Закрытие последней биржи труда в ссср. Сезонные работы, аресты недовольных и поиск "трудовых дезертиров"

83 года назад не стало безработицы. Правда, не стало ее только в одной, отдельно взятой стране, и только по официальным отчетам, однако история об этом все равно сохранилась. 13 марта 1930 года в СССР закрылась последняя биржа труда — Московская. После этого Советский Союз объявил себя первой в мире страной, окончательно покончившей с безработицей.

Биржи труда впервые были созданы на территории России в начале ХХ века. Их отделения появились в нескольких крупных городах Российской империи: в Москве, Риге, Одессе, ну и, конечно, в столичном Петербурге. Помимо них возникли и частные конторы, которые занимались трудоустройством за плату.

С приходом к власти большевиков последние были упразднены, а сама безработица объявлена позорным "наследием капитализма". Началась борьба с "наследием", которой сильно мешал НЭП: не имеющие заработка люди тянулись из деревни в города, а в городах тем временем массово закрывались заводы, сокращались штаты фабрики. Безработных становилось все больше, они проводили акции протеста, и стало ясно, что срочно требуется принимать меры.

И меры не преминули появиться. В июле 1924 ввели новые правила постановки на учет: тех, у кого стаж работы был ниже 6-7 лет, на учет по безработице ставить запретили, равно как и тех, у кого не было рабочей квалификации. Тех, кто удовлетворял этим требованиям, однако на учете уже стоял, с учета сняли. Как "малоценных элементов". Одновременно с этим прекратились и выплаты пособий по безработице. Формально — чтобы не потакать тем, кто не желает работать, а желает лишь получать пособия, но фактически эта мера способствовала снижению интереса у населения к становлению на учет: зачем лишняя бумажная волокита и очереди, если это ничего не дает (ни работы, ни денег)? Количество задокументированных безработных сократилось в разы. Люди, конечно, бунтовали (то там, то тут всплывала информация о погромах на биржах труда), но ничего, как водится, не добились. На бумаге всех этих недовольных безработных просто не существовало.

После этого началась массовая коллективизация, и методы ее проведения заставили колхозников забыть о возможности поиска лучшей доли. Крестьяне были надежно привязаны к земле, а значит "заняты". В городах же проблему решили, полностью упразднив частнособственнические отношения в сфере труда, то есть, запретив свободный найм рабочей силы, право выбора специализации и сделав трудовые отношения исключительно отношениями между гражданином и государством. Последнее само предоставляло рабочие места и само определяло, кто, как и почему на них будет работать.

Все вместе эти меры, хоть и не то что не решили, а лишь усугубили проблему малой эффективности труда, однако позволили сделать заявление о полной и безоговорочной победе над безработицей. 13 марта 1930 года на последней советской бирже труда было выдано последнее направление на работу — слесарю Михаилу Шкунову. После чего биржа закрылась. Газета "Правда" по этому поводу написала: "Пролетариат СССР в союзе с трудящимся крестьянством под руководством ВКП(б), разбивая классовых врагов и их подголосков, в ожесточенной борьбе за социализм добились полной ликвидации безработицы в СССР". Это заявление было особенно своевременно с политико-пропагандистской точки зрения, потому как на Западе как раз бушевала Великая Депрессия, биржи были переполнены, а советское руководство обещало полный крах капитализма не сегодня-завтра.

Борьба с тунеядством, во многом, сразу же превратилась в охоту на ведьм. Потому как четких и единых для всех правил о том, кого считать трудящимся, а кого — уклоняющимся от труда, вывести невозможно. Возникли злоупотребления, возникли соседи, сводящие счеты с неугодными путем наветов, возникли вольные толкования правовых норм. Среди привлеченных к ответственности за тунеядство только за первые три года действия указа 37 тысяч человек обнаружились и больные, и вовсе нетрудоспособные. Много жертв было и среди граждан, пытавшихся подработать путем продажи овощей и фруктов, выращенных на дачных участках. Несмотря на то даже, что основная работа у этих граждан имелась. А вот многие, на кого этот указ и был, по идее, направлен, проскакивали мимо. Находились у указа и политические жертвы, наиболее известной из которых стал поэт Иосиф Бродский.

Безработица в СССР была ликвидирована в 1930 году, когда последнее направление на трудоустройство было официально выдано некому рабочему-слесарю по фамилии Шкунов на Московской бирже труда.

Советские биржи труда возникли по всей стране в период вступления в силу декрета В. И Ленина «О биржах труда», принятого в начале 1918 года. В документе излагался план, как реорганизовать работу с населением по предоставлению рабочих мест, выплате пособий при постановке на учет безработных, и также указано о немедленном прекращении работы всех коммерческих бирж труда, работавших ранее на платной основе.

В декрете « О биржах труда» говорилось о том, как грамотно упорядочить спрос и предложение по рабочим местам в стране во всех сферах народного хозяйства.
Наследие капитализма, коим являлась безработица, большевики намерены были ликвидировать в кротчайшие сроки.

С началом планомерного огосударствления всех земель и отраслей сельского хозяйства и промышленности, привлечения огромного количества населения из сельской местности в город создавались новые рабочие места.

К началу 30-х годов план по коллективизации был выполнен и приступили к индустриализации страны — это давало приток все новых рабочих сил.

И. В. Сталин высказал свою историческую мысль о том, что к 1930 году пятилетка была пройдена за 4 года и главное ее достижение в том, « что мы уничтожили безработицу и избавили рабочих СССР от ее ужасов». В марте 1930 года за ненадобностью была прикрыта Московская биржа труда, и громко на весь мир большевики объявили себя страной всецело победившей безработицу.

Для безработных сего мира такая информация была как глоток надежды.

Как же вообще возможно было в столь кротчайшие сроки избавиться от безработицы?

Биржи труда в СССР, конечно, закрыли, но и закрыли глаза на тех, кто остался за бортом социума, точнее безработица просто не вписывалась в уже созданную систему тоталитарного государства СССР. И реально существующая безработица просто ушла в подполье. Началось планомерное преследование выявляемых «тунеядцев», которых подвергали административным наказаниям через Наркомат Труда, который возглавил большевик А.М. Цихон.

В момент прекратились все выплаты безработным и вступило в силу распоряжение по переподготовке в принудительном порядке учтенных ранее на советской бирже труда безработных. К 1931 году переподготовку по стране проходили около 250000 безработных.

Тем, кто ранее состоял на бирже труда в СССР отменили льготы и пособия, но и немедленно выдали направления на работу. Ни профессиональный, ни возрастной, ни территориальный факторы (место проживания) не учитывались. Например, человек с высшим образованием не имел ни малейшей возможности отказаться от вакансии, к примеру, чернорабочего на мясокомбинате или шахтера, иначе он признавался тунеядцем. Чем больше человек отказывался, тем пагубнее становилось его положение и материальное, и территориальное - рабочие места предлагались все дальше от места проживания.

С упразднением советских бирж труда безработица приобрела скрытую форму.

В отсутствие бирж труда в СССР только в 30-е годы миллионы крестьян, перебравшиеся в города после коллективизации и грянувшего голода получили рабочие места на предприятиях с сокращенным графиком труда и поточным трехсменным графиком работы. Эта система давала больше рабочих мест на более чем половине предприятий в стране. Уже к 1932 году свыше миллиона бывших безработных получили работу.

Ликвидация бирж труда в СССР привела к проблеме неквалифицированных работников, и Сталин высказывает новый тезис: «Кадры решают все!» С предприятий начали изгонять «социально чуждых» и кулацкие элементы, на их места присылали учтенных ранее на советской бирже труда безработных.

Не имевших работы в административном порядке направляли на принудительные работы. Биржи труда в СССР были преобразованы в территориальные управления кадров, работа их заключалась в бесперебойном снабжении народного хозяйства рабочей силой, коррекции ее перераспределения для ударных строек страны.

