Блаженный павел таганрогский. Святой павел таганрогский, угодник божий Павел таганрогский святой в чем помогает

На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один - праведный Павел - небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели - обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.

Благочестивый отрок

Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника - константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи - обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе - чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь - доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Исполнитель Божьей заповеди

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле - крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок

На портовых причалах

В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен - шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

Таганрогское житьё раба Божьего Павла

Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей. Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке - обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову. Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.

Избегая городского шума и суеты, Павел Таганрогский выбирал окраинные районы, и там, в патриархальной тиши деревянных домишек, всецело посвящал себя служению Богу. По воспоминаниям людей, встречавшихся с ним в те годы, комнаты праведника всегда были полны икон, перед которыми горели неугасимые лампады.

Поскольку работа в порту не позволяла ему в будние дни посещать церковь, он восполнял это долгими часами ночных бдений, в которые при свете свечи прочитывал бесконечные акафисты и каноны святым. В праздники же и выходные дни Павел не пропускал ни одной церковной службы, исправно выстаивая их и творя молитву.

Известно, что свет Божий не бывает потаенным, и вскоре жители окрестных домов обратили внимание на смиренного праведника, и в его одиноком жилище стали собираться люди, душами своими тянувшиеся к словам Христовой истины. А у Павла было что им сказать. Многое постиг он за годы странствий по святым местам, многое почерпнул и из Священного Писания, чтению которого предавался ежедневно.

Видя его праведную жизнь и переполняясь впечатлением от слышанных речей, люди начинали невольно задумываться о смысле собственной жизни и о том, в чём заключается их истинное предназначение. Перед ними начинали ясней вырисовываться картины Небесного отечества, дорогой в которое является их земная жизнь. Со временем авторитет Павла возрос настолько, что люди потянулись к нему за советами в делах житейских и утешениями в скорбях.

Монашествующий мирянин

Как охарактеризовать ту жизнь, которую вёл в те годы Павел Таганрогский? Не приняв монашеского пострига ни в одной из обителей, коих за годы странствий посетил немало, он, тем не менее, являл собой истинный образец благочестивого инока, в расцвете своих физических сил, а ему не было в те годы и сорока лет, оградившего себя от мирских соблазнов и страстей.

Есть такая форма служения Богу - добровольное монашество в миру. Это очень тяжкое испытания для человека, особенно если он не достиг ещё преклонных лет, и в нём не угасли позывы плоти. Иноки, проводящие свою жизнь за стенами святых обителей, хотя и подвержены тем же искушениям, но, по крайней мере, ограждены от ежедневного общения с миром и тех соблазнов, которые он в себе таит. Павел же не устрашился тягот избранного им пути и стойко понёс крест, ниспосланный ему Богом.

Подвиг старчества

Так, в неустанных трудах, молитвах и тесном общении со всеми, кто шёл к нему за духовным наставлением, прошли годы. Достигнув преклонных лет, Павел оставил работу в порту и поселился в Депальдовском переулке, в небольшом деревянном доме, принадлежавшем местному обывателю Ефиму Смирнову. Этот дом сохранился до наших дней. В нём создан своего рода мемориал святому, и каждый желающий может прийти туда, поклониться тому месту, где провёл свои последние годы жизни блаженный Павел Таганрогский, чудеса которого снискали ему неумирающую славу.

Но прежде чем Господь призвал Своего угодника в Горний мир, праведному Павлу Таганрогскому предстояло ещё прославиться в качестве одного из наиболее почитаемых в народе старцев. Здесь требуется некоторое пояснение, так как в религиозном значении понятие «старец» не имеет никакого отношения к возрасту, и известны случаи, когда этого почётного звания удостаивались люди, отнюдь не старые по годам.

Старец - это прежде всего наставник, человек, которому Бог ниспослал дар мудрости и прозорливости. Его духовным очам дано видеть то, что сокрыто от глаз простых людей. Часто именно ему Господь открывает Свою волю. Нередко истинные старцы, наделенные даром чудотворения, способны исцелять недуги и ограждать от неминуемой опасности.

Именно поэтому к ним издревле шли люди, каждый со своими бедами и нуждами. Кто-то просил прозорливца заглянуть в будущее, подсказать, как поступить в той или иной жизненной ситуации, кто-то искал избавления от телесной немощи, а кто-то жаждал молитв старца перед Господом о прощении его грехов.

Многие российские монастыри славились жившими в них старцами. Достаточно вспомнить с её плеядой святых отцов и знаменитое Дивеево - детище преподобного Серафима Саровского. Замечательный образ старца Засимы создан Фёдором Михайловичем Достоевским в его романе «Братья Карамазовы».

