «Отечественные записки» .

Вступление. Литература – властительница политических идей. С середины 19 века русская литература становится не только искусством номер один, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность - отличительные черты литературы второй половины 19 века. Русская литература обращается к анализу общественных явлений, поэтому действие большинства произведений - современное, то есть происходит в то время, когда создаётся произведение. Жизнь героев изображается в контексте широкой социальной картины. Проще говоря, герои "вписываются" в эпоху, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы. Именно поэтому ведущим литературным направлением и методом второй половины 19 века становится критический реализм, а ведущими жанрами - роман и драма. При этом, в отличие от первой половины столетия, в русской литературе возобладала проза, а поэзия отошла на второй план.

Славянофилы. Иван Киреевский Алексей Хомяков Юрий Самарин Славянофилы (наиболее известные среди них - Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы) считали, что у России свой, особенный путь развития, предначертанный ей православием. Они решительно выступали против западной модели политического развития, дабы избежать обездушивания человека и общества. Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения и освобождения русского народа от государственной власти. Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введён А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере). Трибуной славянофилов был литературный журнал "Москвитянин".

Западники. Пётр Чаадаев Александр Герцен Николай Огарёв Иван Тургенев Виссарион Белинский Николай Добролюбов Западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарёв, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Василий Боткин, Тимофей Грановский, к ним примыкал и теоретик анархизма Михаил Бакунин) были уверены в том, что Россия должна пройти в своём развитии тот же путь, что и страны Западной Европы. Западничество не было единым направлением и делилось на либеральное и революционно-демократическое течения. Как и славянофилы, западники выступали за немедленную отмену крепостного права, рассматривая это как основное условие европеизации России, требовали свободы печати и развития промышленности. В области литературы поддерживали реализм, основателем которого считали Н.В. Гоголя. Трибуной западников были журналы "Современник" и "Отечественные записки" в период их редактирования Н.А. Некрасовым.

Сопоставление позиций славянофилов и западников. Славянофилы и западники не были врагами, они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Н.А. Бердяева, первые видели в России мать, вторые - дитя. Предлагаем для наглядности таблицу, составленную по данным "Википедии", где сопоставляются позиции славянофилов и западников.

Почвенники. Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники. Это течение зародилось в 1860-е гг. в кругу интеллигенции, близкому к журналу "Время" / "Эпоха". Идеологами почвенничества были Фёдор Достоевский, Аполлон Григорьев, Николай Страхов. Почвенники отвергали как самодержавно-крепостнический строй, так и западную буржуазную демократию. Достоевский считал, что представители "просвещённого общества" должны слиться с "народной почвой", что позволит верхам и низам русского общества взаимно обогатить друг друга. В русском характере почвенники подчёркивали религиозно-нравственное начало. Отрицательно относились к материализму и идее революции. Прогресс, по их мнению, это соединение образованных классов с народом. Олицетворение идеала русского духа почвенники видели в А.С. Пушкине. Многие идеи западников считали утопичными. Фёдор Достоевский Аполлон Григорьев Николай Страхов

Спор о природе назначения художественной литературы. Предметом споров с середины 19 века становится вопрос о природе и назначении художественной литературы. В русской критике складываются три взгляда на этот вопрос. Александр Васильевич Дружинин Представители "эстетической критики" (Александр Дружинин, Павел Анненков, Василий Боткин) выдвинули теорию "чистого искусства", суть которой в том, что литература должна обращаться только к вечным темам и не зависеть от политических целей, от общественной конъюнктуры. Аполлон Александрович Григорьев Аполлон Григорьев сформулировал теорию "органической критики" , выступив за создание произведений, которые бы охватывали жизнь во всей её полноте, целостности. При этом акцент в литературе предлагается делать на нравственных ценностях. Николай Александрович Добролюбов Принципы "реальной критики" были провозглашены Николаем Чернышевским и Николаем Добролюбовым. Они рассматривали литературу как силу, способную преобразить мир и способствующую познанию. Литература, по их мнению, должна содействовать распространению прогрессивных политических идей, ставить и решать в первую очередь социальные проблемы.

Развитие отечественной журналистики. Социально-политические и литературно-эстетические споры существенно повлияли на развитие отечественной журналистики. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли литературные журналы.

«Современник» Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год. В журнале печатались произведения Николая Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и другие материалы. После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнёв. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 года продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. В После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнёв (1837-1846). В 1838-1847 годах в журнале печатались статьи, повести, романы, переводы Ф. Ф. Корфа. С 1843 года журнал стал выходить ежемесячно. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 года продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Журнал учил русское общество бесстрашно исследовать жизнь, искореняя не только рабью привычку молчать, но и рабью привычку не думать.