Однако, эти управления, заменившие советские биржи труда, ничуть не справлялись с поставленной задачей. По мере возрастания индустриальной профориентации в стране, к концу 30-х годов, за работу по подобру персонала - «ковать кадры» на местах — принялись отделы кадров на каждом предприятии. В их полное ведение перешла работа по переподготовке и обеспечению квалифицированными работниками в соответствии с нуждами каждого отдельного предприятия.

К середине 30-х годов перестали говорить о бездомных и голодающих, а к началу 40-х годов в СССР любое упоминание о безработице, каких бы то ни было забастовках и трудовых конфликтах полностью исчезло.

Виктория Мальцева

СССР объявил себя первой страной в мире, победившей безработицу

«Одно из основных завоеваний пятилетки в 4 года
состоит в том, что мы уничтожили безработицу
и избавили рабочих СССР от ее ужасов».

Сталин И.В., Итоги первой пятилетки,
«Вопросы ленинизма», стр. 501, изд. 10-е.

В России биржи труда, созданные городскими управами, возникли в начале ХХ века в крупнейших промышленных центрах - Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с ними получили распространение частные посреднические конторы, которые за предоставление работы взыскивали с безработных высокую плату. Профсоюзы в организации трудового посредничества через биржи труда не участвовали.

В СССР биржи труда существовали в первые годы Советской власти. Они были орудием пролетарского государства по планомерной борьбе с безработицей - «наследием капитализма». Опубликованный 31 января 1918 года за подписью В. И. Ленина декрет «О биржах труда» ликвидировал все частные и платные бюро и конторы по найму и учредил государственные бесплатные биржи труда. На них возлагались: трудоустройство безработных, выдача им пособий, учёт и распределение рабочих во всех отраслях народного хозяйства, а также упорядочение спроса и предложения труда, организации общественных работ и т.п.

Вслед за «великим переломом» 1929 года в стране стала складываться тоталитарная система государственного социализма, деформировавшая процессы свободного социально-экономического развития.


Как и любой тоталитаризм того времени, например, в Германии, Италии, Японии, сталинский режим поставил борьбу с безработицей в СССР в число важнейших задач и первым провозгласил «окончательное решение» этого вопроса своим главным достижением в социально-трудовой сфере.

Решающим шагом явилось упразднение рынка труда. Именно с этого начался путь к бестоварной утопии казарменного социализма, изменивший систему социально-трудовых отношений. Первый пятилетний план предполагал, что «социалистический план трудовых ресурсов» станет единственным регулятором движения рабочей силы. Для этого потребовалось сознательно уничтожить реальные отношения купли-продажи, т.е. найма рабочей силы через рынок труда, социальные гарантии безработным, а также ограничить свободу выбора занятости лишь государственным сектором экономики.

13 марта 1930 года на Московской бирже труда было выдано последнее направление на работу - слесарю Михаилу Шкунову, после чего биржа закрылась. А 7 ноября 1930 года газета «Правда» провозгласила:

В пропагандистских целях всему миру было объявлено об окончательном избавлении от проклятого наследия капитализма - безработицы. Победе всемирно-исторического масштаба рукоплескали пролетарии всех стран: ведь великий кризис оставил без работы миллионы людей. Экономически, социально, а главное - политически безработица не вписывалась в сооружаемую тоталитаризмом систему социалистического труда.

Долгое время казалось, что, проводя социальную политику, советское государство боролось с безработицей в городе и аграрным перенаселением в деревне, создавая все новые рабочие места, покуда «тройным прыжком» в социализм - путем индустриализации, коллективизации и культурной революции - не ликвидировало разом эти проблемы вместе с остатками эксплуататорских классов. В действительности сначала была ликвидирована не сама безработица, а система социальных гарантий работникам на рынке труда. Реальная безработица, которая к концу пятилетки должна была по плану составлять не менее 0,5 млн. человек, была «объявлена вне закона», «загнана в подполье». Выявленные безработные подвергались административному преследованию. Летом 1930 года реорганизован Наркомат труда и его органы на местах, заменено его руководство, объявленное оппортунистическим. Новый нарком труда А. М. Цихон, сменивший на этом посту Н. А. Угланова, обвиненного в правом уклоне, словно попугай, повторял вслед за Сталиным, что безработицы в СССР уже нет.

Куда же она могла исчезнуть в столь короткие сроки?

Вопрос решился очень просто и, как всегда, «сверху». В октябре 1930 года было принято решение о прекращении выплаты пособий по безработице и немедленном распределении всех безработных на работы. На освободившиеся средства развернулась массовая принудительная переподготовка безработных при органах труда (к началу 1931 года ее единовременно проходили 20- 22 тысяч человек).

Зарегистрированным на бирже труда были отменены все льготы, кроме одной - немедленного направления на работу. Всем, состоявшим на учете в биржах, в принудительном порядке были предложены рабочие места, независимо от возраста, пола, места проживания, имеющейся профессии или специальности. Если человек интеллигентной профессии отказывался от вакансии откатчика в шахте или чернорабочего на стройке, он автоматически причислялся к «лодырям» и «тунеядцам», которым всё равно находили работу, но уже в более удалённых местах. Фактически безработица в больших городах перешла в скрытую форму.

Рассасыванию учтённой безработицы способствовало также ускоренное создание новых рабочих мест, в том числе за счет перехода от 8-часового на 7-часовой рабочий день (в соответствии с Манифестом сессии ЦИК от 15 октября 1927 года). К началу 1931 года на сокращенный рабочий день переведено 58% всех рабочих и служащих, а в 1932 году он установлен во всей промышленности. Чтобы увеличить загрузку оборудования, на промышленных предприятиях были введены неполная рабочая неделя и трехсменный режим. Все это потребовало дополнительных рабочих. В результате свыше миллиона бывших безработных получили работу.

В течение первой пятилетки были последовательно национализированы, конфискованы или закрыты все частные и большинство кооперативных и смешанных предприятий, а затем полностью реорганизована на государственной центросоюзовской основе промысловая и потребительская кооперация.

Параллельно шла коллективизация - особо уродливая форма государственного принудительного кооперирования. В сельском хозяйстве широко применялись способы подавления: от разорительных налогов и конфискаций до выселения и крайних мер «социальной защиты». К концу пятилетки около 15 млн. крестьян подверглись раскулачиванию, высылке в отдаленные районы страны, пострадали от последствий обобществления их личной собственности, стали жертвами разразившегося в стране голода. Но одновременно с этим более 9 млн. крестьян пришли в города, соглашаясь на любую работу. Только в одном 1931 году было завербовано на лесозаготовки 1,5 млн. человек, в строительство - 2,6 млн., на торфоразработки - 200 тыс. и угольные шахты Донбасса 150 тыс. крестьян.

Резко упали требования производства к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному уровню. Там, где раньше работал один квалифицированный рабочий, создавались 3-4 новых рабочих места. Типичной фигурой рабочего становится вчерашний выходец из деревни, ранее не знавший индустриального труда и городского образа жизни. Именно он - полуквалифицированный пролетарий - превращается в придаток машины на фабрике, встаёт у конвейера на автомобильном или тракторном заводе, на него были рассчитаны вводимые по тейлоровско-фордовскому образцу невиданные раньше в России потогонные системы. Чтобы расширить «фронт работ», трудовые операции искусственно разбивались на частные функции, вводилось «полумануфактурное» разделение труда. Индустриальный рабочий все больше превращался в частичного работника, полностью зависимого от распределения работ на участке производства. Депрофессионализация обусловила дальнейший рост потребности в количестве рабочей силы, способствуя возрастанию ее всеобщего дефицита.

Вместе с расширением сферы занятости создавались и условия, порождавшие высокую текучесть кадров, уход работников с предприятий в надежде улучшить свое материальное и бытовое положение. Провозглашенная «борьба с безработицей» постепенно стала борьбой против текучести кадров. Наркомат труда получил задание выявлять «трудовых дезертиров», летунов, и лишать их права на получение работы в течение шести месяцев. Для того чтобы обеспечить полную занятость не устроенного биржей пролетариата, с предприятий изгонялись «социально чуждые» и кулацкие элементы, а на их места посылали зарегистрированных безработных. «Бывших людей» биржи не брали на учет для трудоустройства, а те, кто не имел работы, подлежали выселению в административном порядке и направлению на принудительные работы. Биржи труда были преобразованы в территориальные управления кадров, обязанные «снабжать» народное хозяйство рабочей силой, осуществлять ее плановую переброску и перераспределение на ударные предприятия и стройки.