Жизнь на покое

Но вернёмся к благочестивому Павлу Таганрогскому. Оставить работу в порту его заставили преклонный возраст и неизменная его спутница - телесная немощь. Возможность же такую он получил благодаря добровольным пожертвованиям тех, кто обращался к нему за духовной помощью, так как к тому времени слава мудрого и прозорливого старца разошлась по всему краю.

Из воспоминаний близких ему людей известно, что праведный Павел Таганрогский, освобождённый, наконец, от забот о хлебе насущном, поднимался ещё затемно и с первыми ударами колокола отправлялся во храм Божий, где в течение дня не пропускал ни одной службы. Большим удовольствием для него было поправлять лампады, для чего при нём неизменно была маленькая скамеечка, и отирать иконы специально принесённым из дома полотенцем.

В промежутках между богослужениями блаженный Павел Таганрогский нередко отправлялся на базар, располагавшийся неподалёку от храма. Появляясь с холщовой сумой за плечами и проходя по рядам, он находил для всех слова наставления и утешения. Часто подходил к незнакомому человеку и, прочитав над ним короткую молитву, вдруг делал ему точное и меткое замечание по делу, о котором наверняка не мог быть осведомлён заранее.

Многие считали за честь одарить его чем-то из своего товара, но было замечено, что принимал он далеко не у всех. Иной раз не только не брал подносимое ему, но и замахивался на дарителя палкой. Как правило, вскоре выяснялось, что за тем, кто вызвал неожиданный гнев старца, водились какие-нибудь тёмные и грязные делишки.

Ночи же свои старец Павел Таганрогский, как и прежде, проводил во бдении и коленопреклоненных молитвах. Всех приходящих к нему он с жаром сердечным убеждал в необходимости неуклонного соблюдения постов, предписанных православной церковью, и благотворности установленного ею богослужебного чинопоследования. Свою любимую «Иисусову молитву» он творил непрестанно и учил этому других.

Дар чудотворной прозорливости

В последние годы жизни широкую известность получили чудеса прозорливости, которые являл старец Павел Таганрогский. Святой, по заявлениям современников, способен был внутренним взором видеть как прошедшую жизнь человека, так и будущую. Причём, не дожидаясь покаянного рассказа очередного паломника о своих грехах, он умел с истинно дворянским тактом - он же получил в своё время должное воспитание - укорить того, не оскорбив при этом его самолюбия.

Рассказывают, например, как однажды, когда его келья была полна народа, старец, не обращаясь ни к кому конкретно, стал вдруг с гневом говорить о чьих-то тяжких согрешениях, рисуя при этом конкретные обстоятельства происшедшего. Все восприняли это лишь как образную иллюстрацию его наставлений, но когда все вышли, один из присутствовавших задержался и, оставшись наедине со старцем, в покаянных слезах упал к его ногам. Всё рассказанное до мельчайших деталей соответствовало тому, что тяжким бременем лежало на сердце этого человека.

О способности Павла Таганрогского заглядывать в будущее свидетельствует следующий факт из его жизни. Сам он получал духовное окормление у иеромонаха близлежащего монастыря отца Дамиана (Касоти). Это был весьма набожный и смиренный человек, несклонный гнаться за мирской славой и почестями, за что его несказанно любил Павел Таганрогский.

Святой ему часто исповедовался и просил благословения во всех своих делах. И вот однажды, к великому изумлению своего духовного отца, он вдруг предсказал ему, что Господь вознесёт его на высоту, выше которой на свете ничего не бывает. Усомнился тогда служитель Божий, но… Это может показаться невероятным, однако скромный таганрогский монах Дамиан в 1879 году, уже после смерти своего духовного чада, стал патриархом святого града Иерусалима и обрёл право первым из жителей Земли принимать в свои руки сходящий на Пасху Благодатный Небесный Огонь… Что же может быть выше этого?

Кончина праведника и последующее прославление

Господь сподобил Своего верного раба дожить до глубокой старости. Сей бренный мир он оставил 10 марта 1879 года в возрасте восьмидесяти шести лет. Несмотря на то что его почитание не прекращалось и после смерти, прославление Павла Таганрогского в лике святых затянулось на сто двадцать лет. Известно, что вопрос о его канонизации был вынесен на рассмотрение Священного Синода ещё в предреволюционные годы, но дальнейшие роковые события, обрушившиеся на Россию, помешали довести дело до конца.

