Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Слова-действия. Методическая разработка: Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР Развитие умения выделять слова, обозначающие действие предмета, опираясь на его л

Разделы: Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с глаголами;
  • развивать у детей умение практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
  • учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением;
  • знакомить детей с вопросами, на которые отвечают слова-действия;
  • развивать слуховое внимание, память и логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование : таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв (на каждого ребёнка), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Развитие логического мышления (слайд 2).

Логопед : Отгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенных клетках. Подумайте, что оно обозначает? На какие вопросы отвечает это слово?

  1. Что делает пугало?
  2. Что делает собака, когда подаёт голос?
  3. Что делают дети в лесу, чтобы не потерять друг друга?
  4. Что делает гусь, когда подаёт голос?
  5. Что делает бычок рожками?
  6. Что делает птица, когда питается?

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

II. Основная часть

1. Называние действий по предъявляемым картинкам (слайд 3).

Логопед : Подберите как можно больше действий к предметам, ответив на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?

Картинки : медведь, автобус, рак, самолёт.

2. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 4).

3. Развитие слухового внимания и логического мышления (слайд 5).

Логопед : Прочитайте загадки и назовите действия, выполняемые предметом. Отгадайте загадки. Подберите и запишите как можно больше действий к каждому отгаданному предмету.

В поле мчится,
В дверь стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает.
(ВЕТЕР)

Он живёт в лесу дремучем.
Сам он серый и колючий.
Ночью ходит, днём он спит,
Если сердится – ворчит.
(ЁЖИК)

4. Развитие слуховой памяти.

Логопед : Припомните слова, обозначающие действия предметов и запишите их (запись на доске), устно задайте вопрос к каждому слову.

5. Закрепление знания профессий людей и названия действий, которые они выполняют (слайд 6).

Логопед : Назови профессии людей, изображённых на картинках, составьте словосочетания. Например: повар варит, парикмахер стрижёт...

Картинки: водитель, учитель, портной, спасатель.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 7).

Логопед : Соберите слово из букв и подберите к нему как можно больше слов-действий. Например: птица – клюёт, сидит, высиживает, поёт, прилетает, улетает, вьёт...

Буквы :

  • П, И, Т, А, Ц- ПТИЦА
  • М, К, И, Ч, Я - МЯЧИК
  • С, О, А, К, Б, А – СОБАКА
  • Д, Р, Е, О, В, Е – ДЕРЕВО

7. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 8).

8. Физминутка (слайд 9).

Сильный ветер сосны крутит. Вращение корпусом вправо и влево.
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится. Прыжки на месте.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет? Ходьба на месте.
Ищет ягоды и мед.
Ну а нам пора садиться
И учиться, не лениться. Дети садятся за парты.

9. Работа по активизации словаря действий на уровне текста (слайд 10).

Логопед : Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Перепишите текст.

Вот... лето. Митя с отцом... на сенокос. Весь день... мальчик. Пока папа... траву, Митя... ягоды в лесу, ... рыбу в ближайшем пруду, ... в душистом сене. Вечером они... домой. Счастливый Митя с жаром... обо всём маме.

III. Итог занятия

Логопед : Назовите слова, которые вы вставили в текст.

Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Слова-действия»

Тема: Слово - действие.

Задачи: Учить выделять из потока слов слова-действия. Дифференцировать их со словами предметами, задавая вопрос: что делает? Учить обозначать слова-действия зелёной полоской. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, дыхание, голос и мимические мышцы. Воспитывать внимательность во время работы в тетради.

Оборудование: предметные картинки игрушек (поезд, машинка, кукла, петрушка, животных, коробка с символами звуков и слов, пособие для коврографа «схемы предложений», игра с картинками «Один- много».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение на расслабление.

Логопед: Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. Кукла Маша сломалась (Дети застывают в определённой позе.).

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем - туловище. Вам жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

2. Дифференциация понятий «звук- слово».

Выставляю картинки: куклу, поезд, машину.

Как плачет кукла? (А-а-а) Что мы произносили? (Звук.)

Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.)

Как работает машина? (Р-р-р.) Это тоже звук.

Назовите слова - названия игрушек.

Мы назвали много … (слов).

Выставляю полоски под картинками – символы слов.

Игра «Звук или слово»

Логопед произносит слово – дети поднимают зелёную полоску;

Логопед произносит гласный звук – дети поднимают красный кружок.