И, тем не менее, безработица продолжала существовать. Под предлогом, что половина из них - «лодыри» и «рвачи», с учета сняли всех. Однако, несмотря на регулярно проводимые чистки «лжебезработных», почти полное закрытие бирж и отделов труда, осуществлявших регистрацию и направление на работу, явная безработица в той или иной мере обнаруживалась во многих крупных городах (Ленинграде, Одессе, Харькове). По официальной статистике, на 1 августа 1931 года (в условиях полной ликвидации безработицы) на учете состояло более 18 тысяч человек. Затем всякое упоминание о безработице исчезло. Как и упоминание о бездомных, голодающих, о забастовках и трудовых конфликтах.

Исключив рынок труда и безработицу из системы регулирования общественно-трудовых отношений, органы по труду так и не сумели выполнить возложенную на них задачу - организовать прямое распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Поэтому они были повсеместно упразднены за ненадобностью (1933 год). Постепенно функции подбора, профподготовки и переброски рабочей силы перешли к предприятиям и их ведомствам. Стали создаваться отделы кадров, самостоятельно решавшие вопросы обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, в соответствии с планами производства.

БЕЗРАБОТИЦА В СТРАНЕ ТРУДЯЩИХСЯ

Если до революции безработица считалась неприятным, но неизбежным следствием прогресса, то в государстве диктатуры пролетариата оставшиеся без работы представители класса-гегемона служили живым упреком власти. Поэтому всякий раз, когда количество безработных начинало резко расти, партия и правительство лихорадочно пытались улучшить ситуацию.

В первый раз это случилось в начале 1920-х, когда начался масштабный развал промышленности. Впоследствии большевики упорно внедряли в умы версию о том, что заводы и фабрики остановились во время Гражданской войны из-за трудностей со снабжением и финансированием. Но это была только часть правды. Большинство важных для обороны предприятий, включая даже авиационные производства, продолжали работать вплоть до окончания войны. Благо дореволюционные запасы были огромны. тем, кому все-таки не хватало сырья, новая власть помогала, реквизируя все необходимое, где только было возможно. Сокращать производство начали только в 1921 году из-за отмены военных заказов и отсутствия денег у измученных неурожаями, разверстками и налогами крестьян.

Едва ли не главную роль в поддержании предприятий в рабочем состоянии играли их бывшие управляющие и владельцы, которые пошли на сотрудничество с коммунистами. Большинство из них считали, что октябрьский переворот и Гражданская война - тяжелые последствия войны с Германией и все это неизбежно кончится. О том, что все должно вернуться на круги своя, свидетельствовала и объявленная Лениным новая экономическая политика. В руки бывших владельцев стали передавать мелкие предприятия, и ГПУ в 1922 году докладывало ЦК, что на частных производствах есть сырье и организован сбыт и, хотя случаются попытки эксплуатации трудящихся, зарплата выплачивается регулярно и рабочие довольны.

Власть декларировала намерение сделать следующий шаг - передать в концессию, практически в собственность на оговоренное число лет, крупные заводы, фабрики, шахты и рудники. Но на деле почти все заявки на концессии надолго застревали в различных инстанциях, а положительный ответ получали единицы из многих тысяч просителей. Так что для всех стало очевидным, что советская власть не собирается расставаться с командными высотами в промышленности. Отношения бывших собственников с советской властью оказались испорченными навсегда. "Этот подход нам причинил неисчислимые бедствия,- писал в марте 1923 года председатель ГПУ Дзержинский наркомвоенмору Троцкому об обещании сдать все заводы в концессии.- Он дезорганизовал всю нашу советскую промышленность, организуя против нее всех бывших владельцев и их сотни тысяч приказчиков, заполняющих раньше наши главки, а теперь тресты и синдикаты. Верная мысль, неверно используемая, сделалась для нас гибельной".

Ничего особенного несостоявшиеся собственники не делали. Они просто не делали ничего, что помогло бы справиться с финансовыми, снабженческими и прочими проблемами предприятий. Задержки зарплаты из регулярных стали хроническими, а инфляция обесценивала любые заработки еще до того, как рабочие успевали их получить. По всей стране начались забастовки с требованиями увеличить тарифы и выплатить причитающиеся деньги. В ответ местные и центральные власти начали увольнять рабочих и переводить нерентабельные предприятия на консервацию до лучших времен.

В течение 1923 года кризис разрастался и захватывал все новые губернии и предприятия. Собственно, то, что происходило в стране, было тайной войной за собственность. Бывшие владельцы полагали, что под давлением недовольных пролетариев большевики пойдут на сдачу остановившихся заводов и фабрик в аренду.

Политбюро создало комиссию, которая регулярно выдвигала разнообразные варианты борьбы с безработицей. Итоговый, который был принят в июле 1924 года, отличался исключительным цинизмом: "Принимая во внимание, что безработица будет носить тяжелый характер, а также возможность нового притока безработных из деревень в связи с неурожаем... должна быть немедленно произведена конкретная реальная чистка состава зарегистрированных по всему Союзу со снятием бесстажных и малоценных элементов, ищущих пособий, а не работы (не менее 30-25% зарегистрированных)". Тем же решением высший политический орган страны устанавливал новые правила регистрации, по которым работу не могли получить все, у кого не было квалификации и насчитывалось меньше 6-7 лет стажа. Но главным было то, что регистрация на бирже труда больше не влекла за собой выплаты каких-либо пособий.

К концу августа указания партии были проведены в жизнь, и в Ленинграде из 140 тыс. безработных на бирже было "вычищено" 95 тыс. Хотя, как отмечало ОГПУ, "количество фактических безработных увеличивается". К рабочим и бежавшим в города крестьянам добавились новые лишние люди - демобилизованные красноармейцы и их командиры.

Большевистским руководителям ответственным за экономику, в число которых входил председатель Высшего совета народного хозяйства и одновременно председатель ОГПУ Дзержинский, было очевидно, что справиться с безработицей можно лишь одним способом - подъемом производства. Но средства частников и иностранцев привлекать по-прежнему не хотелось. собственных - либо не доставало, либо они тратились странным даже для Дзержинского образом.

К 1925 году безработица перешла в разряд хронических проблем. Хозорганы предлагали наладить переподготовку безработных. Но ВСНХ с большим трудом согласился принять на свои действующие предприятия по всей стране только 20 тыс. переученных рабочих. В стране же, по неофициальным данным, насчитывалось до 10 млн безработных. В результате вся тяжесть общения с толпами голодных и обездоленных людей легла на сотрудников бирж труда. В сводках происшествий и обзорах положения в стране появился постоянный раздел "Выступления безработных" и "Эксцессы на биржах труда", где фиксировались случаи разгромов бирж и избиения их сотрудников. Правда, далеко не всегда регистраторы и руководители бирж были невинными жертвами народного гнева. Появлявшиеся вакансии предлагались родственникам, знакомым, тем, кто давал взятки, женщинам, которые, как говорится в докладах, "соглашались на половое сожительство". тем, кто на сожительство не соглашался, в Москве могли предложить отправиться на Цветной бульвар, а в Питере - на Лиговку, где собирались проститутки.