В годы тотального атеизма не прекращалось паломничество богомольных жителей города к одноэтажному деревянному дому в Тургеневском - бывшем Депальдовском - переулке, где провёл последние годы земной жизни и где преставился угодник Божий. Шли люди и к скромной часовне на Старом городском кладбище - месту упокоения его мощей. Официальная же канонизация старца Павла Таганрогского стала возможной лишь после того, как перестройка в корне изменила государственную политику в отношении церкви.

Вопрос, решению которого некогда помешала революция, был вновь вынесен на рассмотрение Синодальной комиссии. В результате принятого ею решения прославление Павла Таганрогского в лике святых Русской православной церкви состоялось в июне 1999 года. Торжественным крестным ходом его чудотворные мощи были перенесены из кладбищенской часовни в главный храм города - Свято-Никольский собор.

Знамение Божие в таганрогском небе

Во время этой церемонии многие вспоминали пророчество, которое незадолго до смерти оставил праведный старец, и которое было записано присутствовавшим при этом хозяином дома Ефимом Смирновым. Сквозь толщу лет, предвидя перенесение собственных мощей, святой изрёк: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».

Повествуя об этом торжественном дне, нельзя не упомянуть события, свидетелем которого был весь Таганрог. Павел Таганрогский, мощи которого обрели, наконец, достойное их место упокоения, явил миру незабываемое чудо, подробно описанное в те дни большинством таганрогских газет и повергшее в недоумение атеистов.

Дело в том, что в то время, когда настоятель собора читал написанное ко дню канонизации житие новопрославленного Павла, в ясном и безоблачном небе вокруг солнца, стоявшего в этот час над куполами собора, вдруг появился яркий радужный круг. Это уникальное явления наблюдалось в течение часа и было воспринято присутствовавшими как некое знамение свыше.

Каково же было всеобщее изумление, когда, растаяв в небе, радужный круг уступил место облакам, сложившимся в виде креста. Скептики могут убедиться в достоверности всего изложенного выше, раскрыв номера «Таганрогской правды», «Молота», «Ветерана Дона» и ряда других газет, вышедших в Таганроге в последних числах июня 1999 года. Описание этого события свидетельствует о том, что старец Павел Таганрогский, чудеса которого при жизни снискали ему всенародную славу, не оставляет свой город и поныне.

Паломничество ко святому угоднику

Канонизация Павла Таганрогского способствовала ещё большей его известности среди православных россиян. Сегодня тысячи паломников из самых разных областей страны съезжаются в город для поклонения святыням, связанным с его именем. Их можно видеть и в Свято-Никольском соборе, где покоятся чудотворные мощи, и у часовни на Старом кладбище - месте его прежнего захоронения, и в Тургеневском переулке, где ныне восстановлена комната, или, как её называл старец, «келья», в которой провел последние годы жизни блаженный Павел Таганрогский. Фото этого дома приводится в конце статьи.

Милостью Божьей и заботой христолюбивых таганрогцев удалось сберечь подлинные вещи, которыми пользовался когда-то святой праведник. Их немного, так как жил он крайне скромно, довольствуясь лишь самым необходимым, но все они хранят в себе Благодать Божью, щедро ниспосланную Господом через величайшего Своего угодника, которым был святой Павел Таганрогский.

Чем помогает людям посещение его «кельи» и молитва, сотворенная в ней - о том неопровержимо свидетельствуют многочисленные отзывы паломников и записи в особой книге, предназначенной для регистрации всех случаев проявления чудотворной силы святого. Как и в былые годы, люди обращаются к нему по самым различным поводам. Не счесть документально подтверждённых фактов исцелений больных и случаев, когда помогла избежать тяжких и, казалось бы, неотвратимых бед.

Православная церковь учит нас, что святым угодникам Божьим не дана власть самим творить чудеса, но, обретаясь у Престола Всевышнего, они имеют Благодать ходатайствовать перед Ним о тех, кто с верой и чистотой сердечной обращается к ним в своих молитвах. У людей же часто возникают самые различные обстоятельства, при которых они не в силах обойтись без Небесного заступничества, поэтому характер их просьб бывает весьма различен. Важно лишь, чтобы просимое не выходило за рамки христианской этики, и молящийся имел в сердце глубокую веру во всемогущество Божье. Произнесём же и мы с трепетом душевным: «Святый отче Павле, моли Бога о нас!»

Есть в Таганроге и свой старец – Святой старец Павел.

При крещении было дано ему имя Павел, в честь святого Павла исповедника. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился к спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам.

По достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца полагавшуюся ему часть наследства - земельные угодья и порядка трёхсот душ крепостных крестьян. «По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако то, как поступил Павел Павлович со своим наследством, удивило многих, кто был знаком с семьёй Стожковых. Он взял и отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю»

келья старца Павла Таганрогского

Освободившись от мирской суеты и от опеки отца, Павел отправился по святым обителям. Пространствовав около десяти лет, он поселился в Таганроге. Город в то время нуждался в своем старце, и герой будущего жития не обманул ожиданий.

В Таганроге Павел ведет простой образ жизни и забывает свое дворянское происхождение. Он стал принимать к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц и держал их очень строго, приучая к посту молитве, ежедневно ходил в церковь и выстаивал там все церковные службы.

Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи. Получив от Господа дар исцеления и прозорливости, направил его на вспоможение людям. «Слух о подвижнике Павле прошел далеко за пределы Таганрога, во всех окрестностях верст за 100 150 очень многие знали его, часто посещали и приносили ему пожертвования, ибо все были уверены, что деньги, данные ему, не пропадут даром и что старец распорядится ими с пользою для их душевного спасения».

В Таганроге Павел жил на разных квартирах. Некоторое время обитал он на Касперовке, потом в крепости, а затем около 20 лет жил на Банном спуске у вдовы Елены Никитичны Баевой. Последний период своей жизни он провел в квартире на Депальдовском переулке у Ефима Смирнова: там жил до самой старости, там и скончался.

В настоящее время это место называется в Таганроге подворьем старца Павла, или кельей. (Тургеневский 82). Кончина старца Павла последовала в 1879 году в марте месяце. С этого момента не прекращается народное почитание угодника. 20 июня 1999 года в Таганроге состоялось знаменательное событие: канонизация блаженного Павла Таганрогского и перенесение его чудотворных мощей из небольшой часовни на старом городском кладбище в . Этим жарким июньским днем свершилось предсмертное предсказание старца о перенесении мощей: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор». Торжества сопровождались многочисленными чудесами.

Во время чтения жития Павла перед глазами предстала необычная картина: вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около часа.

Позднее в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой. Хоть многие и пытались приписать этим явлениям физическую природу, православные люди расценили эти знамения как благоволение Неба к прославлению святого угодника.

Поклониться старцу Павлу в Таганрог с разных концов России съезжаются паломники, да и мы, жители Таганрога и окрестностей, не забываем старца Павла, приходим с молитвами и просьбами.

Келья святого Павла Таганрогского находится по адресу: пер.Тургеневский 82 .

Поклониться старцу можно на старом кладбище, где на его могиле была построена Часовня, а также в , куда старец Павел был канонизирован.

Как проехать до Часовни?

Проехать из центра Таганрога (Гостиницы Греческая, 6) до Часовни можно:

1) на 30 маршрутке проехать до 4-го переулка, затем встать, перейти дорогу на другую сторону и двигаться прямо по переулку, не сворачивая.

2) добраться до рынка «Радуга» на любом транспорте, затем сесть на 31, 30, 58 маршрутку/автобус. Затем также ехать до 4-го переулка.

3) доехать на трамвае № 8 до переулка Лагерного, затем пройтись по старому кладбищу (сначала вы найдете церковь «Всех Святых», потом необходимо пройти еще несколько метров вправо до Часовни.

Начало девятнадцатого века. Таганрог. В то время это был сонный провинциальный город, ничем и никем не знаменитый. И мало кто понимал тогда, что странный пожилой человек, который каждый день после службы в соседнем храме появляется на базаре с двумя холщовыми сумками на плече, - это будущий святой.

Торговка :
Петро, ты у нас новенький тут, видишь, старик идет, дай ему своего товару!

Торговец:
Вот еще! Зачем? Он вон даже не просит!

Торговка:
Подай, говорят тебе, у нас так принято!

Торговец:
Ну ладно, эй, дед, возьми!

Торговка:
А ты грешен, Петро, смотри, не взял у тебя старик милостыню-то!

Блаженный Павел Таганрогский действительно не у всех принимал милостыню, не всех благословлял. К преклонным годам он получил от Бога дар прозорливости и мог видеть прошлое и будущее человека.

А в детстве он казался самым обычным мальчиком из хорошей дворянской семьи в Черниговской губернии. Родители его были люди благочестивые, но в меру. Они мечтали о том, что сын получит образование, женится, заведет детей и будет дальше преумножать благосостояние семьи. Все будет как у людей. Но сам Павел грезил о другом. Он хотел жить, как святые подвижники, а для начала отправиться в путешествие по святым местам.