3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

Логопед: В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хоть один звук, мы не узнаем слово. Сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильное слово:

Туколка, куколка, муколка;

Воезд, зоезд, поезд;

Тячик, мячик, гячик;

Дашинка, масинка, машинка.

4. Ознакомление с понятием «слова-действия».

Логопед: Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает)

Выставляются картинки петуха, котёнка, коровы, кролика.

Логопед: Что делает петух? (Стоит, поёт, кукарекает, клюёт.)

Подбор глаголов к словам: котёнок, корова, кролик. Эти слова обозначают действия животных.

Неживые предметы могут падать, катиться, стоять, лежать, ломаться, греметь.

Физкульминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.

Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)

Мы называли слова- действия.

Показ картинок:

Машинка (что делает)- стоит, едет, сигналит, тормозит.)

А машинки (что делают) – стоят, едут, сигналят, тормозят.)

Огурец – растёт, а огурцы растут и т. д.

7. Закрепление понятий «слова-действия».

Логопед: Положите с коробочку слова- названия предметов.

А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей.

Очень много слов в моей коробочке. Спасибо вам.

8. Итог занятия.

Положительная оценка работы каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Перелётные птицы» для детей старшей группы с ОНР Задачи: учить образовывать и употреблять приставочные глаголы; развивать умение составлять простые предложения, упражнять в умении составлять.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко» Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Части тела. Цели: Коррекционно-образовательные: активизация и обогащение словаря по теме; обучение детей умению ориентироваться.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Зимушка-зима» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Зимушка – зима». Ольга Ермакова Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш» Коррекционно – образовательные задачи: 1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес» ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: «Путешествие в осенний лес» Цель: Закрепление знаний детей по теме «Осень.

Учитель-логопед Зяблова Е.О.

Конспект логопедического занятия,

проведенного в старшей группе для детей с ТНР

ТЕМА: Слова, обозначающие действия предметов.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

Практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,

Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.

Коррекционные:

Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,

Развитие фонематического слуха,

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятию,

Воспитание самоконтроля за своей речью,

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, карандаши, лист бумаги, «волшебный мешочек», игрушки, мячик.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них. Но сначала сделаем Логопедическую гимнастику.

2. Логопедическая гимнастика.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

а потом их разведем и к себе скорей прижмем.

Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем.

Щечки мы надули, щечки мы втянули.

Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели,

На места тихонько сели.

Выполняем массаж пальчиков (называем каждый пальчик).

Массаж личика (называем части лица).

Зарядка для губ (А-О-У-И - «произносим» без голоса, высоким голоском - «песенка лисички», низким голоском - «песенка медведя»)

Зарядка для язычка.

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук».

Логопед называет ряд звуков, дети должны хлопнуть в ладоши («поймать») заданный звук.

Игра «Сигнальщики».

Логопед называет ряд слов, дети поднимают сигнальную карточку на слово с заданным звуком.

Игра «Запомни и повтори».

Логопед называет слоговые дорожки, дети их повторяют.

4. Работа по теме.

Логопед дает задание детям:

Уля, рисуй!

Дети, скажите одним словом, что делает Ульяна?

Дети: - Рисует.

Логопед: - Ваня, попрыгай на одной ножке!

Дети, скажите одним словом, что делает Ваня?

Дети: - Прыгает.

Логопед: - Лера, брось мне мячик!

Что делает Лера?

Дети: - Бросает.

Логопед: - Алеша, похлопай в ладоши!

Что делает Алеша?

Дети: - Хлопает.

Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.

Логопед называет слова-действия, а дети задают к этим словам вопрос «Что делает?»

Варит, шьет, лает, спит, плавает, пишет, смеется.

6. Физминутка.

7. Закрепление материала.

Игра «Кто что делает?»

Логопед: - Дети, рассмотрите каждый свою картинку и ответьте одним словом на вопрос «Что делает?»

Дети поочередно называют слова-действия: вяжет, варит, бежит, лает, моет, читает.

Логопед: - Дети, какой можно задать вопрос к словам-действиям?

Дети: - Что делает?

Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: - Дети, достаньте из волшебного мешочка по одному предмету и скажите одним словом, что он может делать?