Демобилизованные красные командиры, оставшиеся без средств к существованию, тоже нередко прибегали к силе или угрозам. "Нервное настроение среди демобилизованного комсостава,- констатировало ОГПУ в ноябре 1926 года,- нашло свое выражение в выступлениях, имевших место в Киеве и Одессе. В Киеве на военной секции горсовета, где собралось до 150 бывших командиров, выступавшие (бывший начштадив и др.) в резкой форме критиковали деятельность местных органов по освобождению 3% штатных мест, забронированных для комсостава, и отказ принимать на работу не знающих украинского языка и угрожали посылкой делегации к Ворошилову, в Харьков и Москву... В адрес Одесского окРИКа (окружного исполнительного комитета.-"Власть") поступили анонимные письма, подписанные "конспиративным штабом Повстанкома демобилизованных высшего, среднего, младшего и красноармейского состава Одесского гарнизона", которые угрожали расправой властям, если в ближайшие дни безработные не будут устроены на работу. Повстанком указывает также на связи с иногородними организациями демобилизованных и войсками, стоящими под ружьем".

Чтобы пробиться на завод и в полной мере пользоваться всеми социальными благами рабочего, необходимо было соответствовать почти невыполнимым для большинства советских граждан требованиям

Чтобы пробиться на завод и в полной мере пользоваться всеми социальными благами рабочего, необходимо было соответствовать почти невыполнимым для большинства советских граждан требованиям.

Е. Жирнов. "Среди безработных отмечено много самоубийств”

ВОЛНЕНИЯ СРЕДИ БЕЗРАБОТНЫХ

В отчетном периоде зарегистрирован ряд сильных волнений безработных на почве слабой ликвидации безработицы и недостаточной помощи. Особенно серьезный характер носило волнение безработных в Одессе в связи с самоубийством одного безработного. Возбужденная видом самоубийцы (сбросившегося со 2-го этажа здания биржи труда) толпа организовала демонстрацию протеста при участии 4000 безработных. В толпе выступали эсеровские и меньшевистские агитаторы, под влиянием которых толпа требовала привлечения безработных к контролю над органами, работающими по борьбе с безработицей. На состоявшихся после демонстрации собраниях безработных по профсоюзам представителям проф- и парторганов не давали говорить; выступавшие требовали снятия с работы жен и родственников ответственных работников, отмены привилегий для коммунистов-безработных и борьбы со сверхурочными.

Другое серьезное выступление имело место в Киеве, где группа строителей-безработных пыталась захватить знамя профсоюза и организовать демонстрацию находившемуся в Киеве тов. Петровскому. Попытка была предотвращена группой коммунистов и комсомольцев, отбивших после драки знамя. Отдельные выступления безработных отмечены в Минске (толпа безработных, посланная на работу без инструментов и не принятая там, пыталась избить сотрудника биржи); в Ярославской губ. (среди безработных собирались подписи желающих принять участие в демонстрации). В Иркутской губ. безработные пристаней организовали свой союз для борьбы с безработицей; ввиду ликвидации союза безработные угрожают избить администрацию «Карлензолота», набирающих рабочих по своему усмотрению. На новониколаевской и омской биржах труда отмечаются тенденции среди безработных разгромить биржу, которая, по их мнению, только мешает получить работу. В Акмолинской губ. безработные выбрали своих делегатов с требованием добиваться ликвидации безработицы, требуя в противном случае уничтожения биржи труда. Во всех выступлениях будирующим элементом являлись представители разных антисоветских партий - меньшевики, анархисты и укаписты.

Из Обзора ОГПУ политэкономического состояния ССС за май 1924 г.

ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА

Несмотря на такое положение с квалифицированной рабочей силой и отмеченный выше значительный рост занятой рабочей силы, за отчетный год наблюдалось все же возрастание среднегодовой цифры зарегистрированных на бирже труда безработных. Однако отчетный год может быть отмечен как переломный год в динамике безработицы по СССР. Быстрый темп роста общего числа безработных, имевший место в предыдущие годы, сменился в 1928/29 г. значительным его снижением, как это видно из данных таблицы.

В среднем за весь 1928/29 г. рост безработицы составил 9,7%. Данные же на конец отчетного года показывают абсолютное снижение остатка зарегистрированных безработных по сравнению с началом 1928/29 г. на 123 тыс., или на 9%. Эти данные показывают, что плановые предположения роста безработицы, запроектированного контрольными цифрами на 1928/29 г. в размере 20,6% пр отношению к предыдущему году, оказались преувеличенными. Это преувеличение вытекало из недоучета ряда экономических факторов, сопровождавших бурный рост социалистического строительства. К числу этих факторов необходимо отнести, в частности, более быстрый темп расширения обобществленного сектора сельского хозяйства и строительства совхозов, что сопровождалось большим спросом на рабочую силу, в частности на квалифицированных металлистов разных профессий, счетный, агрономический и т.п. персонал. Одновременно снизился и приток в города лиц из сельских местностей.

Недоучтены были также и организационные мероприятия органов труда, в частности регулирование притока сезонной рабочей силы, прикрепление сезонников непосредственно к хозорганам и проверка состава безработных, состоявших на учете бирж труда, давшая только в феврале - апреле отчетного года отсев безработных с бирж труда в числе около 40-50 тыс.

Данные динамики безработицы показывают, что в основном ее рост шел за счет общего роста всего трудоспособного населения страны и аграрного перенаселения. Как видно из приведенных выше данных, состав безработных за отчетный год резко изменился за счет увеличения числа лиц, не работавших по найму. Удельный вес этой категории безработных в общем числе всех безработных поднялся с.25,6% на 1 октября 1928 г. до 33,5% на 1 октября 1929 г. В абсолютных цифрах данная группа безработных за время с октября 1928 г. по октябрь 1929 г. дает рост на 67,1 тыс., или на 19,2%, в то время как группа безработных, работавших по найму, наоборот, дает снижение за этот же период на 190,1 тыс., или на 18,7%.

Категория безработных, не работавших ранее по найму, состоит почти исключительно из неквалифицированной рабочей силы, причем 67,8% из этой категории падает на подростков, 70,8% - на женщин. За 1928/29 г. увеличение числа безработных подростков составило 21%. При этом удельный вес подростков в общем числе безработных поднялся с 17,6% на 1 октября 1928 г. до 23,4% на 1 октября 1929 г. Рост женской безработицы значительно обгоняет рост безработицы среди мужчин. В то время как среднегодовой рост за 1928/29 г. среди мужчин составил 3,3%, среди женщин он составил 19%. Если же сопоставить данные на 1 октября 1928 г. и 1 октября 1929 г., то оказывается, что безработица среди мужчин за этот период дает снижение на 24,3%, а среди женщин, наоборот, дает рост на 7,6%. Удельный вес безработицы среди женщин с 47% на 1 октября 1928 г. повысился до 56% на 1 октября 1929 г.

Из материалов к отчету правительства СССР за 1928/29 г.

Пролетариат СССР в союзе с трудящимся крестьянством под руководством ВКП(б), разбивая классовых врагов и их подголосков, в ожесточенной борьбе за социализм добились полной ликвидации безработицы в СССР.

Вопрос о ликвидации безработицы в Советском Союзе давно привлекает внимание советских историков 1 . В 20 - 30-х годах появились первые работы, в которых на основе статистических материалов Госплана, Наркомата труда СССР и других учреждений рассматривались такие стороны этой проблемы, как размер безработицы в нашей стране и организация борьбы с нею 2 . Проблема безработицы в СССР, исследуемая в основном в двух аспектах - причины безработицы и меры помощи безработным - нашла отражение в трудах, посвященных истории рабочего класса 3 . В экономическом плане данная проблема освещена в статье М. П. Довженко 4 . Однако самый процесс ликвидации безработицы в СССР остается неизученным.

Безработица в СССР - тяжелое наследие, полученное Советской республикой от дореволюционной России. После окончания гражданской войны и интервенции безработица в стране достигла значительных размеров. Но в СССР она носила временный характер и не имела ничего общего с безработицей в странах капитала, являющейся результатом действия всеобщего закона капиталистического накопления. В 1917 - 1918 гг. вследствие разрухи народного хозяйства и прекращения работы ряда крупных промышленных предприятий армию безработных составляли в основном кадровые рабочие. Революционные преобразования в деревне создали условия для отлива населения из городов в сельскую местность; этому способствовали и общие тяжелые условия городской жизни в годы гражданской войны и интервенции. Поэтому уже в начале 1918 г. большая часть безработных квалифицированных рабочих переместилась в деревню. После окончания гражданской войны в стране имелось значительное число не занятых в производстве людей. В первые годы нэпа в результате син-

1 Историографию вопроса см.: А. С. Сычева. К вопросу о безработице в СССР. "Ученые записки" Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. Кафедра истории СССР. Вып. 7. Т. CXXVII. 1963.