Родители ему не разрешали этого, но когда Павлу исполнилось шестнадцать, он просто убежал. Вернулся домой только через год. И это не было возвращением блудного сына, отец не встречал его радостным пиром. Он сильно избил Павла, требуя, чтобы тот больше и думать не смел ни о каких святых местах.

Долгие семь лет Павел, как послушный сын, жил с родителями, выполняя их волю, но на самом деле он ждал только совершеннолетия. И как только это произошло, он ушел из дома окончательно.

На средства, которые Павел получил от отца, он мог безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Кроме денег, ему было даровано имение с крестьянами. Он мог свободно пользоваться плодами их труда, поскольку в то время еще существовало крепостное право. Но все это претило его душе.

Павел не понимал, как один христианин может владеть другим христианином, и сразу же отпустил всех своих крестьян. Деньги раздал по храмам и налегке, как обычный странник, отправился в долгожданный путь. Десять лет он ходил по святым местам, питаясь подаянием. А через десять лет осел в Таганроге.

Молодой сильный мужчина, он стал зарабатывать на жизнь как простой рабочий – грузчиком в порту, разнорабочим у разных местных предпринимателей.

Приказчик:
Работаем, работаем, работа срочная, доплачу еще!

Приказчик:
Эй, ты куда, я же сказал – доплачу!

Торговец:
Да ты его не удержишь, Пашка он такой, как только к вечерне звонят, уйдет – и деньги ему не нужны! Не пьет, не курит, но упрям!

Это действительно было так, Павел никогда не пропускал службы. Ничто не могло удержать его: ни деньги, ни чьи-то просьбы. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила Божия благодать. Люди стали идти к нему за советом и утешением. И когда он достиг преклонных лет, то вовсе оставил работу.
Теперь каждый день его начинался в храме. Он говорил, что любить Бога надо начинать с малого – с любви к церковной святыне. С собой он всегда носил маленькую скамеечку и полотенце, чтобы протирать в храме иконы. Потом заходил на базар, где получал подаяние, и шел домой.
Жил он в маленьком домике, в котором было несколько комнат. Одна считалась его кельей, в других постоянно жили люди, которые приходили к нему со своими проблемами и вопросами. Некоторых он оставлял у себя как бы на послушание.

Келья его, на первый взгляд, была очень странной. Все стены у нее были увешаны иконами, но на полу стояли кадки, горшки, корзины и мешки, наполненные хлебом, бубликами, маслинами, черносливом, лимонами, банки с медом, сумки с просфорами. Где-нибудь в углу могли быть свалены чулки и башмаки. Это был такой маленький склад! Зачем? К чему все это старцу, который проповедует нестяжание?

Все объяснялось очень просто – старец уже не мог сам совершать путешествий по святым местам, он отправлял туда других и всегда следил, чтобы никто не ушел в дальний путь с пустыми руками.

А вот чего он не любил, это непослушания. Он даже говорил, что послушание превыше поста и молитвы.

Торговка:
Как грязно здесь, и некому убрать у старца! Сейчас все вымоем, как хорошо будет!

Молодая молитвенница:
А он не заругается, мы же в его келье приборку делаем?

Торговка:
Да ладно, ну смотри, какая чистота, нечто он не чувствует!

Чистота старцу, как оказалось, была не так важна, как послушание. Слишком инициативных баб он быстро проучил, приказав притащить золы и рассыпать ее на свежевымытом полу. В келье стало еще грязнее, чем было. Но это была грязь внешняя, ему же была важна чистота внутренняя.

И чем дальше, тем больше он видел и понимал про людей, про их прошлое и будущее. Своему духовнику, в то время простому монаху Дамиану, он предсказал, что тот будет великим человеком, таким, что больше уже невозможно. И тот вправду стал через много лет патриархом Святого Града Иерусалима.

Было ему открыто и время его собственной смерти. Накануне он велел написать письмо своим близким – а у него был жив еще родной брат – с просьбой быть на похоронах.

Предсказывал он и свою канонизацию, только в тот момент окружающие не поняли, что он имел в виду. А он сказал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы - да в собор». Так и было, только прошло больше ста лет. Прославление святого совершилось в июне 1999 года, его мощи были перенесены в Свято-Никольский храм Таганрога.

Торжества сопровождались многочисленными чудесами. Вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около часа. Потом в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой.

Блаженный Павел Таганрогский не был пустынником, не искал уединения, всю свою жизнь он провел среди людей и для людей. И после кончины он – по молитвам – продолжает помогать верующим.