Дети достают игрушки: машинка, мячик, колокольчик, самолетик, ёжик, медвежонок, называют слова-действия: едет, скачет, звенит, летит, колется, рычит.

8. Итог занятия.

Логопед: - Дети, сегодня на занятии вы выполняли разные действия, называли слова-действия, учились задавать вопросы к словам (Что делает?)

Логопед оценивает работу детей и поощряет их.


Конспект фронтального занятия логопеда

с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.)

Тема занятия : «Слова, обозначающие действие предмета».

Цель занятия:

Задачи:

  1. Развитие умения выделять слова, обозначающие действие предмета, опираясь на его лексическое и грамматическое значение.

    Развитие умения задавать вопрос к слову-действию.

    Графическое обозначение слова-действия.

    Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

    Обогащение глагольного словаря за счёт образования глаголов от звукоподражательных слов.

    Развитие моторики.

    Развитие зрительного, слухового внимания, избирательного торможения.

    Развитие речи.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Расширение и совершенствование словарного запаса учащихся.

    Развитие зрительного восприятия, внимания.

    Формирование умения принять учебную задачу.

    Формирование адекватной самооценки.

Оборудование:

    музыкальный центр;

    диск «Звуки природы»;

    печатные прописи;

    призы.

Ход занятия:

«Ква-ква-ква» да « r ва-ква-ква»?

Прыгун-трусишка,

Хвост – коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Шубка в два цвета –

На зиму и на лето.

Кто зубами щёлк, да щёлк?

У деревни бродит ….

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Небольшие ножки,

Очень боится кошки.

Кто позабыв тревоги,

Спит зимой в берлоге?

2). Назовите все слова-отгадки.

3). Что обозначают эти слова?

Какие предметы?

На какой вопрос отзываются эти слова?

4). Из какой сказки эти звери? Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайка-Побегайка, Волк-Зубами Щёлк и Медведь?

Дети здороваются.

ЛЯГУШКА

ЗАЯЦ

ВОЛК

МЫШКА

МЕДВЕДЬ

Дети вспоминают, называют слова-отгадки.

Предметы.

Живые.

Кто?

«Теремок»

II . Основная часть

Активизация словаря, уточнение, обогащение словаря.

Активизация словаря, уточнение, обогащение словаря. Образование глаголов от звукоподражаний.

Развитие зрительных функций. Развитие логического мышления.

Развитие зрительных функций, внимания, наблюдательности.

Мы сегодня с вами сочиним новую сказку, в которой Медведь не поломает наш теремок. В нашей сказке Медведь-учитель. Он мудрый, умный. Будет давать задания зверюшкам, а мы будем помогать им выполнять их.

Задание 1.Кто как передвигается?

лягушка (что делает?)- …….

мышка (что делает?)- …

заяц (что делает?)- …

волк (что делает?)- …

медведь(что делает?) - ….

лягушка (что делает?)- …….

мышка (что делает?)- …

заяц (что делает?)- …

волк (что делает?)- …

медведь (что делает?)- ….

Что за слова мы называли? Что обозначают наши слова?

на какой вопрос отзывались слова?

О чём мы сегодня будем говорить, о каких словах?

Задание 3. Игра «Самый внимательный»

Очень важно детям быть послушными и слушаться старших. Иначе с ними случаются разные неприятности. Посмотрите на картинку, какое животное убежало со своего места? Верните его.

Задание 4. Графический диктант.

Вспомните, как обозначаются слова – предметы?

Вспомните, как обозначаются слова – действия?

Запишите графически слова:

белка, прыгает, ищет, воет, волк, барсук, роет, плывёт, крот.

Проверим ещё раз; сколько слов-действий у вас получилось?

Задание 5. Игра «Прятки».


Медведю прислали друзья из Африки фотографию.

    Найдите на картинке, раскрасьте и назовите животных, спрятались в джунглях.

прыгает, плавает, скачет

бегает

прыгает, бегает, скачет

бегает, рыщет, ходит

ходит, шатается , бегает

квакает

пищит

воет, рычит

рычит

Действия.

Что делает?

О словах-действиях.

Дети рассматривают картинку, находят закономерность; соединяют «непослушное» (белка)

животное линией с пустой клеткой. Объясняют ответ.

Одной линией.

Двумя линиями.

Чертят схемы.

Дети называют животных и птиц: слон, носорог, тигр, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, кобра, попугай.