2 Я. Гиндин. Новые формы работы бирж труда. М. 1924; его же. Регулирование рынка труда и борьба с безработицей. М. 1926; его же. Безработица и трудовое посредничество. М. 1928; его же. Борьба с безработицей и наем рабочей силы. М. 1928; Л. Е. Минц. Труд и безработица в России (1921 - 1924 гг.). М. 1924; его же. Аграрное перенаселение и рынок труда в СССР. М. -Л. 1929; С. Струмилин. Социальные проблемы пятилетки 1928/29 - 1932/33. М. -Л. 1929; Б. Маркус. Труд в социалистическом обществе. М. 1939, и др.

3 А. А. Матюгин. Рабочий класс СССР в годы восстановления народного хозяйства. М. 1962; Л. С. Рогачевская. Из истории рабочего класса СССР в первые годы индустриализации. М. -Л. 1959; А. А. Байшин. Исторические этапы формирования рабочего класса в Советском Казахстане. Алма-Ата. 1958; Б. М. Митупов. Развитие промышленности и формирование рабочего класса в Бурятской АССР (1923 - 1937). Улан- Удэ. 1958, и др.

4 М. П. Довженко. Ликвидация безработицы и осуществление права на труд в СССР. "Научные записки" Московского государственного экономического института. Вып. 10. 1958.

дицирования, перехода на хозрасчет, закрытия нерентабельных предприятий, передачи некоторых из них частным лицам число безработных возросло. Увеличилась безработица среди служащих, учителей и врачей в связи с сокращением аппарата управления, сети школ и больниц в 1921 - 1923 гг., из-за материальных трудностей, испытываемых страной.

На 1 ноября 1922 г. промышленные рабочие составляли среди безработных 21,8%, чернорабочие - 19,2%, "группа интеллектуального труда" (куда входили интеллигенция, служащие учреждений и т. д.) - 45,9% 5 . В 1926 - 1929 гг. состав безработных резко изменился. В 1926 г. группа чернорабочих насчитывала 42% от общего числа безработных, на 1 октября 1929 г. - 58,9%, 1 апреля 1930 г. - 62,3% 6 . Доля промышленных рабочих на протяжении рассматриваемых лет составляла по среднегодовым данным около 15% безработных, к тому же это были большей частью малоквалифицированные рабочие и чернорабочие. Например, среди общей массы безработных промышленных рабочих неквалифицированных железнодорожников было 80%, неквалифицированных химиков - 50% 7 . Рабочие, занятые на временных работах, принимались в члены профсоюза. В дальнейшем при учете на биржах труда при заполнении графы о квалификации они причисляли себя к квалифицированным рабочим, несмотря на то, что трудились как чернорабочие. Последние пополняли группу неквалифицированных рабочих среди безработных, хотя в действительности имели определенную квалификацию. Естественный прирост городского населения при наличии безработицы стал источником ее пополнения. Так, по сведениям НКТ СССР, молодежи от 14 до 23 лет, не занятой в производстве, было в городах в 1923 г. 2029 тыс. человек, в 1924 г. - 2127,1 тыс., в 1925 г. - 2 245,3 тысячи 8 . Удельный вес женщин среди безработных на 1 октября 1929 г. равнялся 51,8% 9 . Женщины и подростки, как правило, не имели трудовой квалификации. В этот период безработица носила ярко выраженный "неквалифицированный" характер: безработными были главным образом чернорабочие.

Со временем материальное положение рабочего класса из года в год стало улучшаться и было в целом выше, чем у основной массы крестьянства. Так, по данным Госплана СССР, доход на одного земледельца в 1926/27 г. составлял в среднем 205 руб., а рабочего - 710 рублей 10 . Развертывание социалистического строительства, рост материального благосостояния усилили тягу крестьянской бедноты в город. Если в 1921 - 1925 гг. не было большого отлива крестьян из деревни, то в 1926 - 1929 гг. наблюдался массовый уход крестьян-бедняков в город. В 1924/25 г. из деревни в город переселилось 2788 тыс., в 1926/27 г. - 3 590 тыс., а в 1929 г. - 4200 тыс. человек 11 .

В период завершения восстановления народного хозяйства и перехода к его реконструкции промышленность была еще не в состоянии поглотить всех нуждавшихся в работе. В 1921 - 1925 гг. не могло быть и речи о полной ликвидации безработицы. Главная задача в период восстановления народного хозяйства заключалась в том, чтобы сохранить основные кадры рабочих, уберечь их от деклассирования и мелкобуржуазного влияния, которое особенно сильно ощущалось в первые годы нэпа.

5 Л. Е. Минц. Труд и безработица в России (1921 - 1924 гг.), стр. 50, табл. 6.

6 ЦГАОР СССР, ф. 5451, оп. 24, ед. хр. 278, л. 4; "Пропагандист", 1930, N 10, стр 90

7 ЦГАОР СССР, ф. 5474, оп. 8, ед. хр. 293, л. 142; ф. 5470, оп. 11, ед. хр. 116, л. 39.

8 Там же, ф. 382, оп. 4, ед. хр. 1604, л. 52.

9 Там же, ф. 5515, оп. 15, ед. хр. 147, л. 49.

10 Там же, ф. 5451, оп. 11, ед. хр. 357, л. 1.

11 Там же, ф. 382, оп. 4, ед. хр. 1604, л. 48; ф. 5515, оп. 24, ед. хр. 232, л. 371.

С введением новой экономической политики регулятором распределения рабочей силы стал рынок труда. Но это не был рынок, действующий на принципах капитализма. Предложение рабочей силы не являлось ее продажей, а спрос - куплей. Советский кодекс законов о труде 1922 г. гарантировал трудящимся минимум заработной платы, строго фиксированный рабочий день (6 - 8 часов), ежегодные отпуска. Пресекались все попытки произвольно решать вопросы увольнения рабочих. Трудящиеся находились под защитой пролетарского государства, которое взяло в свои руки регулирование рынка труда; была создана система бирж труда 12 , являвшихся государственными органами. Частным лицам запрещалось образование подобных организаций. Регулирование рынка труда в 1921 - 1925 гг. означало в первую очередь обеспечение определенным родом занятий кадровых рабочих, демобилизованных красноармейцев. Деятельность бирж труда по учету безработных подвергалась систематической проверке. Например, в 1924 г. на основании циркуляра ЦК РКП(б), ВЦСПС и Наркомата труда СССР была проведена чистка всех бирж. На учете в биржах были оставлены члены профсоюзов, квалифицированные рабочие со стажем не менее трех лет, советские служащие, имевшие пятилетний стаж, чернорабочие со стажем работы 5 лет, лица, окончившие специальные учебные заведения 13 . Периодическая проверка лиц, числившихся на учете бирж труда, имела большое значение, так как в списки безработных нередко попадали нэпманы, пытавшиеся скрыть свое социальное лицо. Иногда на фабрики и заводы проникали кулацкие элементы, в то время как кадровые рабочие не имели работы. В таких случаях профсоюзные организации проводили чистку состава рабочих предприятия 14 .

В 1922 - 1925 гг. работа предоставлялась лишь через биржи труда, при соблюдении очередности. Такая система была неудобна для народного хозяйства, которое не всегда получало рабочую силу необходимой квалификации там, где это требовалось в первую очередь. И все-таки Советское государство допускало такой метод комплектования рабочих кадров, стремясь сохранить пролетарское ядро от деклассирования. Для безработных организовывались через биржи труда общественные работы. Накопления, сделанные в первые годы нэпа, использовались, в частности, для социального страхования безработных 15 . Восстанавливаемое народное хозяйство поглощало с каждым годом все больше кадровых рабочих. Как отмечалось на XIII конференции РКП(б), государственная крупная промышленность выросла в 1924 г. почти вдвое по сравнению с 1921 годом 16 . Промышленных рабочих среди безработных осталось к 1 октября 1925 г. лишь 170 тыс. из общего числа 920 тыс., из них квалифицированных - 24,4 тысячи 17 .