Всего в 74 км от Ростова-на-Дону расположен г. Таганрог. Поэтому рядом с нами есть такое замечательное Святое место, где можно поклониться мощам Святого Павла Таганрогского.

Блаженный Павел (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 года в семье Черниговского дворянина. В Крещении назван в честь святого Павла Исповедника. Родители хотели обеспечить сыну образование и общественное положение, юноша же стремился ко спасению, богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам.

Уже в 25 лет Павел следует словам Господа: «вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси» (Лк. 18, 22), раздаёт часть своего имения, отпускает на волю крестьян. Затем, взяв благословение у отца, отправляется в своё заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.

Около 10 лет продлилась его странническая жизнь, затем он поселился в Таганроге, где, забыв дворянское происхождение начал говорить простонародным малороссийским наречием, и поселился в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил и душу, и тело от всего страстного и греховного. На нем явно почила благодать Божия: он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением речей и дел его, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о своём Небесном Отечестве. К нему стали приходить за советами и утешением. В преклонных летах он оставил тяжелые труды в порту, поселился в маленьком доме, где молился непрестанно Богу и служил людям.

Каждый день, с первым ударом церковного колокола, он отправлялся в Собор, молился за Литургией, поправлял лампады и вытирал святые иконы, для чего старец всегда носил с собою маленькую скамеечку и белое полотенце на плечах. Из храма блаженный Павел обычно шел на базар, увешанный двумя холщовыми сумками, с палкой в руках, где утешал, наставлял торгующих. Ночи он проводил в усердной, коленопреклоненной молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст - он учил всех приходящих к нему творить эту молитву, и без нее никогда никого не впускал к себе в келью.

Павел Павлович любил Храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он прививал любовь к церковным святыням, а народ нашел в блаженном великого, добродетельного и святого старца. Утвердившись в непорочной жизни по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильник на земле, сияющий добрыми делами, имея от Господа дар исцеления и прозорливости: люди шли к нему со своими скорбями, бедами, вопросами.

Приближаясь к концу земной жизни, блаженный более и более ослабевал силами телесными, но святая душа его по прежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах. Преставился блаженный Павел 10 марта 1879 г. Вечером был он крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Тайн от духовника - отца Дамиана, предал праведную душу Богу.

В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла желтоватая тень, после чего тело сделалось белым как снег. Все, видевшие знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую милость… Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым» и прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст»…

С момента его кончины не прекращается народное почитание Божия угодника, которое в последнее время возрастает. В дни памяти блаженного - великое множество верующих со всех концов России собирается к раке со святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет и часовня на старом, городском кладбище, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами, в его келии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления и утешение, помощь благодатная.

Прославление святого совершилось в воскресенье 7 (20) июня 1999 г., в Таганроге. Прославление ознаменовано многочисленными чудесами. Незадолго до отшествия ко Господу старец напевал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы - да в Собор».

Молитва святому блаженному Павлу Таганрогскому:

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей восшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесныя обители всели, идеже любве Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление. Молим тя, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему наступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обидимым защищение. И сподоби ны, угодниче Божий, молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и живот вечный унаследити, со всеми святыми, в безконечныя веки веков. Аминь.

Тропарь, глас четвёртый:

Отечества Небесного взыскуя, дом родителей твоих оставил еси. Тленное богатство мира презрев, обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестивого являя. Темже и ныне с верою приходящим к тебе во всяцех напастех помогаеши. Блаженне отче Павле, моли Христа Бога спастися душам нашим.

В интернете вы можете найти много информации о жизни Св. Павла Таганрогского, в том числе и здесь
http://krotov.info/history/19/56/pavel_tag.htm
http://prophecies.ru/prophet_pavel_taganrogsky.html

На старом кладбище, стоит часовня св. Павла Таганрогского, где ранее покоились его святые мощи - до их перенесения в Никольский храм. Паломники прикладываются к гробнице святого старца, набирают землицы с нее, после чего посещают Храм Всех Святых, находящийся здесь же, на кладбище. Этот храм известен чудотворными иконами, которые временами мироточат, известны и случаи чудесного свечения некоторых икон - Богородичных, святого мученика Пантелеимона.

Здесь же, недалеко от Храма- келья старца Павла, где можно прикоснуться к личным вещам святого, подержать в руках Псалтирь, которой пользовался св. Павел, набрать святой воды и посидеть на лавочке старца перед Святыми иконами.

23 марта - день памяти Святого Блаженного Павла Таганрогского.
Святой блаженный отче Павле, моли Бога о нас!