III . Физкультминутка

Развитие зрительного и слухового внимания, избирательного торможения.

Игра «Делай то, что я показываю».

Игра «Делай то, что я говорю».

или

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

Как лягушки скачут,

Никогда не плачут.
Как лисы хвостиком виляют,

Серых мышек догоняют.

Разогнулись, потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись

И друг другу улыбнулись.

Выполняют различные движения.

Выполняют движения по тексту стихотворения.

II . Основная часть (продолжение)

Активизация словаря, развитие умения задавать вопрос к слову-действию, формирование семантических полей.

Расширение и обогащение словаря за счёт образования глаголов от звукоподража-

тельных слов.

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Развитие слухового внимания, памяти.

Задание 6. Что делают предметы?

1). Назовите действия, которые зашифрованы.

2). Что может делать каждый предмет? Соедините предмет с символом действия цветной линией, задавая к слову вопрос.

Задание 7. Сочиняем стихотворение.


Все задания Медведя мы выполнили. Медведь довольный. Пошёл в чащу в свою берлогу, а нам оставил мешочек с подарками.

Стоит, идёт, сидит, бежит, прыгает, едет (катится), плывёт, лежит (спит).

Например:

мячик (что делает?) – прыгает, катится, плывёт, летит, лежит.

Образуют глаголы,

По картинному плану вспоминают и рассказывают стихотворение.

IV . Итог, рефлексия, самооценка.

Развитие логического мышления, формирование самооценки памяти

Давайте вспомним, о каких словах мы с вами говорили? На какой вопрос они отзывались?

Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось на занятии?

Как вы сегодня занимались? (Что получилось? не получилось? Почему? Могли ли работать лучше? Что для этого нужно?)

Выберите солнышко, раскрасьте.

Спасибо всем большое. До свидания.

ПРИЗЫ

О словах –действиях.

Что делает?

Перечисление видов работ.

Рефлексируют.

Выбирают «солнышко», раскрашивают.

До свидания.

Самоанализ фронтального занятия

учителя-логопеда Чернецкой Наталии Владимировны

Занятие проводилось с группой обучающихся 1в класса, в количестве 4 человек, имеющих логопедическое заключение: общее недоразвитие речи Ш уровня.

Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».

Цель занятия: Работа над словом. Формирование понятия о словах, обозначающих действие предмета.

Наблюдается комплексность при постановке задач:

    образовательные (1-3, 5);

    коррекционные (4, 6-12);

    воспитательные (13-15).

Структура занятия соответствует логопедическим сведениям требованиям (организационный момент, работа над пройденным материалом, основная часть, физкультминутка, подведение итогов, рефлексия, самооценка.Части урока логично связаны между собой.

Задания и речевой материал соответствовали теме, цели урока, возрасту детей и логопедическому заключению.

На занятии использовалось оборудование :

    дидактическое пособие «Сюжет для урока («Теремок»)»;

    магнитные картинки «Звери» (мышь, лягушка, волк, заяц, медведь);

    музыкальный центр;

    диск «Звуки природы»;

    печатные прописи;

На занятии были предложены следующие дидактические игры:

    «Отгадай загадки» (развитие слухового внимания, активизация словаря, развитие логического мышления);

    «Самый внимательный» (развитие зрительных функций, развитие логического мышления);

    «Прятки» (развитие зрительных функций, внимания, наблюдательности).

    «Сочиняем стихотворение» (расширение и обогащение словаря за счёт образования глаголов от звукоподражательных слов, развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы, развитие слухового внимания, памяти).

Использовались развивающие упражнения :

    «Кто как передвигается?» (развитие словообразовательных процессов, активизация, уточнение и обогащение словаря);

    «Графический диктант» (развитие слухового восприятия, развитие логического мышления, дифференциация слов-предметов и слов-действий).

    «Что делают предметы?» (лексическая сочетаемость слов, формирование умения задавать вопрос к слову-действию).

В ходе занятия осуществлялся дифференцированный подход, фронтальная работа сочеталась с индивидуальной.

Постоянно активизировалась умственная деятельность детей. Отрабатывались все формы речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение.

Использовались следующие способы поддержания интереса и внимания:

    все упражнения носили игровой характер;

    часто менялись виды деятельности;

    использовалась наглядность;

    устная работа сочеталась с письменной.