К 1925 г. народное хозяйство было почти полностью восстановлено. Изменилось соотношение между основными укладами экономики

12 См. "Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза ССР", 1922, N 57, стр. 928 - 929.

13 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 24, ед. хр. 10, л. 3.

14 Приведем выдержку из протокола межсоюзного совещания представителей Гдовского уезда Ленинградской области от 29 июля 1924 г.: "Слушали: т. Климович информирует собравшихся, что на фабрике имени Д. Бедного среди рабочих имеется кулацкий деревенский элемент, в то время как в городе Гдове есть много безработных, ничего не имеющих. Перед пуском фабрики в ход 15 августа необходимо провести чистку состава рабочих фабрики" (ГАОР СС ЛО, ф. 4709, оп. 8, ед. хр. 263, л. 144).

15 См. об этом подробнее А. А. Матюгин. Указ. соч., стр. 193.

16 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1. Изд. 7-е, стр. 789.

17 "Статистика труда", 1926, N 4 - 5, стр. 9.

переходного периода. Социалистический уклад занял господствующее положение в народном хозяйстве. Более эффективным стало планирование народного хозяйства. Эти изменения содействовали ликвидации безработицы; кадровые рабочие в основном были обеспечены работой.

С завершением восстановительных работ встала задача удовлетворения потребностей народного хозяйства в квалифицированной рабочей силе. А этого можно было достичь лишь путем свободного трудоустройства. Поэтому была отменена обязательная регистрация безработных и очередность их трудоустройства 18 . Регулирующее начало бирж резко снизилось. Хозяйственные организации стали набирать рабочих без посредничества государственных органов.

Советское государство, делая уступку стихийному распределению рабочей силы, имело к 1925 г. прочную базу для того, чтобы оказывать воздействие на этот процесс со стороны советских органов. Удельный вес социалистического хозяйства в валовой продукции промышленности в 1924 г. был равен 76,3%, в розничном товарообороте торговых предприятий (включая общественное питание) - 47,3% 19 .

В июне 1925 г. состоялось Всесоюзное совещание заведующих биржами труда, в решениях которого было записано, что основной задачей этих организаций является всемерное стремление к дальнейшему расширению и углублению влияния государственного регулирования на рынок труда путем охвата биржами труда сферы спроса и предложения 20 . Новая линия на усиление государственного регулирования распределения рабочей силы означала борьбу за овладение планированием спроса и предложения рабочей силы.

В 1926 - 1928 гг. возможность трудоустройства безработных была все еще ограничена, так как новое промышленное строительство в эти годы было небольшим. Число фабрично- заводских предприятий увеличилось на 384 (с 8 516 в 1926 г. до 8900 в 1928 г.) 21 . Поэтому основным видом помощи безработным в то время все еще оставалась материальная поддержка и занятие их на общественных работах (очистка и ремонт улиц, устройство парков и т. д.). В 1928 - 1929 гг. хозяйственные планы ряда отраслей промышленности предусматривали очистку территорий заводов, сортировку металлолома с тем, чтобы занять подобной работой часть безработных. Ежегодно государство расходовало на общественные работы 12 - 15 млн. рублей 22 . В 1923 - 1927 гг. была оказана помощь 400 тыс. безработных 23 , в 1927 - 1929 гг. число получивших помощь было почти удвоено. На общественных работах безработный зарабатывал в среднем за один день, например, в Москве 1 руб. 50 коп., в Ленинграде - 1 руб. 25 копеек 24 . Безработные обеспечивались пособием. В 1926 - 1930 гг. пособие по безработице получили 2473 тыс. человек 25 . Пособие для безработных квалифицированных рабочих и работников умственного труда (имевших среднее и высшее образование) было установлено на VII съезде профсоюзов (1927 г.) в размере 33% от средней заработной платы в данной местности, для полуквалифицированных рабочих - 25%,

18 Согласно постановлению НКТ СССР от 2 февраля 1925 г., биржи труда были переведены на свободное и необязательное обслуживание как безработных, так и потребителей рабочей силы. См. "Известия НКТ СССР". 1925, февраль.

19 "Народное хозяйство СССР". Статистический сборник. М. 1956, стр. 31.

20 "Правда", 19.VI.1925.

21 "Статистика труда", 1928, N 7, стр. 1.

22 "Вопросы труда", 1927, N 10.

23 Д. Ледяев. Безработица в СССР и борьба с ней. "Вопросы труда", 1927, N 10, стр. 110.

24 Я. Гиндин. Регулирование рынка труда и борьба с безработицей, стр. 132.

25 Вычисления произведены на основе данных справочника "Труд в СССР". М. 1930, стр. 71.

неквалифицированных - 20% 26 . Квалифицированным рабочим - пособие выдавалось в течение 9 месяцев, остальным категориям безработных - в течение 7 месяцев. Особо нуждавшиеся безработные получали бесплатные обеды. В 1922 г. в некоторых местах безработным выдавался месячный паек 27 .

Безработные объединялись в трудовые и производственные временные коллективы, оказывавшие серьезную помощь своим членам не только в материальном отношении, но и в смысле сохранения квалификации, получения новой профессии. Велика их заслуга в том, что безработные не утрачивали связи с рабочим классом и промышленным производством. В 1928 - 1929 гг., когда рынок труда перестал удовлетворять промышленность в квалифицированных кадрах, эффективным средством помощи безработным стало обучение их тем или иным профессиям с последующим определением на работу. В 1925 - 1929 гг., по неполным данным НКТ СССР, было обучено 150530 человек 28 .

В связи с началом индустриализации и развертыванием гигантских строек появились большие возможности более целенаправленно распределять незанятую рабочую силу. Для усиления регулирующей роли государства в распределении безработных было увеличено число бирж труда 29 . При Наркомате труда был расширен отдел рынка труда. Увеличилась сеть корреспондентских пунктов, фиксировавших приток населения из деревни в город. Удачным опытом регулирования рабочей силы являлось заключение биржами труда договоров с хозяйственными организациями сначала для определения безработных на строительные и сезонные работы. За 1926 - 1927 гг. в этих сферах производства было заключено более 600 соглашений, охвативших свыше 1300 тыс. рабочих 30 . Это был первый опыт планового трудоустройства безработных. Введение системы договоров между биржами труда и хозяйственными органами привело к перелому в деятельности бирж труда, усилению их регулирующей роли. Распределение незанятой рабочей силы стало более активным, что было связано с увеличившейся потребностью народного хозяйства в рабочих. В 1925 - 1926 гг. хозяйственные органы дали заявку биржам труда 31 на 2014 тыс. рабочих и служащих; в 1926 - 1927 гг. - на 73% больше. Если с 1922 по 1927 г. биржи труда зарегистрировали около 20 млн. безработных (из них на постоянную и временную работу было направлено около 15 млн. человек 32), то за три года (с 1926-го по 1930-й) были поставлены на учет 13716 тыс. безработных, а получили работу 16500 тыс. человек 33 .

Проблема ликвидации безработицы постоянно находилась в центре внимания Коммунистической партии. В решениях XII и XIII съездов Коммунистической партии много внимания уделялось оказанию помощи безработным. XV конференция ВКП(б) (октябрь - ноябрь 1926 г.) наметила проведение ряда мероприятий, которые объективно содействовали увеличению потребности в рабочей силе для сельского хозяйства (помощь деревенской бедноте, развитие трудоемких культур, коллективизация сельского хозяйства и его интенсификация, переселение и т. п.), развитию индустрии, что также способствовало вовлечению все большего количества рабочих в промышленность. Вместе с тем в резолюции подчеркивалась необходимость расширения общественных ра-

26 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 12, ед. хр. 305, д. 9.