Журнал «Отечественные записки» был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 году и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан А. А. Краевскому. Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). С августа 1839 г. Белинский начал печататься в «Отечественных записках», а в конце октября переселился из Москвы в Петербург и принял на себя руководство критико-библиографическим отделом журнала. В «Отечественных записках» появились лучшие произведения русской литературы, созданные в 1840-х годах. Благодаря Белинскому и тому направлению, которое он придал журналу, в «Отечественных записках» стали сотрудничать писатели, принадлежавшие к натуральной школе. Одним из наиболее активных авторов, вместе с Белинским определявшим направление журнала, был Герцен. Под псевдонимом «Искандер» он поместил в «Отечественных записках» несколько художественных произведений («Записки одного молодого человека», «Еще из записок одного молодого человека», первую часть романа «Кто виноват?»), а также философские работы («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы») и публицистические статьи, в том числе три фельетона, направленных против журнала «Москвитянин». Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника», печатавшихся с 1847 г. в «Современнике». С начала 1840-х годов в, журнале сотрудничал Некрасов. Достоевский, дебютировавший в литературе романом «Бедные люди», опубликованном в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846), поместил в «Отечественных записках» почти все свои последующие произведения сороковых годов: «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие. В тяжелых цензурных условиях «Отечественные записки» боролись с крепостничеством и всеми его проявлениями в политическом строе, идеологии и быту. Журнал ратовал за просвещение и свободу за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс.

Используемые источники http://mosliter.ru/ruslit/19vek/russkaya_literatura_vtoroj_poloviny_19_veka/literaturnyj_process_vtoroj_poloviny_19_veka / https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://superprazdnik.in.ua/spisok-uslug.html http://forum.motofan.ru/lofiversion/index.php/t1735539-20.html http://biblioparus.blogspot.com/2014/02/3.html

ЛИТЕРАТУРА II половины 19 века. Расцвет реализма в мировой литературе. Новые направления и течения

Цель: знакомство с процессами, происходившими в западноевропейской и русской литературе данного периода, представителями реализма в различных странах, новыми направлениями и их представителями



  • Во II половине 19 в. приобрела огромный вес и значение в социальной и культурной жизни России.
  • Она стала источником духовного совершенства и ареной идейных битв.
  • Крымская война 1853-1856 годов, отмена крепостного прав в 1861 году, становление капитализма находили живой отклик в творчестве русских писателей

ДЕМОКРАТЫ

ЛИБЕРАЛЫ

Овал нарисовать


  • Выступали за постепенное реформирование жизни без революций и потрясений.
  • М.Н. Катков в журнале «Рус -
  • ский вестник» пропагандировал
  • английский путь социальных и
  • экономических реформ.

  • Проводили идею крестьянской революции.
  • Вождем революционеров – демо
  • кратов стал журнал «Современ –
  • ник» во главе с Н.Г. Чернышев –
  • ским. Противостояние этих лагерей отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • «Тургеневская» рисовала человека, зае –
  • денного средой.
  • «Щедринская» изображала саму эту среду.

ТУРГЕНЕВСКАЯ

ЩЕДРИНСКАЯ




  • Изображает судьбы русского дворянства.
  • Он открыл в литературе осо
  • бый тип героя: мягкого, со –
  • вестливого, но пассивного –
  • «Обломов», одаренного, но
  • безвольного романтика
  • «Обрыв».

В первых же произведениях – «Детство»,

«Отрочество», «Юность»,

кавказских и севастополь –

ских рассказах проявился

мощный талант. Масштаб –

ность романа «Война и мир»

семейная драма «Анны

Карениной» помогали осмыс

лить социальные и нравственные

вопросы современности.




  • Во Франции и Англии сложился уже в
  • 20 – 30 х годах 19 века.
  • ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
  • 1.Жанровое и стилевое богатство
  • 2.Расширение круга тем
  • 3.Преобладание философско – интеллек
  • туального начала
  • 4.Духовно-личностная проблематика
  • 5.Конкретное изображение органически соединяется с обобщенно-символическим
  • 6.Усиление психологизма.

  • Его творчество – иллюстрация перемен.
  • Главный объект внимания –
  • действительность. Но на сме-
  • ну ярким личностям пришли
  • обыкновенные люди, а мир страстей
  • Стендаля и Бальзака уступает место
  • «миру цвета плесени», где самым приме –
  • чательным событием сановится супруже –
  • ская измена, как в романе «Мадам Бовари»

  • Как метод сложился в 1850 х годах, испо
  • ведовал культ природы. Философская
  • основа – позитивизм, который апеллиро –
  • вал к науке и требовал фактографии.
  • Законы природы проэцировались на социальную жизнь. Поведение человека мотивировалось «физиологией». Главное внимание точному описанию реальности.