– один из самых почитаемых на Дону святых, живший в середине XIX века. Его святые мощи почивают в Никольском храме г. Таганрога и являются особо чтимой донской святыней. Блаженного Павла особо почитают также в Крыму и Севастополе, откуда паломники регулярно прибывают в Таганрог для молитвенного поклонения святому.

Святой праведный Павел Таганрогский

Святой Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792 года в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам.

В 25 лет, следуя словам Господа: «…вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси…» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.

Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке.

Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.

Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы.

Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою.

Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью.

Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.


Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца.

Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами.

Однажды к блаженному пришел нечестный торговец со слезами и спросил: «Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?» Блаженный Павел, утешая его, сказал: «Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?» - «Крал», отвечает тот. - «Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?» - «Нет, никогда не поминал». - «Ну вот добри люде помянуть». И ещё много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный.

Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: И со избранным избран будеши» (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.

Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, - блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват».

Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: «Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно», и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: «Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти»; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти. Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее.

Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може», и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897 году поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (Иеромонах Таганрогского Иерусалимского Александровского монастыря Дамиан (Касоти), эпитроп Гроба Господня. - 3, статья «Дамиан»).


Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, «шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду». Посетители содрогнулись и открыли все как было.

«Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей». Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, «пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте».

Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.

Преставился блаженный Павел 10 марта (ст.ст.) 1879 года . Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу.

В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.

В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: «Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?» И услышал голос с небес: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.

На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную . Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, - и блаженный учил, как этого достичь.


Двадцать лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами - умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келлию, а после его смерти - на могилу.

Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.

Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский ; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: «Здравствуй, столпе от земли до неба…», - сказал отец Иоанн, а Павел Павлович ответил: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток…».

От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему. Если придти на его могилу и помолиться, то всё, о чем просишь с верою, обязательно свершится, если просьба, впрочем, будет благочестивого свойства. Когда в 1892 году в городе началась холерная эпидемия, унесшая за короткое время 819 человек, горожане отслужили на могиле старца молебен, и холера сразу исчезла.

Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилась несколько часов. Придя в келлию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцелённой, о чём свидетельствовали и врачи. И это утвердило её веру в Бога и Его святого угодника.


Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым». И прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст». Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь - и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…».

Мария осталась в его келлии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их. Слова блаженного оказались пророческими.

С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время всё более и более возрастает.

В день памяти блаженного Павла - 10 (23) марта - великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келлии.

По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.

О нём писали и историк В.Я. Светлов, и историк П. П. Филевский, и даже А. П. Чехов упоминает о старце в рассказе «Ионыч». О его жизни лучше всего сказано в стихотворении, приводимом в книге Ефимова И. С. ««, изданной в Москве в 1911 году:


Трепещет сердце мое грешное,
Душа моя полна грехов.
Влечет мечта меня нездешняя
В древний город Таганрог.
Там старец Павел подвизался,
Дела спасения творил,
Гоненьям сильных подвергался,
Обиды разные сносил.
За то Господь его десницею
Своей великой осенил,
И за смирение сторицею
Великим даром наделил.
Как в книгах, душах прибегающих
Он мысли разные читал.
В недугах тяжких изнывающих
Святой молитвой исцелял.
Он наделял нагих одеждою,
Во бога алчущих кормил.
Он окрылял святой надеждою
Упавших, жаждущих поил.

Жил старец Павел на Депальдовском (ныне — Тургеневском) переулке, 88. Его отпевание совершил священник Шапошников в Николаевской церкви, а затем гроб за пять верст народ нёс на руках до самого кладбища. По свидетельству старожилов, заборы и крыши домов на улицах, по которым пролегал последний путь старца, были усеяны народом. Историк П. Филевский так писал на страницах местной печати в 1911 году:

«Он был великий сердцевидец. Он проникал в душу человека, понимал ее и потому мог влиять на нее. Он не говорил с толпой, не влиял на нее, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимал к сердцу то, чем болел его собеседник, и старался облегчить ему душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синякки, Голодаевки, Ростова, Черкасска…».


Келья блаженного Павла Таганрогского. Дворик

На могиле старца была построена пятикупольная часовня в 1995 г. Под крестом, перевитым терновым венцом, была надпись: «Здесь покоится прах Павла Павловича, целью жизни которого было облегчение страданий ближнего. Возлюбил он сирых, убогих, калек, недужных, нищих, слабых и несчастных и жизнь свою положил за них. Христос, Спаситель, Искупитель, возьми его в свою обитель».