27 Я. Гиндин. Регулирование рынка труда и борьба с безработицей, стр. 132.

28 "Пути индустриализации", 1930, N 11 - 12, стр. 74.

29 С 256 в 1924 г. до 281 в 1926 году. В РСФСР, где было больше всего безработных, насчитывалось 172 биржи труда (ЦГАОР СССР, ф. 382, оп. 4, ед. хр. 1604, л. 42).

30 Там же, ф. 5515, оп. 24, ед. хр. 214, л. 30.

31 Там же, л. 162.

32 "Вопросы труда", 1927, N 10; Д. Ледяев. Безработица в СССР и борьба с ней, стр. 110.

33 "Труд в СССР". Сборник статей. М. 1930, стр. 29.

бот, упорядочения помощи безработным, найма и увольнения рабочих, лучшей организации бирж труда 34 . Вопросы ликвидации безработицы рассматривались и на XV съезде ВКП(б) в связи с дальнейшими успехами социалистического строительства. В резолюции съезда по отчету Центрального Комитета проблема безработицы и аграрного перенаселения была отнесена к числу труднейших 35 . Окончательное решение этих вопросов связывалось с выполнением первого пятилетнего плана и преодолением на этой основе диспропорции между количеством свободных рабочих рук в деревне и реальной возможностью их хозяйственного использования 36 . Партия отвергла методы, которые предлагались оппозицией для преодоления диспропорции: повышение промышленных и снижение сельскохозяйственных цен, резкое усиление налогового обложения крестьянства. Подобные методы, безусловно, вызвали бы оскудение деревни и привели бы в связи с этим к уходу значительной части крестьянства в промышленность. Последнее увеличило бы число безработных в городах, пагубно отразилось бы на союзе рабочего класса и крестьянства. Одним из важнейших путей смягчения и изживания безработицы партия считала развитие трудоемких культур в деревне и механизацию сельского хозяйства. Подъем таких трудоемких отраслей сельского хозяйства, как хлопководство, льноводство, свекловодство, рассматривался в качестве необходимого условия развития текстильной, сахарной и других отраслей народного хозяйства. Все это увеличило бы потребность в рабочей силе. В резолюции XV съезда ВКП(б) говорилось, что ликвидация безработицы обеспечивается на основе непрерывного подъема производительных сил страны, повышения в хозяйстве удельного веса социалистического сектора, постоянно улучшающегося благосостояния трудящихся 37 .

К 1928 г. появилась возможность перейти к твердому перспективному планированию распределения рабочей силы. Удельный вес социалистического сектора к 1928 г. составлял в валовой продукции промышленности 82,4%, в розничном товарообороте торговых предприятий - 76,4% 38 . В фабрично-заводской промышленности, по статистическим данным, насчитывалось в 1925/26 г. 2678 тыс. рабочих, в 1926/27 г. - 2838 тыс., в 1927/28 г. - 3033 тыс. и в 1928/29 г. - 3266 тысяч 39 . Таким образом, в 1926 - 1928 гг. происходил постоянный рост числа рабочих. По предварительным подсчетам Госплана, число безработных должно было снизиться за пятилетие (1927/28 г. - 1932/33 г.) с. 1,1 млн. человек до 800 тысяч. Оптимальный вариант плана сводил этот остаток примерно до 400 тыс. человек 40 . Но такое планирование не могло быть всеобъемлющим, так как удельный вес социалистического сектора в сельском хозяйстве был еще невелик 41 .

В период с 1929 по 1931 г. на основе социалистического строительства проходил непосредственный процесс ликвидации безработицы. Показательны в этом отношении данные о количестве безработных в СССР в 1929 - 1931 годах 42 .

34 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. II. Изд. 7-е, стр. 311.

35 См. "Пятнадцатый съезд ВКП(б)". Стенографический отчет. Ч. II. М. 1962, стр. 1444.

37 Там же, стр. 1145.

38 "Народное хозяйство СССР", стр. 31.

39 "Пути индустриализации", 1930, N 11 - 12, стр. 66

40 "Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР". Т. I. М. 1929, стр. 94.

41 См. "Народное хозяйство СССР", стр. 31.

42 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 24, ед. хр. 244, л. 24; ф. 382, оп. 10, ед. хр. 5, л. 38; "Труд в СССР". Справочник, стр. 36, табл. 35.

Количество безработных в СССР (в тыс. чел.)

На учете безработных не было

В начале 30-х годов патриархальный, частнокапиталистический и некапиталистический уклады в хозяйстве страны практически перестали существовать. Мелкотоварное хозяйство быстро переходило на социалистические рельсы. К 1931 г. социализм стал побеждать по всему фронту. В народном хозяйстве произошли огромные количественные и качественные изменения. За годы пятилетки было построено 1500 новых промышленных предприятий 43 . В этот период предполагалось увеличить численность рабочих и служащих в стране на 3,4 млн. человек 44 . В действительности к концу пятилетки получили работу 11,7 млн. человек 45 . Предусмотренный планом рост рабочей силы в области промышленности был превзойден на 91,9%, транспорта и связи - на 74,6% 46 . В 1930 - 1931 гг. в народное хозяйство было вовлечено 6 млн. человек 47 . Это объясняется тем, что мощности многих заводов к концу пятилетки значительно превысили плановое задание. Особенно увеличилось число рабочих в 1931 г., когда было введено в строй 1248 новостроек 48 . Реконструированные старые предприятия превратились в современные производства. Введение 7-часового рабочего дня и непрерывной рабочей недели содействовало быстрому изживанию безработицы. Этот фактор, конечно, не являлся определяющим в решении проблемы занятости рабочей силы в стране, но оказал благотворное воздействие на ускорение ликвидации безработицы. В 1928 г. 23 текстильных предприятия впервые были переведены на 7-часовой рабочий день. Это дало возможность привлечь к производственной деятельности 13 тыс. новых рабочих, из которых 10 тыс. были безработными и направлялись на предприятия биржами труда 49 .

Индустриализация страны открыла широкие возможности для использования избыточной рабочей силы деревни. За годы первой пятилетки в отрасли народного хозяйства СССР было вовлечено 8,2 млн. крестьян, или 70% вновь принятых рабочих и служащих 50 . Трудности реорганизационного периода в деревне усилили отход крестьян из села. В конце 1931 г. были сделаны первые шаги, придавшие этому движению организованный характер. Так, из 800 тыс. крестьян Центральной черноземной области по заданиям Наркомата труда РСФСР 257066 человек переводились в 1931 г. в другие районы 51 . Перевод осуществлялся с согласия переезжающих и их семей. Им оказывалась материальная помощь. В этом районе проводилась также вербовка рабочих на важнейшие стройки страны - в Магнитогорск, на Днепрострой, Уралмашстрой и другие. Проведение сплошной коллективизации создало предпосылки для более эффективного распределения трудовых ресурсов.

43 "Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР". Т. II, ч. 2. М. 1930, стр. 178.

44 "Народное хозяйство СССР в 1956 г.". М. 1957, стр. 202.

45 "Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР". М. -Л. 1933, стр. 268.

47 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 15, ед. хр. 458, л. 14; Б. Маркус. Введение в экономику труда. М. 1932, стр. 167.

48 "Плановое хозяйство", 1932, N 7, стр. 148.

49 "Снабжение народного хозяйства рабочей силой и помощь безработным". Сборник статей. М. 1928, стр. 32.

50 "Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР". М. -Л. 1933, стр. 174.

51 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 17, ед. хр. 299, л. 242.

В 1930 г. Наркомат труда СССР и Колхозцентр СССР осуществили сплошное обследование колхозов с целью выявления числа трудоспособных крестьян, которые без ущерба для сельского хозяйства могли бы быть использованы в промышленности. По данным обследования, в Центральной черноземной области они составляли в среднем 69% всей рабочей силы деревни, в УССР - 68%, в Средне-Волжском крае - 75% 52 . На Северном Кавказе занятость в сельском хозяйстве доходила лишь до 25 - 30%. Материалы экспедиций Колхозцентра показали, что в отдельных свеклосахарных колхозах страны каждый трудоспособный человек был занят всего 25 - 29 дней в году. Данные по шести хлопководческим колхозам свидетельствуют о том, что средняя нагрузка на одного трудоспособного равнялась 94 дням 53 .