  • Дж Элиот
  • Э.Золя
  • Гаупт
  • Бр. Гонкуры

  • Dekadentia – упадок. Термин вошёл в лит.
  • в 1880 х годах. Характерные черты – тоска, меланхолия, бесконечная усталость, тяга к красоте, неприятие действительности. Такое настроение было вызвано ощущением кризиса христианских ценностей, утратой традиционной нравственности вследствие развития естественных наук и материалистических взглядов

  • Наиболее видный предста
  • витель декаданса. Призы –
  • вал не заниматься «бытом
  • трущоб и нуждами бедно –
  • сти», выдвинул тезис о
  • «чистом искусстве, об ис –
  • кусстве ради искусства»
  • («Портрет Дориана Грея»)

  • Появляется в 1860 х годах. Теоретически обосновал направление французский поэт Жан Мореас.
  • В основу положено учение ПЛАТОНА о «мире идей и мире вещей»
  • На месте худ. образа символисты утвер – ждают СИМВОЛ, несущий смысл туман – ный, смутный, не поддающийся точной расшифровке.

  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • РЕМБО МАЛЛАРМЕ

  • Задача – отражение предельно точного впечатления, вызванного тем или иным фактом.
  • В литературе импрессионизму свойствен ны фрагментарность, отрывочность пове ствования, внимание к деталям, нюансам
  • Характера, преобладание ощущений
  • зыбкости, недосказанности, неопределён
  • ности




  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века? Какие школы существовали в литературе реализма в России? Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе? Назовите предствителей каждого направления.
  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века?
  • Какие школы существовали в литературе реализма в России?
  • Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе?
  • Назовите предствителей каждого направления.




















1 из 19

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Русская литература XIX века представляет собой не единый поток, а процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлении, – сказал В.И.Ленин, – в этой ожесточенной борьбе писателям охранительного лагеря противостоят писатели прогрессивной идейности».

№ слайда 3

Описание слайда:

Основная проблематика и ведущие идеи Между освободительным движением и отечественной литературой с самого начала XIX века установилась тесная связь. Величественная борьба русского народа за свои человеческие права, за национальную независимость и социальную свободу стала неиссякаемым источником, питательной почвой прогрессивной литературы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Прогрессивные писатели настойчиво стремились осмыслить и зарисовать отечественный национальный характер. В образах людей из народа ими выделяются наиболее существенный признаки русского характера.Передовые писатели проявили свои огромные возможности в постановке и решении социально-философской проблематики.

№ слайда 5

Описание слайда:

Литературные направления Во второй половине XIX века романтизм утрачивает влияние как главенствующее направление. Торжествует критический реализм, получивший широкое распространение в «натуральной школе». Реализм как тип творчества, опираясь на понимание мира в качестве объективно существующего и развивающегося в свойственных его закономерностях, отличается стремлением к верному отображению действительности в присущих ей противоречиях.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

И.С.Тургенев (1818-1883) С одной стороны, Тургенев в своих произведениях обращает внимание на обсуждение актуальных социально-политических проблем, с другой стороны, Тургенев – тонкий лирик.Записки охотника – цикл рассказов, в котором чередуется поэтическое описание природы с изображением мира крепостных крестьян.В центре нескольких романов Тургенева (Отцы и дети, Дворянское гнездо) всегда стоит конфликт героя, представляющего новые взгляды на мир и общество (герои из демократической молодежи), с носителями консервативных идей.

№ слайда 8

Описание слайда:

И.А.Гончаров (1812-1891) Обломов – роман о лишнем человеке, барине Обломове, и его напрасной жизни. Главный герой живет в деревне Обломовка, привык ничего не делать, лениться, лежать на диване, дремать и только мечтать. За всю свою жизнь он не принимает ни одного значительного решения.

№ слайда 9

Описание слайда:

1870-80 гг В 70-80 гг. литература реагирует на изменения в обществе. Реализм приобретает философско-религиозный или эстетико-психологический характер. Это время „проклятых вопросов“ - литература ищет решения проблем, связанных со смыслом жизни, человеческой честью и совестью, жизненными ценностями, старается найти выход для всего человечества.

№ слайда 10

Описание слайда:

Н.С.Лесков (1831-1895) Произведения Лескова представляют прямую противоположность общественному роману с социальным конфликтом. Он выбирает интересных, талантливых героев, „мастеров своего дела“ со сложной, курьезной и почти приключенческой судьбой. Лесков оживляет некоторые старые литературные формы (жития, легенды).Левша – повесть о том, как тульский мастер сумел подковать английскую стальную блоху.