Занятие проводилось в нужном темпе, соответствующем возможностям данной группы детей.

В ходе урока была проведена физминутка. Упражнения были направлены на развитие общей моторики, снятие усталости, а также на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, избирательного торможения.

Занятие построено с учётом принципа развития: задания усложнялись, требовали преодоления трудностей. Проводилась работа по восполнению пробелов в развитии речи, работа по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи.

Также были реализованы следующие принципы:

    доступности: задания, упражнения соответствовали уровню достигнутых знаний и умений;

    сознательности: дети осознанно выполняли задания;

    принцип опоры на сохранные звенья: привлекались сохранные анализаторы для закрепления образов.

На занятии использовалась музыкотерапия (музыкальное сопровождение педагогического процесса), тем самым создавался положительный эмоциональный фон на занятии, осуществлялась мягкая стимуляция мозга.

На занятии использовались следующие технологии:

    коррекционно-развивающие

    развивающие

    здоровьесберегающие

    игровые

Занятие проводилось в доброжелательном тоне. В течение занятия логопед следил за собственной речью и речью ребёнка, исправлял ошибки, заставлял правильно повторять слова, в которых были допущены ошибки, добивался полного ответа на вопрос.

Учитель-логопед к занятию подготовлен, имеет план-конспект, заранее подготовил наглядность.

учитель-логопед доброжелательно относится к детям, «чувствует» класс, умеет заинтересовать детей и поддерживать дисциплину в течение занятия.

В конце занятия был подведён итог: дети вспомнили чем занимались на уроке, что узнали, запомнили, оценили свою работу на занятии.

В ходе занятия были решены все поставленные задачи, цель была достигнута.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР
ТЕМА: Слова, обозначающие действия предметов.
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,
- формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,
- развитие фонематического слуха,
- развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятию,
- воспитание самоконтроля за своей речью,
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, карандаши, лист бумаги, «волшебный мешочек», игрушки, мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
- Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них.
Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!
2. Логопедическая гимнастика.
- Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
а потом их разведем и к себе скорей прижмем.
- Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем.
Щечки мы надули, щечки мы втянули.
- Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели,
На места тихонько сели.
- Выполняем массаж пальчиков (называем каждый пальчик).
- Массаж личика (называем части лица).
- Зарядка для губ (А-О-У-И - «произносим» без голоса, высоким голоском - «песенка лисички», низким голоском - «песенка медведя»)
- Зарядка для язычка.
3. Развитие фонематического слуха.
Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова названия игрушек.
На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.
Мы назвали много... (слов).
Выставляются полоски символы слов.
Посмотрите на полоски, это домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.) Сделайте руки «чашечкой», соберите звуки и назовите слово.
Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.
Куукллаа, ммячиик... (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)
Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук поднимите кружок.
Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.
4. Работа по теме.
Логопед дает задание детям:
- Настя, рисуй!
- Дети, скажите одним словом, что делает Настя?
Дети: - Рисует.
Логопед: - Артем, попрыгай на одной ножке!
- Дети, скажите одним словом, что делает Артем?
Дети: - Прыгает.
Логопед: - Вика, брось мне мячик!
- Что делает Вика?
Дети: - Бросает.
Логопед: - Рома, похлопай в ладоши!
- Что делает Рома?
Дети: - Хлопает.
Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.
Логопед называет слова-действия, а дети задают к этим словам вопрос «Что делает?»
- Варит, шьет, лает, спит, плавает, пишет, смеется.
5. Физкульминутка
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.
Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)
Мы называли слова- действия.
7. Закрепление материала.
- Игра «Кто что делает?»
Логопед: - Дети, рассмотрите каждый свою картинку и ответьте одним словом на вопрос «Что делает?»
Дети поочередно называют слова-действия: вяжет, варит, бежит, лает, моет, читает.
Логопед: - Дети, какой можно задать вопрос к словам-действиям?
Дети: - Что делает?
- Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: - Дети, достаньте из волшебного мешочка по одному предмету и скажите одним словом, что он может делать?
Дети достают игрушки: машинка, мячик, колокольчик, самолетик, ёжик, медвежонок, называют слова-действия: едет, скачет, звенит, летит, колется, рычит.
8. Итог занятия.
Логопед: - О чем сегодня говорили на занятии? Что больше всего вам понравилось?
- А теперь мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: Спасибо за хорошую работу.