В центре Таганрога, по переулку Тургеньевскому 82, недалеко от Свято-Никольского храма находится необыкновенный, наполовину вросший в землю домик. В народе его прозвали кельей старца Павла . Здесь больше половины жизни прожил святой блаженный Павел Таганрогский , слава о котором по воле Божией распространилась ещё при его жизни далеко за пределы провинциального городка. Здесь все так, как было при жизни подвижника: стены, иконы, глиняные горшки с песком для свечей, столы и лавки. Во дворе находится колодезь, который, по преданию, освещал праведный Иоанн Кронштадтский.

Сам Павел Таганрогский любил паломничать по монастырям и храмам России. И отовсюду, со всех источников он привозил воду и сливал в свой колодезь. Так что в колодце старца Павла вода не простая, а вода чудодейственная — силы иорданской.

Уже более 150-ти лет стены кельи принимают под свою крышу паломников с разных концов земли. Поначалу ехали к самому прозорливому старцу за духовным советом и наставлением. После же смерти подвижника народ, посещая келью, приобщается необыкновенного благодатного духа, который витает в небольшой, до бела выбеленной мазанке, насквозь пронизывая каждого с молитвой входящего в нее.

В момент посещения келии чувствуешь огромную духовную радость, которая пребывает по молитвам блаженного Павла, и создает ощущение красоты жизни дарованной Господом, а самое главное, единства с Богом.


Помните, что говорил преподобный Серафим Саровский: цель жизни человека-стяжание Духа Святого. Но ведь не обращаясь к Богу, как к источнику этого Духа мы не можем стяжать, т.е. чувствовать в себе, или точнее ощущать Дух Святой, а значит и самого Бога.

И вот, наконец то, для Его полного ощущения, или стяжания, мы должны очень много и долго молится дома, а главное в Православной Церкви, ибо без церкви нет спасения. В большинстве ощущения Божией Благодати бывают чаще всего на праздничных богослужениях. И православному христианину, чтобы ощутить Благодать Святого Духа, необходимо усердно, с чистым сердцем молиться.

Приходя же в келью блаженного Павла, буквально, едва переступив ее порог, бывает такое, что сам не заметишь как в твоей душе и теле, подобно утреннему солнечному зайчику играет радостным пением Благодать Божия. Сколько людей посетило этот островок правды и надежды для больных, сирых, убогих?

Скольким людям помог Господь по горячим молитвам и ходатайству блаженного Павла? Об этом знает только Он, прославивший своего верного подвижника за терпение, усердие и огромную к Нему любовь. Он, сохранивший для нас грешных не только память о том, у кого мы должны учится и брать пример, но и его келью, где по воле Божией уже на протяжении 120-ти лет после смерти Павла Таганрогского витает сладостный Дух правды и Царствия Божьего.


Тропарь, глас 4

Отечества Небеснаго взыскуя, / дом родителей твоих оставил еси. / Тленное богатство мира презрев, / обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестиваго являя. / Темже и ныне с верою приходящим к тебе / во всяцех напастех помогаеши. / Блаженне отче Павле, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

От Небеснаго Врача дар исцелений приим, / разрешаеши болезни наши телесныя и душевныя. / Божественныя благодати столпе от земли до Неба явился еси, / о блаженне Павле, моли Христа Бога спасти град и люди, тебе почитающия.

Величание

Ублажаем тя,/ святый блаженный отче Павле, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва 1-я


О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей возшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесные обители всели, идеже любви Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление.

Молимся тебе, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему заступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обиженным защищение. И сподоби ны угодниче Божий молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и жизнь вечную унаследити, со всеми святыми, в бесконечныя веки веков, аминь.

Молитва 2-я

О преблаженне угодниче Христов Павле, южных пределов страны нашея пред Господем заступниче! Ты еще во плоти сый, красная мира сего Христа ради ни во чтоже вменил еси, и на путь спасения люди словесы и деяньми наставлял еси. Был бо всем приходящим к тебе скорый помощник и молитвенник. И ныне в вышних Святей Троице предстоя, имаши сугубое дерзновение ко Владыце, освяти бо тя Господь Вышний яко Своего угодника. Блажен есть воистину град и место, на немже положено бысть честное тело твое. Сего ради молимся тебе: буди и нам помощник и заступник, избавляй нас от враг видимых и невидимых, такожде и всех, не токмо зде во граде Таганроге, но и всюду призывающи имя твое святое. Призри, преблаженне Павле, на нас многогрешных, ныне творящих память твою, и милостив буди нам, с верою притекающим к многоцелебным мощем твоим, яко да спасени будем твоими молитвами, и непрестанно славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.