Крестьяне, не занятые в полную меру в сельском хозяйстве, уходили на сезонные работы. Весной 1930 г. отход из колхозов в среднем по стране составлял 7,24% всех трудоспособных крестьян 54 . Отходничество обеспечивало рабочей силой те отрасли труда, где использовались сезонные рабочие, колхозникам же предоставлялась возможность иметь дополнительный заработок. Материальный стимул побуждал крестьян к переходу в город и в период коллективизации. К тому же недостатки в проведении коллективизации способствовали усилению этого перемещения.

В 1930 - 1931 гг. были достигнуты первые успехи в области планирования отходничества. Постановление НКТ СССР и Колхозцентра СССР от 11 февраля 1931 г. "О привлечении рабочей и гужевой силы из колхозов" и постановление Президиума ЦКК ВКП(б) и коллегии НК РКИ СССР от 28 августа того же года "Об организации отходничества и заключении договоров хозорганов с колхозами" 55 предоставляли право материально поощрять те колхозы, которые отход населения из деревни делали планомерным. Постепенно в плановое и организованное русло вводилось все перемещение трудовых резервов из деревни в промышленность. Крестьянство перестало быть источником безработицы. С победой социалистического сектора как в промышленности, так и в сельском хозяйстве планомерное распределение рабочей силы стало основной формой трудоустройства рабочих и служащих. Биржи труда были реорганизованы в управления кадров, на которые возлагалось плановое распределение рабочих, а также планирование и контроль за подготовкой рабочих кадров 56 . По народнохозяйственному плану на октябрь - декабрь 1930 г. и на 1931 г., незанятые рабочие посылались на обучение и переобучение. В дальнейшем они должны были быть направлены на производство. Процесс обучения и переквалификации безработных как в городе, так и в деревне также содействовал ликвидации безработицы в стране. Становились архаичными старые профессии, нарождались новые, реконструкция народного хозяйства предъявляла повышенные требования к рабочим кадрам. Этот процесс и осуществлялся в 1929/30 и 1930/31 гг. через разветвленную сеть курсов по подготовке квалифицированных рабочих. Страна строилась, поэтому в то время наиболее нужной была профессия строителя. Для обучения безработных крестьян, женщин, подростков строительным профессиям было создано в 1930 г. 719 баз 57 . На 1 декабря 1930 г. этим профессиям обучалось на курсах 56 тыс. бывших безработных. В декабре 1930 г. произошел заметный сдвиг в подготовке строительных ра-

52 "Вопросы труда", 1931, N 3 - 4, стр. 97.

54 "На аграрном фронте", 1931, N 6, стр. 46.

55 "Сельскохозяйственная газета", 11.IX.1931.

56 "Известия Народного комиссариата труда СССР", 1931, N 1, 2. "Положение об управлениях кадров от 28 декабря 1930 года".

57 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 17, ед. хр. 78, л. 142.

бочих. Каждая декада декабря давала значительное увеличение числа обучающихся 58 (последовательно 80, 100, 138 тыс. человек). Базы для обучения безработных строительным профессиям появились во всех республиках. Так, в РСФСР имелось 489 баз, в УССР - 150, БССР - 43, ЗСФСР - 21, Туркменской ССР - 2, Таджикской ССР - 1 59 . В 1931 г. таких учебных баз насчитывалось уже 1680 60 . На краткосрочных курсах за 1929, 1930 и 1931 гг. было обучено 670,1 тыс. человек 61 .

Обучение и переобучение безработных осуществлялось также на учебно- производственных предприятиях, на курсах бирж труда, Центрального института труда, Ленинградского института труда и др. К маю 1930 г. освоили новые профессии 16,5 тыс. человек 62 . На 1 января 1931 г. обучением было охвачено около 20 - 22 тыс. рабочих 63 .

Много внимания уделялось обучению безработных подростков. С этой целью были организованы по всей стране курсы подготовки безработных в школы ФЗУ и школы ученичества массовых профессий (ШУМП). Такие курсы являлись одним из средств по ликвидации безработицы среди подростков. Существовали и общеобразовательные курсы, возникшие согласно циркуляру НКТ СССР, ВСНХ СССР и ВЦСПС от 4 февраля 1930 г. "Об организации общеобразовательных курсов по подготовке в школы фабзавуча и школы массовых профессий в 1930 году" 64 . Курсы были двух типов. На одних обучались подростки, имевшие образование в объеме 5 - 6 классов школы-семилетки. Цель их заключалась в повышении общеобразовательного уровня учащихся. На других курсах обучались те, кто не закончил школы первой ступени. К осени 1930 г. подобные курсы подготовили 100 тыс. подростков к поступлению в школы ФЗУ 65 . Сеть таких курсов раскинулась по всей стране.

Введение всеобщего начального образования потребовало большого числа учителей. В 1930 г. проводились мероприятия по переквалификации безработных педагогов. Для пересмотра их состава были созданы отборочные комиссии при органах народного образования. Циркуляром НКТ РСФСР от 7 июня 1930 г. отборочные комиссии учреждались в качестве совещательного органа при биржах труда с привлечением в комиссии партийных работников, представителей органов труда, народного образования и самих безработных 66 . На них возлагалась задача ликвидации безработицы среди квалифицированных учителей. Данные, выявленные отборочными комиссиями, свидетельствовали о необходимости плановой переквалификации педагогов, имевших длительный перерыв в учительской работе. По РСФСР был разработан план переподготовки 5 тыс. учителей 67 . Лишь в октябре - декабре 1930 г. намечалось подготовить таким путем 4 тыс. педагогов. В результате осуществления этих мероприятий безработица среди учителей снизилась за 1930 г. на 75,7% (с 12886 чел. на 1 января 1930 г. до 3133 - на 1 декабря 1930 г.), а к началу 1931 г. была ликвидирована полностью.

К концу 1931 г. работа по ликвидации безработицы в стране была завершена. Оказалась решенной и проблема использования женского труда. Особое внимание обратил на этот вопрос XVI съезд ВКП(б). Он предложил профсоюзам проявлять постоянную заботу о профессиональной подготовке, переквалификации (там, где это было необходимо) женщин-работниц 69 . О важности участия женщин во всех областях народного хозяйства говорилось в постановлении III сессии ЦИК V созыва от 10 января 1931 года. За 1930 г. число женщин, работавших в народном хозяйстве, увеличилось на 1028 тыс. чел., в том числе в промышленности - на 40 тысяч. В 1931 г. на производство пришли 2 млн. женщин 70 . Улучшение условий труда привлекло многих женщин в отрасли тяжелой промышленности, особенно в машиностроение, где на 1 января 1930 г. женщины составили 7,1%, а на 1 января 1932 г. - 18,9% 71 . За годы пятилетки около 30% женщин-домохозяек пришли на производство 72 . За 1928 - 1932 гг. получили работу в различных сферах производства 3,5 млн. женщин, из которых 1,4 млн. являлись выходцами из городов, 2,1 млн. - из сельской местности 73 . Значительная часть женщин прошла обучение и переобучение в школах ФЗУ, на курсах, непосредственно на производстве. Лишь в 1931 г. на краткосрочных курсах Центрального института труда было подготовлено 69670 женщин-строителей, 7250 - металлистов, 855 - авторабочих 74 .

Таким образом, социалистические преобразования в стране, осуществление индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства создали условия для ликвидации безработицы в СССР.

69 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. III. Изд. 7-е, стр. 67.

70 ЦГАОР СССР, ф. 5451, оп. 15, ед. хр. 365, л. 132; ф. 382, оп. 10, ед. хр. 337, л. 26.

71 Там же. ф. 382, оп. 10, ед. хр. 337, л. 25.

73 "Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР", стр. 175.

74 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 15, ед. хр. 438, л. 21.