№ слайда 11

Описание слайда:

Ф.М.Достоевский (1821-1881) Достоевский – писатель-гений, оказывающий огромное влияние на европейскую литературу 20 века (символизм, экспрессионизм, экзистенциализм).Сам Достоевский пережил страшное психическое состояние - был приговорен к смертной казни, только на эшафоте ему сообщили, что наказание заменяется ссылкой на каторгу.Первым из натуральной школы он перенес внимание из среды на человека, на его психику, заглядывает на самое дно человеческой души. В творчестве Достоевского обязательны тайны и преступления, сны и видения, бред, демонические фигуры.Достоевский выражает сочувствие к страданию человека, гуманистический пафос. Однако он автор первых антиутопий: мечтает о „золотом веке для человека“, но не верит, что человек способен создать идеал.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Романы Достоевского Преступление и наказание - Бедность ожесточила студента Раскольникова, и он убивает старуху, опираясь на свою теорию, что преступление позволительно для „необыкновенных людей“. После убийства его терзают муки совести. Он знакомится с Соней (олицетворение христианского смирения), которая должна ради денег заниматься проституцией. Наконец Раскольников признается в своем преступлении, и Соня с ним отправляется на каторгу в Сибирь.Идиот - князь Мышкин, добрый и чистый человек, в обществе бессилен.Братья Карамазовы – история отца и сыновей. Отец убит, что принуждает сыновей решать этические, философские, религиозные вопросы.

№ слайда 14

Описание слайда:

Л.Н.Толстой (1828-1910) По происхождению Лев Толстой – аристократ, граф. В своей усадьбе в Ясной Поляне хотел стать гуманным помещиком, ставил здесь свои педагогические эксперименты, организовал школу для детей крестьян.Толстой, как и Достоевский, – тонкий психолог. Изображает человеческие чувства в их движении. Психологического мастерства достигает уже в ранней трилогии Детство, Отрочество, Юность, где отсутствует сюжет как основа повествования, и доминантой становится смысловое восприятие событий рассказчиком.Толстой – критик современных ему нравственных норм и утилитарного рационализма. В своем творчестве выражает необходимость нравственного усовершенствования человека и непротивления злу насилием.

№ слайда 15

Описание слайда:

Романы Толстого Война и мир – роман-эпопея, широкая картина русской жизни первых двух десятилетий 19 века, первый русский исторический роман. В произведение вошло несколько сюжетных линий, десятки и сотни действительных (Наполеон) и вымышленных лиц – Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер Безухов. Значительная часть романа написана на французском языке.Анна Каренина – история поисков истин жизни, изображение разных пониманий супружества.Несчастная в своем супружестве героиня влюбляется в офицера Вронского, уходит от мужа, теряет своего сына, но любовник не способен наполнить ее надежды. Она хочет сохранить любовь, но не находит выхода из своего положения и наконец бросается под поезд.

№ слайда 16

Описание слайда:

А.П.Чехов (1860-1904) По своей гражданской профессии Чехов - врач.Его творчество завершает классический период русской литературы, в его драмах уже проявляются наступающие декадентство и символизм.Чехов демонстративно отказался от большой формы романа. В начале творчества пишет краткие рассказы, юморески о страданиях мелких людей от гнева или равнодушия „значительных лиц. После посещения Сахалина (автор исследовал мир заключенных) творчество Чехова становится более сложным, философичным, грустным.

№ слайда 17

Описание слайда:

Драмы Чехова Лирические драмы Чехова - Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад - наполнены психологизмом, переживаниями героев, мотивом напрасной жизни, русской тоской. Их действия происходят обычно в дворянских усадьбах, герои говорят, мечтают, но не действуют – они не приспособлены ни к какому труду. Традиционные большие конфликты превращаются в микроконфликты, недоразумения между персонажами. Важно невысказанное, психологический подтекст.

№ слайда 18

Описание слайда:

Благодаря своим особенностям, русский роман, повесть, рассказ, очерк стали для русского общества XIX в. подлинными учебниками жизни. В них нашли отзвук все философские и моральные искания, думы и социальные чаяния русского общества. Страстный гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», исключительная глубина психологического анализа, умение проникать в сложные процессы народной жизни и в то же время в самые скрытые и тонкие движения человеческой души и сердца, защита идеи равенства и братства народов, утверждение образа человека - активного искателя и борца - сделали русскую классическую литературу драгоценнейшим достоянием передовой культуры человечества, важнейшим явлением истории мирового художественного слова.

№ слайда 19

Описание слайда: